обобщение опыта «Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»
методическая разработка (младшая группа) на тему

                СОДЕРЖАНИЕ:

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

4. НОВИЗНА ОПЫТ.

5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПЫТА.

 5.1.Понятие словарной работы и ее сущность.

 5.2. Особенности развития словаря детей раннего возраста.

 5.3. Возможности дидактических игр для развития словаря детей раннего дошкольного возраста.

6.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА.

7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ                               

ОПЫТА.

       Результаты наблюдений показали, что многие дети имеют сравнительно низкий уровень словарного запаса, и это во многом зависит от недостаточного использования важнейших методов словарной работы в практике педагогов. Это и определило необходимость создания и апробации методической разработки для воспитателей групп раннего возраста, включающей подборку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей данного возраста.

   К сожалению практика показывает, что использование дидактических игр чаще всего носит бессистемный характер. Это и определило необходимость создания методической разработки для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста.

        2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:

  Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Таким образом именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

 

      3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь детей раннего возраста будет протекать более успешно в условиях использования различных средств и приемов повышения интереса дошкольников к занятиям, то есть использование адаптированных и специально разработанных игр, форм организации занятий, средств поощрения и т.п. может повысить учебную мотивацию у детей.

 

               4. НОВИЗНА ОПЫТА.

 В процессе работы по данной теме мне удалось усовершенствовать, адаптировать средства, приемы повышения интереса к занятиям у детей раннего возраста.

 

          5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПЫТА.

    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

    В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают значительное место.

    Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

        Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

        Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

 

    Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

       Существует множество методов словарной работы, среди них дидактическая игра является наиболее широко распространенным, особенно с детьми раннего  возраста.

       Однако практика показывает, что использование дидактических игр чаще всего носит бессистемный характер.

 

         5.1.Понятие словарной работы и ее сущность

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

       Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

        Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

       Язык, как средство общения - это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений.

        Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

       Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности

       Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

       Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

       Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

       Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова

. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

       1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

       2. Уточнение словаря, т. е. словарно - стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

       3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

       Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

       4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды .

       Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

5.2. Особенности развития словаря детей раннего возраста

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипоте       Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.       В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать 2-х летнего малыша так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Прямым следствием такого «неумения» родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.

       Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В педагогических вузах нашей страны вообще отсутствует такая специализация – педагог-психолог или воспитатель детей раннего возраста. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или кадры вообще без специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и пр.). В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастныхособенностям.
       Между тем, данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему не применимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

       С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

      Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

5.3. Возможности дидактических игр для развития словаря детей раннего дошкольного возраста

       В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

       Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

      Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности .

       Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

        Дидактические игры имеют педагогическую ценность.

        Во-первых, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

        Во-вторых, они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

         В третьих, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

        В четвертых, дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

       В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов,   необходимых для содержательного общения.

       2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

       а)  овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

       б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

       в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

       3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения .

       Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

       Содержание дидактических игр определяется программой, реализуемой в дошкольном учреждении, оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, порченные на занятия по разным «предметам», разным разделам программы. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.

       Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры-инсценировки — показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка.

       Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

       То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную и словарную активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша — кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например «Что изменилось?», но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника .

Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы .

        В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

       Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая,  игрушки определенного цвета и называют их. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы .      

    6.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА.

Данный опыт работы будет интересен и полезен для детей раннего возраста, для воспитателей работающих в группах раннего возраста, родителям, которые хотят видеть своих детей более успешными.

 

    7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Мной была разработана методическая разработка включающая подборку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей данного возраста.

Мной из различной методической литературы были подобраны дидактические игры в соответствии с календарно-тематическим планом. Дидактические игры использовались как часть занятия.

На занятии решалась задача  обогащения и активизации словаря, в начале создавались ситуации, в которых дети знакомились с новыми словами, затем закрепление этих слов осуществлялось в играх.

     Некоторые занятия полностью состояли из одной или нескольких дидактических игр.

     Наиболее активно игры использовались после занятий, в самостоятельной деятельности детей.

Что дало хороший результат. Практическая работа осуществлялась в группе раннего возраста. Данную группу посещают дети в возрасте от 2 до 2,5 лет в количестве 22 человека. Из них 5 детей были не говорящими. К концу учебного года не говорящие дети стали разговаривать .

 

 

                   

 

                       Литература:

1.     Алексеева М. М., Яшина В. И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.

2.     Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984.

3.     Ардашева Н.И., Гуткович И.Я, Костракова И.М., Сидорчук Т.А. Истории про... - Ульяновск, 1993.

4.     Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду». - М.: 1991.

5.     Гербова В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. - 1970.

6.     Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1997.

7.     Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. /сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 2006.

8.     Детское сквернословие / В. Харченко // Дошкольное воспитание. – 2009, № 5.

9.     Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1995.

10.                       Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 2003.

11.                       Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №9.

12.                        Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2002.

13.                        Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра «Теремок». - Рига 1994 г.

14.                        Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 2003.

15.                        Переносные значения слова / В. К. Харченко. – 2-е изд. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009.

16.                        Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М,  1998.

17.                        Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. \сост. Н.И.Ардашева, И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук, О.Н. Тарасова. - Ульяновск, 2005.

18.                        Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 2008.

19.                        Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000.

20.                        Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2002.

21.                        Словарь-тезаурус детской речи: свыше 2470 слов (3700 словоупотреблений) / В. К. Харченко. – Белгород: БелГУ, 2001.

22.                        Словарь современного детского языка: [в 2 т.] / В. К. Харченко. – Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2002.

23.                        Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1989.

24.                        Трудный словарь / В. К. Харченко // Вестник Воронежского гос. университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Воронеж, 2001, № 1.

25.                        Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 2001.

26.                        Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - М.: 2006.

27.                        Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.

28.                        Ушакова О.С. Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2001, № 2.

29.                        Федоренко Л.П. методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.

30.                        Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1997.

31.                        Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1983.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

        МБДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №114

               

         

              ТЕМА:

«Развитие словаря детей раннего возраста с использованием дидактических игр»

                        ВЫПОЛНИЛА:

                        Воспитатель II категории

                        Сергеева С.А.

           

                ВЛАДИМИР 2015.

                СОДЕРЖАНИЕ:

1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА.

2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА.

 3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

4. НОВИЗНА ОПЫТ.

5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПЫТА.

 5.1.Понятие словарной работы и ее сущность.

 5.2. Особенности развития словаря детей раннего возраста.

 5.3. Возможности дидактических игр для развития словаря детей раннего дошкольного возраста.

6.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА.

7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

1.УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ                              

ОПЫТА.

       Результаты наблюдений показали, что многие дети имеют сравнительно низкий уровень словарного запаса, и это во многом зависит от недостаточного использования важнейших методов словарной работы в практике педагогов. Это и определило необходимость создания и апробации методической разработки для воспитателей групп раннего возраста, включающей подборку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей данного возраста.

   К сожалению практика показывает, что использование дидактических игр чаще всего носит бессистемный характер. Это и определило необходимость создания методической разработки для воспитателей, работающих с детьми раннего возраста.

        2.АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА:

  Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка. Таким образом именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

      3.ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ.

Возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь детей раннего возраста будет протекать более успешно в условиях использования различных средств и приемов повышения интереса дошкольников к занятиям, то есть использование адаптированных и специально разработанных игр, форм организации занятий, средств поощрения и т.п. может повысить учебную мотивацию у детей.

               4. НОВИЗНА ОПЫТА.

 В процессе работы по данной теме мне удалось усовершенствовать, адаптировать средства, приемы повышения интереса к занятиям у детей раннего возраста.

          5.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ОПЫТА.

    Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Язык – «важнейшее средство человеческого общения».

    В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

    В общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают значительное место.

    Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми.

        Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.

        Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируются нравственность, навыки поведения.

    Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представление ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.

       Существует множество методов словарной работы, среди них дидактическая игра является наиболее широко распространенным, особенно с детьми раннего  возраста.

       Однако практика показывает, что использование дидактических игр чаще всего носит бессистемный характер.

 

         5.1.Понятие словарной работы и ее сущность

Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально - закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения.

       Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

        Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, её место в общей системе работы по развитию речи, обратимся к характеристике слова, его роли в языке и речи.

       Язык, как средство общения - это, прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

Главной особенностью слова является единство лексического и грамматического значений.

        Словарная работа в детском саду - это планомерное расширение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идёт одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему.

       Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей существующих в действительности

       Активный словарь - это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.

       Пассивный словарь - это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Перевод слов из пассивного словаря в активный, представляет собой специальную задачу. Введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом, употребляют в искажённом виде, требует педагогических усилий. Данные психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, затрудняющих детей на различных возрастных ступенях.

       Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесённости слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е.И. Тихеевой, М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, В.И. Логиновой, В.В. Гербовой, А.П. Иваненко, В.И. Яшиной.

       Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф.А. Сохина и его учеников (О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова

. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:

       1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счёт общеупотребительной лексики (название предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

       2. Уточнение словаря, т. е. словарно - стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связанно с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнения их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

       3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

       Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребёнок не только понимает, но и активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.

       4. Устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды .

       Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

5.2. Особенности развития словаря детей раннего возраста

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и т. д. Ими получено большое количество важных фактов, предложены интересные гипоте       Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.       В настоящее время у подавляющего большинства детей раннее детство проходит в семье. Семейное воспитание действительно является оптимальным для маленького ребёнка, поскольку любовь близких взрослых, их чуткое и гибкое отношение, индивидуальное общение являются необходимыми условиями нормального развития ребёнка и его хорошего эмоционального самочувствия. Однако далеко не все родители понимают возрастные особенности детей до 3-х лет и умеют найти адекватные педагогические воздействия. В большинстве семей сохраняются представления о раннем возрасте как о периоде физиологического созревания и физического развития. Считается, что психическое развитие начинается после трёх лет. В результате внимание родителей сосредоточено на физическом здоровье малыша, ограничено гигиеническим уходом (кормление, прогулки, купание и пр.) и предоставлением ему множества игрушек. В других семьях, напротив, переоценивают возможности ребёнка и начинают учить и воспитывать 2-х летнего малыша так же как ребёнка 5-7 лет (учат читать и писать, сажают перед телевизором, учат пользоваться компьютером и пр.). В обоих случаях игнорируются возрастные особенности детей, что может привести к весьма печальным последствиям. Прямым следствием такого «неумения» родителей является нарастание тревожных проблем, связанных с психическим здоровьем и развитием детей задержки в умственном и речевом развитии, отсутствие воображения, дефицит внимания, импульсивность и агрессивность, эмоциональная глухота и пр.

       Полноценное развитие ребёнка раннего возраста требует адекватной и квалифицированной психолого-педагогической поддержки со стороны профессионалов, обладающих соответствующей квалификацией. Однако в настоящее время наблюдается острый дефицит соответствующих специалистов (психологов и педагогов) по работе с маленькими детьми. В педагогических вузах нашей страны вообще отсутствует такая специализация – педагог-психолог или воспитатель детей раннего возраста. В ясельных группах работают специалисты по дошкольному воспитанию или кадры вообще без специального образования (медперсонал, родители или родственники детей и пр.). В результате, дети раннего возраста (1-3-х лет) либо остаются вообще без психолого-педагогического обеспечения (работа воспитателя ограничивается гигиеническим обслуживанием и соблюдением режима дня), либо получают воздействия, не соответствующие их возрастныхособенностям.
      Между тем, данный возрастной этап имеет существенную качественную специфику. К нему не применимы методы и приёмы работы, адекватные для дошкольников. Работа с детьми раннего возраста требует специальной подготовки, предполагающей как специальные знания, так и опыт работы с маленькими детьми.

       С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

      Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?

5.3. Возможности дидактических игр для развития словаря детей раннего дошкольного возраста

       В настоящее время специалисты дошкольной педагогики единодушно признают, что игра как важнейшая специфическая деятельность ребенка должна выполнять широкие общевоспитательные социальные функции.

       Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

      Л. С. Выгодский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть. В дошкольных образовательных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, которые не только позволяют всесторонне развивать дошкольников, но и способствуют формированию у детей навыков словарной деятельности .

       Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

        Дидактические игры имеют педагогическую ценность.

        Во-первых, в дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

        Во-вторых, они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

         В третьих, необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила формированию его способностей.

        В четвертых, дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

       В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

Эти особенности в развитии словаря позволяют определить задачи словарной работы:

1. Обеспечить количественное накопление слов,   необходимых для содержательного общения.

       2. Обеспечить освоение социально закрепленного содержания слов. Решение этой задачи предполагает:

       а)  овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

       б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

       в) проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им.

       3. Активизация словаря, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения .

       Осуществляя с детьми работу по формированию, обогащению и активизации словаря педагоги в ДОУ широко используют дидактические игры.

       Содержание дидактических игр определяется программой, реализуемой в дошкольном учреждении, оно связано с содержанием занятий и наблюдениями. Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющиеся у детей, причем часто в одной игре они могут использовать знания и представления, порченные на занятия по разным «предметам», разным разделам программы. Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать и называть животных, средства передвижения, овощи и фрукты, мебель, посуду.

       Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. Из дидактических игр с сюжетом следует выделить игры-инсценировки — показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача (угадать, из какой сказки показан эпизод, и продолжить сказку, заметить изменения, которые произошли на сцене). Некоторые из этих игр ставят перед детьми задачу этического содержания. Так, игра «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что показываются сценки из художественных произведений или из жизни, а дети должны определить, кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. При этом в игре происходит не только совершенствование навыков этического поведения, но и совершенствование словаря ребенка.

       Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определенной задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами речевого развития. Иногда и в бессюжетные игры вводится образ, например загадки, загадывает Петрушка или другой сказочный персонаж.

       То, что игровую задачу ставит перед детьми не воспитатель, а кукла, очень повышает умственную и словарную активность малышей. Например, в гости к детям может прийти Андрюша — кукла с лицом привлекательного, живого мальчика. Его появление всегда вызывает радость, ожидание чего-то нового, интересного. Андрюша проводит игры, может быть, и ранее известные детям, например «Что изменилось?», но эти игры приобретают новый смысл, вызывают удивление, заставляют работать воображение. В игровой занимательной форме происходит активизация и обогащение словаря дошкольника .

Таким образом, в дошкольных учреждениях педагоги широко используют дидактические игры, как распространенный метод словарной работы .

        В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры. Следует отметить, что все эти игры можно успешно использовать для активизации словаря дошкольников. Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы.

       Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства. В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, прокатывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая,  игрушки определенного цвета и называют их. Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель), с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (лото «Времена года»), о различных профессиях (игра «Что кому нужно?»). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы .      

    6.АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА.

Данный опыт работы будет интересен и полезен для детей раннего возраста, для воспитателей работающих в группах раннего возраста, родителям, которые хотят видеть своих детей более успешными.

    7.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ:

Мной была разработана методическая разработка включающая подборку дидактических игр, направленных на развитие словаря детей данного возраста.

Мной из различной методической литературы были подобраны дидактические игры в соответствии с календарно-тематическим планом. Дидактические игры использовались как часть занятия.

На занятии решалась задача  обогащения и активизации словаря, в начале создавались ситуации, в которых дети знакомились с новыми словами, затем закрепление этих слов осуществлялось в играх.

     Некоторые занятия полностью состояли из одной или нескольких дидактических игр.

     Наиболее активно игры использовались после занятий, в самостоятельной деятельности детей.

Что дало хороший результат. Практическая работа осуществлялась в группе раннего возраста. Данную группу посещают дети в возрасте от 2 до 2,5 лет в количестве 22 человека. Из них 5 детей были не говорящими. К концу учебного года не говорящие дети стали разговаривать .

                   

                       Литература:

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И.  Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 1998.
  2. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. - М.: Детская литература, 1984.
  3. Ардашева Н.И., Гуткович И.Я, Костракова И.М., Сидорчук Т.А. Истории про... - Ульяновск, 1993.
  4. Бондаренко А.К.  «Дидактические игры в детском саду». - М.: 1991.
  5. Гербова В. В. Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности // Ученые записки: МГЗПИ. - 1970.
  6. Година Г.Н., Пилюгина Э.Г. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1997.
  7. Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. /сборник конспектов занятий воспитателей Центра. - Ульяновск, 2006.
  8. Детское сквернословие / В. Харченко // Дошкольное воспитание. – 2009, № 5.
  9. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1995.
  10. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., 2003.
  11. Колунова Л.А., Ушакова О.С. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1994, №9.
  12.  Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Просвещение, 2002.
  13.  Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра «Теремок». - Рига 1994 г.
  14.  Нестеренко А.А. Страна загадок. - Ростов-на-Дону, 2003.
  15.  Переносные значения слова / В. К. Харченко. – 2-е изд. – М. : ЛИБРОКОМ, 2009.
  16.  Поддъяков Н.Н., Сохин Ф.А., Умственное воспитание детей дошкольного возраста. - М,  1998.
  17.  Программа воспитания, обучения дошкольников и формирования у них диалектического способа мышления. \сост. Н.И.Ардашева, И.Я. Гуткович, Т.А. Сидорчук, О.Н. Тарасова. - Ульяновск, 2005.
  18.  Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. - М, 2008.
  19.  Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2000.
  20.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2002.
  21.  Словарь-тезаурус детской речи: свыше 2470 слов (3700 словоупотреблений) / В. К. Харченко. – Белгород: БелГУ, 2001.
  22.  Словарь современного детского языка: [в 2 т.] / В. К. Харченко. – Белгород : Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2002.
  23.  Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1989.
  24.  Трудный словарь / В. К. Харченко // Вестник Воронежского гос. университета. Сер. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – Воронеж, 2001, № 1.
  25.  Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М.: Просвещение, 2001.
  26.  Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - М.: 2006.
  27.  Ушакова О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2003.
  28.  Ушакова О.С. Струнина Е.М. Влияние словарной работы на связность речи // Дошкольное воспитание. - 2001, № 2.
  29.  Федоренко Л.П. методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1994.
  30.  Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения // Детская речь как предмет лингвистического изучения /Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 1997.
  31.  Швайко Т.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1983.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста...

Обобщение опытом «Развитие речи детей раннего возраста в ознакомлении с природой»

Тема, над которой  я работала  с 2010 года, была взята мною неслучайно. Ведь именно в младшем дошкольном возрасте у детей появляется интерес к природе, начинает развиваться речь. А чтобы под...

Обобщение опыта "Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их...

Тема: «Развитие словаря детей раннего возраста средствами дидактических игр во взаимодействии с семьями воспитанников»

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте - ...

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования дидактических игр на липучках

Ключевая особенность таких игр отражена в названии — все они имеют липучки. Игра состоит из поля и фигурок, которые ребёнок должен прикрепить в нужные места согласно правилам и тематике игры. На...

Дипломная работа по теме дидактические игры как средство развития словаря детей дошкольного возраста через использование дидактической

Исследование мы проводили в 3 этапа. 1 этап – подготовительный - выбор диагностики словаря детей дошкольного возраста; - составление анкеты для воспитателей; - разработка технологической карты...

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки

Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстра...