Сценарий мастер – класса для педагогов «Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Гизятуллина Елена Анатольевна

Сценарий мастер-класса для педагогов по развитию речи детей старшего дошкольонго возраста в процессе конструирования

Скачать:


Предварительный просмотр:

План проведения мастер – класса

«Развитие связной речи дошкольников с использованием карт Проппа и образовательных конструкторов».

Из опыта работы городской проектной площадки «Формирование связной речи детей дошкольного возраста в различных видах деятельности».

Теоретическая часть мастер – класса:

Процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Интенсивность развития ребёнка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.

Почему мы используем именно карты Проппа? Известный филолог, Владимир Яковлевич Пропп  разделил сказку на набор, состоящий из 28 функций. Эти функции можно представить в виде схем (карт). При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчит ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки, рассказа. Каждая из представленных в сказке функций помогает дошкольникам разобраться в самом себе, и в окружающем его мире людей. Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений. Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит ребенка с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях (картах). С помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему сказки, рассказы и т.д. Карты Проппа позволяют изучить огромное количество сказок, стимулировать, обогащать и развивать связную речь, что способствует успешному обучению в школе.

Учитывая, что для ребенка - дошкольника наиболее значимыми являются игра, а также продуктивные виды деятельности: рисование, конструирование, литературно-художественная деятельность и другие, логичным и закономерным будет соединить основные направления развития дошкольника: игру, продуктивные виды деятельности и оперирование знаковыми системами, их использование в собственной деятельности.

Деятельность с конструкторами в процессе практического использования различных материалов обеспечивает развитие воображения, творческого мышления, способности систематизировать свойства и отношения в предметном мире. Кроме того, деятельность с конструкторами связана с  активизацией планирующей функции речи (словесными описаниями условий, которым должен соответствовать продукт).

В основе организации непосредственно образовательной деятельности лежат идеи Н.А. Коротковой.

  1.         Для детей целесообразно обозначать такие занятия как «работа в мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) – в пространстве организованном особым образом, в котором направленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.
  2.         Добровольное включение детей в деятельность со взрослым (по принципу «Я тоже хочу делать это») помимо подбора интересных содержаний предполагает ряд существенных условий: 1) организацию общего рабочего пространства; 2) возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам; 3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.
  3.         Динамичная позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.
  4.         Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями.
  5.         Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные мероприятия, выдвигает интересные идеи для работы.
  6. Педагог включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образцом планомерной организации работы.
  7. Взрослый ведет себя непринужденно, поясняя свои действия, принимая детскую критику и не препятствуя комментированию вслух, обсуждению дошкольниками их собственной работы, обмену мнениями и оценками, спонтанно возникающей взаимопомощи.

Практическая часть Мастер –класса:

1. Составление рассказа (с добровольцами из аудитории) с использованием выбранных персонажей из конструктора.

2. Инсценировка получившегося рассказа с помощью конструктора Лего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у дошкольников"

Данный мастер-класс знакомит воспитателей со способами развития мелкой моторики детей дошкольного возраста....

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»

Мастер – класс «Нетрадиционные методы развития связной речи дошкольников посредством сказок и других художественных произведений»  Цель: систематизировать знания педагогов ...

Мастер-класс на тему: «Развитие связной речи детей посредством использования мнемотехники»

Мастер-класс для педагогов и членов творческой группы по развитию связной речи у детей с использованием мнемотехники....

Мастер-класс на тему "Развитие связной речи дошкольников с помощью логических блоков Дьенеша"

Мастер-класс направлен на ознакомление педагогов с дидактическими играми на основе пособия "Блоки Дьенеша"...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Мастер -класс для педагогов "Развитие речевого дыхания у дошкольников."С презентацией

Когда малыш появляется на свет, он практически беспомощен. Но его окружают любимые люди, которые с первых дней его жизни учат малыша говорить. Да я не ошиблась. Вспомните, как мы улыбаемся деткам ,пок...

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»

Мастер класс для педагогов «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Цель – заинтересовать коллег в проведении...