Лексическая тема "Байкал-жемчужина Сибири"
учебно-методический материал (средняя, старшая группа)
Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ННОД по теме "Славное море - священный Байкал" | 126.44 КБ |
Презентация "Байкал" | 1.83 МБ |
Презентация "Животные Байкала" | 2.17 МБ |
Презентация "Озеро Байкал" | 2.18 МБ |
Сюжетно-ролевая игра "Путешествие на Байкал" | 15.78 КБ |
Что мы знаем о байкальской нерпе | 49.83 КБ |
Сказки Сибирячка | 2.12 МБ |
Подвижные игры по теме "Байкал" | 109.51 КБ |
Динамические паузы по теме "Байкал" | 87.64 КБ |
Загадки по теме "Байкал" | 119.74 КБ |
Пальчиковые игры по теме "Байкал" | 65.29 КБ |
Дидактические игры по теме "Байкал" | 224.42 КБ |
Стихи о Байкале | 110.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Славное море – священный Байкал.
Цель: закрепить знания детей об озере Байкал, о его уникальной флоре и фауне.
Задачи: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края; развивать познавательную активность; закрепить знания о животном и растительном мире Байкала; воспитывать чуткость к художественному слову; выразительно, с естественными интонациями читать стихи; воспитывать гуманное отношение к животным, бережное отношение к природе. Воспитывать чувство гордости к своей малой родине.
Предварительная работа: знакомство с озером Байкал, его обитателями, растительным миром; чтение легенд о Байкале; разучивание стихотворений; знакомство с правилами поведения в природе, художественное творчество на тему «Обитатели Байкала», «На дне Байкала».
Материалы: презентация к занятию «Славное море – священный Байкал», плоскостной разрезной силуэт озера с загадками, иллюстрации с изображением озера, животных, растений, плотные цветные листы картона, клей. Ножницы, лист с силуэтом нерпы, вата, фломастеры, папка – скоросшиватель, цветные жетоны, Байкальская вода.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям посмотреть фильм о Байкале.
Дети смотрят мультимедийную презентацию «Байкал» - вдруг, посреди презентации звучит звук sos! и появляется надпись: «Помогите, защитите!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем может просить нас Байкал?
Ответы детей: защитить его от загрязнения, уничтожения растений и животных.
Воспитатель: А как вы думаете, как мы можем защитить Байкал, помочь ему?
Ответы детей: не мусорить, не уничтожать животных, охранять животных, не рвать растения.
Воспитатель:
- Ребята, охранять одни мы его не сможем, но помочь всем рассказать об уникальности и его красоте, сколько чудес в нём, наверное, мы с вами можем.
Воспитатель выслушивает ответы детей и подводит к мысли о создании «Книги Байкала»
- Давайте с вами создадим «Книгу Байкала» где расскажем о нём. Согласны? (ответы детей)
- Сначала нам надо вспомнить всё, что мы знаем о нашем красавце Байкале, а потом собрать всё это вместе в альбом со страничками. Поможет в этом нам вот этот план. (Воспитатель показывает детям план заданий, в соответствии с которым будут созданы странички «Книги Байкала»):
Задание 1. «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
Дети собирают из 4 кусочков пазлов с очертаниями озера, выбирая его среди других, отгадывая загадки на обороте.
1. Бледно-розова, нежна,
Студёная вода нужна.
Что за рыбка невеличка
Меньше вашей рукавички?
А на солнце рыбка тает,
Рыбьим жиром истекает.
Что за рыбка-иностранка?
Эта рыбка … (голомянка)
2.Начинается на «о»,
Ох, и любят же его!
Говорят, живет в Байкале,
Вы случайно не слыхали? (Омуль)
3. В снежном логове родятся,
Простудиться не боятся.
Подрастут - начнут нырять,
Шубки белые менять.
Если очень повезет -
Лет полсотни проживет.
Что за зверь такой с усами?
Ну, подумайте-ка сами!
(Нерпа)
4. Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
Волны моря плещут в нем -
Как его мы назовем?
(Байкал)
Задание 2. «Вспомнить легенду о Байкале и её реках».
Воспитатель: Ребята, я думаю, с этим мы справимся. Давайте вместе её вспомним и перескажем (дети с воспитателем рассказывают легенду Байкала).
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.
Задание 3. Водный мир Байкала.
Воспитатель:
- Нам надо выбрать тех водных обитателей, которые обитают в Байкале.
На экране детям предлагаются триггеры с изображением водных обитателей – дети выбирают только обитателей озера.
Релаксационная и физкультминутка
Воспитатель говорит под звучащую негромкую музыку:
- «Святое море», «Святая вода», так называли Байкал с незапамятных времён. Славен Байкал своей чудесной животворной силой, неподвластной времени, исконного величия и заповедного могущества. Вы видите, вы слышите, как чист и прозрачен Байкал? Как спокойно плещутся его волны. Вот одна, другая... Заиграл ветерок с волной, погнал её на прибрежные камни. Бежит волна, торопиться... но вот ударилась о скалу и... рассыпалась хрустальными каплями...” (звучит музыка волн)
Ребята, а теперь я предлагаю вам спуститься к озеру и поиграть:
Проводится игра «А мы к озеру спустились»
А мы к озеру спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками.)
Раз, два, три, четыре - (Изображают, что брызгают себе водой в лицо.)
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно. (Вновь идут по кругу.)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, (Изображают брасс, двигаясь по кругу.)
Одной, другой – это кроль. (Изображают кроль, двигаясь по кругу.)
Вышли на берег крутой (Идут по кругу, взявшись за руки.)
И отправились домой.
Воспитатель:
- Ну вот, мы немного прогулялись, покупались, пора продолжать нашу работу.
Задание 4. Растительный мир Байкала. Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель:
- Ребята, нам надо узнать какое из растений лишнее и не растет на Байкале (детям предлагаются карточки с изображением растений и деревьев – среди них надо назвать лишние те, которые не растут на побережьях Байкала).
Задание 5. Животный мир Байкала.
Воспитатель:
- Ребята нам надо угадать животных, части которых изображены и которые водятся в лесах у Байкала.
На экране появляются части изображения (хвост, лапы, уши и т.д.) животных, дети угадывают и называют их.
Задание 6: Правила поведения в природе.
Воспитатель: ребята, как вы думаете, а если все будут знать о Байкале её обитателях и не знать, как правильно себя вести, сможем ли мы озеро защитить? (ответы детей. воспитатель подводит к тому, что надо создать страничку о правилах поведения в природе).
На экране появляются знаки «Правила поведения в природе» и дети объясняют их.
Задание 7: Живой символ Байкала – нерпа.
Рассматривание игрушки, иллюстраций с изображением нерпы. Затем дети рассматривают различные материалы, из которых можно изготовить нерпу.
Воспитатель:
- Ну вот, теперь вы всё вспомнили и нам пора приниматься за работу. Для этого нам надо поделиться на компании. В этом нам помогут цветные жетоны (детям предлагается достать из коробочки жетон (жетоны 4 цветов) - на каждом столе есть жетон такого же цвета), каждый ребенок идет к тому столу, на котором такой же цвет.
Воспитатель:
_ Итак, дорогие ребята, присаживайтесь, пожалуйста, за столы по цвету своего жетона и обратите внимание, что на столах расположены задания, по которым необходимо создать странички для книги и разные материалы, с помощью которых вы будете изготавливать свои странички. Каждая кампания, изготовив свою страничку, вложит ее в альбом о Байкале.
Дети рассаживаются за столами и из предложенного материала составляют страницу в альбом. После выполнения заданий, дети вкладывают свои странички в альбом, рассматривают его.
Воспитатель:
- Ребята, ну вот и получился у нас замечательный альбом, который мы сможем всем показать и рассказать о красоте и неповторимости нашей жемчужины – озера Байкал.
А теперь давайте закончим нашу работу стихотворениями о Байкале (дети читают стихотворения о Байкале)
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал родной!
Воспитатель:
- Спасибо, ребята! И сейчас, за работу вашу кропотливую, старательную напою водой чистой, полезной для организма – «Байкальской».
Воспитатель предлагает детям попить воды из стаканчиков, уточняя ее название – «Байкальская».
О чем грустишь, Байкал любимый,
О чем вздыхает твой прибой?
Иль кто-то злой, неумолимый
Порой глумится над тобой?
И мне Байкал вздыхал в ответ:
«Я жил на свете тыщи лет…
Никто меня не обижал,
Напротив, всякий уважал…
Но за последние полвека…
Не узнаю я человека!
Как будто чистая водица
Ему вовек не пригодится…»
Нужен Байкал тебе и мне,
Нужен чистый воздух на заре,
Птичий гомон, и синева рек,
Солнце, дождик и белый снег.
Давайте будем его беречь,
Не будем силы свои жалеть.
Пусть будет вечно он голубой,
Наш добрый батюшка, Байкал родной!
План работы:
- «Собери очертания Байкала и отгадай загадки».
- «Вспомнить легенду о Байкале»
- «Водный мир Байкала»
- «Растительный мир Байкала»
- «Животный мир Байкала»
- «Правила поведения в природе»
- «Живой символ Байкала – нерпа»
Среди густых лесов, высоких гор лежал в ладонях у природы Байкал. У батюшки Байкала было 9 сыновей – они впадали в Байкал и 1 дочь, которая из него вытекала. Строг и суров был отец. И вот однажды Ангара влюбилась в Енисея, но отец был против, и когда Дочь Ангара бежала к своему Енисею он кинул вдогонку камень, чтобы разделить влюбленных – который назвали «шаман-камнем». Там он в Байкале и стоит до сих пор. А прекрасная Ангара стремит свои воды к своему Енисею.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из водорослей наиболее многочислены диатомовые, из животных - голомянко-бычковые рыбы, бокоплавы. В Байкале 848 видов эндемичных (т.е. неповторимых) животных и 133 вида уникальных растений.
Единственный представитель млекопитающих Байкала - тюлень или нерпа байкальская , имеющая общего предка с северным тюленем. Ученые предполагают, что нерпа проникла в Байкал из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период. Численность ее в настоящее время около 60 тыс. голов. Живет нерпа более 50 лет, за жизнь самка может принести до 2-х десятков детенышей.
Большая часть нерпят появляется в середине марта, рождаются на льду, в снежнем логове и пока кормятся молоком матери, в воду не ныряют. Детеныши имеют мех белого цвета - это их охранительная окраска. С переходом на питание рыбой их цвет меняется: серебристо-серый у 2-3-х месячных, буро-коричневый - у более старших. Молодого нерпенка называют хубунком , впервые перелинявшего зверя называют куматканом . Зверобойный промысел идет преимущественно на куматканов .
о н д а т р а
Немного о прибрежной природе. Тайга подходит вплотную к самому Байкалу и поэтому здесь довольно разнообразен животный мир. Конечно главным промысловым зверем является соболь . с о б о л ь
Появление медведя на берегу Байкала носит характер массового, регулярно повторяющегося явления. Их можно видеть здесь со 2-й декады июня, в зависимости от того, когда исчезают льды на Байкале и начинается лет ручейников. Байкал привлекает медведей множеством различного корма, озеро выбрасывает жуков, стрекоз, моллюсков, мертвых бычков, голомянок, иногда и нерп-подранков.
На открытых, травянистых участках гор медведи также находят обильный стол - различные виды зонтичных и бобовых. Именно в этих ландшафтах и только в строго определенные периоды года можно наблюдать такое множество медведей. Северные берега Байкала уникальны и единственны в этом отношении.
Бурундук сибирский
Вертишейка
Горихвостка
Заяц-русак Кабарга
Лошадь Пржевальского
Рябчик Глухарь
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Озеро Байкал Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала. С одной стороны считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой – озера столько не живут из-за их заиления
Байкал не только глубочайшее озеро на Земле, но и крупнейшее хранилище пресной воды – в нём сосредоточено около 19 % мировых запасов.
По площади водного зеркала Байкал – шестое озеро в мире, превосходящее по территории Бельгию со всеми её домами и заводами.
В Байкале воды больше, чем во всех американских Великих озерах вместе взятых.
В Байкал впадает 336 рек и ручьёв, а из него вытекает только одна река — Ангара.
Существует легенда, что некогда у Байкала было много послушных детей, и только своенравная Ангара, влюбившись в молодого красавца Енисея, пошла против воли отца, желавшего выдать ее за старого Иркута. Однажды ночью она сбежала к любимому, за что Байкал в гневе швырнул в нее огромный камень и проклял беглянку.
Еще одной особенностью озера является его удивительная прозрачность - до 40 метров!
На Байкале 27 островов, из которых самый крупный— Ольхон (730 км²).
В мифах и легендах бурят Ольхон называют обиталищем грозных духов Байкала. Сюда, по преданиям, спустился с неба главный из ханов - Хаан-Хутэ-баабай, посланный на Землю высшими богами. Здесь живет в образе белоголового орла-беркута его сын по имени Хан Шубуу нойон, который первым получил шаманский дар от тэнгриев.
В 1996 году Байкал был внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Озеро и прибрежные территории отличаются уникальным разнообразием флоры и фауны. Их обитатели на 2/3 эндемичны , то есть живут только в этом водоёме.
SOS! Помогите!
Предварительный просмотр:
Сюжетно - ролевая игра
«Путешествие на Байкал».
(средняя группа)
Цели:
- Продолжать игры совместно с детьми «Путешествия».
- Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.
- Совершенствовать умения объединять детей в игре, распределять роли и выполнять игровые действия.
- Развивать социальные отношения играющих; развивать игровой диалог и игровое поведение.
5. Воспитывать бережное отношение к природе.
(Не оставлять мусор, убирать за собой, тушить костёр).
План сюжета:
1. Торжественное вручение туристических путёвок на Байкал
На турбазу «Солнышко».
2. Распределение ролей.
3. Поездка в автобусе в сопровождении ГАИ на турбазу.
4. Прибытие на турбазу «Солнышко», ознакомление с предоставляемыми услугами.
5. Игры детей.
6. Закрытие сезона на турбазе.
7. Поездка в автобусе в сопровождении ГАИ назад в детский сад.
Оборудование и материалы:
Воспитатель- сопровождающий:
Путёвки на турбазу 2шт., шляпа, спортивный костюм.
Водитель автобуса:
Водительское удостоверение, набор инструментов для водителя, руль, нарисованные колеса. Лента атласная - для обозначения автобуса. Ведро для заправки, шланг, кепка, плакат «Дети», солнечные очки.
ГАИ:
Фуражки, документы- удостоверения, накидки, плакаты- обозначающие машины ГАИ.
Дети:
Красные флажки 4 шт., кепки, шляпы, купальники, рюкзаки. Надувные круги, удочки магнитные, рыбки магнитные, сети 2 шт., рыбки пластмассовые. Игрушечные наборы продуктов, овощей, фруктов. Натуральный сок на каждого ребёнка, шашлыки изготовленные из солёного теста, шампура (пластмассовые палочки), мангал. Покрывало 3 шт. (накрывать на стол, загорать на пляжи).
Воспитатель- Директор турбазы:
Спортивный костюм, шляпа.
Прокат:
Надувные резиновые лодки 2шт., бадминтон 2 шт., мячи 2 шт., надувные круги 2шт., стол, стул, касса, отпечатанные деньги, чеки, 4 стульчика для катамаранов.
Фотограф:
Фотоаппарат, фотографии из семейных архивов, солнечные очки.
Медсестра:
Белый халат, шапочка с крестом, набор инструментов «Юный доктор». Бинты, вата, колбочки (пластмассовые), стол, стул, Полка для медикаментов.
Предварительная работа
Цель: Обогатить знания детей об озере Байкал.
Рассматривание фотоальбома, открыток об озере Байкал.
Чтение рассказа об озере Байкал.
Беседа о рыбаках, рассматривание иллюстраций, фотографий.
Занятие: Наша Родина Бурятия.
Рассматривание семейных фотоальбомов отдых на Байкале,
на природе.
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Автобус», «Путешествия».
Распределение ролей:
Воспитатель- сопровождающий детей на турбазу. Разжигает костёр, жарят шашлыки, помогает детям накрывать на стол. Воспитатель- Директор турбазы «Солнышко». Контроль за
работниками турбазы и отдыхающими.
Водитель автобуса: проверить неполадки у автобуса, прежде чем отправиться в путь. Контролировать, чтобы дети сели на свои места. При остановке ГАИ предъявить водительское удостоверение, заправит автобус бензином.
ГАИ: проверить автобус перед отправкой в путешествие,1 машина едет впереди автобуса, 2 машина позади автобуса, проверить документы у водителя автобуса.
Прокат: Выдавать в прокат на определённый отрезок времени, контролировать, чтобы вовремя возвращали лодки, катамараны, мячи, бадминтоны, надувные круги. Выбивать чеки, выдавать сдачи.
Фотограф: Фотографировать детей , выдавать фотографии.
Медсестра: Поставить прививки от клещей, следить за тем чтобы никто не поранился, обрабатывать ранки, выдавать витамины (Выполнять игровые действия по мере развёртывания сюжета).
Дети: Правильно входят в автобус («через двери»), везут с собой оборудование для отдыха, при приезде на турбазу распределяют, кто идет готовить пищу: Чистят рыбу, овощи, нанизывают шашлыки на шампура, накрывают стол. Остальные дети берут в прокат лодки, катамараны, мячи, бадминтон, надувные круги и т.д. Ловят рыбу удочками, сетями, капают червяков. Фотографируются, посещают медпункт, отдыхают на берегу озера, загорают.
Предварительный просмотр:
Что мы знаем о байкальской нерпе.
«Байкальская нерпа – последнее звено пищевой цепи в озере Байкал, самом глубоком и одном из красивейших озер в мире. Нерпа – жемчужина Байкала, и все проблемы озера отражены в ней. Изоляция в миллионы лет ведет к изменениям и эволюции. Вид должен был адаптироваться к уникальным условиям озера. На земле не так много животных, которым суждено было испытать столь быстрое и значительное изменение окружающей среды. В самом начале жизнь покинула древний океан, чтобы освоить сушу, а затем вновь вернуться в исходную стихию. В течение долгого периода эволюции нерпа прошла путь от обитания в соленых водах к жизни в пресной воде, за которой тюлени продолжают ежегодно мигрировать в дельты рек. В настоящее время байкальская нерпа – единственный вид нерпы, который обитает только в пресных водах. Это еще одна причина, почему мы должны защитить байкальскую нерпу, этого поистине уникального зверя».
Байкальская нерпа, или байкальский тюлень— единственное млекопитающее, которое обитает в Байкале. По классификации нерпа байкальская относится к семейству настоящих тюленей, роду. Исследователи считают, что байкальская нерпа произошла от общего с северным кольчатым тюленем предка. При этом родоначальные формы этих двух видов более поздние, чем каспийский тюлень.
Общие сведения
Нерпа — один из трёх пресноводных видов тюленя в мире[2], эндемик озера Байкал, реликт третичной фауны.
Взрослые нерпы достигают длины 1,8 м. и веса 130 кг. Нерпа имеет толстый слой подкожного жира, толщиной от 2 до 14 см. Жир спасает нерпу от переохлаждения, определяет ее высокую плавучесть и является запасом питательных веществ.
Конечности нерпы — ласты. Передние ласты очень развиты, с мощными когтями. Когда Байкал покрывается льдом, мощные передние ласты являются тем орудием, с помощью которого нерпа проделывает во льду отдушину для выныривания и вдыхания воздуха.
Нерпа — хороший ныряльщик. Она может нырять на глубину до 400 м и находиться под водой до 40 минут. Ее скорость движения под водой 7-8 км.в час, максимальная скорость — 20-25 км/час.
Наибольший возраст нерп в Байкале, определенный сотрудником Лимнологического института Сибирского отделения АН СССР В. Д. Пастуховым, 56 лет для самок и 52 года для самцов.
Происхождение байкальской нерпы
Предположительно, нерпа проникла из Ледовитого океана по Енисею и Ангаре в ледниковый период, когда реки были подпружены льдами, надвигающимися с севера. Другие ученые не исключают возможности ее проникновения по Лене, в которую, как предполагают, был сток из Байкала.
Распространение
Нерпа широко распространена по всему Байкалу, особенно в его средней и северной котловинах. В конце зимы — начале весны животные выходят на лед для линьки и рождения детенышей. Лед на Байкале разрушается с юга на север, и вслед за льдом, с юга на север, мигрирует нерпа.
Численность
По данным сотрудников Лимнологического института Сибирского отделения АН СССР, в настоящее время насчитывается около 60 тыс. голов байкальской нерпы.
Питание, размножение
В летнее время нерпа интенсивно питается в открытом Байкале. В солнечную безветренную погоду выходит на прибрежные камни для линьки и отдыха. Самое известное место, где на больших камнях у самого берега можно увидеть десятки, и даже сотни нерп — это Ушканьи острова.
Байкальская нерпа способна к спариванию в возрасте 3-6 лет, потомство приносит в возрасте 4-7 лет. Самцы достигают половой зрелости на год-два позже. Беременность у нерпы длится 11 месяцев. Она начинается с эмбриональной диапаузы — задержки в развитии зародыша в утробе самки на 3-3,5 месяца.
Детенышей нерпа рождает на льду в снежном логове. Большая часть нерпят рождается в середине марта. Детеныши имеют мех белого цвета, что позволяет им в первые недели жизни оставаться почти незамеченными на снегу. Молодого нерпенка-детеныша буряты называют "хубунок".
За жизнь самка может принести, вероятно, до двух десятков и более детенышей, если учесть, что приносить потомство она способна до 40-летнего возраста. Щенятся самки обычно ежегодно. Однако ежегодно до 10-20% самок по разным причинам остаются яловыми.
В Иркутске и поселке Листвянка работают нерпинарии. Дрессировщики учат нерп различным трюкам, и практически всегда достигают успехов в обучении. Нерпы умеют считать, рисовать, играть на музыкальных инструментах.
ОСЁТР - крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
*СИГ - северная пресноводная промысловая рыба сем.лососёвых.
*ТАЙМЕНЬ - крупная промысловая рыба сем.лососей.
*ГОЛОМЯНКА - прозрачная рыба без чешуи и плавательного пузыря, является живородящей.
*ПЛОТВА - небольшая пресноводная рыба сем.карповых.
*ОМУЛЬ - промысловая рыба рода сигов сем.лососёвых, эндемик озера Байкал.
*ЭНДЕМИК - в биологии: растение или животное, проживающее лишь в одном определённом районе мира.
*НЕРПА байкальская(тюлень) – единственное млекопитающее в Байкале, эндемик.
*ОРЛАН - крупная хищная птица сем.ястребиных, живущая около водных пространств и питающаяся преимущественно рыбой.
*ФЛОРА – растительный мир.
*САРМА – сильный ветер на Байкале, вблизи устья реки Сармы (западного или северо-западного направления).
*БАРГУЗИН – мощный северо-восточный ветер, дующий на озере Байкал. Произошло слово "баргузин" от названия реки Баргузин, впадающей в озеро Байкал.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-краеведческий проект "Это все моя Сибирь-моя родина,мой мир"
С целью воспитания нравственного гражданина своего края создан данный проект. Он является по сроку-долгострочным, в течении года и ориентирован на детей 5-7- лет. Данный проект носит интег...
"Они живут в Сибири". Занятие по изучению народов Сибири.
Педагогический аспект этой темы – это не только возрождение традиций народов Сибири, но и приобщение нового поколения к системе культурных ценностей, ведь именно дошкольный период является наибо...
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Географическое положение Сибири. Народы Сибири».
Знакомство детей с культурой и бытом народов родного края....
Конспект НОД для подготовительной группы. Тема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири»
Конспект непосредственной образовательной деятельностиТема «Географическое положение Сибири. Народы Сибири» в подготовительной группе...
комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", старшая группа
Комплексно-тематическое планирование по лексической теме "Дикие животные Сибири", сторшая логопедическая группа. Цель - помощь воспитателям коррекционных садов в создании календарно - темати...
Праздничное мероприятие, посвященное Дню Сибири «Сибирь моя родная».
Сценарий праздника для старших и подготовительных групп....
Занятие по изучению народов Сибири в подготовительной группе. «Они живут в Сибири»
Задачи: Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнамен...