НОД по развитию речи . Чтение произведения «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Галина  Валерьевна Чечик

Цель: познакомить с произведением  «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_zanyatie_v_starsh._gr.docx36.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием технологии «Продуктивное чтение»

Тема: чтение произведения «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Д.Мамин-Сибиряк.

Цель: познакомить с произведением «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряк.

Задачи: - побуждать детей запоминать подробности произведения во время чтения и воспроизводить их в пересказе

- развивать речь детей

- воспитывать доброжелательное отношение к животным

Материалы: две игрушки – зайчика, книжка со сказкой, пластиковые стаканчики, заготовки изобажения зайцев.

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу игрушку-зайчика. «Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Да он дрожит весь,Зайчик кого-то испугался, а кого он мог испугаться?»

«А если он всего боится, как такого зайчика можно назвать?» « А вы волка боитесь, а кого вы боитесь?» Вы тоже трусишки?

«Ой, а это кто там шумит? (вносит ещё одного зайца с книжкой) Да это ещё один зайчик. А как же ты к нам пришёл? По лесу? И волка не испугался? Ребята, он говорит, что никого не боится, ни лису, ни волка. Какой это зайчик? (смелый) А как ещё можно сказать? (храбрый , отважный, бесстрашный) А как ты стал таким смелым, храбрым? Ребята, зайчик говорит, что про это в книжке написано, которую он с собой принёс. Хотите её прочитать и узнать об этом зайчишке?

Итак, сегодня мы познакомимся с новой сказкой, надо постараться её запомнить и пересказать.

Это сказка. А называется она «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» написал её Дмитрий Мамин-Сибиряк (обратить внимание на портрет) Какую сказку этого писателя мы уже знаем? (про Комара Комаровича) Послушайте ещё раз название «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» . О ком мы прочитаем в этой сказке? Как зовут зайца? Давайте рассмотрим картинки и предположим, что мы прочитаем про этого зайчика, что с ним будет происходить?

Чтение

Ребята, что-то наши зайчики притихли , не заскучали ли они. Давайте их повеселим (музыкальная игра)

Вы предполагали, что в сказке будет говориться про …Было это или нет?

О ком мы прочитали? А что говорилось о зайчике? Какой он был? А что с ним произошло? Каким стали его считать другие зайцы? Я хотела бы услышать ваше мнение о прочитанной сказке. А какие зайчики пришли к нам в гости? А вы какими хотите быть? Почему?

Ребята, а в сказке о скольких зайчиках говорилось? А давайте сделаем персонажи для настольного театра и с ними можно будет обыграть сказку. А кроме зайцев нам для этого какой персонаж ещё нужен? (волк) Приступаем к работе. А зайчики сегодня у нас ещё погостят.

План работы кружка

“Веселая аппликация”

для детей 3-4лет

Воспитатель:

Герасимова Н.В.

Содержание:

#1055;ояснительная записка.......................................................................3

#1053;аправленность кружковой работы...................................................3

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

кружковой работы......................................................................................3

Цель и задачи кружковой работы.......................................................3

Принципы и подходы к формированию работы кружка..................4

Этапы реализации кружковой работы...............................................4

Организация работы кружка...............................................................4

Формы и методы, используемые в работе кружка...........................4

Условия реализации плана кружковой работы................................5

Работа с родителями...........................................................................5

Формы подведения итогов по реализации плана работы кружка........................................................................................................5

Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом..........................................................................6

#1057;одержание кружковой работы.........................................................6

Список детей на учебный год.............................................................6

Календарно-тематический план..........................................................7

Список литературы............................................................................13

Приложение........................................................................................13

#1055;ояснительная записка

Направленность

Предлагаемый план имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. План предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

Предназначен для работы с детьми 3-4 лет.

#1040;ктуальность и новизна

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Работа с бумагой открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения. А также имеет огромное значение для мелкой моторики. Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем, так как слабость и неловкость движения пальцев и кистей рук являются факторами, затрудняющими овладение простейшими, необходимыми в жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того, развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.

Данное направление в работе с детьми я выбрала потому, что считаю его актуальным, важным и необходимым, так как по наблюдениям за детьми отмечаются невысокие показатели умений детей и развития мелкой моторики рук.

Новизна данного плана заключается в рассматривании аппликации как одна из форм наиболее раннего начала подготовки воспитанников к обучению в школе.

Цель и задачи

Цель: развитие творческой активности и здоровье сберегающих навыков в процессе использования техники работы с бумагой.

Задачи:

Учить новым приемам в работе с бумагой (обрывание, скатывание в комок, скручивание в жгутик).

Обогащать сенсорные впечатления (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность, цвет бумаги).

Укреплять здоровье детей через развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой.

Закреплять связи между мыслительной деятельностью и восприятием окружающего мира (дать знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также интегрированные знания о природе и человеке).

Развивать память и речь (расширение активного и пассивного словаря детей).

Развивать умение общаться, договариваться между собой, действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату.

Развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.

Воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность.

Принципы, в соответствии с которыми строится работа кружка:

Принцип систематичности - непрерывность, планомерность всего курса занятий.

Принцип постепенности - использование правил: “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному”.

Принцип индивидуальности - при работе учитывать физиологическую и психологическую стороны развития каждого ребенка.

Принцип доступности - материал должен быть легким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил детей. Умелое соблюдение принципа доступности - залог оздоровительного эффекта.

Принцип чередования нагрузки - предупреждение утомления детей, чередование нагрузки и отдыха.

Принцип зрительной наглядности - демонстрация действий с материалом (бумагой, салфетками и др.).

Принцип предоставления выбора (материалов, способов выполнения и др.).

Этапы реализации.

Сроки реализации - 1 год, сентябрь 2019 г. - май 2020 г.

1 этап - Диагностический(1, 2 недели сентября).

2 этап - Подготовительный (3, 4 недели сентября).

3 этап - Основной ( Октябрь - 1,2 неделя мая).

4 этап - Заключительный (3,4 неделя мая) - подведение итогов, планирование на следующий год.

Организация работы кружка

Занятия проводятся 1 раз в неделю - во вторую половину дня.

За год - 28 занятий. Длительность 15-20 минут.

Формы и методы

Основные методы, которые используются в работе - это стимуляция и мотивация деятельности и органиационно-практические методы.

#1053;аглядные (показ педагога, пример, помощь).

#1057;ловесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование стихов и поговорок).

#1055;рактические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

Условия реализации

На занятия зачисляются 8-10 детей младшего дошкольного возраста.

Для проведения занятий имеются 2-3 детских столов, 8-10 детских стульев (высота мебели подбирается в соответствии с СанПин).

Работа с родителями

установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

объединить усилия для развития у детей художественного творчества;

создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Занятия кружка посещают воспитанники с письменного согласия родителей (законных представителей). Родители (законные представители) ознакомлены с планом кружка.

Планируются мероприятия:

- Индивидуальные беседы о творческих достижениях детей.

- Консультации по развитию творческих способностей детей посредством аппликации.

-Выставки детских работ для родителей.

Родители по договорённости с педагогом могут посетить занятия кружка. В конце учебного года родителям будет представлен отчёт на родительском собрании, стендовый доклад по итогам деятельности кружка.

Формы подведения итогов

Предполагаемый результат:

Решение задач данной программы поможет детям согласовать свои усилия и действия, передать образ предмета, явления окружающего мира. Освоить навыки работы с клеем, и самое главное, развить мелкую моторику пальцев рук, воображение, самостоятельность. Проявить творческую активность детей и развить уверенность в себе.

Итоги реализации программы:

Мониторинг проводится в начале и конце учебного года. Использование лучших работ в оформлении интерьера групп, ДОУ, организация выставок детских работ, участие детей в творческих конкурсах, отчет для родителей в форме презентации.

Реализация работы кружка обеспечена демонстрационным и раздаточным материалом:

иллюстрации, картины, раздаточный материал, демонстрационные (макеты, муляжи, модели), клей, клеевые кисти, матерчатые салфетки, клеенки, бумага разной текстуры и размера.

#1057;одержание кружковой работы

Календарно - тематический план образовательных мероприятий на 2019-2020 учебный год

Месяц

Тема

Задачи

Материал

Октябрь

“Осеннее дерево”

Учитьпоследовательно выполнять работу. Скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать к листу бумаги. Закреплять умение ритмично располагать “комочки”

Бумажные салфетки желтого и красного цвета, клей в розетках, матерчатые салфетки, 1/2 альбомного листа, осенние листочки.

“Консервируем овощи”

Учить наклеивать готовые формы в определенных частях основы - листа согласно образцу; закреплять знания округлых форм (круг, овал).

Светлая основа в форме банки, готовые фигуры (круги красные, зеленые, желтые) диаметром 4-4,5 см, овалы зеленые #1093; см, клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

“Веселый зонтик”

Учить последовательно выполнять работу. Скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу, развивать цветовое восприятие. Воспитывать терпение, усидчивость.

1/2 альбомного листа с изображением зонтика, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Ноябрь

“Гриб”

Совершенствовать умение составлять аппликацию и наносить клей на детали. Развивать точность и координацию движений.

1/2 альбомного листа ;вырезанные из цветной бумаги заготовки: трава, детали гриба; клей, кисть для клея, тряпочка, клеенка-подкладка.

“Фрукты в вазе”

Учить детей наносить клей на деталь и наклеивать ее на лист. Продолжать знакомить с зеленым цветом, учить соотносить цвет с его наименованием. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Цветной картон, на который заранее наклеена ваза; вырезанные из цветной бумаги яблоки и груши желтого и зеленого цветов; клей, кисточка для клея, тряпочка. клеенка-подкладка.

“Салфетка”

Продолжать учить скатывать комочки из бумажных салфеток.Закреплять умение равномерно распределять комочки по всему листу.Воспитывать терпение.

Альбомный лист в форме квадрата(15х15), разноцветные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

“Рамочка для мамочки”

Вызывать интерес к созданию красивой рамки для мамы. Продолжать учить скатывать комочки из бумажных салфеток. Закреплять умение располагать комочки по краям ( по периметру) прямоугольной формы. Воспитывать желание доводить дело до конца.

Картон прямоугольной формы, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Декабрь

“Ветка рябины”

Учить последовательно выполнять работу; скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу, развивать цветовое восприятие.

1/2 альбомного листа, цветные бумажные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

“Белая шубка для зайки”

Знакомить с сезонными изменениями в природе. Закреплять умение аккуратно наклеивать комочки к поверхности листа.

Силуэт зайца, белые салфетки, клей, матерчатые салфетки.

“Гусеничка”

Учить составлять изображение предмета из нескольких одинаковых форм(кругов);закреплять и отрабатывать знания и умения работы с клеем.

Зеленый лист с 1/4 альбомного листа, готовые формы(круги желтого цвета диаметром 2 см), темный карандаш, клей. кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

“Праздничная елочка”

Учить детей создавать образ нарядной праздничной елочки на основе незавершенной композиции(конус зеленого цвета).Продолжать учить скатывать салфетки в комочек и приклеивать на силуэт елочки-”огоньки”

Картон на каждого ребенка с изображением елочки(конус зеленого цвета), разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

Январь

“Бусы на елку”

Учить детей наклеивать готовые формы, чередуя по цвету; закреплять навыки ориентирования на плоскости листа.

1/2 альбомного листа с нарисованной нитью для бус, готовые формы(кружки красного, синего цветов), клей, кисть клеевая, клеенка, тряпочка, поднос.

“Снеговичок”

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу.Воспитывать терпение, усидчивость.

1/2 альбомного листа с изображением снеговика, бумажные салфетки белого цвета, клей, матерчаттые салфетки.

“На полянку, на лужок тихо падает снежок” (коллективная работа)

Продолжать учить скатывать из мелких кусочков бумаги шарики и равномерно наклеивать по всему листу. Развивать эстетическое восприятие, желание довести начатую работу до конца.

Силуэты деревьев на темном листе, белые салфетки, клей, кисти, тряпочка.

Февраль

“Покормим птичек, птичек синичек”

Закреплять умение аккуратно разрывать бумагу на кусочки небольшого размера, приклеивать кусочки бумаги к картону; формировать интерес и положительное отношение к аппликации.

1/2 альбомного листа с контурным изображением птички; бумажные салфетки желтого цвета, игрушечная птичка, клей, кисти, салфетки.

Котенок по имени “Гав”

Закреплять умение скатывать салфетки в комочек, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу, развивать цветовое восприятие. Воспитывать терпение, усидчивость.

Игрушка котенок, 1/2 альбомного листа с контурным изображением котенка, цветные салфетки, клей , кисти, салфетки.

“Валентинка”(День Святого Валентина)

Закреплять умение скатывать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать по контуру, упражняя в плотном присоединении одного элемента к другому. Воспитывать аккуратность.

Бархатная бумага в форме сердечка, разноцветные салфетки, клей в розетках, матерчатые салфетки.

“Чашка для папы”

Закреплять умение составлять композицию при наклеивании готовых форм. Учить наклеивать детали на шаблон(чашку).

Шаблон(чашка), готовые детали(звездочки, танк), клей, кисть, клеенка, тряпочка.

Март

“Цветы в подарок маме”

Учить детей создавать красивую композицию из цветов(букет)в смешанной технике: бумажная пластика + рваная бумага, развивать эстетическое восприятие. Воспитывать заботливое отношение к маме.

Тонированный лист бумаги с контурным изображение веточки, салфетки желтого цвета, зеленая цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

“Смотрит солнышко в окошко”

Продолжать учить скатывать салфетки в комки, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу. Воспитывать терпение, усидчивость.

1/2 альбомного листа с изображением солнышка, бумажные салфетки желтого цвета, клей, матерчатые салфетки.

“Платочек”

Закреплять умение скатывать комочки из бумажных салфеток.Учить располагать комочки по краям треугольной формы.Воспитывать желание доводить дело до конца.

Белая основа треугольной формы с основанием и высотой, разноцветные бумажные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

“Пирамидка”

Учить наклеивать готовые формы(круги) в определенной последовательности, учитывая их величину и располагать в высоту от самого большого до самого маленького; закреплять знания о величине, форме и цвете.

1/2 альбомного листа, цветные кругидиаметром 5см, 4см, 3см,2см, 1см, клей, кисть, клеенка, тряпочка.

Апрель

“Полотенце для зайчат”

Учить располагать подготовленные фигуры(круг, треугольник) на середине листа; закреплять навыки ориентировки на плоскости альбомного листа.

Игрушка зайка, образец “полотенца”, цветная основа 10х20см с выполненной бахромой, готовые формы(круги, треугольники), клей. кисть, клеенка, тряпочка.

“Мы летим в космос”(День космонавтики)

Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу. Развивать чувство формы.Воспитывать аккуратность.

Картон на каждого ребенка с силуэтом ракеты, разноцветные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

“Пасхальное яйцо”

Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать близко друг к другу. Развивать чувство формы и композиции.

Силуэт яйца, разноцветные салфетки, клей, матерчатые салфетки.

”Пузырь, соломинка и лапоть”

Учить раскладывать на листе бумаги сюжетную композицию. Закреплять приемы наклеивания. Учить дорисовывать предметы фломастерами, доводя до нужного образа.

Альбомный лист с наклеенной внизу “речкой”-полоской синей бумаги; вырезанные из цветной бумаги детали: голубой круг, желтая полоска, коричневый овал; фломастеры, клей, кисть, салфетки.

Май

“Праздничный салют”

Формировать комочки из салфеток, раскатывать, обмакивать в клей и прикладывать на подготовленный темный фон(разноцветные огоньки салюта в небе).Развивать чувство ритма.

Картон синего цвета, бумажные салфетки ярких цветов, клей, салфетки.

“Божья коровка”

Закреплять умение скатывать из бумаги комочки разных размеров, составлять изображение из частей, дополнять недостающими деталями. Формировать интерес к насекомым.

Игрушка божья коровка, 1/2 альбомного листа, красные бумажные салфетки, черная цветная бумага, клей, кисти, салфетки.

Список литературы

#1046;укова О. “Дошкольный возраст: о ручной умелости” - Дошкольное воспитание № 8,2018 год

#1050;осинова Е.М. “Гимнастика для пальчиков” - Москва, Олма-Пресс, 2002 год

#1050;утявина Н. Л., Гаврилина С. Е. “Развитие руки-чтоб учиться и писать, и красиво рисовать”-Ярославль, 2002 год.

#1052;алышева А. Н., Ермолаева Н.В. “Аппликация в детском саду” Ярославль:Академия развития, 2000 год

#1055;етрова И. М. “Объемная аппликация”Санкт-Петербург”Детство-пресс” 2000 год

#1055;риложения

Приложение 1

Диагностическая карта дополнительного образования

“Веселая аппликация”

ФИ ребенка

Сенсорные способности(чувство цвета, формы)

Создание композиции

Общая ручная умелость

Творческая активнсть

Итоги

н.г.

к. г.

н.г.

к.г.

н.г.

к. г.

н.г.

к. г.

н.г.

к.г.

Уровни освоения программы:

Высокий уровень( балла)-ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес к конструктивной и художественной деятельности. Владеет конструктивными и художественными навыками и умениями, пользуется ими осознанно и самостоятельно.

Средний уровень(#1073;алла)-ребенок проявляет недостаточный интерес и желание к конструктивной и художественной деятельности, недостаточно владеет техническими и художественными навыками и умениями, пользуется ими при помощи взрослого.

Низкий уровень( балла)-ребенок не проявляет интерес и желание конструктивной и художественной деятельности, не владеет техничесими и художественными навыками и умениями.

Критерии:

1 балл-ребенок различает и называет меньше 50% представленных предметов по цвету и испытывает значительные затруднения в различии геометрических фигур; создает композицию с помощью взрослого; слабо развита моторика рук; ребенок не активен, выполняет работу без особого желания.

2 балла-ребенок называет 50% представленных по цвету предметов и испытывает незначительные затруднения в различении геометрических фигур; создает композицию с незначительной помощью взрослого; ручная умелость развита; есть интерес, но выполняет работу по указанию взрослого.

3 балла-ребенок называет большинство или все цвета и различает все основные геометрические фигуры; создает композицию самостоятельно; хорошо развита моторика рук, аккуратность; повышенный интерес, творческая активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Тема: Иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»

Рисование иллюстраций  к сказке Д.Мамина-Сибиряка  «Сказка  про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»...

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"...

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий ...

Конспект НОД аппликации по сказке Д.Н. Мамин - Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:Познание: Познакомить с изготовлением поделок и учить выполнять их по словесной инструкции педагога. Учить управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнооб...

«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию с элементами конструирования...

Конспект занятия (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Ознакомление детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»....