Опыт работы по использованию инновационных форм рабoты по развитию речи старших дошкольников
статья по развитию речи (старшая группа)

Фролова Анастасия Викторовна

В статье представлен опыт работы по использованию инновационных форм работы по развитию речи старших дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Фролова Анастасия Викторовна

Воспитатель

Опыт работы по использованию инновационных форм рабoты по развитию речи старших дошкольников.

          Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.

          Этот период жизни  играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Неотъемлемой частью и необходимым условием существования человеческого общества является общение.

           Общение - это взаимодействие людей, при котором участники общения не только передают друг другу определенную информацию, но и выражают эмоции, чувства, оценки, отношение друг к другу, к тому, о чем они говорят, к обстоятельствам общения и т.д. Общение может быть непосредственным (когда люди находятся рядом друг с другом) и опосредованным (когда люди общаются, например, через интернет или по телефону).

          Ученые установили, что человеку необходимо общаться. В процессе общения человек реализует свою потребность быть признанным, уважаемым другими людьми.

          Речь - это способность общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

          ФГОС ДО ставит перед педагогами дошкольных организаций задачу научить детей владеть речью как средством общения и культуры; обогащать их активный словарь; развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь; развивать речевое творчество. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребёнка. От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности ребёнка.

          Развитие речи  – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети раньше овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Одной из предпосылок развития учебной деятельности является развитие речевой активности дошкольников. Основным показателем уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

          Чем раньше ребёнок научится говорить, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

          В наш век – век компьютерных технологий, у детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями.

          Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.     Несвоевременное обнаружение и коррекция речевых нарушений приводят к неуспеваемости детей в школе, т. к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи оказываются наиболее уязвимыми в условиях, требующих их максимальной мобилизации в новых школьных условиях.

          Традиционная методика развития речи дошкольников в качестве основного приёма обучения рекомендует использовать  образец рассказа педагога. Но опыт показал, что дети воспроизводят рассказ педагога с изменениями, рассказы бедны и не выразительны, лексический запас слов мал. Поэтому стало очевидно, что необходимо изменение способов работы педагогов на занятиях по развитию речи дошкольников. В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования.

          Использование в воспитательно-образовательном процессе ДОО современных педагогических технологий, таких как, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий, помогают  реализовать личностно-ориентированный подход к детям. А личностно-ориентированный подход обеспечивает  индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом  способностей и уровня развития каждого ребёнка.

ОПЫТ РАБОТЫ:

          Исходя из требований современной педагогики, я хочу поделиться опытом своей работы по развитию речи старших дошкольников в  группе компенсирующей направленности.

          Воспитанниками нашей группы являются дети с общим недоразвитием речи.

          Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит и общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
         Речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
         Общаясь с детьми придерживаюсь правила: «Давай вместе!».

- всегда стараюсь смотреть с  позиции ребенка, учитываю его точку зрения.

- ребёнок - личность, полноправный партнер в процессе совместной деятельности и общения.
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
- уважительное, доброжелательное отношение к воспитанникам.
         В своей работе применяю современные педагогические технологии: методы проектной деятельности, мнемотаблицы, ИКТ и т. д.

  1. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Многие явления легче разбирать по мнемотаблицам. Видя образ того, о чем идет речь, ребенок легче запомнит информацию, ведь она будет восприниматься мозгом автоматически, перекодируя ее из абстрактного в образное мышление. Ребенок старшей группы может самостоятельно рисовать картинки для мнемотаблицы, после того, как воспитатель разбил рассказ на ситуации и рассказал, что рисовать.

  1. Технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – многофункциональная среда «Фиолетовы лес», «Чудо соты».
  2. Элементы технологии ТРИЗ

- Мозговой штурм  или коллективное решение проблем: перед группой детей ставится проблема, каждый высказывает своѐ суждение, как можно еѐ решить, принимаются все варианты. При проведении мозгового штурма, может быть «критик», который высказывает сомнения, активизирующие мыслительные процессы.

- Дидактический мяч (употребление антонимов).

- Приём «Создание проблемных ситуаций»

- Приѐм «Эмпатия»(сочувствие, сопереживание): «Изобрази несчастное животное, что оно испытывает».

 - Игра «Наоборот».  Суть игры заключается в том, что дети подбирают противоположные по значению слова. Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы и наречия.

  1. Информационно – коммуникационные технологии

Просмотр электронных презентаций и познавательных сюжетов с использованием мультимедийного оборудования (проектор, экран).

          Из всего выше сказанного следует вывод: развитие дошкольного образования, его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста.

          Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.


Список использованной литературы:

1.https://lyc1575.mskobr.ru/files/%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%A3%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2%D0%AB/vozrastnye_osobennosti_detej_doshkol_nogo_vozrasta.pdf

2. ФГОС ДО

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками....

Презентация для воспитателей "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников....

Обобщение педагогического опыта на тему "Использование инновационной технологии «мнемотехника» для развития речи у дошкольников".

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа...

Использование технологии «Синквейн» как средства развития речи старших дошкольников

Введение Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершен...

Опыт работы: «Мнемотехника как инновационная технология, применения в развитии речи детей дошкольного возраста на примере групп компенсирующей направленности»

Выбор данного практического метода был обусловлен речевыми проблемами старшей, а затем подготовительной к школе групп....

Взаимодействие логопеда и воспитателя с использованием инновационной технологии «Мнемотехники» для развития речи у дошкольников.

Как говорил Константин Дмитриевич Ушинский : «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,...

Выступление для педагогов Опыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста

Выступление для педагоговОпыт работы по использованию нетрадиционных форм рисования в развитии сенсорных способностей детей младшего дошкольного возрастаРисование - это вид деятельности несет в с...