Серия авторских конспектов по теме "Байкал - Жемчужина Сибири", для детей 6-7 лет
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
На данных занятиях дети знакомятся с природой родного края, с уникальным озером Байкал с его флорой и фауной. Учатся любить и ценить природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_v_gostyah_u_baykalskoy_nerpy.doc | 237.06 КБ |
svyashchennyy_baykal.docx | 25.01 КБ |
chudo_baykala.docx | 22.27 КБ |
doch_baykala-angara.doc | 262.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«В гостях у байкальской нерпы»
1. Продолжать знакомить детей с обитателями Байкала (нерпой).
2. Совершенствовать навыки раскрашивания.
3. Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывать гуманное отношение к животным.
Способствовать совместному переживанию успеха, радости от умен ия работать в коллективе и достигать желаемого результата.
Оборудование: карта Байкала, видеоролики: катер плывёт по Байкала, волны на Байкале, Нерпы, предметные картинки с животными (морж, нерпа, морской слон, морской котик), заготовки для раскрашивания , камни, кисточки, гуашь, салфетки, стаканчики с водой, макет острова.
- Приветствие.
Ход занятия .
Воспитатель с детьми образуют круг, воспитатель проходит по кругу, поглаживая ладошки детей, пропевая слова:
Дай ладошечку, моя крошечка, Я поглажу тебя по ладошечке.
Педагог: Ребята, сегодня на занятии мы продолжим наше путешествие по озеру
Байкал. Вы готовы отправиться в путь? Чтобы отправиться в путешествие, что нам необходимо взять с собой? (дети называют вещи необходимые в походе).
II. Работа с картой.
Чтобы нам не сбиться с пути во время нашего путешествия нам нужно взять с собой карту (дети рассаживаются на ковре вокруг карты Байкала).
Какие места на Байкале мы с вами уже знаем? (дети показывают места на карте).
Сегодня мы познакомимся ещё с одним замечательным местом на Байкале, которое называется «Ушканьи острова», там живут" ", чтобы узнать, кто там живёт вам нужно отгадать загадку.
Загадка.
Любит зверь поплавать дюже,
Хоть и сам он неуклюжий,
И еще добавлю тут:
В ласты тот пловец обут.
Видит рыбку, тут как тут! (нерпа).
Молодцы, вы правильно отгадали, на этом острове живут нерпы.
Давайте отметим на карте Байкала это место.
(дети с педагогом отмечают на карте место скопления нерпы «Ушканъи острова»)
-Воспитатель: - А теперь пора в путь! На каком виде транспорта мы можем отправиться к этому месту? (водный транспорт).
Мы поплывём на катере. Занимайте свои места, мы отплываем.
Видеоролик «Катер плывёт по Байкалу».
Ш. Вопросы по содержанию.
-Ребята, пока мы плывём, я хочу вам задать несколько вопросов.
-А вы знаете, как выглядит нерпа?
(детям предлагаются картинки: морж, нерпа, морской лев, морской котик).
Что общего у этих животных?
как мы можем назвать их одним словом? (ластоногие).
Чем они питаются? (рыбой).
Найдите среди этих: животных нерпу.
Сколько глаз у нерпы?
Сколько у нерпы передних ласт?
Чем питается нерпа?
IV. Физминутка «Волны на Байкале» с лентами
Видеоролик «Волны на Байкале».
Ребята, пока мы плыли, посмотрите, какие на Байкале поднялись волны, я вам предлагаю выйти на берег и переждать, когда волны успокоятся.
Волны качали нас на Байкале
Ветер терзал паруса
Волны большие, волны крутые
Но вот отступила волна.
Тихо Байкал расплескался к рассвету,
Галькой о берег шурша.
Не было будто бы шторма и ветра.
Добрый хозяин -душа!
(дети выполняют упражнение)
- Вот и стихли волны, отправляемся дальше.
- Посмотрите, а мы уже приплыли, кого вы видите впереди? Нерпы .
Видеоролик «Ушканьи острова».
-Посмотрите, на этих замечательных животных.
-Ребята, а вы знаете, что нерпы поддаются дрессировке? Они умеют танцевать, считать, петь. Их замечательное представление можно увидеть в иркутском
«Нерпинарии». Детёныш у нерпы называется белёк, потому что у него очень
белый мех и выглядывают два больших чёрных глаза. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув ласты в стороны. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
V. Практическая часть.
-Ребята, давайте в память о нашем путешествии сделаем свой остров нерп. Я вам предлагаю присесть рядом с нерпами на островке.
Мы с вами делали заготовки, у вас у каждого есть своя нерпочка на камушке, но чего то не хватает? Посмотрите, что нам нужно ещё сделать, чтобы наши нерпы
стали похожи на настоящих? Посмотрите на экран. (Воспитатель уточняет у детей какого цвета нерпа, детёныши) .
- Перед работой давайте разогреем пальчики.
VI. Пальчиковая гимнастика.
Нерпы весело резвятся
в чистой светленькой воде.
То сожмутся, разожмутся
То заплюхают в воде.
- Давайте возьмём кисточки и раскрасим наших нерпочек .
VII. Самостоятельная работа детей.
-Посмотрите, какие красивые нерпы у нас получились!
-Давайте их поселим на наш островок.
-Наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться, занимайте свои места. -Остров нерп, который мы сделали заберём с собой и покажем родителям.
- Пора отправляться обратно в детский сад.
Видео «Плывём на катере».
VПI. Итог.
- Вам понравилось наше путешествие?
Что понравилось и запомнилось больше всего.
Вы были молодцы! Спасибо вам ребята!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для детей 6-7 лет
«Священный Байкал»
Воспитатель: Прокопьева Т.Н.
Программное содержание: познакомить детей с озером Байкал, с
необычными и загадочными явлениями жизни озера; учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера.
Оборудование: географическая карта озера Байкал, магнитофон, аудиозапись шум волн, камешки с берегов Байкала.
- Приветствие
Ксюша, дай мне руку; я передаю своё тепло тебе, а ты теперь передавай дальше. (Каждый берёт другого за руку).
- Основная часть.
- Дорогие ребята, сегодня мы отправимся в путешествие на корабле.
Для начала обратимся к географической карте. Вот он какой, Байкал!
На карте он имеет форму молодого месяца. Таким он виден из космоса.
Озеро расположено в России, на территории Иркутской области в Бурятской республике. Байкал - самое глубокое озеро в мире, это колодец планеты с чистой питьевой водой. Если бы на Земле вдруг исчезли все источники
питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы прожить почти полвека. В тайге у Байкала живёт сказочный человечек Сибирячек, он весёлый и любознательный.
Появление Сибирячка.
- Сибирячек, а почему Байкал называется Байкалом? Откуда это название пришло в русский язык?
Сибирячек:- Все народы, населявшие берега Бай кала - буряты,монголы, эвенки, русские - все по-своему называли озеро, и, вероятно, они переводили это название с какого-то другого языка. А вот с какого? Учёные предполагают, что название озеру дали тюркоязычные народы курыкане. Байкал - тюркоязычное слово от бай-кюль, что означает «богатое озеро».
БАЙКАЛ
Байкал зовут Байкюлем.Байгюлем и Бэйхаем:
Ему дано немало Таинственных имён.
Но мы на карте мира всегда его узнаём,
На силуэт посмотрим и скажем: это он!»
В преданьях и легендах Байкал – старый и суровый.
А он на самом деле задорный, молодой.
Он неспроста шумливый,
Порывистый, весёлый - Ведь он живой наполнен.
А не простой водой!
(Цыден-жап Жимбиев)
Воспитатель: - И так, команда «Сбор!» все заняли места на борту? (Ставлю игрушку-кораблик на карту)
- Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт, раскачиваясь на волнах. (Звучит аудиозапись шума волн ).
Сибирячек:
- Посмотрите, ребята, со всех сторон Байкал окружают горы и нагорья, порой они то подходят к самой воде, то удаляются от берегов на 10-20 км. Все высказывания сопровождаются показом по карте.
( Цель - научить детей работать с картой).
Вдоль западного берега южной части Байкала тянется Приморский хребет. Далее к северу он сменяется Байкальским хребтом. С севера - восточной оконечности Байкала протянулся Баргузинский хребет Улан-Бургасы, к северу от него - хребет Икатский. Вдоль восточного берега расположился горы Хамар-дабан. (просмотр слайдов с диска «На память о Байкале»)
3. Заключительная часть.
-Ребята. Вдали виднеется земля. Сойдём на берег и отдохнём. (Дети встают).
-Посмотрите вокруг, здесь много красивых камешков, давайте соберём их.
(Дети изображают, как ищут и рассматривают камешки).
-Молодцы! А теперь представьте, что вы сидите на тёплом песке и играете с ними. (Дети подходят к песочнице и играют с песком).
-А сейчас расслабьтесь и закройте глазки. (Звучит аудиозапись шума волн).
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох.
Я слышу моря шум,
прибой волны и шелест волн прибрежных.
Волна беседует со мной и говорит:
«Расслабься, успокойся, отдохни.
Почувствуй чистый воздух моря ...»
Тепло и свет ласкают тело.
Расслабься и послушай тишину.
Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох .
Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать. (Дети встают).
- Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.
-Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза, проснуться.
Сибирячек: -Наше путешествие подошло к концу.
-Вам понравилось, ребята?
-Тогда через неделю мы вновь отправимся в плавание. До скорой встречи!
Предварительный просмотр:
Конспект занятия для подготовительной группы
«Чудо Байкала».
Воспитатель: Прокопьева Т.Н.
Программное содержание: познакомить детей с обитателями Байкала (нерпой и рыбами), воспитывать гуманное отношение к животным, развивать мелкую моторику, память, внимание; научить делать фигурку «нерпа» в технике оригами; способствовать совместному переживанию успеха, радости от умения коллективно работать и достигать желаемого результата.
Оборудование: географическая карта озера Байкал, игрушка-кораблик; магнитофон, аудиозапись шума волн, разрезная картинка и фотографии нерпы и рыб; большая картина с изображением берега Байкала, чёрная бумага, ножницы, клей.
- Приветствие
Воспитатель организует приветствие. Дети образуют круг. Воспитатель под музыкальное сопровождение проходит по кругу, поглаживая ладошки детей, пропевая слова: Дай ладошечку, моя крошечка, я поглажу тебя по ладошечке.
2. Основная часть.
- Здравствуйте, ребята. Мы продолжаем наше удивительное путешествие по Байкалу .
-Все готовы?
(дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты Байкала, звучит аудиозапись шума волн, на карте - игрушка - кораблик.)
-Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по Байкалу, раскачиваясь на волнах.
Рассказ Сибирячка
- Ребята, я хочу загадать вам - загадку: И не рыба, и нее кит.
Кто она - поди, узнай-ка; Рыбу ловит и молчит.
-Это нерпа.
-Чтобы узнать, правильно ли вы отгадали, вам необходимо сложить картинку из частей.
(в конверте лежит разрезная нерпа, дети выполняют задание)
-Молодцы!
-Так кто же это?
-Это -нерпа.
- Она приплывала ко мне сегодня, оставила свои фотографии попросила вам их показать. (Показываю открытки и фотографии нерпы)
Нерпа обитает в водах озера Байкал. Относится нерпа к отряду ластоногих, потому что передние конечности у неё трансформировались в ласты, которые служат ей для передвижения. Хвост у нерпы короткий, ушных раковин совсем нет. В середине марта у нерпы на льду в снежном логове рождается нерпёнок - белёк длиной 60-80 см и массой 3-3,5 кг. У детёныша такой белый мех, что на фоне снега выделяются лишь два больших чёрных глаза.
Питается нерпа рыбой, которую ловит в воде. Под водой она может находиться 20-25 минут. В тихую погоду нерпа плавает по Байкалу и спит, выставив мордочку из воды и раскинув в стороны ласты. Зимой она на поверхность льда не выходит , дышит в отверстие, которое проделывает ещё о молодом льду. Байкальская нерпа занесена в Красную книгу.
Вопросы по содержанию:
-Сколько глаз у нерпы?
-Сколько у нерпы передних ласт?
-У нерпы есть уши?
-Какой у нерпы хвост?
-Как называют детёныша нерпы?
- Где зимует нерпа?
-Чем питается нерпа?
-Куда занесена нерпа? Почему?
-Ребята, а вы знаете, что нерлы поддаются дрессировке? Они умеют танцевать брейк, поют, смешно и с шумом дуют в усы! Они слушаются дрессировщика. За что и получают угощение -длиннокрылого бычка. (Просмотр диска «Нерпинарий).
Практическая работа.
Ребята, сейчас мы вместе создадим картину «Нерпы на Байкале». Складывание из бумаги фигурки «Нерпа».
Работа выполняется по принципу «Делай, как я». Начнём с базовой формы
«Рыба». Сложим её пополам. Сформируем с обеих сторон ласты и хвост с помощью обратной складки. Затем снова применяя обратную складку для формирования шеи и головы.
- Заключительная часть.
Получившиеся фигурки нерпы прикрепляем на панно.
-Молодцы! Я благодарю всех за работу. А панно украсит нашу комнату и будет напоминать об удивительном путешествии по Байкал.
Предварительный просмотр:
,._,
Конспект занятия
«Дочь Байкала – река Ангара».
Программное содержание :познакомить детей с рекой Ангарой и реками, впадающими в Байкал; учить понимать красоту, воспитывать экологическую культуру, чувство ответственности за судьбу озера.
Оборудование: географическая карта озера Байкал , игрушка-корабль, магнитофон, аудиозапись шума волн.
- Приветствие
Воспитатель с детьми стоят по кругу, руки опущены. Под музыку воспитатель протягивает ладонь правой руки к соседнему ребёнку, и
пропевая, здоровается с ним, обращаясь по имени. Каждый ребёнок передаёт приветствие следующему по кругу.
- Основной этап.
-Дорогие ребята! Нам пора отправляться в путь. Сегодня Сибирячек познакомит нас с единственной рекой, вытекающей из озера Байкал.
Это - красавица Ангара.
- Все готовы?
-Тогда вперёд! (Дети рассаживаются на ковре вокруг географической карты Байкала, звучит аудиозапись шума волн.
На карте помещается игрушка -кораблик)
-Закройте глаза и представьте, что наш корабль плывёт по Байкалу,
раскачиваясь на волнах.
Рассказ Сибирячка.
Ангара берёт начало в юго-западной части Байкала, прорезая невысокий в этом месте Приморский хребет. Общая длина Ангары 1826 км. (Воспитатель с детьми работают по карте)
Ангара имеет быстрое течение, прозрачную воду. Она поздно замерзает и рано вскрывается.
Воспитатель.
АНГАРА
Ангара-река - воды чистые,
Острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
Нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река -дочь Байкалова.
(Михаил Трофимов)
- Посмотрите, ребята, невдалеке видна скала!
(просмотр слайдов с изображением Шаманского камня )
Сибирячек :
- Я расскажу вам, ребята, старую легенду о том, как здесь появилась эта скала. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару. Красивее её не было на земле. Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные
птицы: гуси, лебеди, журавли -спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили: «Разве можно светлое чернить?»
«Старик Бай кал берёг дочь пуще своего сердца.
Однажды, когда Байкал заснул. Бросилась Ангара бежать к своему возлюбленному - красавцу Енисею. Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страх разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл, да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери. Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдала. Стала просить: «Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды ...»
Байкал гневно крикнул: «Я могу дать только свои слёзы!»
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаман - камнем. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвёт Шаман камень, вода хлынет и зальёт всю землю».
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся ".
Воспитатель: - Да, ребята, Байкал бывает разным - суровым и неприветливым, когда штормовые ветры несут холод и большое количество осадков в виде дождя и снега, а бывает спокойным и величавым, когда в безветренную погоду солнце и грает в байкальской волне.
Сибирячек: - Байкал красив в любое время года, а особенно - летом. Лето на Байкале - это лучшее , благодатное время, когда нагревается вода и бушуют разноцветные сопки, когда щедро играет возле берега под крики чаек рыба и когда на каждом. шагу по дороге встречается то ягода, то другая
-то малина, то жимолость. Лето на Байкале - это радость! Радость от того, что мы живём в таком чудесном месте земли!
Релаксационная пауза
-Ребята, какой сегодня солнечный день! Всё вокруг залито солнечным
светом. По голубому небу медленно плывут облака. Мы встаём, ноги, на ширине плеч, руки опущены. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. На вдохе медленно поднимаем руки вверх, постепенно «растягивая » всё тело: начиная с пальцев рук, потом тянемся запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей, но без особого напряжения, не отрывая
пяток от пола. Кончиками пальцев рук мы тянемся к солнышку. (Звучит аудиозапись шума волн).
7. Заключительная часть.
Сибирячек:
-Байкал уникален, недаром сибиряки называют его не озером, а морем. В Байкал впадает 336 рек, а вытекает одна -Ангара! (Рассматриваем на карте)
-Какие крупные реки впадают в Байкал?
- Селенга, Верхняя Ангар Баргузин, Турка, Снежная!
Ребята, нам пора отправляться в обратный путь, попрощаемся с Байкалом и
его дочерью Ангарой.
-Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и выдох.
-Вот мы и вернулись в наш садик.
-Сядьте, пожалуйста, в круг на ковре.
Я предлагаю вам взять в руки клубочек и рассказать ему о своём настроении, о своих впечатлениях, о нашем удивительном путешествии по Байкалу. (Дети по очереди разговаривают с клубочком, передавая его рядом сидящему; при этом они отматывают ниточку и оставляют её у себя в руках).
-Молодцы!
Сейчас положите ниточку себе на колени, закройте глаза и послушайте слова, которые вам хочет сказать клубочек: «Мне очень понравилось, как вы рассказывали о своём настроении». Мне было интересно узнать о вашем путешествии на корабле. Я хочу вам пожелать, чтобы вы всегда были добрыми и дружными, уважали, любили друг друга, чтобы у вас всегда было весёлое радостное настроение» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Байкал – жемчужина Сибири»
В конспекте представлено занятие по празднованию дня Байкала...
Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ"
Авторский конспект занятия по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему: « ВАШИ ПРАВА ДЕТИ" Цели1. Уточнить знания детей о гражданск...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Голубая жемчужина Сибири"
Знакомство детей с красотой и достопримечательностями озера Байкал....
Серия авторских конспектов по нравственному воспитанию дошкольников с ОВЗ.
Цель нашей работы по данной теме является создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольника с проблемами в развитии, через грамотное построение педаг...
Конспект НОД "Байкал-Жемчужина Сибири"
НОД в подготовительной к школе группе....
Интерактивный плакат «Байкал-жемчужина Сибири» для детей старшего дошкольного возраста на платформе Genial.ly
Интерактивный плакат «Байкал-жемчужина Сибири» для детей старшего дошкольного возраста на платформе Genial.ly. Для детей (5-7 лет). Тематическая неделя «Байкал-жемчужи...
Серия конспектов по теме: "Байкал - жемчужина Сибири"
Серия конспектов на средний, старший, подготовительный возраст, групп комбинированной направленности....