Конспект занятия (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

Кармишина Ирина Сергеевна

Ознакомление детей с творчеством писателя ДМамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные ушикосые глазакороткий хвост».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_h._l._skazka_pro_hrabrogo_zaytsa.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Воспитатель: Кармишина И. С.

Цель: Ознакомление детей с творчеством писателя ДМамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные ушикосые глазакороткий хвост».

Задачи:

Образовательные:

• формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;

• закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;

• формировать умение передавать свои впечатления, своё отношение к героям сказки;

Развивающие:                                                                                                                                                     • способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности; развивать воображение, фантазию, мышление;                                                                                                       • совершенствовать диалогическую форму речи;                                                                                                         • развивать стремление к точному словоупотреблению;                                                                          • расширять лексический запас, уточнять значения слов (душа в пятки убежала, задал такого стрекача, гонится по пятам, задрал нос и т. д.);

Воспитательные:

• формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним;

• воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: книга «Сказка про храброго зайца - длинные ушикосые глазакороткий хвост»; портрет Д. Мамина-Сибиряка.

Ход занятия:

I. Вводная беседа

Воспитатель: – Ребята, приглашаю вас в наш читальный зал.

«Обращение писателя к читателям»

Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

– Вот такое стихотворение написал для детей С. Михалков.

– А, как вы думаете, кто пишет книги? (Писатели.)

II. Основная часть

– Писатели пишут сказкирассказы, стихи, басни.

– Ребята, а что такое сказка(Это выдуманная история со счастливым концом)

– Что такое рассказ(Это история, которая может происходить на самом деле)

– Что такое стихотворение? (Это рассказ, написанный с помощью рифмы, в поэтической форме)

– Что такое басня? (Это рассказ, который обязательно чему-либо нас учит)

– Ребята, вы, конечно, любите сказки. А, какие бывают сказки(Авторские, народные.)

– Про кого бывают сказки(Про животных и волшебные сказки.)

– Ребята, посмотрите, у нас в группе появился портрет и книга. Как вы думаете, кто изображен на портрете? (Писатель)

– Вы правы, это портрет известного русского писателя – Дмитрия Мамина-Сибиряка(Воспитатель показывает  портрет писателя)

– Он известен своими сказкамирассказами.

У него была семья и своей дочери Алёнушке Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он так и назвал: «Алёнушкины сказки».

– Русский писатель Д. Мамин-Сибиряк написал замечательную сказку про зайцев. Она называется «Сказка про храброго Зайца – длинные ушикосые глазакороткий хвост». Хотите познакомиться с этой сказкой?

Чтение сказки с показом иллюстраций.

– Вот и закончилась сказка. Мы с вами немного засиделись. Давайте, поиграем в испуганного зайчонка.

Физминутка

Игра «Испуганный зайчонок»

– Я испуганный зайчонок (Изображают испуганных зайчат)

За мной гонится лиса. (Оглядываются назад)

Подскажите, что мне делать, (Изображают испуганных зайчат)

Ведь найдет меня она!

– Прыгни вправо, (Прыгают в правую сторону)

Прыгни влево. (Прыгают в левую сторону)

Прыгни, зайчик, ты вперед, (Прыгают вперед)

За кустом тихонько спрячься, (Присаживаются на корточки)

След лиса твой не найдет. (Качают головой)

Беседа по содержанию сказки :

Воспитатель:

– Ребята, в сказке нам встретились незнакомые выражения и слова. Кто знает, что значит?

(Работа над словами и выражениями)

душа в пятки ушла – (испугался);

косой глаз – (заяц, страдающий косоглазием);

язык примёрз – (от страха язык перестал говорить);

задал стрекоча – (быстро убежал);

выбился из сил – (устал);

задрал нос – (заважничал, загордился).

Воспитатель:

– Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)

– Ребята, вспомните, как описывает автор главного героя сказки? (Длинные ушикосые глазакороткий хвост)

– Чего так боялся заяц в начале сказки? (Всего. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, а у зайчика душа в пятки)

– Расскажите, как хвастал заяц? (Он всем сказал, что не боится никого и волка, и лисицы, и медведя. Ежели зайцу попадется волк, так он его сам съест)

– Обратите внимание: в сказке разными словами говорилось о том, как собрались зайцы на полянку - сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи. Подумайте, почему так сказал писатель. Можно ли было сказать «сбежались старые зайчихи»(Приплелись – это значит шли медленно, потому что они старые)

– Как слушали его другие зайцы? (Молодые зайчата хихикали, старушки зайчихи смеялись, старые зайцы улыбнулись. Всем было весело. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали)

– Почему у зайца примерз язык(Заяц увидел Волка. Другие не видели, а он видел)

– Как заяц доказал всем свою храбрость? (Заяц подпрыгнул как мячик, и упал прямо на волчий лоб, прокатился по спине волка, и убежал)

– Куда спрятался заяц? (Зайчик бежал долго, а когда не было сил закрыл глаза и упал под куст. Он думал, что Волк гонится за ним и схватит его зубами)

– Что случилось с волком? Что он подумал про Зайца-хвастуна? (Волк бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, он подумал, что в него выстрелили)

– Чем закончилась сказка? (Зайцы его похвалили, что он смог спасти всех и прогнать волка. Заяц начал верить, что он никого не боится)

– Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо? (ответы детей)

– Ребята, заяц, по вашему мнению, какой: хвастун, храбрец или трус(ответы детей)

– Ребята, изобразите зайца мимикой и жестами, когда он хвастался…. ; когда он испугался…; когда он прятался под кустом…; когда он вылез из ямки, прищурил глаз и загордился.

(Дети изображают мимикой и жестами настроение зайца)

III. Заключительная часть

– Ребята, вы запомнили, как называлась сказка, которую мы с вами читали?

– Кто написал эту сказку?

– Кто вам понравился в сказке? Почему?

– Кто вам не понравился? Почему?

– Хотите ли вы, еще познакомиться с другими сказками Мамина-Сибиряка?

Давайте эту книгу оставим в нашей библиотеке, что бы мы могли еще раз встретиться с ее героями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"

Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"...

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши,  косые глаза, короткий ...

Конспект НОД аппликации по сказке Д.Н. Мамин - Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи:Познание: Познакомить с изготовлением поделок и учить выполнять их по словесной инструкции педагога. Учить управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнооб...

«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию с элементами конструирования...

Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе. На тему: Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».

Конспект занятия по художественной литературев подготовительной группеНа тему: «Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить зна...

НОД по развитию речи . Чтение произведения «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Цель: познакомить с произведением  «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Мамин-Сибиряк....