Лексическая тема "Байкал-жемчужина Сибири"
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)

Филина Антонина Климовна

Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.

Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

G:\БАЙКАЛ\о байкале\55993602.jpgСлавное море – священный Байкал.

Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.

Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.

Предварительная работа: знакомство с озером Байкал, его обитателями, растительным миром; чтение легенд о Байкале; разучивание стихотворений; знакомство с правилами поведения в природе, художественное творчество на тему «Обитатели Байкала», «На дне Байкала».

Материалы: презентация к занятию «Славное море – священный Байкал», плоскостной разрезной силуэт озера с загадками, иллюстрации с изображением озера, животных, растений, плотные цветные листы картона, клей. Ножницы, лист с силуэтом нерпы, вата, фломастеры, папка – скоросшиватель, цветные жетоны, Байкальская вода.

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о Байкале.

Дети смотрят мультимедийную презентацию «Байкал» - вдруг, посреди презентации звучит звук sos! и появляется надпись: «Помогите, защитите!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем может просить нас Байкал?

Ответы детей: защитить его от загрязнения, уничтожения растений и животных.

Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем защитить Байкал, помочь ему?

Ответы детей: не мусорить, не уничтожать животных, охранять животных, не рвать растения.

Воспитатель:

- Ребята, охранять одни мы его не сможем, но помочь всем рассказать об уникальности и его красоте, сколько чудес в нём, наверное, мы с вами можем.

Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к мысли о создании «Книги Байкала»

- Давайте с вами создадим «Книгу Байкала» где расскажем о нём. Согласны? (ответы детей)

- Сначала нам надо вспомнить всё, что мы знаем о нашем красавце Байкале, а потом собрать всё это вместе в альбом со страничками. Поможет в этом нам вот этот план. (Воспитатель показывает детям план заданий, в соответствии с которым будут созданы странички «Книги Байкала»):

Задание 1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».

Дети собирают из 4 кусочков пазлов с очертаниями озера, выбирая его среди других, отгадывая загадки на обороте.

1. Бледно-розова, нежна,

Студёная вода нужна.

Что за рыбка невеличка

Меньше вашей рукавички?

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Что за рыбка-иностранка?

Эта рыбка …           (голомянка)

2.Начинается на «о»,

Ох, и любят же его!

Говорят, живет в Байкале,

Вы случайно не слыхали? (Омуль)  

3.  В снежном логове родятся,

Простудиться не боятся.

Подрастут - начнут нырять,

Шубки белые менять.

Если очень повезет -

Лет полсотни проживет.

Что за зверь такой с усами?

Ну, подумайте-ка сами!

(Нерпа)  

4. Древен род его в природе,

Кличут озером в народе,

Волны моря плещут в нем -

Как его мы назовем?

(Байкал)

Задание 2.  «Вспомнить легенду о Байкале и её реках».

Воспитатель: Ребята, я думаю, с этим мы справимся. Давайте вместе её вспомним и перескажем (дети с воспитателем рассказывают легенду Байкала).

Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.

Задание 3. Водный мир Байкала.

Воспитатель:

- Нам надо выбрать тех водных обитателей, которые обитают в Байкале.

 На экране детям предлагаются триггеры с изображением водных обитателей – дети выбирают только обитателей озера.

Релаксационная и физкультминутка

Воспитатель говорит под звучащую негромкую музыку:

- «Святое море», «Святая вода», так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества. Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...” (звучит музыка волн)

Ребята, а теперь я предлагаю вам спуститься к озеру и поиграть:

Проводится игра «А мы к озеру спустились»

А мы к озеру спустились,     (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись.      (Наклоняются, трут лицо руками.)

Раз, два, три, четыре -            (Изображают, что брызгают себе водой в лицо.)

Вот как славно освежились.    

А теперь поплыли дружно.     (Вновь идут по кругу.)

Делать так руками нужно:  

Вместе – раз, это брасс,          (Изображают брасс, двигаясь по кругу.)

Одной, другой – это кроль.    (Изображают кроль, двигаясь по кругу.)

Вышли на берег крутой          (Идут по кругу, взявшись за руки.)

И отправились домой.    

Воспитатель:

- Ну вот, мы немного прогулялись, покупались, пора продолжать нашу работу.

Задание 4. Растительный мир Байкала. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Воспитатель:

- Ребята, нам надо узнать какое из растений лишнее и не растет на Байкале (детям предлагаются карточки с изображением растений и деревьев – среди них надо назвать лишние те, которые не растут на побережьях Байкала).

Задание 5. Животный мир Байкала.

Воспитатель:

- Ребята нам надо угадать животных, части которых изображены и которые водятся в лесах у Байкала.

На экране появляются части изображения (хвост, лапы, уши и т.д.) животных, дети угадывают и называют их.

Задание 6: Правила поведения в природе.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, а если все будут знать о Байкале её обитателях и не знать, как правильно себя вести, сможем ли мы озеро защитить? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что надо создать страничку о правилах поведения в природе).

На экране появляются знаки «Правила поведения в природе» и дети объясняют их.

Задание 7: Живой символ Байкала – нерпа.

Рассматривание игрушки, иллюстраций с изображением нерпы. Затем дети рассматривают различные материалы, из которых можно изготовить нерпу.

Воспитатель:

-  Ну вот, теперь вы всё вспомнили и нам пора приниматься за работу. Для этого нам надо поделиться на компании.  В этом нам помогут цветные жетоны (детям предлагается достать из коробочки жетон (жетоны 4 цветов) - на каждом столе есть жетон такого же цвета), каждый ребенок идет к тому столу, на котором такой же цвет.

Воспитатель:

_ Итак, дорогие ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы по цвету своего жетона и обратите внимание, что на столах расположены задания, по которым необходимо создать странички для книги и разные материалы, с помощью которых вы будете изготавливать свои странички. Каждая кампания, изготовив свою страничку, вложит ее в альбом о Байкале.

Дети рассаживаются за столами и из предложенного материала составляют страницу в альбом. После выполнения заданий, дети вкладывают свои странички в альбом, рассматривают его.

Воспитатель:

- Ребята, ну вот и получился у нас замечательный альбом, который мы сможем всем показать и рассказать о красоте и неповторимости нашей жемчужины – озера Байкал.

А теперь давайте закончим нашу работу стихотворениями о Байкале (дети читают стихотворения о Байкале)

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал родной!

 Воспитатель:

- Спасибо, ребята! И сейчас, за работу вашу кропотливую, старательную напою водой чистой, полезной для организма – «Байкальской».

Воспитатель предлагает детям попить воды из стаканчиков, уточняя ее название – «Байкальская».

О чем грустишь, Байкал любимый,

О чем вздыхает твой прибой?

Иль кто-то злой, неумолимый

Порой глумится над тобой?

И мне Байкал вздыхал в ответ:

«Я жил на свете тыщи лет…

Никто меня не обижал,

Напротив, всякий уважал…

Но за последние полвека…

Не узнаю я человека!

Как будто чистая водица

Ему вовек не пригодится…»

Нужен Байкал тебе и мне,

Нужен чистый воздух на заре,

Птичий гомон, и синева рек,

Солнце, дождик и белый снег.

Давайте будем его беречь,

Не будем силы свои жалеть.

Пусть будет вечно он голубой,

Наш добрый батюшка, Байкал родной!

План работы:

  1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
  2.  «Вспомнить легенду о Байкале»
  3.  «Водный мир Байкала»
  4.  «Растительный мир Байкала»
  5.  «Животный мир Байкала»
  6.  «Правила поведения в природе»
  7.  «Живой символ Байкала – нерпа»

Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Животные Байкала Растительный и животный мир Байкала необычайно богат. В настоящее время известно 1550 видов и разновидностей животных, 1085 растительных организмов.

Слайд 2

Из водорослей наиболее многочислены диатомовые, из животных - голомянко-бычковые рыбы, бокоплавы. В Байкале 848 видов эндемичных (т.е. неповторимых) животных и 133 вида уникальных растений.

Слайд 3

Единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская , имеющая общего предка с северным тюленем. Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тыс. голов. Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.

Слайд 4

Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежнем логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета - это их охранительная окраска. С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3-х месячных, буро-коричневый - у более старших. Молодого нерпенка называют хубунком , впервые перелинявшего зверя называют куматканом . Зверобойный промысел идет преимущественно на куматканов .

Слайд 5

о н д а т р а

Слайд 6

Немного о прибрежной природе. Тайга подходит вплотную к самому Байкалу и поэтому здесь довольно разнообразен животный мир. Конечно главным промысловым зверем является соболь . с о б о л ь

Слайд 7

Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового, регулярно повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-й декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников. Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и нерп-подранков.

Слайд 8

На открытых, травянистых участках гор медведи также находят обильный стол - различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей. Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении.

Слайд 9

Бурундук сибирский

Слайд 10

Вертишейка

Слайд 11

Горихвостка

Слайд 12

Заяц-русак Кабарга

Слайд 13

Лошадь Пржевальского

Слайд 14

Рябчик Глухарь


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОЗЕРО БАЙКАЛ Миканович Кира МКОУ « АСОШ с УИОП » 4 А класс

Слайд 2

Озеро Байкал Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала. С одной стороны считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой – озера столько не живут из-за их заиления

Слайд 3

Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нём сосредоточено около 19 % мировых запасов.

Слайд 4

По площади водного зеркала Байкал – шестое озеро в мире, превосходящее по территории Бельгию со всеми её домами и заводами.

Слайд 5

В Байкале воды больше, чем во всех американских Великих озерах вместе взятых.

Слайд 6

В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, а из него вытекает только одна река — Ангара.

Слайд 7

Существует легенда, что некогда у Байкала было много послушных детей, и только своенравная Ангара, влюбившись в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого Иркута. Однажды ночью она сбежала к любимому, за что Байкал в гневе швырнул в нее огромный камень и проклял беглянку.

Слайд 8

Еще одной особенностью озера является его удивительная прозрачность - до 40 метров!

Слайд 9

На Байкале 27 островов, из которых самый крупный— Ольхон (730 км²).

Слайд 10

В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов - Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев.

Слайд 11

В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 12

Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Их обитатели на 2/3 эндемичны , то есть живут только в этом водоёме.

Слайд 13

SOS! Помогите!



Предварительный просмотр:

 Сюжетно - ролевая игра

«Путешествие на Байкал».

(средняя группа)

Цели:

  1. Продолжать игры совместно с детьми «Путешествия».
  2. Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.
  3. Совершенствовать умения объединять детей в игре, распределять роли и выполнять игровые действия.
  4. Развивать социальные отношения играющих; развивать игровой диалог и игровое поведение.

5.  Воспитывать бережное отношение к природе.                      

  (Не оставлять мусор, убирать за собой, тушить костёр).

План сюжета:     

1. Торжественное вручение туристических путёвок на Байкал      

На турбазу «Солнышко».

2. Распределение ролей.

3. Поездка в автобусе в сопровождении ГАИ на турбазу.

4. Прибытие на турбазу «Солнышко», ознакомление с предоставляемыми услугами.

5. Игры детей.

6. Закрытие сезона на турбазе.

7. Поездка в автобусе в сопровождении ГАИ назад в детский сад.

Оборудование и материалы: 

Воспитатель- сопровождающий:                                          

  Путёвки на турбазу 2шт., шляпа, спортивный костюм.

Водитель автобуса:                                                                    

Водительское удостоверение, набор инструментов для водителя, руль, нарисованные колеса. Лента атласная - для обозначения автобуса. Ведро для заправки, шланг, кепка, плакат «Дети», солнечные очки.

ГАИ:

Фуражки, документы- удостоверения, накидки, плакаты- обозначающие машины ГАИ.

Дети:

Красные флажки 4 шт., кепки, шляпы, купальники, рюкзаки. Надувные круги, удочки магнитные, рыбки магнитные, сети 2 шт., рыбки пластмассовые. Игрушечные наборы продуктов, овощей, фруктов. Натуральный сок на каждого ребёнка, шашлыки изготовленные из солёного теста, шампура (пластмассовые палочки), мангал. Покрывало 3 шт. (накрывать на стол, загорать на пляжи).

Воспитатель- Директор турбазы:

Спортивный костюм, шляпа.

Прокат:

Надувные резиновые лодки 2шт., бадминтон 2 шт., мячи 2 шт., надувные круги 2шт., стол, стул, касса, отпечатанные деньги, чеки, 4 стульчика для катамаранов.

Фотограф:

Фотоаппарат, фотографии из семейных архивов, солнечные очки.

Медсестра:

Белый халат, шапочка с крестом, набор инструментов «Юный доктор». Бинты, вата, колбочки (пластмассовые), стол, стул, Полка для медикаментов.

Предварительная работа

 Цель: Обогатить знания детей об озере Байкал.

 Рассматривание фотоальбома, открыток об озере Байкал.

 Чтение рассказа об озере Байкал.

 Беседа о рыбаках, рассматривание иллюстраций, фотографий.

 Занятие: Наша Родина Бурятия.

 Рассматривание семейных фотоальбомов отдых на  Байкале,

на природе.

Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Автобус», «Путешествия».

Распределение ролей:         

Воспитатель- сопровождающий детей на турбазу. Разжигает                        костёр, жарят шашлыки, помогает детям накрывать на стол. Воспитатель- Директор турбазы «Солнышко». Контроль за

 работниками турбазы и отдыхающими.          

Водитель автобуса: проверить неполадки у автобуса, прежде                           чем отправиться в путь. Контролировать, чтобы дети сели на свои  места. При остановке ГАИ предъявить водительское удостоверение, заправит автобус бензином.

 ГАИ: проверить автобус перед отправкой в путешествие,1 машина едет впереди автобуса, 2 машина позади автобуса, проверить документы у водителя автобуса.      

 Прокат: Выдавать в прокат  на определённый отрезок времени, контролировать, чтобы вовремя возвращали лодки, катамараны, мячи, бадминтоны, надувные круги. Выбивать чеки, выдавать сдачи.

Фотограф: Фотографировать детей , выдавать фотографии.

Медсестра: Поставить прививки от клещей, следить за тем чтобы никто не поранился, обрабатывать ранки, выдавать витамины (Выполнять игровые действия по мере развёртывания сюжета).

 Дети: Правильно входят в автобус («через двери»), везут с собой оборудование для отдыха, при приезде на турбазу распределяют, кто идет готовить пищу: Чистят рыбу, овощи, нанизывают шашлыки на шампура, накрывают стол. Остальные дети берут в прокат лодки, катамараны, мячи, бадминтон, надувные круги и т.д. Ловят рыбу удочками, сетями, капают червяков. Фотографируются, посещают медпункт, отдыхают на берегу озера, загорают.



Предварительный просмотр:

Что мы знаем о байкальской нерпе.

http://www.stihi.ru/pics/2014/01/05/4295.jpg

«Байкальская нерпа – последнее звено пищевой цепи в озере Байкал, самом глубоком и одном из красивейших озер в мире. Нерпа – жемчужина Байкала, и все проблемы озера отражены в ней. Изоляция в миллионы лет ведет к изменениям и эволюции. Вид должен был адаптироваться к уникальным условиям озера. На земле не так много животных, которым суждено было испытать столь быстрое и значительное изменение окружающей среды. В самом начале жизнь покинула древний океан, чтобы освоить сушу, а затем вновь вернуться в исходную стихию. В течение долгого периода эволюции нерпа прошла путь от обитания в соленых водах к жизни в пресной воде, за которой тюлени продолжают ежегодно мигрировать в дельты рек. В настоящее время байкальская нерпа – единственный вид нерпы, который обитает только в пресных водах. Это еще одна причина, почему мы должны защитить байкальскую нерпу, этого поистине уникального зверя».

Байкальская нерпа, или байкальский тюлень— единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. По классификации нерпа байкальская относится к семейству настоящих тюленей, роду. Исследователи считают, что байкальская нерпа произошла от общего с северным кольчатым тюленем предка. При этом родоначальные формы этих двух видов более поздние, чем каспийский тюлень.

Общие сведения

Нерпа — один из трёх пресноводных видов тюленя в мире[2], эндемик озера Байкал, реликт третичной фауны.

Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ.

Конечности нерпы — ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.

Нерпа — хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м и находиться под водой до 40 минут. Ее скорость движения под водой 7-8 км.в час, максимальная скорость — 20-25 км/час.

Наибольший возраст нерп в Байкале, определенный сотрудником Лимнологического института Сибирского отделения АН СССР В. Д. Пастуховым, 56 лет для самок и 52 года для самцов.

Происхождение байкальской нерпы

Предположительно, нерпа проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.

Распространение

Нерпа широко распространена по всему Байкалу, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы — начале весны животные выходят на лед для линьки и рождения детенышей. Лед на Байкале разрушается с юга на север, и вслед за льдом, с юга на север, мигрирует нерпа.

Численность

По данным сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения АН СССР, в настоящее время насчитывается около 60 тыс. голов байкальской нерпы.

Питание, размножение

В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп — это Ушканьи острова.

Байкальская нерпа способна к спариванию в возрасте 3-6 лет, потомство приносит в возрасте 4-7 лет. Самцы достигают половой зрелости на год-два позже. Беременность у нерпы длится 11 месяцев. Она начинается с эмбриональной диапаузы — задержки в развитии зародыша в утробе самки на 3-3,5 месяца.

Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют "хубунок".

За жизнь самка может принести, вероятно, до двух десятков и более детенышей, если учесть, что приносить потомство она способна до 40-летнего возраста. Щенятся самки обычно ежегодно. Однако ежегодно до 10-20% самок по разным причинам остаются яловыми.

В Иркутске и поселке Листвянка работают нерпинарии. Дрессировщики учат нерп различным трюкам, и практически всегда достигают успехов в обучении. Нерпы умеют считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.

ОСЁТР - крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
*СИГ - северная пресноводная промысловая рыба сем.лососёвых.
*ТАЙМЕНЬ - крупная промысловая рыба сем.лососей.
*ГОЛОМЯНКА - прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, является живородящей.
*ПЛОТВА - небольшая пресноводная рыба сем.карповых.
*ОМУЛЬ - промысловая рыба рода сигов сем.лососёвых, эндемик озера Байкал.
*ЭНДЕМИК - в биологии: растение или животное, проживающее лишь в одном определённом районе мира.
*НЕРПА байкальская(тюлень) – единственное млекопитающее в Байкале,  эндемик.
*ОРЛАН - крупная хищная птица сем.ястребиных, живущая около водных пространств и питающаяся преимущественно рыбой.
*ФЛОРА – растительный мир.
*САРМА – сильный ветер на Байкале, вблизи устья реки Сармы (западного или северо-западного направления).
*БАРГУЗИН – мощный северо-восточный ветер, дующий на озере Байкал. Произошло слово "баргузин" от названия реки Баргузин, впадающей в озеро Байкал.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-краеведческий проект "Это все моя Сибирь-моя родина,мой мир"

С целью воспитания нравственного гражданина своего края   создан данный проект. Он является по сроку-долгострочным, в течении года и ориентирован на детей 5-7- лет. Данный проект носит интег...

"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.

Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...

Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»

Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...

комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", старшая группа

Комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", сторшая логопедическая группа. Цель - помощь воспитателям коррекционных садов в создании календарно - темати...

Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».

Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....

Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»

Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнамен...