Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников.
статья (младшая группа) на тему

Айтмаметова Гульнара Хабировна

Статья о формах взаимодействия с млладшими дошкольниками. Использованиепотешек, прибауток, народных игр накопленных веками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Айтмаметова Гульнара Хабировна воспитатель ГБДОУ № 133 Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга.

    “Использование малых форм фольклора в развитии речи младших дошкольников”.

Малые формы фольклора- это очень доступные слова, которые складывались годами, веками. Они доступны для слуха детей , мелодичны и смысл очень простой и легкий для проговаривания и демонстрации в движениях. Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Благодаря этому еще задолго до ознакомлением со сказками, былинами и другими крупными жанрами русского фольклора на материале детского фольклора у малышей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков- русской народной культуры. К устному народному творчеству для детей относятся:

Пестушки- песенки, которыми сопровождается уход за ребенком. Потешки- игры взрослого с ребенком( с его пальчиками, руками). Заклички- обращения к явлениям природы( к солнцу, ветру, дождю). Приговорки- обращения к насекомым, животным, птицам. Считалки- коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх. Дразнилки- веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения. Скороговорки и чистоговорки  незаметно обучающие детей правильной и чистой речи. Прибаутки, шутки, перевертыши- забавные песенки, которые своей несбыточностью веселят детей. Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз. Русский фольклор- это синтез поэтического народного слова и движения. Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизировано проговаривает народные тексты. Так постепенно фольклор органично входит в повседневную жизнь ребенка.

   Фундамент психофизиологического благополучия ребенка, во многом определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства , закладывается в ранние годы, ранний возраст обладает особой сензитивностью, то есть благодатной восприимчивостью. Фольклор- одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности, Обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод  воспитания с первых лет жизни ребенка. Также фольклор содержит множество степеней воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текста. Детям первых лет жизни свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Педагог , работающий с детьми раннего возраста, должен знать возрастные особенности, тонко чувствовать микропериоды перехода от возраста к возрасту и вместе с тем видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя “ зону ближайшего развития”( мысль Выгодского). В активном словаре у детей 2-х лет насчитывается приблизительно 300 слов, а 3-х лет уже 1500 и более, Это говорит не только об интенсивном развитии речи , но и о том, что речь становится средством общения, познания окружающего. В качестве “ сигнала сигналов” ( мысль Павлова) слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимосвязи людей, их переживания, поступки, проявления черт характера, а также различные стороны социальной жизни. Нарядное поэтическое творчество благодатно для занятий лепкой и рисованием. Элементы образного мышления обнаруживаются в том, что в очертаниях линий дети видят знакомые образы персонажей сказок, песенок, потешек. Если в 1,2-й год дети откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, то на 3-м году их увлекает содержание художественного произведения, ход разворачивания событий, последовательность. У детей возникает не только способность, но и потребность понять причину и следствие описываемых событий. Например, восприятие потешки “ Собака на кухне пирожки печет, а кот в углу сухари толчет. Кошка в окошке платье шьет, а курочка в сапожках избушку метет”.Для ребенка 3-го года жизни этот текст звучит по новому, несет дополнительную информацию, ребенок понимает, что собака печет , чтобы  накормить всех вкусными пирожками. Кошка шьет себе платье, чтобы быть нарядной. Знакомясь с профессиями в контексте этой потешки дети так и воспринимают собаку поваром, кошку портнихой, курочку- дворником. Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, обогащению словарного запаса через приоритетную ориентацию на человека и вида его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов приводит к выводу как значимы народные произведения для развития речи, обогащению словарного запаса младших дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наши проекты. Использование малых форм фольклора в развитии речи детей. Младшая группа.

Фольклор! Фольклор! Фольклор! В настоящее время возрастает интерес к фольклору, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор таит в себе огромные дидактические возможности. С помощью детс...

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

Родительское собрание "Влияние малых форм фольклора на развитие речи младших дошкольников".

   Малые жанры фольклора – это небольшие по объему  фольклорные произведения . Знакомя детей с разными фольклорными жанрами ,мы обогащаем  речи детей с живописью ,образность...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего возраста

Один из принципов дошкольного образования -приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. использование малых форм фольклора в работе помогает реализовать данный п...

Проект "Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

В младшем дошкольном возрасте ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью....