Серия конспектов по теме: "Байкал - жемчужина Сибири"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Александрова Юлия Олеговна

Серия конспектов на средний, старший, подготовительный возраст, групп комбинированной направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в средней группе комбинированной направленности по теме: «Озеро Байкал и его обитатели».

Цель: создание условий для знакомства детей с Малой Родиной, с городом Зима в котором мы живем, Иркутская область, где находится наш город, с озером Байкалом и животными обитающими рядом с озером Байкалом.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- расширять представление детей о месте, в котором они живут, области в которой находится город Зима, познакомить детей с значением слова «озеро» и активизировать словарь по теме «Озеро Байкал и его обитатели»;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, упражнять в подборе существительных в уменшительно-ласкательной форме;

- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;

- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;

- развивать словесно-логическое мышление, умение образовывать существительные в родительном падеже множественного числа, существительные в уменшительно-ласкательной форме.

  1. Коррекционно-воспитательные:

 - воспитывать устойчивый интерес детей, усидчивость, любознательность;

- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным, воспитывать чувства сострадания.

Предварительная работа: просмотр мультфильма про о. Байкал., заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Ⅰ. Орг. момент:

- Ребята давайте с вами встанем в круг и поприветствуем сегодняшний день!

Утром Солнышко встает,              (Руки поднять вверх).

Всех на улицу зовет                      

Выхожу из дома я:                      

«Здравствуй, улица моя!»             ( Выпрямить руки в стороны).

Отвечаю Солнцу я                        

Отвечаю Травам я                         (Опустить руки на ковер).

Отвечаю Ветру я                           (Поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй, Родина моя! 

- Молодцы!

(Логопед включает звук нерпы)

-Ребята, вы слышите? Кто это так кричит? (предполагаемые ответы детей)

(Логопед достает игрушечную нерпу из-за доски)

- Посмотрите ребята, кто это? (ответы детей)

- Правильно, это маленькая нерпочка, и она грустит от того, что потерялась и не может найти дорогу домой!

- Ребята, хотели бы вы помочь ей? А как мы можем с вами помочь нерпе?

Д. – отвезти ее домой и др. ответы детей

Л. – да, ребята, все правильно, мы с вами можем помочь нерпе найти дорогу домой, но мы не знаем, где она живет, ребята, кто-нибудь знает из вас, где живет нерпа и вся ее семья? (ответы детей).

Л. – Чтобы нам узнать, где живет нерпа, предлагаю выполнить несколько заданий, которые помогут определить место обитания нерп.

Ⅱ. Основная часть:

- Кто из вас знает, в каком городе мы живем? (на доске картинка с изображением города Зимы).

- Посмотрите, это наш город Зима, здесь мы с вами родились и живем, ходим в детский сад, гуляем по улицам нашего города. Также и у нашего гостя нерпы есть свой дом. Предлагаю поиграть вам в игру.

Игра «Один-много»

Улица – улиц, фонарь – фонарей, клумба – клумб, машина – машин, лавочка – лавочек, дорога – дорог, дерево – деревьев, дом – домов, магазин – магазинов.

 

Л. – Молодцы ребята, мы с вами живем в городе Зима и все, что мы с вами сейчас называли есть в нашем городе, теперь и нерпа узнала, где она находится, а то она совсем заблудилась, не знает где она, от куда она.

(На картинке изображена Иркутская область, логопед обращает внимание детей на картинку).

- Посмотрите, это карта Иркутской области, в этой области находится наш город Зима, а также в нашей области есть великое, большое и красивое озеро Байкал. (Рассматривание картинки с изображением о. Байкала).

- Как вы думаете, что такое озеро?

Предполагаемые ответы детей.

Л. - Озеро - это углубление в земле, которое заполнено водой.

(показываю наглядно на картинке)

- В этом озере живет много разных рыб, а также рядом с Байкалом живет много разных животных. Хотите узнать какие животные там обитают?

Д. – Да!

Л. – Предлагаю вам поиграть в игру и узнать, кто же там живет?

Но прежде, чем мы начнем играть, давайте с вами немного разомнемся.

Физ. минутка:

Нерпы плавают, резвятся

В теплой, чистенькой воде.

То сойдутся, разойдутся

То на дно они нырнут.

То на камушках лежат.

И на солнышко глядят.

Игра «Подбери к тени, подходящее животное».

На ковре хаотично разложены картинки животных (лиса, заяц, белка, медведь, волк, нерпа, лось, рысь), силуэты данных животных.

Л. – Ребята, посмотрите, дунул сильный ветер и все картинки разлетелись и перепутались, поможете мне подобрать к каждому животному его тень?

Д. – Да!

Л. – Артем, кого ты нашел?

Р. – Я нашел зайца и его тень и т.д.

Л. – Молодцы, что это за животные, где они все живут?

Д. – Рядом с озером Байкалом (если дети затрудняются, логопед задает наводящие вопросы)

Л. – Да, правильно, а кто- то из вас нашел нерпу? (ответ ребенка)

Л. – Значит наша нерпочка, которая потерялась живет рядом с озером Байкалом и плавает в этом озере, и вся ее семья живет там.

У каждого животного есть своя мама, предлагаю поиграть и узнать где, чей детеныш?

Игра «Чей детеныш»

На картинке изображены животные и их детеныши, нужно подобрать и назвать детеныша.

Например: у медведя – медвежонок, у лисы – лисенок и т.д.

Л. – Какие мы с вами молодцы, мы узнали, какие детеныши есть у животных, а также где живет нерпа и теперь поможем с вами добраться ей домой, давайте пройдем с вами за столы.

(Работа в индивидуальных карточках, ребенку необходимо провести дорожку карандашом, до о. Байкала).

- Ребята, перед тем как мы возьмем в руки карандаш, давайте разомнем свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Рыбки в озере живут,

Вверх и вниз они плывут.

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.

И кружатся, и шалят,

И хвостами шевелят.

- Молодцы, размяли наши пальчики, возьмите карандаш в руку, сели все ровно.

- давайте найдем с вами в карточке нерпочку. От нерпочки нам нужно с вами провести дорожку в виде спирали до о. Байкал. (дети выполняют задание)

Задание в нейрокарточке «Дорожка до о. Байкал»

Л. – вот какие мы с вами молодцы, давайте подарим наши карточки нерпе, которая потерялась, с помощью этих карточек она сможет найти путь домой.

Ⅲ. Итог:

- Ребята, кто был у нас в гостях? Кому мы помогали?

- Что понравилось больше всего на занятии?

- Смогли ли мы помочь нерпе?



Предварительный просмотр:

 Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности на тему:

«Байкал-жемчужина Сибири».

Цель: создание условий для закрепления представлений детей о регионе Сибирь, в котором мы живем, ее обитателях,  об озере Байкал.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- уточнять, расширять, и активизировать словарь по теме «Байкал-жемчужина Сибири»

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: расширять и систематизировать знания детей о животном мире Прибайкалья, актуализировать в речи слова противоположные по значению, находить лишнее, упражнять детей согласовывать имена числительные с именами существительными;

- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;

- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;

- развивать словесно-логическое мышление.

  1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: чтение стихотворений про Сибирь, озеро Байкал, рассматривание фотографий Байкала, растительного и животного мира, заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Ⅰ. Орг. момент:

Приветственное стихотворение.

(Дети становятся в кругу, проговаривают совместно с логопедом стихотворение, повторяя движения за логопедом)

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

А что это такое?

Всё время в непокое,

Быть может, это туча,

 Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А озеро Байкал!

                           М. Сергеев

Л. – Ребята, посмотрите на доску, кто это?

Д. – Это незнайка!

Л. – А как вы думаете, почему его так называют?

Д. – Потому что он ничего не знает.

Л. – Думаете, он знает что-нибудь о нашем родном крае?

Д. – Нет, он же незнайка.

Л. – Предлагаю вам ребята помочь незнайки узнать много нового о нашей Сибири, ее обитателях, а также про озеро Байкал? Поможем незнайки? Он тоже хочет быть умным, как вы!

Д. – Конечно поможем.

Ⅱ. Основная часть:

Л. – Предлагаю поиграть в игру и вспомнить какое озеро Байкал, хотите поиграть? Незнайка будет слушать вас внимательно и запоминать.

Игра «Скажи наоборот»

Какое наше озеро?

Маленькое – большое (Озеро Байкал самое большое в мире, ещё его называют не озером, а морем.)

Мелкое – глубокое (Глубина озера Байкал – 1620 метров, что делает его самым глубоководным озером в мире.)

Грязное – чистое (В Байкале живут рачки, которые очищают озеро.)

Молодое – старое (Озеро Байкал старое. Первые поселения на берегах Байкала появились около 25 тыс. лет назад.)

Широкое – узкое (Узкое похоже на полумесяц, его можно переплыть за несколько часов.)

Теплое – холодное (В летнее время вода холодная, а осенью прогревается и становится теплее.)

Л. – Молодцы ребята, вспомнили с вами какой он, наш великий Байкал.

Беседа по теме:

- Ребят, а какие леса нашей Сибири, вы знаете? Какие растения в них произрастают?

Д. – Да! (дети дают свои ответы).

Л. – Злата, какие деревья растут в Сибирских лесах? И т.д.

Р. – В нашем лесу растут ели, сосны, кедры, пихты и т.д. (ответ ребенка полный, также отвечают другие дети)

Л. – Все верно! Незнайке очень интересно нас слушать.

- Сейчас я вас проверю, хорошо ли вы знаете растения Сибири, поиграем в игру, но для начала разомнемся.

Физ. минутка (2-3 раза повторить)

В нашем краю горы высокие,           подняться на носки, руки вверх 

Реки глубокие,                                    наклон вперёд,

Леса большие,                                    выпрямиться, руки в стороны, 

А мы – ребята, вот такие!                 выставить большой палец.

 Л. – Хорошо с вами размялись, а сейчас присаживайтесь на стулья, будем играть.

Игра: «Четвертый лишний»

(На доске расположено несколько рядов картинок, ребенок подходит к доске, убирает лишнюю и объясняет, почему это картинка лишняя).

Береза, сосна, пальма, ель.

Шиповник, багульник, малина, кустарник с бананами.

Ромашка, жарки, подснежник, фикус.

Брусника, голубика, земляника, виноград и др.

 Л. – Правильно!

Логопед вывешивает на доску плакат с изображением леса, за деревьями видны хвосты животных,  (логопед обращает внимание детей на плакат).

Л. – Какой красивый Сибирский лес, но что там виднеется из-за деревьев?

- Вы видите ребята?

Д. – Да.

Л. – Что это?

Д. – Это хвосты животных.

Л. – Верно, а чьи именно хвосты? Вы расскажите незнайке?

Д. – Да.

Игра «Чей хвост?»

(Дети поочередно выходят к доске и называют чей хвост изображен)

Р. – Это лисий хвост (обращаем внимание на правильное произношение окончания) и тд.

Л. – Здорово, вы даже по хвостам можете узнать, что это за животное.

Чтобы незнайка знал животных Сибири предлагаю вам пройти за столы и выполнить задание (дети проходят за столы), прежде чем начнем выполнять задание разомнем свои пальцы.

Пальчиковая гимнастика: «У кого какая шуба?»

Шуба серая у волка,             Дети поочередно загибают пальцы на руке,  

Шуба ежика в иголках,          перечисляя диких животных.

Шуба рыжая лисы –            

Удивительной красы.

Шуба белая у зайца,

У медведя – бурая.

Не страшны ему дожди        Качают головой из стороны в сторону.

И погода хмурая.

Задание: «Дорисуй животное»

(На столах у детей лежат картинки с недорисованными частями тела, уши, хвост, ребенку необходимо дорисовать и назвать, что не хватало у животного)

Например: Я дорисовал хвост медвежий, уши медвежьи и т.д.

Л. – Молодцы ребята, какие это животные?

Д.- Животные нашей Сибири.

Логопед вывешивает плакат (кластер-гроздь незаконченную).

Л. – Посмотрите ребята, что это?

Д. – Лес.

Л. – Правильно лес, нашей Малой Родины.

Л – Посмотрите на столе лежат картинки (деревья Сибири; жилища животных; животные, которых дорисовали дети; пища, которой питаются эти животные), нам с вами нужно расположить эти картинки на плакат.

Упражнение: «Составление кластера».

- Для начала вклеим деревья, которые растут в нашей Сибири, затем, животных обитающих в лесу, их жилища и чем они питаются.

Л. – Молодцы ребята, предлагаю подарить этот плакат незнайке, для того чтобы он запомнил, как богат наш Сибирский лес, какое озеро расположено рядом с нами.

Ⅲ. Итог:

Л. – Вот и подошло наше занятие к концу, кому ребята мы с вами помогали узнать много нового о Сибири, ее обитателях, о озере Байкал?

Д. – Незнайке.

Л. – Чем мы помогли незнайке?

Ответы детей

Л. – Молодцы ребята, всем спасибо за занятие!



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе комбинированной направленности на тему:

«Мой край, Сибирские просторы».

Цель: создание условий для закрепления представления детей о Малой Родине, о городе Зима в котором мы живем, о Иркутской области, где находится наш город, актуализирования и закрепление знаний об озере Байкал и животном мире Сибири.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:

- уточнять, расширять, и активизировать словарь по теме «Байкал-жемчужина Сибири»

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи: расширять и систематизировать знания детей о животном мире Прибайкалья, через игру «Собери фотографию, опиши животное», упражнять детей классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее, упражнять детей согласовывать имена числительные с именами существительными;

- совершенствовать навыки связной речи, словообразования и словоизменения;

  1. Коррекционно-развивающие:

- развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, воображение, память, мышление;

- развивать умение координировать речь с движениями, развивать общую моторику, развивать моторику рук;

- развивать словесно-логическое мышление.

  1. Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать любовь к малой родине, к своему городу, бережное отношение к природе и животным.

Предварительная работа: просмотр короткометражного фильма про Сибирь, чтение рассказа «Байкальское путешествие Лучика и Фу» Анна Иоффе, заучивание приветственного стихотворения, физ. минутки, пальчиковой гимнастики.

Ход занятия:

Ⅰ. Орг. момент:

Л. – Здравствуйте ребята, вставайте вкруг, сейчас мы поднимем друг другу настроение.

Приветствие «Дружные ребята»

В нашей группе ярко

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!     Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и

слева,  потом обнимаемся

В нашей группе ярко

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!     Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и

слева,  потом обнимаемся

В нашей группе ярко

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!     Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и

слева,  потом обнимаемся

В нашей группе ярко

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!     Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и

слева,  потом обнимаемся

В нашей группе ярко

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!     Здороваемся за руку с соседом стоящим справа и

слева,  потом обнимаемся

В нашей группе ярко,  (взявшись за руки дети идут по кругу)

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Солнышко сияет!       Идем по кругу, держась за руки

Солнышко сияет!        (дети поднимают руки вверх)

Здесь ребята дружные, (дети обнимают рядом стоящего соседа)

Это каждый знает!

Л. - Ребята, к нам в детский сад сегодня утром пришло письмо от журналиста

иркутской газеты "Сибирячок". Хотите узнать, что в нем написано?

Д. – Да!

 Здравствуйте ребята, редактор моей газеты дал мне задание

выпустить стенгазету о нашем родном крае и о Байкале. Я узнал, что вы много

знаете о Сибири, о Байкале, помогите мне, пожалуйста, сделать стенгазету.

Л. - Ну что ребята, поможем журналисту?

Д. – Да! (дети присаживаются на подушки вкруг)  

Л. - Итак, мы готовы помочь выпустить журналисту стенгазету «Озеро Байкал».

Л. – Как вы думаете, кто такой журналист и чем он занимается?

Д. – Это такой человек, который рассказывает людям что-то интересное, о разных местах, событиях.

Л. – Да, ребята, журналист ищет разную информацию, фотографии и другое, а затем рассказывает разные истории в своем репортаже другим людям.

Ⅱ. Основная часть:

Л. – Смотрите ребята, в конверте из-под письма, я нашла разные буквы, здесь написано, что из этих букв нужно составить название стенгазеты. Но что-то эти буквы не очень красивые. Предлагаю вам взять по одной букве, пройти за столы и разукрасить, чтобы название газеты было ярким и красивым. Но перед тем как мы начнем разукрашивать, разомнем свои руки и пальцы.

Пальчиковая гимнастика: (с мячиком Су-Джок)

Ежика в руках кручу,                      (перекатываем мячик в ладонях)

Поиграть я с ним хочу.

Домик сделаю в ладошках –          (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.                   (прижимаем ладошки к себе)

(Дети проходят за столы и цветными карандашами разукрашивают буквы).

Л. – Молодцы ребята, это название стенгазеты, давайте приклеим буквы в правильном порядке «Озеро Байкал». Как здорово у нас получилось!

Л. - Ребята, я придумал что мы разместим на стенгазете «Удивительные животные Байкала» и даже где-то у меня были фотографии, (логопед ищет в сумке фотографии, но находит их разрезанными), о нет, кто-то разрезал все мои фотографии на мелкие кусочки.

Л. – Ребята, помогите мне сложить эти кусочки и узнать, какие животные обитают рядом с о. Байкал. (дети подгруппами по 4 человека складывают части фотографии)

Игра: «Собери фотографию, опиши животное»

Л. – Егор, какое животное изображено на вашей фотографии?

Р. – На нашей фотографии изображен медведь (ребенок дает полный ответ).

Л. – Маша, опиши, какой медведь? (ребенок дает полный ответ) 

Так все дети поочередно отвечают на вопросы логопеда. 

Л. - Спасибо вам большое, журналист, обязательно напишет о животных Сибири в стенгазете, я записала все ваши ответы и передам ему (журналисту).

Л. – а сейчас предлагаю вам немного отдохнуть и размяться.

Физ. минутка

Рыбки плавали, ныряли в теплой чистенькой воде. (дети идут по кругу, имитируя руками как плывут рыбы)

То согнутся, разогнутся, то зароются в песке. (останавливаются, нагибаются, выпрямляются, присаживаются на корточки)

 (повторить 2-3 раза) 

Л. – Как вы думаете, о чем еще можно рассказать журналисту в стенгазете?

Д. – О растениях Сибири (при затруднении, логопед помогает детям, задавая наводящие вопросы)

Л. – Конечно, это хорошая идея, ведь природа Сибири так красива и богата разными растениями. Предлагаю поиграть вам в игру

Игра «Четвертый лишний».

 Я вам буду показывать картинки, а вам нужно выбрать одну лишнюю

 и объяснить, почему она лишняя.

- береза, сосна, пальма, ель.

- подберезовик, подосиновик, рыжик, мухомор.

- баклан, попугай, ласточка, утка.

- одуванчик, ромашка, жарки, роза.

-омуль, голомянка, акула, осетр.

-волк, лиса, заяц, слон.

-вода, песок, камень, стол.

Л. - Ребята, а как вы думаете, понравится читателем узнать про растения Сибири?

Д. – Да.

Л. – Растения Сибири разнообразны, вы помогли убрать лишние картинки, которые не относятся к Сибири и о. Байкалу. Журналист обязательно напишет об этом в стенгазете.

Л. – Интересно, ребята, а вы знаете кто обитает в озере Байкал?

Д. – Да. Различные рыбы.

Игра: «Найди одинаковых рыб, сосчитай их»

Л. – Верно, посмотрите на ковре лежат картинки с изображением разных рыб, обитающих в о. Байкал, нам с вами нужно, собрать их в коробочку и сосчитать.

- Но для начала давайте вспомним названия рыб.

Д. – Омуль, голомянка, щука, осётр, хариус (дети совместно с логопедом рассматривают рыб и закрепляют название этих рыб).

Л. – Какие мы с вами молодцы, Маша, сосчитай сколько картинок с изображением омуля (ребенок собирает рыб и считает: один омуль, два омуля, три омуля и т.д.) также выполняют задание остальные дети.

Л. – Как много мы с вами всего знаем о Сибири и озере Байкале, о его обитателях.

Мы всю информацию и стенгазету с названием отправим журналисту, а он дополнит стенгазету. Расскажет в ней о животных, растениях, и рыбах Сибири и озера Байкала.

Ⅲ. Итог:

Л. - Ребята, вы такие умные, вы настоящие юные экологи. Как вы думаете мы смогли помочь журналисту?

Д. – Да.

Л. – Что мы для этого сделали?

Д. – Собрали фотографии животных и т.д.

Л. – Журналист будем очень благодарен нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»

В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...

Конспект открытого занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири"

Разрабатка занятия то теме: "Байкал - жемчужина Сибири" для детей подготовительной группы....

Серия авторских конспектов по теме "Байкал - Жемчужина Сибири", для детей 6-7 лет

На данных занятиях дети знакомятся с природой родного края, с уникальным озером Байкал с его флорой и фауной. Учатся любить и ценить  природу....

Лексическая тема "Байкал-жемчужина Сибири"

Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить з...

Проект по теме: «Байкал – жемчужина Сибири»

quot;Байкал- жемчужина Сибири"...

Проект по теме: «Байкал – жемчужина Сибири».

Данный проект посящён изучению озера Байкал.  Проект рассчитан для детей 3-5 лет (разновозрастная группа)...