конспект "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи "Перелётные птицы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_perelyotnye_ptitsy.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Перелетные птицы"
Цель: Закрепление знания признаков весны, представлений о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (практическое употребление предлогов, согласование числительного с сущ., образование сущ. с суффиксами -ат, -ят, изменение сущ. по падежам), слоговой структуры слов, связной речи.
Дидактическое обеспечение: предметные картинки перелетных птиц, разрезные картинки к игре “Собери картинку” (перелетные птицы), карточки для игры “Считай и называй”, сюжетные картинки к игре “Исправь ошибку”, сюжетные картинки к сказке “Грач, Росток и Гусеница”, мяч, зеркало на каждого ребенка.
Способы достижения цели:
Игровое упражнение с мячом «Назови признаки весны»
- Сейчас вы по очереди будете называть признаки весны и передавать мяч соседу. Свое предложение начинайте со слов “Весной”
Попробуйте отгадать загадки о перелетных птицах.
Черный, проворный,
Кричит “Крак”,
Червякам враг (грач).
- Кто это? Как вы догадались?
- Это грач. Он кричит “Крак!” и любит червяков.
Воспитатель помещает картинку грача на магнитную доску.
Аналогичная работа проводится с другими загадками.
На шесте дворец.
Во дворе певец.
А зовут его... (скворец).
Кто на елке, на суку счет ведет: “Ку-ку. Ку-ку”? (кукушка).
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
- Давайте повторим названия птиц. (Повторяют хором и по - одному.)
- Кто это? Как назвать одним словом?
- Птицы.
- Почему вы думаете, что это птицы?
- Почему мы этих птиц не видели зимой?
- Они улетали в теплые края.
- Как называют птиц, которые зимой улетают в теплые края, а весной возвращаются снова?
- Перелетные птицы.
Компьютерная игра «Аналогии»
Игра “Собери картинку”.
Воспитатель раздает детям конверты с разрезными картинками, на которых изображены перелетные птицы.
- Достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их.
Детям, затрудняющимся в выполнении, воспитатель дает зрительную опору в виде целостной картинки.
- Расскажите, чьи изображения вы сложили.
– Это грач.
- Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.
- Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание. Сложите разрезанные картинки в конверты, а целые положите поближе.
Упражнение “Выпусти птицу”. [Развитие мелкой моторики.]
Воспитатель предлагает детям закрыть картинку ладонью так, чтобы каждый пальчик закрыл нарисованную птицу.
- Представьте, что птица сидит в клетке, а вы хотите выпустить ее. Необходимо поочередно приподнимать пальцы и “выпускать” птицу, произнося слова: “Я из клетки выпущу”.
Игра повторяется с обеими руками поочередно.
Игра с мячом “У кого кто”.
Воспитатель приглашает детей на ковер.
- Давайте поиграем в игру с мячом “У кого кто”. Я буду бросать “звучащий” мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Дрозд (дроздята).
- Стриж (стрижата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
Динамическая пауза. Игра “Кто как передвигается?”
Развитие речевого слуха, творческого воображения, подражательности. Совершенствование грамматического строя речи (изменении сущ. по падежам).
Перед игрой воспитатель нацеливает детей на то, что они должны показать, как животное передвигается. Ласточка, медведь, белка, цапля, заяц, змея, грач, петух.
- Вокруг себя повернись и в ласточку превратись.
- Вокруг себя повернись и в детей превратись.
- Каких птиц вы изображали? (Ласточку, цаплю, грача, петуха.)
Игра “Исправь ошибки”.
Воспитатель предлагает детям вернуться на свои места, раздает контейнеры с условно - графическими схемами предложений.
Детям демонстрируется картинка, произносится предложение. Ребенку необходимо исправить неправильную фразу, т.е. заменить предлог.
- Внимательно посмотрите на картинку и исправьте ошибку в предложении, которое я произнесу.
- Скворец на скворечнике. (в)
- Скворец в скворечнике.
- Молодец. Правильно.
Аналогично проводится работа с другими предложениями.
Скворец вылетел от скворечника. (из) Аист улетает из поля. (с)
Коллективное составление схемы 2-го предложения. Самостоятельное составление схемы 3-го предложения.
Артикуляционная гимнастика.
“Голодные птенчики” Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) и произносить слоги: “Ам-ам-ам-ам-ам”.
“Птенчики глотают пищу” Сглатывание слюны.
“Клювы разных птиц” Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.
“Птенчики ждут пищу” Сделать из языка “чашечку” и удерживать ее под счет до “шести”.
“Очень вкусная пища!” Присасывать “широкий” язык к небу, затем произносить звук а.
“Дятел” Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: “Тдд-тдд-тдд-тдд”.
“Аист” Вытянуть “острый” язык как можно дальше изо рта и удержать под счет до “шести-восьми”.
Воспитатель раздает детям индивидуальные зеркала. После каждого упражнения обязательно дает детям время для расслабления, напоминает, что нужно проглотить слюну. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
Упражнение “Считай и называй”.
- Я внимательно следила за птицами и сфотографировала их. Помогите мне посчитать сфотографированных птиц.
Каждый ребенок получает свою фотографию и подсчитывает количество птиц. Далее заслушиваются ответы каждого.
- Сколько грачей на твоей фотографии?
- На моей фотографии пять грачей, и.т.д.
- Молодцы. Вы очень хорошо справились с подсчетом птиц.
Пересказ сказки по серии сюжетных картин. [Развитие речевого слуха, мышления, через формирование причинно-следственных связей.]
Воспитатель размещает на магнитной доске сюжетные картинки к сказке.
- Внимательно послушайте сказку.
Наступила весна. Посадила Таня в землю семечко подсолнуха. Из земли появился росток. А червяки и гусеницы тут как тут. Подползла гусеница к ростку и говорит: “Ты росток зеленый, молодой и сладкий. Я тебя съем”.
Попросил Росток: “Пожалей меня, гусеница. Дай мне вырасти!”
Засмеялась гусеница в ответ и подползла к Ростку совсем близко. А тут летит мимо Грач. Закричал Росток: “Грач, помоги! Гусеница меня съесть хочет”.
Услышал Грач голосок Ростка, схватил Гусеницу и был таков. Поблагодарил его Росток. А летом превратился в красавца Подсолнух и угостил грача своими семечками.
- Какое время года наступило?
- Что сделала Таня?
- Что появилось из земли?
- Кто мешал Ростку?
- Кого Росток попросил о помощи?
- Как помог Грач Ростку?
- В кого превратился Росток летом?
Воспитатель дает образец пересказа сказки по серии сюжетных картин. Далее воспитатель предлагает детям пересказать сказку, если необходимо, оказывает помощь (одна картинка – один ребенок; один ребенок - все картинки).
- Какую пользу приносят перелетные птицы?
Воспитатель убирает все картинки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....