Перспективное планирование организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие», «Развитие речи, подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)
Предлагаемое методическое пособие содержит все материалы, необходимые для проведения занятий по развитию речи и ознакомлению с литературой в старшей возрастной группе дошкольного учреждения: программу, методики выявления уровня развития речи, конспекты занятий и методические рекомендации к ним. В книгу включены также тексты рекомендуемых авторами литературных произведений для детей.
Для воспитателей ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_starsheya_gruppa_ushakova.docx | 65.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности
Образовательная область «Речевое развитие», «Развитие речи, подготовка к обучению грамоте» (старшая группа)
Сентябрь | |||
Тема образовательной деятельности | Целевые ориентиры | Методическое обеспечение | |
1-2 неделя | Диагностика детей | ||
3 неделя
| Развитие речи Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» | Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом). | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.24 |
Развитие речи Занятие 1. Английская народная сказка «Три поросёнка» в обработке С.Михалкова. | Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, ее идею; развивать образность речи: учить подбирать определения, сравнения к заданному слову; подводить к пониманию значении фразеологизмов, пословиц. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.110 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 1. Звук и буква «А». | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую: активность. Познакомить с гласным звуком «А» и его условным обозначением - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «А» в словах. Познакомить с моделированием: обозначав место звука в слове, используя условное обозначение - красный квадрат. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, выделяя в нем слова, в которых есть звук (звуки) «А». Познакомить с буквой «А» как письменным обозначением звука «А». Знакомить с тем, как писать печатную букву «А», используя образец. Объяснять, как писать на схеме букву «А» в месте, где слышится звук «А» (в начале, в середине, в конце слова). Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.13 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» | Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.26 |
Развитие речи Занятие 2. Русская народная сказка «Хвосты» | Учить осмысливать характеры персонажей, замечать изобразительно-выразительные средства, помогающие раскрыть содержание сказки; обогащать словарь эпитетами, сравнениями; закрплять умения подбирать синонимы. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.112 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 2. Звук и буква «О». | Способствовать развитию звуко- буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «О» и его условным обозначением - красным квадр. Вырабатывать умение определять место звуков «О» в словах и обозначать на схеме красным квадр; Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком «О», кот есть в этом стихотворении. Познакомить с буквой «О» как письменным обозначением звука. Формировать навык написания печатной буквы «О», используя образец. Объяснять, как соотносить схему слова с названием изображенного предмета. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.16 | |
Октябрь | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» | Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями. Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.31 |
Развитие речи Занятие 3. Чувашская народная сказка «Мышка вострохвостик» | Фрмировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания; учить осмысливать идею произведения; закреплять знания о жанровых особенностях сказки; развивать умение подбирать и применять в самостоятельных высказываниях образные выражения. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.114 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 3. Звук и буква «У». | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомить с условным обозначением гласных звуков - красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, называть слова со звуком «У». Знакомить с тем, как интонационно выделять звук «У» в словах. Познакомить с буквой «У» как письменным обозначением звука «У». Объяснять, как писать печатную букву «У», используя образец. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.18 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке | Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе ( умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом). | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.32 |
Развитие речи Занятие 4. Рассматривание картины В.Серова «Осень». Рассказ Г.Скребицкого «Осень» | Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи; учить передавать свои впечатления; обогащать словарь определениями; активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.115 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 4. Звук и буква «Ы». | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать знакомство с условным обозначением гласных звуков -красный квадрат. Вырабатывать навык определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Формировать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки; развивать внимание, логическое мышление. Вырабатывав умение интонационно выделять в словах звук «Ы». Познакомить с буквой «Ы» как письменным обозначением звука «Ы». Вырабатывать умение писать печатную букву «Ы» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Объяснять, как делить слова на слоги, используя схему слова. Закреплять умение определят! первый звук в словах и соотносить с соответствующей буквой. Формировать умение понимать учебную за дачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.20 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 5. Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?» | Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных. Развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать заботливое отношение к игрушкам. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.36 |
Развитие речи Занятие 5. Малые фольклорные формы. Составление рассказов по пословицам. | Сформировать представление о жанровых особенностях, назначении пословиц и поговорок, их отличии от других малых фольклорных форм; учить осмысливать значение пословиц, составлять небольшие рассказы, сказки, отражающие смысл пословиц. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.116 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 5. Звук и буква «Э». | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «Э» и его условным обозначением — красный квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Познакомить с буквой «Э» как письменным знаком звука «Э». Формировать навык написания печатной буквы «Э», используя образец. Закреплять умение соотносить звук и букву, писать гласные буквы «А «О», «У», «Ы». Знакомить с тем, как понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.22 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Играем в кубики, строим дом» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины. Учить подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове. Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли. Воспитывать устойчивое внимание. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.39 |
Развитие речи Занятие 6. Норвежская народная сказка «Пирог» | Учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характере героев похожих сказок разных народов («Пирог» и «Колобок»), замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.118 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 6. Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА. Закрепление пройденного материала. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать умение читать слова из пройденных букв — УА, АУ. акреплять знания о гласных звуках и буквах «А», «О», «У», «Ы», «Э». Закреплять умение определять первый звук в названиях предметов и находить соответствующую букву. Закреплять умение называть слова с заданным звуком. Продолжать вырабатывать умение определять, какой гласный звук находится в середине слова. Закреплять умение писать печатные гласные буквы. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.24 | |
Ноябрь | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений | Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы. Упражнять в образовании названий детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.Развивать слуховое внимание. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.42 |
Развитие речи Занятие 7. Глава первая из сказки А.Милна «Вини-Пух и все, все, все» | Развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, последовательность событий, придумывать новые эпизоды, названия. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.119 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 7. Звук и буква «Л». Чтение слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Л» как согласным звуком и его условным обозначением — синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «Л» в слове, используя условное обозначение — синий квадрат. Знакомить с тем, как соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Формировать навык интонационно выделять звук «Л» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Вырабатывать умение писать печатную букву «Л», используя образец. Показывать, как читать слоги ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ. Продолжать вырабатывать умение делить слова на слоги. Формировать навык написания слогов в схемах слова. Развивать понимание учебной задачи и выполнение ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.26 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать творческие способности детей в составлении рассказов. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.46 |
Развитие речи Занятие 8. Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масляный» | Учить понимать характеры и поступки героев, придумывать другое окончание сказки; замечать и понимать образные выражения; познакомить с новыми фразеологизмами. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.120 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 8. Звук и буква «М». Чтение слогов, слов. Ударение. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «М» как согласным звуком и его условным обозначением - синий квадрат. Вырабатывать умение обозначать на схеме место звука «М» в слове, используя условное обозначение - синий квадрат. Знакомить с тем, как отгадывать загадки, развивать внимание, мышление. Помогать осваивать понимание поэтических сравнений, лежащих в основе загадки. Объяснять, как интонационно выделять звук «М» в словах (морковь, муха, матрешка). Познакомить с печатным написанием буквы «М». Формировать навык написания печатной буквы «М», используя образец. Объяснять, как читать слоги МА, МО, МУ, МЫ, МЭ. Знакомить с тем, как определять первый слог в словах и соединять предмет со слогом, читать слова из пройденных букв - мама, мыло. Познакомить с ударным слогом, с ударными гласными. Объяснять, как проводить звуковой анализ слов: дифференцировать гласные, согласные. Познакомить с ударением и его обозначением. Вырабатывать навык выделять в слове ударный слог и ударные гласные. Вырабатывать навык понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.28 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 9. Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята» | Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя. Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Учить пользоваться восклицательной интонацией. Развивать умение внимательно слушать произведение. Воспитывать усидчивость. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.49 |
Развитие речи Занятие 9. Литературная викторина | Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; учить соотносить переносное значение пословиц, образных выражений с соответствующей литературной или речевой ситуацией. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.121 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 9. Звук и буква «Н». Написание и чтение слогов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуком «Н» как согласным звуком и его условным обозначением — синий квадрат. Вырабатывать умение определять место звука в словах и обозначать его на схеме, используя условное обозначение — синий квадрат. Продолжать знакомить детей с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык интонационно выделять звук «Н» в словах. Познакомить с печатным написанием буквы «Н». Вырабатывать умение писать букву «Н» с помощью образца, читать слоги НА, НО, НУ, НЫ, НЭ Знакомить с тем, как писать слова луна, мыло с помощью условных обозначений и букв. Помогать осваивать фонетический разбор этих слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.30 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» | Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах. Развивать наблюдательность при рассматривании картины. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.51 |
Развитие речи Занятие 10. Татарская народная сказка «Три дочери» и рассказ В.Осеевой «Три сына» | Учить понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа, передавать свое отношение к персонажам. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.122 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 10. Звук и буква «Р». Чтение слогов. Знакомство с предложением, чтение предложения. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным звуком «Р» и его условным обозначением — синий квадрат. Вырабатывать умение определять место звука «Р» в словах и обозначать на схеме, используя условнее обозначение — синий квадрат. Познакомить с буквой «Р» как письменным знаком звука «Р». Формировать навык написания печатной буквы «Р» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как 41- тать слоги РА, РО, РУ, РЫ, РЕ. Объяснять, как определять первый слог в названиях нарисованных предметов и соединять с соответствующим шариком, в котором этот слог написан. Формировать навык чтения предложения. Познакомить со словесным составом предложения. Познакомить с условным обозначена ем предложения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.32 | |
5 неделя | Развитие речи Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» | Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события. Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы. Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.53 |
Развитие речи Занятие 11. Сказка Д.Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с русской народной сказкой «Репка» | Учить чувствовать и понимать сходство и раздичие в построении сюжетов, идеях двух сказок, замечать выразительные средства, понимать целесообразность их использования в тексте. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.123 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 11. Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов. | Продолжать формировать умение соотносить звук и букву, читать написанное слово Рома. Закреплять умение читать слоги из пройденных букв. Закреплять умение различать гласные и согласные. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Закреплять умение определять место звука в слове. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировав навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.34 | |
Декабрь | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды | Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница). Развивать внимание, память. Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.57 |
Развитие речи Занятие 12. Малые фольклорные формы. Составление сказок по половицам. | Закреплять знания о жанровых особенностях произведения малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, чистоговорки, пословицы);учить понимать переносное значение образных выражений; формировать выразительность, точность речи. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.125 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 12. Чтение слогов, слов, предложений. | Познакомить с гласной буквой «Я» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать букву «Я», читать слоги МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ, РА-РЯ. Познакомить детей с согласными «МЬ», «ЛЬ «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как читать слова и предложения, отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать навык записи предложения схематически, определение порядка следования слов в предложении. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.36 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 13. Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок» | Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть. Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов. Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.60 |
Развитие речи Занятие 13. Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц. | Учить понимать и оценивать характер главного героя сказки; закреплять знания о жанровых особенностях литературных произведений; формировать умение понимать переносное значение пословиц, поговорок; воспитывать отрицательное отношение к лени. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.127 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 13. Буква «Ю». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ю» как буквой, придающей мягкость согласным. Формировать умение писать печатную букву «Ю». Знакомить с тем, как читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением — зеленый квадрат. Продолжать объяснять, как соотносить звук и букву. Продолжать помогать детям осваивать дифференциацию гласных, согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков. Продолжать знакомить с ударным слогом, ударными гласными, обозначением ударения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.38 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» | Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги. Развивать интерес к составлению рассказов по картине. Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.62 |
Развитие речи Занятие 14. Рассказ Н.Носова «На горке» | Развивать умение понимать характер героев художественных произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами; учить понимать переносное значение некоторых словосочетаний, предложений | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.128 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 14. Буква «Е». Чтение слогов, слов. Составление предложений. | Познакомить с буквой «Е» как буквой, придающей мягкость согласным. Вырабатывать умение писать печатную букву «Е». Познакомить с согласными «ЛЬ», «МЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением- зеленый квадрат. Знакомить с тем, как внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать навык чтения слогов и слов, соотносить схему с написанным словом. Вырабатывать умение составлять предложение из трех слов по картинке и записывать его условными знаками. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.40 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» | Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы. Учить употреблять предлоги с пространственным значением. Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове. Развивать слуховое внимание. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.65 |
Развитие речи Занятие 15. Стихотворение С.Михалкова «Дядя Степа» | Формировать умение понимать характер героев произведений. Устанавливать взаимосвязь происходящего с реальностью; развивать способность замечать особенности поэтического строя, языка стихотворения; учить понимать переносное значение метафор, фразеологизмов | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.129 | |
Январь | |||
2 неделя | Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 15. Буква «Ё». Чтение слогов, слов. Составление предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Познакомить с буквой «Ё» как буквой, придающей мягкость согласным. Помогать осваивать написание печатной буквы «Ё». Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и их условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как соотносить звук и букву. Продолжать вырабатывать умение дифференцировать гласные, согласные, твердые согласные, мягкие согласные звуки. Формировать навык чтения слогов, слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.42 |
3 неделя | Развитие речи Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок | Учить самостоятельно составлять короткий рассказ на темы скороговорок. Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р.п. мн.ч. существительных. Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо). Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.68 |
Развитие речи Занятие 16. Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. | Зкрепить знания о жанровых особенностях малых фольклорных форм; учить составлять рассказы по пословицам с использованием образных выражений. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.130 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 16. Звук и буква «И». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с гласным звуком «И» и его условным обозначением — красный квадрат. Закреплять умение определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение. Вырабатывать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, умение соотносить усвоенные знания с текстом загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Продолжат знакомить с буквой «И» как письменным обозначением звука «И». Формировать навык написания печатной буквы «И», читать слоги и слова. Продолжать знакомить с согласными «МЬ», «ЛЬ», «НЬ», «РЬ» и условным обозначением — зеленый квадрат. Знакомить с тем, как проводить фонетический разбор слое. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.44 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» | Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р.п. мн.ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.Развивать диалогическую речь. Воспитывать интерес к русским народным сказкам. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.71 |
Развитие речи Занятие 17. Русская народная сказка «Хаврошечка». Анализ пословиц, фразеологизмов. | Учить понимать целесообразность использования в литературном произведении выразительно-изобразительных средств; обогащать речь фразеологизмами, развивать умение понимать их переносное значение. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.132 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 17. Закрепление пройденного материала. | Закрепить умение писать гласные «Я», «Ю», «Е», «Ё», «И». Продолжать формировать умение читать слоги, различать твердость и мягкость согласных. Знакомить с тем, как писать и читать слова мяу, му, юла, лимон. Вырабатывать умение читать предложение, определять первое, второе, третье слово в нем. Закреплять умение определять ударные гласные звуки в прочитанных словах. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.46 | |
5 неделя | Развитие речи Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» | Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных. Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц». Развивать умение слушать друг друга. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.74 |
Развитие речи Занятие 18. Литературная викторина «Наши любимые поэты». Стихотворения А.Барто, С.Михалкова | Систематизировать знания о литературном творчестве А.Барто и С.Михалкова; развивать умение выразительно читать стихотворения; учить придумывать сказки и загадки по предложенному началу на заданную тему. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.134 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 18. Звуки «Г-К», «К-КЬ», «Г-ГЬ». Буквы «Г», «К». Чтение слогов, составление и условная запись предложения. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Знакомить со звуками «Г-К» как звонкими и глухими согласными. Познакомить со звуками «Г-ГЬ», «К-КЬ». Закреплять умение использовать условные обозначения согласных звуков: синий квадрат — твердые согласные, зеленый квадрат — мягкие согласные. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие г смыслу. Познакомить с буквами «Г», «К» как письменными знаками согласных звуков. Формирован навык написания печатных букв «Г», «К» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «Г» +10 гласных, с «К» +10 гласных. Продолжать помогать детям осваивать составление предложений из трех слов по сюжетной картинке. Формировать умение записывать предложение условными обозначениями. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.48 | |
Февраль | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» | Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные). Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги. Развивать речь как средство общения. Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.77 |
Развитие речи Занятие 19. Стихотворение С.Есенина «Черемуха» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, сравнения для образного описания картин весенней природы; развивать умение чувствовать напевность языка, понимать языковые выразительные средства, образную речь. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.136 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 19. Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Буквы «Д», «Т». Чтение слогов предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Д-Т» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «д», «т» как письменными знаками звуков «Д-Т», «ДЬ-ТЬ». Вырабатывать умение писать печатные букв! «Д», «Т» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Формировать навык чтения слогов с «Д» +10 гласных с «Т»+ 10 гласных. Познакомить со звуками «Д-ДЬ», «Т-ТЬ». Закреплять умение определять место звука слове и отмечать его условным обозначением — синий квадрат, зеленый квадрат. Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение определять ударный слог и ударные гласные, обозначать ударение значком. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.50 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 20. Ознакомление с предложением | Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку. Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса. Развивать слуховую память, связную речь. Воспитывать интерес к изучению родного языка. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.81 |
Развитие речи Занятие 20. Литературная викторина «Наши любимые книги» | Закрепить знания о прочитанных литературных произведениях, жанровых особенностях сказки, рассказа, стихотворения, произведений малых фольклорных форм; формировать образность речи. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.138 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 20. Звуки «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Буквы «В», «Ф». Чтение слогов предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить детей со звуками «В-Ф» как звонкими и глухими согласными. Познакомить буквами «В», «Ф» и звуками «В-ВЬ», «Ф-ФЬ». Вырабатывать навык написания печатных букв «В», «Ф» сначала по точкам, а затем самостоятельно. Знакомить с тем, как читать слоги с «В» +10 гласных, с «Ф»+10 гласных. Помогать в освоении написания слов, проведению фонетического разбора слов. Приучать внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.52 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» | Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно. Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова. Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая). Развивать интерес к устному народному творчеству. Воспитывать устойчивое внимание. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.85 |
Развитие речи Занятие 21. Рассказ Е.Пермяка «Самое страшное» | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи; формировать умение понимать переносное значение фразеологизмов, пословиц и подбирать определения к заданному слову. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.139 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 21. Звуки «З-ЗЬ», «С-СЬ». Буквы «З», «С». Чтение слогов предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «3-С» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «3», «С» и звуками «З-ЗЬ», «С-СЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «3», «С». Знакомить с тем, как читать слоги с «3» +10 гласных, «С»+10 гласных, читать слова. Формировать навык отгадывания загадок. Развивать внимание, логическое мышление. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.54 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» | Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении. Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.Развивать интерес к миру животных. Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.87 |
Развитие речи Занятие 1. Развитие эмоционального словаря | Знакомить с эмоциональными состояниями радости, грусти, злости; познакомить с пиктограммами, схематично изображающими различные эмоциональные состояния. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.184 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 22. Звуки «Б-БЬ», «П-ПЬ». Буквы «Б», «П». Чтение слогов предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую, активность. Познакомить со звуками «Б-П» как звонкими и глухими согласными. Познакомить с буквами «Б», «П» и звуками «Б-БЬ», «П-ПЬ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «Б», «П», а также читать слоги «Б» +10 гласных, «П»+10 гласных. Совершенствовать навык чтения слов и предложений. Знакомить с тем, как отгадывать загадки. Развивать внимание, логическое мышление. Помогать осваивать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.56 | |
Март | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» | Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем. Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов. Закреплять представления о слоге и ударении. Развивать воображение. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.89 |
Развитие речи Занятие 2. Развитие эмоционального словаря | Научить различать эмоциональные состояния страха, стеснительности и стыда; называть, описывать их в различных ситуациях; изобразить («показать» названные выше состояния); проанализировать придуманные детьми рассказы. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.185 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 23. Звуки «Х-ХЬ». Буквы «Х». Чтение слогов предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой «X» и звуками «Х-ХЬ». Формировать умение писать печатную букву «X». Знакомить с тем, как читать слоги с буквой «Х» + 10 гласных. Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений. Помогать детям осваивать подбор к картинке соответствующего текста (предложения). Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.58 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему | Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения. Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения. Развивать интерес к окружающему. Воспитывать речевую активность. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.90 |
Развитие речи Занятие 3. Развитие эмоционального словаря | Учить определять эмоциональные состояния по изображенным движениям; знакомить с новыми эмоциональными состояниями; учить изображать («показывать») их. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.186 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 24. Звук и буква «Ж», «Ш». Чтение слогов, слов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Вырабатывать умение внимательно слушать текст стихотворения, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу. Продолжать знакомить с тем, как работать со схемами слов. Познакомить со звуками «Ж-Ш» — звонкими и глухими. Познакомить с условным обозначение звуков «Ж-Ш» — синий квадрат (как звуками, которые всегда твердые). Познакомить с печатными букв, ми «Ж», «Ш». Формировать навык написания печатных букв «Ж», «Ш», а также слов. Совершенствовать навык чтения слогов, слов. Продолжать объяснять, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.60 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 25. Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки» | Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов. Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях. Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок). Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.94 |
Развитие речи Занятие 4. Развитие эмоционального словаря | Учить определять эмоциональные состояния по изображенным движениям и передавать эти состояния разным цветом в рисунке путем дорисовывания пиктограмм. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.187 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 25. Звук и буква «Ч», «Щ». Чтение слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить со звуками «Ч-Щ» как глухими согласными, мягкими согласными. Закреплять умение определять место звука в слове. Познакомить с условным обозначением звуков «Ч-Щ» — зеленый квадрат. Познакомить с печатными буквами «Ч», «Щ». Вырабатывать умение писать печатные буквы «Ч», «Щ». Формировать навык чтения слогов, небольших текстов. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов (бычок, бочок). Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.62 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек | Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог. Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно. Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками. Развивать творческое воображение. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.95 |
Развитие речи Занятие 5. Развитие эмоционального словаря | Знакомить с новым эмоциональным состоянием «отвращение»; учить соединять пиктограммы мимики и движения, находя соответствие движения человека выражению его лица; учить изображать эмоциональные состояния, подбирать слова, близкие по смыслу. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.188 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 26. Звук и буква «Ц». Чтение слогов, стихотворных текствов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с согласным твердым звуком «Ц». Формировать умение интонационно выделять звук «Ц» в словах. Познакомить с печатной буквой «Ц» как письменным знаком звука «Ц». Вырабатывать навык написания печатной буквы «Ц». Знакомить детей с тем, как отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, память. Вырабатывать умение понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки. Совершенствовать навык чтения. Продолжать помогать детям осваивать фонетический разбор слов. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.64 | |
Апрель | |||
1 неделя | Развитие речи Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» | Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей. Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах. Развивать память, мышление. Воспитывать умение слушать рассказы других детей. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.97 |
Развитие речи Занятие 6. Развитие эмоционального словаря | Уточнить представления об эмоциональной лексике (повторение всех знакомых эмоциональных состояний — радости, грусти, страха, удивления, отвращения); обратить внимание на разнообразие выразительных движений одного и того же эмоционального состояния; ввести методику написания «письма». | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.189 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 27. Звук и буква «Й». Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с мягким согласным звуком «Й» и его условным обозначением — зеленый квадрат. Познакомить с печатной буквой «Й» как письменным знаком звука «Й». Вырабатывать умение писать печатную букву «Й». Совершенствовать навык чтения. Закреплять умение записывать слово знакам буквами. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.66 | |
2 неделя | Развитие речи Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему | Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет. Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки. Развивать творческие способности в составлении рассказов. Воспитывать интерес к занятию. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.99 |
Развитие речи Занятие 7. Развитие эмоционального словаря | Закрепить полученные на предыдущих занятиях знания, обобщающие средства (мимики, пантомимики), используемые для восприятия, анализа и понимания того или иного эмоционального состояния; импровизировать в создании выразительной фигуры, отображающей особенности эмоционального состояния с помощью игры «Море волнуется раз...»; учить понимать настроение персонажей в сюжетной картине В.М. Васнецова «Аленушка». | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.190 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 28. Буква «Ь». Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с буквой «Ь» и ее смягчающей функцией. Вырабатывать умение писать печатную букву «Ь». Совершенствовать навык чтения. Помогать осваивать написание слов. Продолжать знакомить с тем, как соотносить слово с его графическим изображением. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.68 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 29. Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик» | Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает). Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий. Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии. Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей. Воспитывать уважение к труду взрослых. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.102 |
Развитие речи Занятие 8. Развитие эмоционального словаря | Активизировать эмоциональный словарь путем правильного определения эмоциональных состояний; учить на материале сказки выделять эмоциональные состояния. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.192 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 29. Буква «Ъ». Чтение слов, стихотворных текстов. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить с печатной буквой «Ъ». Формировать навык написания печатной буквы «Ъ». Совершенствовать навык чтения. Вырабатывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.70 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» | Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику. Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак). Учить определять ударение в двухсложном слове. Развивать интерес к миру животных. Воспитывать организованность, дисциплинированность. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.104 |
Развитие речи Занятие 9. Развитие эмоционального словаря | Знакомить с явлением изменчивости эмоционального состояния. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.192 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 30. Закрепление пройденного материала. Чтение слов, слогов, предложений. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать названия предметов, читать слова и дописывать m ходящее по смыслу слово. Закреплять умение определять в предложении 1-е, 2-е, 3-е слово. Закреплять умение проводить фонетический разбор слов. Знакомить с тем, как разгадывать ребусы. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.72 | |
5 неделя | Развитие речи Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» | Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи. Давать задания на образование слов – названий профессий. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.106 |
Развитие речи Занятие 10. Развитие эмоционального словаря | По Помочь детям более точно понять свое эмоциональное состояние и чужое, отразить его в рисунке; активизировать эмоциональный словарь путем передачи эмоциональных состояний в речи. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.193 | |
Май | |||
2 неделя | Развитие речи Занятие 32. Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик» | Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки. Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования. Развивать внимание, память. Воспитывать интерес к художественной литературе. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.108 |
Развитие речи Занятие 11. Развитие эмоционального словаря | Закрепить умение осознавать и передавать свое эмоциональное состояние посредством рисунка; соотносить содержание эмоционального состояния с музыкой и настроением, которое она производит. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.194 | |
3 неделя | Развитие речи Занятие 33. Составление рассказа на тему «Экскурсия в музей одежды» | Содействие познавательному и речевому развитию детей. Закреплять знание видов одежды. Классифицировать предметы по общему понятию «обувь», «одежда», «головные уборы». Систематизировать умения детей распределять одежду по временам года; узнавать и называть специальную одежду. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | По плану педагога |
Развитие речи Занятие 12. Развитие эмоционального словаря | Учить понимать содержание отрывков из музыкальных произведений и соотносить их с эмоциональным словарем; развивать точность употребления антонимов. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.195 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 31. Закрепление пройденного материала. Чтение слов, составление предложений по сюжетнымм картинкам. | Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Продолжать вырабатывать умение писать печатные буквы, различать гласные и согласные звуки и буквы. Формировать навык составления и записывания предложения по сюжетным картинкам. Проводить фонетический разбор слов. Закреплять умение понимать учебную задачу и выполнять самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.74 | |
4 неделя | Развитие речи Занятие 34. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» | Содействие познавательному и речевому развитию детей. Учить детей описывать предмет по памяти по образцу, заданному воспитателем. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | По плану педагога |
Развитие речи Занятие 13.Развитие эмоционального словаря | Познакомить с типами смысловых отношений слов (контраста, сходства); учить использовать слова, близкие или противоположные по смыслу (синонимы и антонимы); учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребенка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.195 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте Тема 32. Закрепление пройденного материала. Алфавит, чтение стихотворения. | Познакомить с алфавитом. Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку обучения грамоте. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет; стр.76 | |
5 неделя | Развитие речи Занятие 35. Составление рассказа на тему «Скоро лето» | Содействовать познавательному и речевому развитию детей. Закреплять и расширять словарь детей по теме «Лето». Формировать навык образования и употребления имен прилагательных в сравнительной степени. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных. Воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим летом. Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку. Воспитывать устойчивый интерес к занятию. | По плану педагога |
Развитие речи Занятие 14. Развитие эмоционального словаря | Развивать умение подбирать синонимический ряд, т.е. слова, близкие по смыслу; учить описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта. | О.С.Ушакова, Развитие речи детей 5-6 лет; стр.197 | |
Развитие речи, подготовка к обучению грамоте
Закрепление пройденного материала. | Закреплять умение писать пройденные буквы, звуковую аналитико-синтетическую деятельность как предпосылку обучения грамоте. | Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. |
Е.В. Колесникова. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – Москва: Просвещение
О.С. Ушакова. Развитие речи детей 5-6 лет: Старшая группа. – М.: ТЦ Сферум
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» раздел «Развитие речи» Тема: «Волшебный сундучок» возрастная группа: старшая группа
Развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха....
Перспективное календарно – тематическое планирование организованной образовательной деятельности. Образовательная область «речевое развитие».
На главную страницуРазработка перспективного календарно-тематического плана работы педагога ДОУ по развитию речи....
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе
Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы
Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...
Перспективное планирование организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» - Развитие речи
Перспективное планирование ООД Образовательня область "Речевое развитие"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы комбинированной направленности
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группы ком...