Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
тренажёр (старшая группа)
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ.
Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их. Находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине. Составление сравнений, загадок и метафор. Формирование представлений возможных ощущений с помощью разных органов чувств. Подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты. Пространственная ориентировка на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия). Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера. Составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени. Находить и объяснять смысловое содержание картины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vot_tak.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине «Вот так покатался!» используя технологию ТРИЗ
Цель. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Вот так покатался!» методами ТРИЗ.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Задачи:
- Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их. - Находить взаимосвязь объектов, изображенных на картине. - Составление сравнений, загадок и метафор по картине. - Формирование представлений возможных ощущений с помощью разных органов чувств. - Подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты. - Пространственная ориентировка на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия). - Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера. - Составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени. - Находить и объяснять смысловое содержание картины.
Материал. Картина «Вот так покатался!». «Чудесная» коробочка, снег; труба «подзорная» по количеству детей. Цветок «Ромашка мудрости» (листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы как знакомые, так и не знакомые детям). Планируемые результаты: умеет поддерживать беседу; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении поставленных перед ним задач; проявляет положительные эмоции (интерес, восторг, восхищение); умеет составлять творческие рассказы по картине (усвоение обобщенных способов составления рассказов по любым сюжетным картинкам). Предварительная работа: картина приносится в группу заранее, находится на уровне глаз детей в специально отведенном месте в течение двух недель. Подготовительная работа: проводится по этапам и выглядит как система игр со всей группой или подгруппами детей в течение двух недель. В пятницу, к концу 2-й недели, рекомендуется итоговая беседа со всей группой детей. Игры с сюжетной картиной не обязательно растягивать на две недели. Можно проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов.
Содержание организованной деятельности детей
Этап 1. «Определение состава картины».
- Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка); активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).
Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины. – Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). – Моделирование объектов. – Группировка по заданному признаку. – Обобщение перечисленных объектов. – Рефлексия. Этот этап важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названий. Мотивация. - Ребята, сегодня я хочу вам показать очень необычную, даже волшебную картину. Почему она необычная, а потому что она умеет говорить. Не верите? Скоро сами в этом убедитесь. – Давайте мы теперь эту картину внимательно рассмотрим издалека, а для этого у меня есть «волшебная подзорная труба». Каждый из вас через трубу может увидеть объект, живое существо или явление.
Игра «Смотрю на картину, и называю объекты».
Предварительно воспитатель составляет тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение «земля - небо», «пол - потолок». Темп работы должен быть быстрым, воспитатель энергично и оперативно производит моделирование названных объектов. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».
А сейчас играем в игру «Кто самый внимательный». Смотрим в «подзорную трубу», находим объект и называем часть этого объекта. Эта игра проводится с целью более полного выделения частей объектов.
Этап 2. «Установление взаимосвязей между объектами на картине». Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине : - Выделение двух объектов на картине. – Обоснование связей между ними. – Обощение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. – Рефлексия. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне. - Физических связей (касание, давление…). - Эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит). - Родственных связей (брат – сестра, мама – дети…) и др.
Игра «Один объект связан с другим». Смотрим в трубу и находим два объекта на картине, которые связаны между собой. Почему, ты, так решил?
Модель таких рассказов: 1. утверждение, что с чем связано; 2. Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых…, потому что»; «во-вторых…, потому что», «в третьих,…» и т.п.; 3. Вывод-подтверждение. После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа – рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: «Объекты на картине связаны, важно доказать это».
Этап 3. «Составление сравнений, загадок и метафор по картине». Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор, сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор. – Выбор объекта на картине. – Выбор модели метафоры. – Подбор характеристик. – Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу. При совместном составлении метафор речевую фразу произносит воспитатель, а дети повторяют.
Игра «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов». Придумываем метафоры. Модель работы с метафорами. 1. Выбираем объект. 2. Действие 3. Место 4.На какой объект похож. Примеры: Что? - снег. Что делает? - лежит. Где находится? - на земле. На что похож снег? - сахарная вата. Составляем метафору «Сахарная вата лежит на земле». Что? - горка. Что делает? - стоит. Где находится? - посреди двора. На что похожа горка? - ледовый дворец. Составляем метафору «Ледовый дворец стоит посреди двора». Что? - зима. Что делает? - прискакала, пришла. Где находится? - на улице. На что похожа зима? - белый всадник. Составляем метафору «Белый всадник прискакал на улицу». Что? - деревья. Что делают? - стоят в снегу. Где находятся? - около домов. На что похожи деревья? - на принцесс. Составляем метафору «Принцессы около домов стоят в снегу». Кто? - собака. Что делает? - бегает, лает. Где находится? - рядом с мальчиком, около мальчика. На что похожа собака? - на рыжий клубок шерсти. Составляем метафору «Рыжий клубок шерсти бегает и лает около мальчика».
Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок. - Выбор объекта на картине. - Выбор модели загадок. - Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. - Выбор наиболее удачных сравнений. - Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не», «нет а». При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети повторяют. Придумываем загадки. Модель работы с загадками с помощью речевых оборотов «нет а». 1. Выбираем объект. 2. Подбор характеристик (какая). Время (когда?) 4.Подбор противоположных характеристик (какая?). Время (когда?) 1.Печь. 2.Теплая зимой / холодная летом. Составляем загадку: «Зимой нет ее теплее, а летом нет холоднее». 1.Горка. 2. Зимой ледяная/ летом ее нет. Составляем загадку: «Летом ее нет, а зимой она ледяная. Модель работы с загадками с помощью речевых оборотов «но не». 1. Выбираем объект. 2. Время 3. Действие 4. Подбор характеристик. 1.Снег 2.Зима 3. Падает. 4. Но не камень. Составляем загадку: «Зимой падает, но не камень». Этап 4. «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств». Цель: на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание). Для создания речевых зарисовок с детьми на основе возможного восприятия объекта через разные органы чувств педагог должен уточнить, какие признаки объектов могут быть «считаны» разными анализаторами человека (пять органов чувств: нос, ухо, язык, рука, глаз). При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине, так и предполагаемых за ее пределами. Воспитатель обращает внимание детей на «чудесную» коробочку, в которой находится снег (коробочка закрыта, но есть окошечко). – Ребята, давайте, на ощупь определим, что находится в коробочке. Дети определяют (ребенок дает ответ и подтверждение «я считаю, что это …, потому что …»). Воспитатель достает тарелку со снегом и побуждает детей к описанию возможных ощущений с помощью анализаторов, исходящих от объекта (снега). Игра «Чем пахнет снег» (нюхают снег). Речевая зарисовка: «Снег пахнет зимой, морозом, свежестью и т.д.». Игра «Что я слышу» (воспитатель мнет снег). Речевая зарисовка: «Я слышу хруст, шуршание», «Я слышу, как хрустит, шуршит снег». Игра «Когда я трогаю руками». Речевая зарисовка: «Когда, трогаю руками снег, я чувствую холод, ощущаю воду». Воспитатель обращает внимание детей на картину и предлагает «войти в картину». Для эффективной работы с детьми используется прием «вхождения в картину». Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Рекомендуется начинать речевую зарисовку с фраз: «Я слышу как…», «Когда я трогаю руками…», «Здесь пахнет…» и др. Дети могут описывать ощущения от лица, как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Педагог побуждает детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины. Этап 5. «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины». Цель: подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты. Педагог активизирует речь детей с помощью рифмующихся слов. Игра «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку». Например: Дом - под моим окном. Ры - ры - ры – ребята катятся с горы. Вот пес у него холодный нос. Ра – ра – ра – веселится детвора. Белым – бело. Девочки – мальчики. Этап 6. «Определение местонахождения объектов на картине». Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия). «У каждого объекта есть свое место на картине». Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства. Центральная часть; левая − правая; нижняя − верхняя части картины. Правый − левый; верхний − нижний углы картины. Ближе - дальше. Впереди − сзади, около, между, за, перед, после, в глубине. Игра «Да − нет» на плоскости. Педагог загадывает объекты на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение. Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное суждение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости. Игра «Я превращаюсь в объект на картине». Ребенок составляет рассказ – описание своего местонахождения относительно других объектов. Этап 7. «Составление рассказов от лица разных объектов ». Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения. Учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине. Учить озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу). Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта. Алгоритм мыслительных действий: - Выбрать объект (героя) на картине. – Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. – Войти в образ героя. – Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. – Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины.
Перевоплощение ребенка в объект на картине. Ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-нибудь черту его характера. Возможные эмоциональные состояния и настроение героев:
1. грустный− веселый; спокойный− возбужденный; сытый− голодный; здоровый - больной…;
- разнообразные свойства характера: добрый− злой; трудолюбивый− ленивый; вежливый− грубый; умный− глупый…;
- признаки проявления эмоционального состояния:
веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…)
грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)
больной (раздражается, ворчит, требует повышенного внимания, жалуется на свое здоровье…)
Игра «Я превращаюсь в мальчика, который упал». Например, Эмоциональные состояния и настроение героев: я грустный, я веселый. Признаки проявления эмоционального состояния: я (вздыхаю, плакал, огорчен). Я (улыбаюсь, радуюсь, смеялся). Разнообразные свойства характера: я добрый, ленивый, трудолюбивый, вежливый. Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза собаки) или места происходящего (я - горка, с которой катаются). От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый – злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…). Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я – тот – то…», потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить выход из проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.
Этап 8. «Преобразование объектов во времени»
Цель:
- учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени; учить детей озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»;
- активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна — осень; раньше — позже; до того — после того...).
Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени:
- Выбери объект, определи его состояние в настоящее время. - Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий. - Составить рассказ - фантазию о прошлом (будущем) объекта. - Назвать рассказ. Игра «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Примеры: Зима, вечер, день, солнышко яркое, солнышко неяркое, день длинный, листья на деревьях (что было раньше?). Зима, вечер, дни теплые, листья на деревьях (что будет потом?).
Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла, изображенного на картине; учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; учить детей озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».
Алгоритм мыслительных действий. - Выбор пословицы или поговорки. - Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. - Объяснение – рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. - Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.
Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.
Игра «Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые, так и не знакомые детям. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми.) Примеры: «Друзья познаются в беде», «Друг в беде не бросит», «Нет друга – ищи, а нашел – береги». Следующая игра «Найди самое удачное название картины». Дети учатся озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Ребенок выбирает пословицу, которая может быть названием картины. Педагог уточняет, что рассказ состоит из предложений, связанных между собой по смыслу. У рассказа есть название. Дети выбирают пословицу, которая может быть названием их рассказа. Каждый ребенок составляет целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы от своего имени или от имени какого-либо объекта на картине.
Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине».
Цель: закрепить занятия, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине.
Накануне занятия воспитатель сообщает детям, что завтра картина, которая «гостила» две недели в группе, будет прощаться с ними. Вначале, детям предлагается рассказать в, какие игры с картиной они играли. Воспитатель предлагает детям в качестве подарка картине составить свои рассказы.
Воспитатель заранее составляет и записывает собственный творческий рассказ по картине. Это может быть стихотворная поэма или рассказ-рассуждение, размышление. По времени рассказ не должен превышать 2 – 3 мин.
Пример. Рассказ воспитателя.
«Друзья познаются в беде». Как вставало солнышко неяркое. Становились дни короткими. Улетели птицы в теплые края. Запасались звери надолго. Деревья сбросили свои разноцветные платья. А от синих гор, ледовитых морей приближался всадник белый зимушка – зима. Холодно стало. Выпал снег. Кругом сахарная вата, как скатерть бела, всю землю одела. В каждом доме топят печь. Потому что зимой нет ее теплее, а летом холоднее. А мальчишкам и девчонкам дома не сидится. Они на улицу бегу веселиться. Ры – ры – ры ребята катятся с горы. Ра – ра – ра веселится детвора. Только мне сегодня не везет. Вот свернули санки, и я упал на бок. Все лицо и руки залепил мне снег. Надо мной смеется куча детворы. Я лежу и плачу. Никто мне не помог. Сашка друг мой лучший тоже не помог. А вот друг мой верный, любимый мой Палкан прибежал меня поднимать. Тает снег на щеках и течет вода. Рыжий клубок шерсти бегает и лает вокруг меня. Облизал мне шею, руки и лицо. Тепло мне стало, и мы пошли домой. Шел домой и думал, о том, что друзья познаются в беде.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Обучение детей старшего дошкольного возраста творческому рассказыванию по картинам"
Консультация для воспитателей...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Солеварение
Мы живём в старинном русском городе Старая Русса. У города своия история, свои легенды и есть даже свой герб . На гербе изображено основное занятие рушан в прошлом- солеварение....
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию целостной картины мира «Профессии»
Цель: Расширение и активизация словаря по теме.Задачи: 1. Подбор прилагательных к существительным....
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с применением сюжетных картин
Данный материал могут использовать в работе как учителя-логопеды, так и воспитатели общеобразовательных групп ДОУ, работающие со старшими дошкольниками. Систематизированы исследования по проблеме обуч...
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка"
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Рассматривание картины В. Васнецова "Аленушка". Учить детей рассматривать сюжетную картину. Формировать...
Составление детьми старшего дошкольного возраста творческих рассказов по сюжетной картине И.И. Левитана «Золотая осень» с использованием методов ТРИЗ-технологии».
Обучение детей составлению творческих рассказов по картине «Золотая осень» методами ТРИЗ. Формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их....
- Мне нравится (1)