Организация дидактических игр для обогащения и активизации словарного запаса прилагательных детей 4-5 лет
статья по развитию речи (средняя группа)

Базеева Елена Александровна

Рекомендации позволяют родителям и воспитателям дошкольных учреждений организовать различные дидактические игры по речевому развитию детей средней группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по организации дидактических игр для развития словаря прилагательных детей 4-5 лет.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей дошкольного возраста выступают дидактические игры. Дидактические игры повышают

интерес детей к речи, развивают сосредоточенность, обеспечивают лучшее усвоение речевого материала.

Дидактические игры должны стать неотъемлемой частью повседневной жизни ребенка 4-5 лет, стимулировать его двигательную и познавательную активность.

Для целенаправленной планомерной работы над развитием лексического запаса у детей средней группы выделяют следующие группы игр:

1.Игры, помогающие расширить объем словаря.

Чтобы словарь ребенка планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить его с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знания детьми слов следует сначала в понимании и затем в активной речи.

На первом этапе работы, посвященной ознакомлению детей с предметами целесообразно использовать методические приемы и дидактические упражнения:

· демонстрация предметов (изображений предметов) с одновременным их

названием;

· хоровое и индивидуальное проговаривание наименований предмета;

· неожиданное появление живого существа или предмета («Кто это? Что это?);

· неожиданное исчезновение живого существа или предмета («Кто исчез? Что исчезло?»;

· создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета;

· демонстрация действий предмета с их называнием;

· обследование взрослым предмета с называнием его качеств;

· рассматривание предмета, его изображения и ответы на вопросы об основных признаках этого предмета;

· обследование предмета ребенком по словесной инструкции взрослого;

· вычленение качеств предмета в сопоставлении с противоположным;

· рассматривание предметов (их изображений) с отсутствующими частями;

· раскрашивание контурных изображений предметов, называние предметов, их частей, признаков, цвета;

· дорисовывание недостающих частей предметов, их называние.

2.Игры, формирующие структуру значения слова.

С учетом сложной структуры значения слова работу по расширению словаря ребенка необходимо вести через уточнение признаков конкретного предмета. Кроме того, важно учить ребенка употреблению слова в различных контекстах, формируя понимание зависимости значения слова от речевой ситуации.

После предъявления ребенку незнакомых предметов (изображений) важно проводить их рассматривание, выделение деталей и качеств предметов: цвет, форма, величина, вкус, запах, температурные ощущения (горячее, холодное), качества поверхности предмета (колючее, гладкое, пушистое блестящее), местоположения (овощи растут на огороде, посуда нужна на кухне), функций (мебель служит для того, чтобы на ней сидеть, лежать, складывать вещи).

Ознакомление с наименованиями признаков способствуют дальнейшему обогащению словаря за счет овладения прилагательными цвета, формы (овальное, квадратное), веса (легкое, тяжелое), величины (маленький, огромный), вкуса (кислый, горький), запаха (душистый).

Благодаря такому рассмотрению вышеперечисленных особенностей предмета (внешний облик, детали, местоположение, функции) слово связывается в сознании ребенка с конкретным образом предмета. Это исключит возможность замены слова близким или далеким по смыслу.

Таким образом, выделяются следующие направления в работе по формированию структуры значения слов.

· Формирование представлений о конкретных особенностях предмета

·Формирование понятийного аспекта значения слова (т.е. обобщения существенных признаков предметов).

· Формирование умения употребления слова в зависимости от контекста

3.Игры, развивающие лексическую системность и семантические поля.

В процессе развития мышления и речи словарь ребенка не только увеличивается количественно, но и систематизируется в семантические поля.

От того, насколько у дошкольника сформированы семантические поля, т.е. насколько слова сгруппированы между собой по смыслу, зависит успешность употребления слов в устной речи, а также точность употребления слов. Таким образом, о достаточной сформированности семантических полей могут свидетельствовать наличие распределения лексики ребенка на смысловые группы и наличие крепких связей между выражающими родовидовые отношения словами (животные – дикие, домашние; дикие животные – лиса, волк, еж и т.д.; домашние животные – кот, собака, корова и т.д.).

Организация семантических полей и лексической системности осуществляется за счет укрепления родовых отношений между словами одного поля (развитие понятийного аспекта значения слова).

Таким образом, поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте и оказывает развивающее воздействие на речевое развитие и психику ребенка в целом, необходимо систематически использовать разнообразные дидактические игр во всех формах и направлениях работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке в средней группе

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 4-5 лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных организ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Обогащение и активизация словарного запаса детей на занятиях по лепке во второй младшей группе

В методической разработке представлен материал по обогащению и активизации словаря  у детей 3 - 4  лет на занятиях по лепке. Данный материал адресован воспитателям дошкольных образовательных...

Развивающие приемы обогащения и активизации словарного запаса детей старшего дошкольного возраста

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.Словарная работа тесно св...

Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн

Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общеп...

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн".

Консультация для родителей на тему: "Активизация словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с применением дидактического метода синквейн"....

«Обогащение и активизация словарного запаса у старших дошкольников в рамках тематической недели «Транспорт"

Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольномучреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всехнаправлениях жизнедеятельности детского са...