Карты Проппа -сказочный конструктор.
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Салаватова Татьяна Александровнна

Карты Проппа помогут педагогам развивать речевое творчество дошкольников,воображение,фантазию,учить детей  пересказывать текст и сочинять сказки и рассказы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karty_proppa.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Карты Проппа – сказочный конструктор»

В настоящее время дошкольное образование предполагает наличие умственной активности у ребенка, которая проявляется в умении размышлять, делать выводы, анализировать, выстраивать логические цепочки в речевых действиях. Для этого у ребёнка должна быть хорошо развита речевая деятельность. Речевая деятельность – это, в первую очередь развитие связной речи дошкольников, которая формируется в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется запас знаний об окружающем мире, достаточно развиты активная сторона речи, образное мышление и творческое воображение.

На сегодняшний день существует множество практических приемов и методов, с помощью которых можно стимулировать процесс развития речи и речевого творчества у детей дошкольного возраста.  Наша задача найти те, которые приведут нас к достижению ребенком планируемых результатов реализации ФОП ДО.

Сегодня мы с вами поговорим и поработаем с замечательным сказочным конструктором - Карты Проппа. Сама методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. «Морфологию волшебной сказки» Владимир Пропп писал в течение десяти лет. Этот труд намного опередил науку того времени. В 1928 году после первой публикации работы последовало лишь несколько отзывов на неё. Но спустя 30 лет в 1958 году именно «Морфология волшебной сказки» принесла В. Я. Проппу мировую известность. Она свою актуальность не потеряла и в настоящее время.

Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют современным требованиям в работе с дошкольниками:

- формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

- карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

- карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Методика Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок. Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку. «Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки. Сказочных ситуаций или функций 28:

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов:

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки:

 - присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

- «Чудеса в решете» - выявление различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

- «Заветные слова», «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.  — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

- «Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого- либо героя. 

«Кто на свете всех злее? Или добрее» - Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

 «Что в дороге пригодится?» - (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

«Что общего» Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

3 этап. Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки. Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса»,

Для ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными. Функцию-карточку можно соотнести с картинкой-иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять интерес к карточкам, рассматривать и обсуждать их в свободное время.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения.

4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».

5 этап. Сочинение собственной сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт. Используя «карты Проппа» сказка обязательно получится, какая она будет это зависит от самого ребенка, от развития его речи, фантазии, творчества и т.д.

Многие считают, что карты Проппа и мнемотаблицы это одно и тоже. Нет. Отличие карт Проппа от мнемотаблиц есть. При работе со знаково-символической функцией это мнемотаблица (к каждой сказке конкретный герой и его деятельность) у детей развивается только механическая память, а при работе с картами Проппа, дети сами находят ассоциации и придумывают символ. Следовательно, у них развивается воображение и активизируется творческое мышление. Карты Проппа можно применить к любой сказки.

 В чем же состоит целесообразность карт Проппа:

- ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах).

- наглядность и красочность их исполнения позволяют ребенку удерживать в памяти гораздо большее количество информации, а значит, и продуктивнее использовать ее при сочинении сказок.

- представленные в картах функции являются обобщенными действиями, понятиями, что позволяет ребенку абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации, а, следовательно, у него интенсивнее развивается абстрактное, логическое мышление.

- карты стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности, позволяют наладить полноценные взаимоотношения со сверстниками.

- карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Планируемые результаты по ФОП ДО:

 к 6 годам

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в процессе придумывания загадок, сказок, рассказов, владеет первичными приемами аргументации и доказательства, демонстрирует богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями, самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра;

- ребенок испытывает познавательный интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, фантазирует, предлагает пути решения проблем, имеет представления о социальном, предметном и природном мире;

- ребенок устанавливает закономерности причинно-следственного характера, приводит логические высказывания; проявляет любознательность;

 к 7 годам

- ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев;

- ребенок имеет разнообразные познавательные умения: определяет противоречия, формулирует задачу исследования, использует разные способы и средства проверки предположений: сравнение с эталонами, классификацию, систематизацию, некоторые цифровые средства и др.;

Мораль.28: Все новое- хорошо забытое старое.

7функция- способ достижения цели.

Карты Проппа можно и нужно использовать в работе с дошкольниками на пути реализации ФОП ДО.

27 функция – счастливый конец.

Дерзайте, творите и вас все получиться. Спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки,  разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе...

Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...