«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Завгородняя Татьяна Анатольевна

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психический процесс, имеющий в дошкольном возрасте наибольшую пластичность и легко поддающийся педагогическому воздействию, и отмечает важность планомерной, последовательной работы по переводу хаотично возникающих воображаемых образов в «зримую» для ребенка «новую продукцию».

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок в педагогической работе можно использовать карты Проппа.

Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 28, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Может нарушаться и последовательность функций: перескоки, добавления, объединения, которые, однако, не противоречат основному ходу сказки. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества» Учитель-логопед: Завгородняя Татьяна Анатольевна МАДОУ ЦРР д /с №50

Слайд 2

Замечательный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп , изучая сказки, проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Этих функций — 28 . Основных, главных функций Пропп выделил 20. Для работы с детьми дошкольного возраста достаточно восьми. Владимир Яковлевич Пропп

Слайд 3

Целесообразность карт Проппа

Слайд 4

Сказочные ситуации или основные функции

Слайд 5

Введение в сказочное пространство. Этой фразой начинаются почти все сказки. Жили-были

Слайд 6

Задача особое обстоятельство («задумали братья жениться», «уехали родители и наказали Аленушке следить за Иванушкой», «солнце зашло за тучи». Точнее, что-то случилось, что поменяло привычный ход вещей.

Слайд 7

Запрет – наказ герою «не отворяй двери», «не пей водицы»

Слайд 8

Нарушение запрета герои сказок не слушаются и нарушают запреты (открывают двери, пьют из лужи и прочее).

Слайд 9

Отъезд героя чаще всего это происходит, когда герой нарушает запрет (парень отправляется на поиски девушки, отец увозит дочь в лес по приказу мачехи).

Слайд 10

Встреча с дарителем, помощником появление друга-помощника (Серый волк, коровка Буренка, фея). Появление такого друга помогает решить проблемы героя – найти, указать дорогу.

Слайд 11

Способ достижения цели Это может быть полет на ковре – самолете, использование меча-кладенца и тд .

Слайд 12

Враг начинает действовать Змей похищает царевну, колдунья похищает яблоко

Слайд 13

Победа достижение победы (враг погибает, злые чары рушатся, герой побеждает в состязании) – враг повержен.

Слайд 14

Преследование Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба- Яга, Лихо Окоянное и прочие не менее «симпатичные» персонажи.

Слайд 15

Герой спасается от преследования Прячется в печку, превращается кого-то с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния.

Слайд 16

Даритель испытывает героя Появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-Яга дает задание выполнить домашнюю работу.

Слайд 17

Герой выдерживает испытания Герой справляется со всеми испытаниями.

Слайд 18

Получение волшебного средства Оно может передаваться, изготавливаться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем.

Слайд 19

Отлучка дарителя Баба – Яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется в пещеру.

Слайд 20

Герой вступает в битву с врагом Иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты.

Слайд 21

Враг оказывается поверженным В сказках антогониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости.

Слайд 22

Героя метят Метку наносят на тело или дают особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага.

Слайд 23

Герою дают сложное задание Достать перстень со дна моря, соткать ковер, построить дворец за одну ночь,; принести то, не знаю что.

Слайд 24

Герой исполняет задание А как же еще! Он же герой!

Слайд 25

Герою дается новый облик Частый прием – погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше.

Слайд 26

Возвращение домой с хорошим или плохим настроением. (Принц вернулся домой так и не найдя настоящую принцессу, Емеля пришел с ведрами, которые шли сами). Обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе.

Слайд 27

Героя не узнают дома Иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятия, увечья, взросления.

Слайд 28

Ложный герой появление ложного героя (тот, кто выдает себя за героя, присваивая его победы себе).

Слайд 29

Разоблачение ложного героя Это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельствования авторитетных лиц

Слайд 30

Узнавание героя все обнаруживают подмену, изгоняют ложного героя и чествует настоящего.

Слайд 31

И жили они долго и счастливо счастливый финал (пир на весь мир или свадьба, да и пол царства в придачу).

Слайд 32

Мораль Какой вывод можно сделать из случившейся истории

Слайд 33

План действий при работе с картами Проппа :

Слайд 34

Последовательность знакомства с картами

Слайд 35

«Волк и семеро козлят»

Слайд 36

№1 Жили-были Жила-была коза. И было у нее семеро козлят .

Слайд 37

№3 Запрет или предписание Вот созвала она всех семерых деток и говорит: -Милые детки , хочу я в лес пойти , а вы смотрите волка берегитесь.

Слайд 38

№ 2 Уход (отлучка) кого-либо из членов семьи И пошла коза в лес , корму принести.

Слайд 39

№ 4 Появление ложного героя Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: - Детки милые , отомкнитесь , ваша мама пришла , вам молочка принесла.

Слайд 40

№5 Разоблачение главного героя -Не откроемся , - закричали они , - ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий , а твой голос толстый: ты волк.

Слайд 41

№6 Нарушение запрета …отворили ему дверь. А тот , кто вошел , был волк.

Слайд 42

№7 Действие врага Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.

Слайд 43

№8 Возвращение домой Приходит вскоре коза из лесу домой.

Слайд 44

№9 Наказание ложного героя Вот вспорола она чудовищу брюхо , - тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько , сколько влезло. Подошел к колодцу , наклонился к воде , так там и утонул.

Слайд 45

№10 Счастливый конец - Волк утонул! – закричали козлята и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца.

Слайд 46

№11 Мораль Мораль: - Слушайся маму - Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери - Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом - Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу - Добро всегда сильнее зла

Слайд 47

Средние группы. Чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа . Старшие группы. Пересказ знакомой сказки, опираясь на карты Проппа . Подготовительные группы. Сочинить одну коллективную сказку с использованием произвольного набора карт Проппа . Задание к семинару:

Слайд 48

Сидорчук Т. «Программа формирования творческих способностей детей». Обнинск. 1998г. Фесюкова Л. «Воспитание сказкой». Харьков. 1996. Белобрыкина О. «Речь и общение». Ярославль: Академия развития, 1998г. ЛИТЕРАТУРА

Слайд 49

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАТема: Педагогические условия развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Развитие речевого творчества у старших дошкольников»

перспективный план, цели и задачи самообразования по данной теме ...

«Нетрадиционные методы работы с дошкольниками по развитию художественного творчества»

Применение нетрадиционных технологий в образовательной практике по развитию художественного творчества....

«Использование карт Проппа в речевом развитии дошкольников»

В статье предлагаются методические рекомендации по использованию карт проппа в речевом развитии дошкольников...

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлинг):

Результаты работы по теме саморазвития «Развитие речевого творчества детей через использование нетрадиционных техник рисования в художественно продуктивной деятельности (классический сторителлин...

Опыт работы " Карты Проппа в речевом развитие дошкольника"

В. Пропп утверждал:  «Волшебная сказка похожа на  формулу, в которой меняются  переменные. Если изобразить  их в виде простых рисунков, то  ребенок, глядя на них, легко...

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества», январь 2023г.

Международная научно-практическая конференция «Педагогика: теория и практика. Современные подходы в обучении и воспитании», статья на тему: «Ассоциотивные карты, карты Проппа в работ...