Конспект занятия (Чтение художественной литературы) в подготовительной группе. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)
Ознакомление детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtenie_h._l._skazka_pro_hrabrogo_zaytsa.docx | 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Воспитатель: Кармишина И. С.
Цель: Ознакомление детей с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка через чтение сказки «Сказка про Храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Задачи:
Образовательные:
• формировать умение целостно воспринимать художественный текст в единстве содержания и художественной формы;
• закреплять знания об особенностях разных литературных жанров;
• формировать умение передавать свои впечатления, своё отношение к героям сказки;
Развивающие: • способствовать развитию всех компонентов речевой деятельности; развивать воображение, фантазию, мышление; • совершенствовать диалогическую форму речи; • развивать стремление к точному словоупотреблению; • расширять лексический запас, уточнять значения слов (душа в пятки убежала, задал такого стрекача, гонится по пятам, задрал нос и т. д.);
Воспитательные:
• формировать способность сопереживать героям рассказа, и доброжелательного отношения к ним;
• воспитывать интерес к художественной литературе, бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: книга «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; портрет Д. Мамина-Сибиряка.
Ход занятия:
I. Вводная беседа
Воспитатель: – Ребята, приглашаю вас в наш читальный зал.
«Обращение писателя к читателям»
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
– Вот такое стихотворение написал для детей С. Михалков.
– А, как вы думаете, кто пишет книги? (Писатели.)
II. Основная часть
– Писатели пишут сказки, рассказы, стихи, басни.
– Ребята, а что такое сказка? (Это выдуманная история со счастливым концом)
– Что такое рассказ? (Это история, которая может происходить на самом деле)
– Что такое стихотворение? (Это рассказ, написанный с помощью рифмы, в поэтической форме)
– Что такое басня? (Это рассказ, который обязательно чему-либо нас учит)
– Ребята, вы, конечно, любите сказки. А, какие бывают сказки? (Авторские, народные.)
– Про кого бывают сказки? (Про животных и волшебные сказки.)
– Ребята, посмотрите, у нас в группе появился портрет и книга. Как вы думаете, кто изображен на портрете? (Писатель)
– Вы правы, это портрет известного русского писателя – Дмитрия Мамина-Сибиряка. (Воспитатель показывает портрет писателя)
– Он известен своими сказками, рассказами.
У него была семья и своей дочери Алёнушке Дмитрий Наркисович посвятил цикл своих произведений для детей, который он так и назвал: «Алёнушкины сказки».
– Русский писатель Д. Мамин-Сибиряк написал замечательную сказку про зайцев. Она называется «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Хотите познакомиться с этой сказкой?
Чтение сказки с показом иллюстраций.
– Вот и закончилась сказка. Мы с вами немного засиделись. Давайте, поиграем в испуганного зайчонка.
Физминутка
Игра «Испуганный зайчонок»
– Я испуганный зайчонок (Изображают испуганных зайчат)
За мной гонится лиса. (Оглядываются назад)
Подскажите, что мне делать, (Изображают испуганных зайчат)
Ведь найдет меня она!
– Прыгни вправо, (Прыгают в правую сторону)
Прыгни влево. (Прыгают в левую сторону)
Прыгни, зайчик, ты вперед, (Прыгают вперед)
За кустом тихонько спрячься, (Присаживаются на корточки)
След лиса твой не найдет. (Качают головой)
Беседа по содержанию сказки :
Воспитатель:
– Ребята, в сказке нам встретились незнакомые выражения и слова. Кто знает, что значит?
(Работа над словами и выражениями)
душа в пятки ушла – (испугался);
косой глаз – (заяц, страдающий косоглазием);
язык примёрз – (от страха язык перестал говорить);
задал стрекоча – (быстро убежал);
выбился из сил – (устал);
задрал нос – (заважничал, загордился).
Воспитатель:
– Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она интересная, весёлая. В ней много смешных моментов)
– Ребята, вспомните, как описывает автор главного героя сказки? (Длинные уши, косые глаза, короткий хвост)
– Чего так боялся заяц в начале сказки? (Всего. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, а у зайчика душа в пятки)
– Расскажите, как хвастал заяц? (Он всем сказал, что не боится никого и волка, и лисицы, и медведя. Ежели зайцу попадется волк, так он его сам съест)
– Обратите внимание: в сказке разными словами говорилось о том, как собрались зайцы на полянку - сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи. Подумайте, почему так сказал писатель. Можно ли было сказать «сбежались старые зайчихи»? (Приплелись – это значит шли медленно, потому что они старые)
– Как слушали его другие зайцы? (Молодые зайчата хихикали, старушки зайчихи смеялись, старые зайцы улыбнулись. Всем было весело. Зайцы кувыркались, прыгали, скакали)
– Почему у зайца примерз язык? (Заяц увидел Волка. Другие не видели, а он видел)
– Как заяц доказал всем свою храбрость? (Заяц подпрыгнул как мячик, и упал прямо на волчий лоб, прокатился по спине волка, и убежал)
– Куда спрятался заяц? (Зайчик бежал долго, а когда не было сил закрыл глаза и упал под куст. Он думал, что Волк гонится за ним и схватит его зубами)
– Что случилось с волком? Что он подумал про Зайца-хвастуна? (Волк бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, он подумал, что в него выстрелили)
– Чем закончилась сказка? (Зайцы его похвалили, что он смог спасти всех и прогнать волка. Заяц начал верить, что он никого не боится)
– Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо? (ответы детей)
– Ребята, заяц, по вашему мнению, какой: хвастун, храбрец или трус? (ответы детей)
– Ребята, изобразите зайца мимикой и жестами, когда он хвастался…. ; когда он испугался…; когда он прятался под кустом…; когда он вылез из ямки, прищурил глаз и загордился.
(Дети изображают мимикой и жестами настроение зайца)
III. Заключительная часть
– Ребята, вы запомнили, как называлась сказка, которую мы с вами читали?
– Кто написал эту сказку?
– Кто вам понравился в сказке? Почему?
– Кто вам не понравился? Почему?
– Хотите ли вы, еще познакомиться с другими сказками Мамина-Сибиряка?
Давайте эту книгу оставим в нашей библиотеке, что бы мы могли еще раз встретиться с ее героями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе Тема: Иллюстрации к сказке Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»
Рисование иллюстраций к сказке Д.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца Длинные уши, косые глаза и короткий хвост»...
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"
Презентация к занятию по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе "Сказка про храброго зайца-длинные уши-косые глаза-короткий хвост"...
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост"
Речевое развитие. Занятие - чтение художественной литературы. Тема "Чтение произведения Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про Храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий ...
Конспект НОД аппликации по сказке Д.Н. Мамин - Сибиряка «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Задачи:Познание: Познакомить с изготовлением поделок и учить выполнять их по словесной инструкции педагога. Учить управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнооб...
«Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Конструкт непосредственно образовательной деятельности с детьми 6 года жизни по речевому развитию с элементами конструирования...
Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной группе. На тему: Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».
Конспект занятия по художественной литературев подготовительной группеНа тему: «Рассказывание сказки С. Аксакова «Аленький цветочек». Цель: Систематизировать и углубить зна...