Дидактические и пальчиковые игры на тему "Моя Родина - Россия"
картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Подборка дидактических игр, пальчиковых игр и физкультминуток, стихотворений для заучивания к проекту "Моя Родина - Россия"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_moya_rodina-rossiya.docx | 26.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры по теме «Моя Родина — Россия»
«Моя Родина»
Цель: закрепить знания детей о том в какой стране они живут, как называются люди, населяющие эту страну, закрепить знания детей о природных богатствах России. Учить внимательно слушать первые три строки четверостишия и договаривать последнюю строчку: («Это Родина моя»), подбирать слова, характеризующие Россию (красивая, бескрайняя, богатая, могучая, сильная).
Ход игры: воспитатель зачитывает первые три строки четверостишия, а дети договаривают последнюю строчку «Это Родина моя».
Реки чьи глубоки, чисты
И красивы берега?
Отвечайте без запинки —
(Это Родина моя!)
Горы снежные вершины
Прячут ввысь за облака.
Что за чудная картина?
(Это Родина моя!)
Где поля и степь без края,
На цветах блестит роса,
Песни птиц, жужжанье шмеля?
(Это Родина моя!)
Лес, как царство Берендея,
В нём живут медведь, лиса,
А в тайге есть даже тигры.
(Это Родина моя!)
Где на севере морозном
Льдом сверкают берега.
А на юге — море, солнце.
(Это Родина моя!)
«Что рассказывает карта»
Цель: закрепить умения детей «читать» карту, знания детей о значении каждого цвета на карте (синий — море, зелёный — леса и т.д.)
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрацию с изображением моря, леса, гор, пустыни и просит показать, как они обозначены на карте.
«Расскажи гостям о столице нашей Родины и её достопримечательностях»
Цель: закрепить знания детей о главном городе столицы России — Москва, уточнить знания детей о том, что такое столица, о достопримечательностях Красной площади. Учить определять на иллюстрации местоположение сооружений относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Формировать в детях уважительное и доброжелательное отношение к гостям России.
Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что в Россию приезжает много гостей из других стран. Предлагает стать гидом и рассказать гостям о Москве (родном городе, селе), России и её достижениях.
«Отбери картинку»
Цель: закрепить знания детей о президенте России, формировать умение детей находить среди руководителей других стран президента России, называть его фамилию и имя, учить детей подбирать слова-действия к ответу на вопрос «Что делает президент России?».
Ход игры: воспитатель рассказывает: «В детском саду есть заведующая, в школе — директор, у папы и мамы на работе — начальники. В каждой стране есть свой самый главный человек, который руководит ею. В одних странах — это король, в других — королева, а в третьих — султан. Но в большинстве стран сегодня главным человеком является президент. Вот и у нас в России свой Президент. А теперь посмотри на картинки и скажи, где тут король, где царь, где султан, а где президент. Назови его имя, фамилию. Расскажи, что делает президент для России.
«Сложи из букв название нашей страны»
Цель: закрепить знание детей о названии нашей Родины, формирование первичных представлений о Родине, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Ход игры: воспитатель показывает картинку и рассказывает детям: «Ребята идут на праздник. В руках у них флажки с буквами, из которых должно получиться название нашей Родины. Помоги ребятам составить это слово из букв — Россия».
«Раскрась российский флаг»
Цель: закрепить знания детей о расположении последовательности цвета на российском флаге, умение находить российский флаг среди флагов других стран. Развивать зрительное восприятие. Закреплять навыки количественного счёта.
Ход: воспитатель предлагает ребятам рассмотреть флаги разных стран, выбрать раскраску и раскрасить флаг России.
«Найди и покажи флаг России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — флаге, знания детей о том, что обозначают три цвета. Развивать умение находить российский флаг среди флагов других стран. Учить детей рассказывать о значении каждого цвета флага. Развивать речевое творчество. Обогащать активный словарь детей.
Ход игры: воспитатель показывает детям флаги нескольких стран и просит детей найти и показать среди них российский флаг. Воспитатель просит рассказать что обозначают каждый цвет флага. Белый цвет — это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает. Синий цвет — это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей. Красный цвет — цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
«Угадай, кому какая вещь принадлежит»
Цель: учить детей находить элементы одежды и других предметов к национальным костюмам народов России. Развивать внимание.
Ход игры: детям предлагаются куклы в национальных костюмах и карточки с изображением вещей, предлагает ребёнку угадать, кому какая вещь принадлежит.
«Покажи птицу, которая изображена на гербе России»
Цель: закрепить знания детей о государственном символе России — герб, флаг, учить детей находить птицу, которая изображена на гербе России.
История возникновения: Однажды (это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому из них быть на гербе России. Первой выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы, белки, живём почти во всех лесах этой страны. Мне и быть на гербе!». Звери и птицы засмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон какая маленькая, а Россия такая большая. Куда уж тебе!». Тут вперёд вышел огромный бурый медведь: «Ну мне-то вы не скажете, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живёте и ничего кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц — орёл с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!». Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орёл, а его изображение появилось на гербе.
«Народы России»
Цель: закрепить знания детей о том, что Россия — страна многонациональная, воспитать в них чувство уважения к особенностям жизни людей других национальностей, закрепить знания детей о национальностях России, чем они отличаются друг от друга (цветом кожи, формой глаз, обычаями). Знать и называть несколько национальностей России. Учить детей описывать национальный костюм народов России. Развивать речевое творчество.
Ход игры: воспитатель читает детям стихотворение «А у нас в стране…» и просит детей выбрать и показать национальность, которую услышал в стихотворении. Описать его национальный костюм. Также воспитатель просит детей рассказать, чем отличаются люди разных национальностей.
А у нас в стране живут
Русский, коми и якут,
И нанаец, и мордвин,
И калмык, и осетин,
И тувинец, и бурят —
Все они дружить хотят!
Кабардинец и чуваш,
В хоровод вставайте наш!
Адыгеец и хакас,
Вместе пустимся мы в пляс!
И татарин, и башкир —
Все за счастье, все за мир!
Пальчиковые игры по теме «Россия»
«Моя страна»
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперёд прямые ладони)
Вот российская земля. (поочерёдно соединяют одноимённые пальцы рук)
Есть леса тут и озёра,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
«Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (показать «дубок» — растёт от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю —
Всех я вас приветствую! (обнимаются)
«В День единства будем рядом»
В День единства будем рядом, (сжимать и разжимать кулачки)
Будем вместе навсегда, (соединить руки в «рукопожатии»)
Все народности России
В дальних сёлах, городах!
Вместе жить, работать, строить, (поочерёдно загибать пальчики правой руки, начиная с большого)
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить, (поочерёдно загибать пальчики левой руки, начиная с большого) Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать, (указательными пальчиками «погрозить»)
Чтобы счастьем жизнь наполнить, (сжимать и разжимать кулачки)
Чтоб под мирным небом спать! (соединить руки в «рукопожатии»)
Массаж пальцев рук «Народы России»
Живут в России разные народы
С давних пор,
Одним — тайга по нраву,
Другим — родной простор.
У каждого народа язык свой и наряд (руки вперёд, пальцы соединить)
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один — рыбак с рожденья, (ладони имитируют плаванье рыбки)
Другой — оленевод (пальцы расставлены в стороны, руки перекрещены над головой)
Один кумыс готовит, (круговое поглаживание живота рукой)
Другой готовит мёд. (тыльной стороной ладони вытирают рот)
Одним милее осень (руки опускают сверху вниз, потряхивая кистями)
Другим — милей весна. (приседают, поглаживают «траву»)
А Родина — Россия («Домик»)
У нас у всех одна. (берутся за руки)
Физкультминутки и гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз «Российский флаг»
Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)
Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)
Белый — мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)
Синий — верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)
Красный — мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)
Вот цвета родного флага! (поморгать глазами)
Физкультминутка «Родина»
Нет на свете Родины красивей — (шагают на месте)
Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)
Вот она, по имени Россия,
От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)
Физкультминутка «Наша Родина — Россия»
В нашей стране горы высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы — ребята вот такие! (показываем большой палец)
Стихи о России для детей.
Родные просторы.
Обойди хоть всю планету
Но страны прекрасней нету!
У неё во всём успех,
Ведь Россия больше всех!
Велики её просторы.
В ней леса, поля и горы.
В ней озёр и рек не счесть
И в земле богатства есть!
Только главное богатство
У России — это братство!
В ней любой её народ
Как в одной семье живёт!
Где все ценятся в работе.
Где любовь и мир в почёте.
Где всегда тепло и кров
И защита от врагов!
А в истории немало
Прочь Россия прогоняла
С золотых своих полей
Всех непрошенных гостей,
Да завистливых соседей.
Ведь не зря страной медведей
Нашу Родину зовут
И в тайгу к нам не идут.
А дружить страна готова.
С тем, кто с миром,
С добрым словом,
С чистым сердцем к нам спешит,
Дружбой с нами дорожит.
Тем и славится Россия,
Что своей огромной силой
Мир и правду бережёт
И на помощь всем идёт.
Нас не зря земля учила:
Мир и братство — наша сила!
И пусть знает целый свет,
Что страны прекрасней нет! (С. Тетерин)
Москва.
Ты не сможешь никогда
Перечислить города
Малые, большие —
Все, что есть в России!
А вот знать столицу —
Очень пригодится!
Заучи, как дважды два —
Главный город наш — Москва!
Здесь, в столице, весь народ
Любит ездить на метро:
Это современные
Поезда подземные.
Мчат они без светофоров
По подземным коридорам,
Чтоб могли добраться вы
В точку каждую Москвы. (С. Тетерин)
Юг России.
У России (случайно так сделалось)
Есть и Чёрное море, и Белое!
Но в одном вечно плавают льды,
У другого — повсюду сады.
И не знают они друг о друге:
То — на севере, это — на юге!
Хоть Россия — большая страна,
Всё же северная она!
Но и север когда-то кончается.
Где же юг у неё начинается?
Если ехать на поезде нам
И смотреть на страну из окна —
Всё в начале покрыто лесами,
Дальше лес вперемешку с полями,
Вскоре вовсе его не видать,
А вокруг только ровная гладь
И полей золотые узоры.
Это юг наш! Степные просторы! (С. Тетерин)
Гимн России.
Когда я слышу гимн России
То сердце начинает биться
И рвётся из груди, как птица.
В простор небес высокий, синий.
Я гордость, радость ощущаю,
Что я живу в такой стране,
Что краше нет на свете края,
Душа пылает, как в огне!
Гимн славит Родины просторы.
Гимн славит мой родной народ,
Поля, леса, моря и горы.
Гимн нас к свершениям зовёт!
Белая полоска — белая берёзка!
Русская душа — чиста и хороша!
Полоска голубая — светлая родная!
Это воздух и вода — жизни вечная среда!
А красная полоска — то сердца отголоски —
Вера, Преданность и Честь,
Память, Мужество и Верность —
Это всё в России есть! (О. Богданова)
Родина.
Родина — слово большое-большое,
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес.
В нём умещается ровно полмира,
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котёнок и я. (Т. Бокова)
«Родина»
Вешняя, бодрая,
Вечная, добрая,
Трактором вспахана
Счастьем засеяна —
Вся на глазах она
С юга до севера!
Родина милая,
Родина русая,
Мирная-мирная
Русская-русская. (В. Семернин)
«Родная земля!»
Холмы, перелески,
Луга и поля —
Родная, зелёная
Наша земля.
Земля, где я сделал
Свой первый шажок,
Где вышел когда-то
К развилке дорог.
И понял, что это
Раздолье полей —
Частица великой
Отчизны моей. (Г. Ладонщиков)
Сценарий викторины «Что я знаю о России»
В: Шар большой, на нём страна,
Город в ней, а в нём дома.
Дом на улочке одной,
Неприметный, небольшой.
Этот дом, страна, земля —
Это Родина моя!
Дети, что такое Родина? (Место, где мы родились; наш город, наша страна)
Как называется наша страна? (Россия)
В: Правильно. Дети посмотрите внимательно на карту России. Кто из вас может показать границы нашей страны? Педагог предлагает двум-трём детям обвести границы России по карте. — Россия — наша Родина.
Почему мы зовём её Отечеством? (Потому что здесь жили наши отцы и деды)
Почему мы называем её Родиной? (Потому что мы здесь родились)
В: правильно, на этой земле жили наши отцы, деды и прадеды, будут жить ваши дети. Родиной зовём её потому, что эта земля для нас родная, мы тут родились, тут наша родня, наши корни, мы говорим на родном языке. И всё вокруг родное и дорого нам.
А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру-викторину. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия — Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды «Богатыри», «Матрёшки».
В: наша игра будет состоять из 5 этапов. За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведём итоги.
Сначала давайте представимся и поприветствуем друг друга.
«Богатыри»
Мы отважны и сильны,
Нас зовут богатыри.
Победим мы быстро всех,
Впереди нас ждёт успех! (девиз мальчиков)
«Матрёшки»
Мы красавицы матрёшки,
Разноцветные одёжки
Мы матрёшки просто класс —
Победи попробуй нас! (девиз девочек)
Первый этап — «Родная страна»
1. На фотографиях вы видите разных людей. Кто из них президент нашей страны?
2. У каждой страны есть свой государственный флаг. Какой из представленных принадлежит России?
Белый цвет — берёзка,
Синий неба цвет,
Красная полоска —
Солнечный рассвет.
3. Какой из символов государства — герб принадлежит нашей стране?
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он — России дух свободный.
4. Какой из городов является столицей нашей Родины?
Москва — это Красная площадь,
Москва — это башни Кремля,
Москва — это сердце России,
Которое любит тебя.
5. Как называется наш город (посёлок)? Как называются жители нашего города (посёлка)
6. Как называется наш детский сад?
7. На какой улице расположен наш детский сад?
Второй этап «Пословицы и загадки о Родине»
В: Я начинаю говорить пословицу, а вы продолжайте.
Родина — мать — умей за неё постоять.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Родина любимая, что мать родимая.
Жить — Родине служить.
Родной край — сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Отгадайте загадки:
1. Он звучит торжественно, Все встают приветственно. Песню главную страны Уважать мы все должны! (Гимн)
2. Назовите сразу вы Символ города Москвы, Площадь там зовётся Красной, Бьют часы на башне Спасской. (Кремль)
3. Бронзовый памятник — вам не игрушка, Он ведь орудие — это… (Царь-пушка)
4. В этом месяце бывает Светлый праздник — День победы, Все ребята поздравляют Своих бабушек и дедов. (Май) Наша страна — очень многонаселенное государство, в котором живут разные народы. Но все вместе жители нашей страны — одна большая российская семья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное дидактическое пособие для старших дошкольников "Наша родина-Россия"
.Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе- Тема пособия: «Наша Родина-Россия»- Возраст целевой гру...
НОД Игра - викторина "Моя Родина - Россия"
Конспект непосредственной образовательной деятельности Интеллектуально – познавательная игра – викторина"Моя Родина - Россия" Открытое занятие по нравственно - патриотическому воспитанию ...
Интеллектуальная игра-викторина "Наша Родина-Россия"
Эта игра обобщает и систематизирует знания о России, о Самарской области. Воспитываются патриотические чувства у детей, уважение ко всем национальностям....
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Наша Родина - Россия», ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ РОССИИ
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ «Наша Родина - Россия», ПОСВЯЩЕННОЙ ДНЮ РОССИИ Ведущий: 12 июня - День России.Этот день стал днём рождения нового, независимого государства, днём рождения на...
Дидактическая игра -лото"Моя родина- Россия"
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущени...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия»
Дидактические игры по патриотическому воспитанию...