Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки
консультация по развитию речи (младшая группа)

Ландграф Анастасия Игоревна

Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстрациями - рассматриванию картинок и бесед по ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivaja_kartinka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки».

Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

Важно обогащать эти ощущения и восприятия.

В настоящее время в системе дошкольного воспитания одним из главных приоритетов является воспитание и развитие ребенка раннего возраста, так как этот возраст рассматривается как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с проблемами звукопроизношения и задержкой развития речи, я поставила перед собой задачу активизировать речь детей младшего возраста, пополнить их активный словарь через работу с сюжетной картинкой.

Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстрациями - рассматриванию картинок и бесед по ним.

Опираясь на более ранний период, когда детей прежде знакомила с предметной картинкой, учила рассматривать и отвечать на вопросы.  Учла, что при работе с картиной, очень сложно долго удерживать интерес и внимание малышей. Поэтому вначале своей работы, я подобрала несложные, понятные для них сюжетные картинки, на которых изображены дети, выполняющие определенное действие. Например, мальчик держит в руках флажок, подбрасывает мяч, девочка качает куклу и т.д. Понятными они будут для них потому, что все их сюжеты обращены к пока еще небогатому личному опыту ребенка, а тексты крайне просты и дают возможность малышу повторять звукоподражания, отдельные слова и короткие фразы.

Детей сначала знакомлю с картинкой, рассматриваем, отвечаем на вопросы, а после дети выполняют действие, изображенное на картинке. Для этого подбирала к каждой сюжетной картинке соответствующую игрушку или предмет, дети, используя их, изображают, передают своим действием ее содержание. Такие занятия детям нравятся, их речевую активность стимулирует желание после рассматривания и ответа воспроизвести самому действие. Детей необходимо постепенно вести от восприятия и понимания одного действия, выполняемого одним героем, к рассматриванию картин с более сложным сюжетом. Далее по работе с картинкой идет усложнение сюжета, где два или три персонажа, и их действия различны. Дети также активны и занимаются с большим желанием, так как свои переживания ребенок охотнее претворяет в речь, рассматривая сложную картинку. Можно сделать вывод, что работа по картине с использованием двигательных моментов, очень ценна для развития детей. Она помогает формировать первичные представления о предметах, их качеств (формы, цвета, величины), способствует развитию внимания, памяти, активизирует словарь детей. Рассматривание сюжетных картин дает неоценимые возможности для развития речи ребенка, так как он учится отвечать на вопросы. А умение отвечать на вопросы помогает в дальнейшем научить малыша составлять короткий рассказ по картине.

Методика развития речи располагает множеством приемов, педагоги нашей группы успешно их используют, но также я считаю эффективным метод «живой» картинки. «Живые» картинки не имеют широкого распространения, потому что их не так уж просто изготовить человеку, не умеющему рисовать, но они очень удобны в работе, дети их рассматривают с неослабевающим интересом.

Детей раннего возраста на занятиях по развитию речи вначале легче заинтересовать показом игрушек, чем картинок. Проводить инсценировку тоже проще, чем вести рассказ по картинке. Поэтому я решила создать картинки с меняющимся содержанием нарисованного. Тогда для проведения рассказа можно пользоваться не многими, а одной картинкой, меняя персонажи по ходу самого рассказа. Картинки как бы оживают, меняют, неожиданно для ребенка, свой вид и поэтому получили название «живых» картинок.

Для изготовления «живой» картинки нужен фон, т.е. крупная картинка, изображающая сад, двор или улицу, лес – словом, то место, где происходит действие. В разных местах этой картинки (она должна быть наклеена на картон) делаются горизонтальные разрезы, в которые вставляются нужные фигурки. Взрослый, продолжая рассказ и не переставая обращаться к детям, чтобы не отвлекать их внимание, поворачивает картинку к себе лицом, вставляет требующуюся по ходу рассказа фигурку и снова поворачивает, уже измененную, к детям. Изменения можно достигнуть и другим способом: перед наклеиванием картинки на картон можно заранее с трех сторон прорезать имеющиеся на картоне двери дома, шкафа, калитку, если они есть на картинке, а за дверью, окном, или калиткой подклеить другие фигурки, которые будут обнаружены детьми, когда дверь откроется. Так, можно рассказать о том, что девочка выглянула в окно, открыть это окно и показать выглядывающую девочку. По ходу рассказа можно открыть дверь, и дети увидят стоящую за дверью маму, которая пришла звать девочку.

Для изготовления своих пособий собирала иллюстрации, картинки и после их применяла для нужного мне сюжета, наклеивала их на фон. Так я упростила работу по изготовлению «живой» картинки, мне не пришлось рисовать. И другим желающим, применить в своей работе «живую» картинку, я советую собирать подходящие иллюстрации.

Для детей постарше сюжеты для картинок брала: «Птичий двор», «Прогулка по лесу», «Времена года», «Корзина с игрушками (фруктами, овощами)», для малышей сюжет упрощала, брала меньше предметов, героев. Также использовала «живую» картинку для рассказывания знакомых детям сказок: «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба», «Репка». Такие картинки сразу же привлекают детей тем, что меняют свой вид, или тем, что дети совместно с воспитателем могут менять или дополнять ее содержание. Каждая «живая» картинка может служить для двух, трех разных по содержанию занятий. Можно менять отдельные эпизоды, произвольно сокращать или увеличивать количество действующих лиц, переносить элементы одного рассказа в другой. Занятия с «живой» картинкой дает возможность много раз показывать и называть одни и те же предметы, действия,  но благодаря тому, что картинка меняет свой вид, дети с интересом смотрят и слушают. Они быстрее, ярче понимают сюжет, легче могут не только описать картинку, но и составить простой рассказ.

 Взаимодействие взрослого с детьми.

Рассматривание картины «Птичий двор» с элементами «живой» картинки.

  1. Развивать активную речь: учить повторять звукоподражательные слова (ко-ко-ко), заменять облегченные слова правильными «курочка», «гусь» и т.д.
  2. Обогащать словарь детей существительными, обозначающие части тела птицы (крылья, клюв, перышки, лапки). Глаголами, указывающими способы передвижения и питания птиц (летает, клюет). Прилагательными, обозначающими цвет перьев и характер птицы.
  3. Учить детей говорить внятно, отвечать на вопросы.

Используется тот же фон – картинка «Птичий двор»

«Кто что любит?»

 1) Продолжать развивать активную речь детей: учить повторять звукоподражательные слова - «ме-ме-ме», «хрю –хрю –хрю», «мяу – мяу – мяу», «гав – гав –гав» и учить заменять  облегченные слова на правильные: козочка, свинка, кошечка, собачка.

2) Обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными описывающими внешний вид, действия обитателей двора.

3) Продолжать учить детей отвечать на простейшие вопросы по картине.

4) Учить детей говорить громко и внятно.

5) Воспитывать любовь к  животным, желание заботиться о них.

Рассказывание сказки «Теремок» с использованием элементов «живой» картинки.

 1) Учить узнавать на картинках диких животных, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных.

2) Постепенно вытеснять из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными.

3) Учить умению подражать голосам животных.

4)Учить следить за последовательностью рассказа сказки.

5) Вызвать у детей эмоциональный отклик (радость, сочувствие).

6) Воспитывать усидчивость, желание дослушать сказку до конца.

Ход взаимодействия взрослого с детьми

Воспитатель рассказывает сказку, по ходу действия вставляет героев. Надо помнить, что не стоит перегружать фон вставными  картинками,  необходимо лишние вовремя убирать.

Физ. минутка: принимаем образ героев сказки: «Давайте попрыгаем как заяц, а теперь, как лягушка. Как ходит мишка, а как пищит мышка?».

Далее дети помогают воспитателю рассказывать сказку, необходимо делать паузы, чтобы дети могли продолжить сказку сами. Воспитатель использует кубики для строительства теремка (на столе) прибавляет по одному кубику, как только появляется новый герой. Игрушек зверей на данном этапе нет.

Фон-картинка к занятию: 1) «Птичий двор» 2) «Теремок» 3) «Колобок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста...

обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

              СОДЕРЖАНИЕ:1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА. 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.4. НОВИЗНА ОПЫТ.5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ...

План работы кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии»

План работы  кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии". Целенаправленная и систематическ...

«Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учебный год. возраст детей (2-3 года)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» «Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учеб...

«Активизация словаря детей раннего возраста (1,5-3 года) посредством сказкотерапии»

laquo;Активизация словаря детей раннего возраста(1,5-3 года) посредством сказкотерапии»...

Активизация словаря детей раннего возраста

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с п...

«Роль дидактических игр в активизации словаря детей раннего возраста»

В раннем возрасте речевое развитие воспитанников осуществляется через «общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого». Именно на это нас нацеливает ФГОС Д...