Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Таня и мяч» (Технология ТРИЗ)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
Презентация "Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Таня и мяч» (Технология ТРИЗ)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasha_tanya.pptx | 2.45 МБ |
tanya_i_myach.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание организованной деятельности детей
Этап 1. « Определение состава картины ». Игра «Смотрю на картину, и называю объекты».
А сейчас играем в игру
Этап 2. « Установление взаимосвязей между объектами на картине ». Игра «Один объект связан с другим». Смотрим и находим два объекта на картине, которые связаны между собой. Почему, ты, так решил?
Этап 3. « Составление метафор по картине » Игра «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»
Этап 4. « Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств » Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений. Игра «Что я слышу»
Игра «Когда я трогаю руками»
Игра «Здесь пахнет»
Этап 5. « Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины ». Игра « Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку »
Этап 6. « Определение местонахождения объектов на картине » Игра ДА - НЕТ Двухмерное пространство
Трехмерное пространство Игра «Я превращаюсь в объект на картине». Ребенок составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов.
Этап 7. « Составление рассказов от лица разных объектов » Игра «Я превращаюсь в объект на картине»
Этап 8. « Преобразование объектов во времени» Игра « Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»
Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Дети учатся озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Ребенок выбирает пословицу, которая может быть названием картины
Итоговая беседа « Составление детьми творческих рассказов по картине»
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательного мероприятия
Название образовательного мероприятия | «Игровой тренинг» | ||||||||||||||||||||||||||
Возраст детей | 5-7 лет | ||||||||||||||||||||||||||
Тема | Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Таня и мяч» (Технология ТРИЗ) | ||||||||||||||||||||||||||
Задачи реализации | Цель: закреплять знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине; мотивировать детей на составление собственного рассказа по картине. Задачи: - определение объектов на картине; - установление взаимосвязей между объектами на картине; - составление загадок и метафор по картине; - представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств; - составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины; - определение местонахождения объектов на картине; - составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения; - описание объекта с изменением его характеристики во времени; - понятие о смысловых характеристиках картины; - создать детям условия для использования и применения знаний и умений, полученных в ходе игровых тренингов для составления своих рассказов. | ||||||||||||||||||||||||||
Материалы и оборудование | Проектор, компьютер, презентация «Составление творческих рассказов по картине», доска, мел, труба «подзорная» по количеству детей, цветок «Ромашка мудрости» (листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы как знакомые, так и не знакомые детям). | ||||||||||||||||||||||||||
Предварительная работа | Картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте в течение двух недель; игровые тренинги проводятся по этапам со всей группой или подгруппой в течение двух недель. | ||||||||||||||||||||||||||
Место проведения | Класс | ||||||||||||||||||||||||||
Ход реализации образовательного мероприятия | (Воспитатель показывает 2 слайд) - Ребята, у нас в гостях картина. Посмотрите на нее. (Показывает 4 слайд. На слайде эмблема этапа) - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. «Смотрю на картину и называю объекты» - Что такое объект? (Ответы детей) - Правильно. Объект-это предмет, живое существо, явление природы. (Воспитатель показывает 5 слайд. На слайде картина) - Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим, что мы на ней видим. (Дети называют объекты). (Воспитатель показывает 7 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Один объект связан с другим. (Воспитатель показывает 8 слайд. На слайде картина) - Давайте возьмем подзорную трубу (имитация руками) и перечислим объекты, которые связаны между собой. (Дети называют объекты и говорят, что один объект связан с другим, потому что …) и т.д. (Воспитатель показывает 9 слайд. На слайде эмблема этапа) - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Составление метафор и загадок по картине. -Что такое метафора? (Ответы детей) - Правильно. (Просто сказать-это красиво говорить. Метафора-королева красивой речи, метафора- это перенесение свойств одного объекта на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов). Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор. - Выбор объекта на картине - Выбор модели метафоры - Подбор характеристик - Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу. (Воспитатель записывает все ответы детей на доске) Модель работы с метафорами 1.Выбираем объект 2.Какой? (подбор прилагательных) 3.Действие 4. Место 5.На какой объект похож Придумываем метафоры.
При совместном составлении метафор речевую фразу произносит воспитатель, а дети повторяют. Метафора: резиновый колобок катится в воду; разноцветный клубок падает в воду. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок. - Выбор объекта на картине - Выбор модели загадок - Подбор характеристик и сравнение с другими объектами - Выбор наиболее удачных сравнений - Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «а не», «но не». При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети повторяют. (Воспитатель записывает все ответы детей на доске) Придумываем загадки. Мяч
Загадка Что это? Круглый, а не арбуз. Резиновый, а не колесо. Желтый, а не солнце (Мяч) Собака
Загадка Охраняет, но не сторож. Кусает, но не комар. В дом не пускает, но не замок. (Собака) (Воспитатель показывает 10 слайд. На слайде эмблема этапа) - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Будем «путешествовать» по картине. (Воспитатель показывает 11 слайд. На слайде картина) - Дети, играем в игру «Что я слышу» (дети составляют речевую зарисовку). (Воспитатель показывает 12 слайд. На слайде эмблема этапа) - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. (Воспитатель показывает 13 слайд. На слайде картина) - Дети, играем в игру «Когда я трогаю руками» (дети составляют речевую зарисовку). (Воспитатель показывает 14 слайд. На слайде эмблема этапа) - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. -Дети, играем в игру «Здесь пахнет» (дети составляют речевую зарисовку). (Воспитатель показывает 15 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Составляем рифмы. (Воспитатель показывает 16 слайд. На слайде картина) Педагог активизирует речь детей с помощью рифмующихся слов. Подбираем рифмы к названиям объектов на картине и составляем с ними рифмованные тексты. Мяч-вскачь; мячик-зайчик; мяч ты куда помчался вскачь; девочка, не плачь не утонет в речке мяч; жила-была; бантик-фантик; на голове у девочки бантик-он похож на фантик; пес-нос; ре-ре-ре кукла у нее в руке; пес у него мокрый нос; щенок бегал, прыгал и скакал- и даже мячик он спасал; да-да-да в речке синяя вода, гу-гу-гу мяч лежит на берегу; мяч-циркач; прыгал мяч, как циркач. (Воспитатель показывает 17 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Будем «путешествовать» по картине. - Дети, играем в игру «ДА – НЕТ» (двухмерное пространство) Для 2-х мерного пространства дети работают со словами: центральная часть, левая-правая, нижняя-верхняя части картины; правый-левый, нижний-верхний углы картины. (Воспитатель показывает 18 слайд. На слайде картина) Педагог задает вопросы? (Ответы детей) (Воспитатель показывает 19 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Будем «путешествовать» по картине. - Дети, играем в игру «В кинотеатре 3D» (трехмерное пространство). Для 3-х мерного пространства вводим слова: ближе-дальше, около, между, впереди-сзади, за, перед, после. (Воспитатель показывает 20 слайд. На слайде картина) Игра «Я превращаюсь в объект на картине». Ребенок составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов. (Воспитатель показывает 21 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Игра «Я превращаюсь в объект на картине». (Воспитатель показывает 22 слайд. На слайде картина) Дети составляют рассказы от лица разных объектов. (Воспитатель показывает 23 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. Игра «Что было-что будет» Что будет: утро, лето, день, мяч лежит на берегу, купили мяч, было (будет), до того (после того), раньше (позже), щенок прыгнул в воду (будет тонуть, ударит лапой по мячу), девочка радуется (будет грустить, плакать), тишина (шум, крик чаек, лай собаки), девочка плачет( успокоится, перестанет плакать, будет плакать еще сильнее), девочка плачет громко (будет плакать еще громче), щенок молчал (будет лаять, тявкать). (Воспитатель показывает 25 слайд. На слайде эмблема этапа). - Что обозначает эмблема? (Ответы детей) - Правильно. У каждой картины есть главный смысл. - Какой главный смысл у нашей картины? (ответы детей) Воспитатель добавляет: Девочка не плачь, не утонет в речке мяч. Гляди в оба, да не разбей лоба. Век живи-век учись (рассуждают). Игра «Найди самое удачное название картины». (Дети придумывают название для картины). Составление детьми творческих рассказов. | ||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия деятельности | - Чем мы сегодня занимались? - Что вам понравилось больше всего? - Что получилось? - Что не получилось? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: Рассматривание картины И.Э. Грабаря "Розовая весна" С использованием интерактивных технологий.
Знакомство детей с творчеством художников....
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младшей группе. Тем
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по реализации образовательной области физического развития с использованием технологии Триз в первой младш...
Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста при работе с сюжетными картинами»
Ребёнок на фланелеграфе выделяет наглядно разные детали картины и поэтапно рассказывае, составляет рассказ....
Составление детьми детьми старшего дошкольного возраста описательных рассказов по портретам и натюрмортам
презентация с пошаговой инструкцией как работать по схемам, и составлять рассказы....
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их....
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизир...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Таня и мяч» (Технология ТРИЗ)
Цель: закреплять знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине; мотивировать детей на составление собственного рассказа по картине. ...
- Мне нравится (1)