«Роль дидактических игр в активизации словаря детей раннего возраста»
консультация по развитию речи (младшая группа)

Мосина Ольга Геннадьевна

В раннем возрасте речевое развитие воспитанников осуществляется через «общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого». Именно на это нас нацеливает ФГОС ДО, определяя виды деятельности в раннем возрасте. Так как игра является одним из сквозных механизмов развития ребенка, то несомненно, что в игре ребенок развивает гораздо быстрее, ведь игра оказывает многогранное влияние на  все его развитие. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями и, кончено же, речевыми способностями, т.е. в игре дети учатся общаться и говорить. Задача взрослого – заинтересовать ребенка игрой, эмоционально заразить его ею, сделать так, чтобы ребенок хотел и желал играть, а не играл по указке взрослого.

Мы с вами знаем, что  дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им знакомо по собственному опыту, а опыт у них еще небольшой. Для того, чтобы у малыша состоялась игра, необходимо обогащать этот опыт. Можно довольно много говорить об организации игр с малышами - с игрушками, предметами – заместителями, с вкладышами и готовыми формами, с жестами и движениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekt_vystupleniya_mosina_o.g.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Роль дидактических игр в активизации словаря детей раннего возраста»

      В раннем возрасте речевое развитие воспитанников осуществляется через «общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого». Именно на это нас нацеливает ФГОС ДО, определяя виды деятельности в раннем возрасте. Так как игра является одним из сквозных механизмов развития ребенка, то несомненно, что в игре ребенок развивает гораздо быстрее, ведь игра оказывает многогранное влияние на  все его развитие. В игре дети овладевают новыми навыками, умениями и знаниями и, кончено же, речевыми способностями, т.е. в игре дети учатся общаться и говорить. Задача взрослого – заинтересовать ребенка игрой, эмоционально заразить его ею, сделать так, чтобы ребенок хотел и желал играть, а не играл по указке взрослого.

Мы с вами знаем, что  дети раннего возраста могут отражать в игре только то, что им знакомо по собственному опыту, а опыт у них еще небольшой. Для того, чтобы у малыша состоялась игра, необходимо обогащать этот опыт. Можно довольно много говорить об организации игр с малышами - с игрушками, предметами – заместителями, с вкладышами и готовыми формами, с жестами и движениями.

        Сегодня хотелось бы поговорить о дидактической игре и ее влиянии на речевое развитие ребенка.  Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представление об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей.

Существует разные  виды дидактических игр для малышей:  игры с предметами или игрушками - направлены на развитие тактильных ощущений, умения манипулировать с различными предметами и игрушками,

развивают творческое воображение, мышление.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих. Такие игры служат средством развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.

Настольно-печатные игры. Используется как наглядное пособие, направленное на развитие зрительной памяти и внимания.

В своей деятельности я уделяю время работе над речевым развитием детей, ведь не секрет, что дети в возрасте до 3х лет плохо разговаривают, однако практически все малыши, поступающие в детский сад, понимают речь взрослого и наша задача – помочь ребенку овладеть сначала элементарными навыками речевого взаимодействия, а позже, в дошкольном возрасте, и грамотной речью.  

         При организации дидактических игр  в своей группе я использую разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «дети катаются на санках», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).В играх с картинками дети называют изображенные на них предметы и действия, подбирают их по словесной инструкции, но к сожалению  развернуто отвечать на вопросы пока еще  не могут.  

В группе также  имеются различные лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок — заменителей реальных предметов (игры в «магазин», «зоопарк», «больницу» и др.), ведь игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулирует активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом. К тому же картинки, вместе с предметами и игрушками, являются составляющими самых разнообразных дидактических игр, с которыми мы с вами сейчас и познакомимся. Сейчас я продемонстрирую  вам дидактические игры, которые я проводила со своими малышами.

    Дидактические игры на развитие речи для детей раннего возраста. (для презентации с фото)

     Дидактическая игра: «Чудесный мешочек» - закрепить название овощей- огурец, морковь, помидор, свекла, расширять представления об их пользе, привлечь к составлению предложений из 2-3 слов (Мама купила огурец, зайчик любит морковь и д.т), способствовать освоению структуры простого предложения.

Материал: «Чудесный мешочек», набор овощей (огурец, морковь, свекла, помидор)

Ход: Привлекаю внимание детей к мешочку, говорю, что мешочек волшебный, там всегда есть что-то интересное. Предлагаю посмотреть, что в нем. Дети подходят к мешочку, стараются отгадать что в нем. Если ребенок отгадывает, предлагаю показать предмет всем детям и всем вместе повторить его название. Игра повторяется по желанию детей.

      Дидактическая игра: «Найди детеныша»- знакомить с домашними животными, развивать правильное звукопроизношение.

Материал: Картинки по теме «Домашние животные», картинки с изображениями котят, цыплят, козлика, теленка.

Ход: Показываю картинки с изображением домашних животных (Кто это на картинке?). А вот на этих картинках нарисованы их детки. Они потерялись, давайте поможем им их найти (Показываю картинки детенышей и задаю вопросы: Кто это? А как зовут его маму? Как котенок будет звать свою маму? Возьмите картинку с котенком и принесите его к маме) Картинки положила в разных местах, и дети вместе со мной идут к козлику, потом к корове, кошечке, курочке, подражая их голосом и походке.                                                                      

         Дидактическая игра: «Бьём в Барабан»- развитие подражаниям рук и речи взрослого- повторение аморфных слов-звукоподражаний ТА- ТА-Т А, БОМ- БОМ- БОМ, БАМ- БАМ- БАМ.

Материал: барабан.

Ход: Предлагаю детям поиграть на барабане. Перед началом игры демонстрирую барабан. Затем изображаю игру на барабане с помощью движений и озвучиваю её (А как мы бьем в барабан? ТА- ТА- ТА) При этом имитирую игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки. (Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: БОМ- БОМ- БОМ, а теперь БАМ- БАМ- БАМ. Кто хочет повторить? Повторяйте за мной). Если же воспроизведение этих слов вызывает затруднения, лучше их не смешивать и отрабатывать в речи один вариант.  

        Дидактическая игра: «Составь картинку»- учить детей составлять картинку целого предмета из 2-х и 4-х частей, и называть их. Развивать память, внимание, речь детей.  

 Материал: разрезанные картинки и образцы.

 Ход: Предлагаю детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем показываю часть картинки и спрашиваю: Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? -  От юлы. Затем накладываю часть картинки на целую. –А теперь найдём другую часть юлы. Когда половинки найдены и наложены, предлагаю собрать другую картинку.  

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам поиграть со мной в игру «Тихо-громко». Для этой игры вам не понадобятся предметы, только будут нужны ваши ладошки- для имитации молоточков, ваши глазки, ваш голос и слух. И конечно же ваше хорошее настроение.

    Дидактическая игра: «Тихо- громко»- развивать голосовой аппарат, чувство ритма, обучать громкому и тихому, быстрому и медленному произношению, закреплять правильное произношение звуков «Т» и «К».                                                                                                                                Ход: (Показываю молоточек)- Кто знает, что это? (молоточек)

(Предлагаю с ним поиграть)- А давайте мы с ним поиграть?

(Стучу в молоточек). Слышите, как стучит мой молоточек? Он стучит «Тук-тук-тук!»

Покажите ваши ручки- это будут ваши молоточки, постучите по ладошкам «Тук-тук-тук!» (Имитируем постукивание- кулачком- молоточком стучать по ладошкам)

Мой молоточек может стучать громко (Сильно стучу по столу) «Тук-тук-тук!». А еще мой молоточек может стучать тихо вот так «Тук-тук-тук!» (тихо стучу по столу и произношу тихо). (стучу и воспроизвожу стук голосом), как стучит молоточек громко и тихо? а теперь постучите вы так же своим молоточком.

Молоточком можно стучать быстро и медленно. Сейчас я буду стучать быстро, а вы мне помогайте. А сейчас мой молоточек застучит медленно. Теперь вы попробуйте постучать своим молоточком медленно. Вот мы и поиграли с молоточком.

      Вывод. Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры», я пришла к выводу, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возрастаДидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием методики «живой» картинки

Методика изготовления "живой" картинки для развития речи детей раннего возраста...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ознакомление детей не только с цветом, формой и величиной дидактических игрушек, но и с другими их свойствами...

План работы кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии»

План работы  кружка в рамках самообразования по теме: «Активизация словаря детей раннего возраста (2-3 года) посредством сказкотерапии". Целенаправленная и систематическ...

«Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учебный год. возраст детей (2-3 года)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Малышок» «Активизация словаря детей раннего возраста посредством сказкотерапии » 2019-2020 учеб...

«Активизация словаря детей раннего возраста (1,5-3 года) посредством сказкотерапии»

laquo;Активизация словаря детей раннего возраста(1,5-3 года) посредством сказкотерапии»...

Активизация словаря детей раннего возраста

В своей разновозрастной группе, где дети от полутора до трех лет, я занимаюсь по разделу «Развитие речи», уделяю особое внимание работе с картиной. Учитывая увеличивающееся число детей с п...

Активизация словаря детей раннего возраста с использованием метода «живой» картинки

Навык осознанного чтения, умения логически выстраивать свои высказывания появляется не сразу и не на пустом месте. В раннем возрасте этот навык развивается благодаря целенаправленной работе с иллюстра...