Главные вкладки
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Цель: развитие у детей диалогической речи.
Задачи:
Обучающие:
- учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);
- давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;
- учить различать на слух звуки [с]— [с*], [щ*] в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Развивающие:
- развивать умение подбирать определения к заданным словам;
- составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов — самостоятельно;
Воспитывающие: воспитывать желание работать в парах, внимательно слушать ответы других детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_sostavlenie_rasskaza_po_naboru_narodnyh_igrushek.docx | 46.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе.
Составление сюжетного рассказа
по набору народных игрушек
(Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.
Задачи:
Обучающие:
- учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);
- давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог;
- учить различать на слух звуки [с]— [с*], [щ*] в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Развивающие:
- развивать умение подбирать определения к заданным словам;
- составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов — самостоятельно;
- Воспитывающие: воспитывать желание работать в парах, внимательно слушать ответы других детей.
Планируемый результат: дети смогут составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог; смогут подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов — самостоятельно; различать на слух звуки [с]— [с*], [щ*] в словах, четко произносить слова с этими звуками.
Проектирование образовательной среды:
- для проведения дыхательный разминки «Пузырь» дети находятся с воспитателем на ковре в кругу;
- для рассматривания народных игрушек сидят на стульчиках;
- для составления описательного рассказа, вызываются по пять детей за один общий стол; остальные сидят на стульчиках;
- для проведения физминутки «Игрушки», дети располагаются на ковре, как им удобно;
- для проведения словесной игры «Живые слова», дети присаживаются на ковер;
- для игры на внимание вызывается к мольберту два ребенка, один меняет расположение картинок на мольберте, другой называется порядок изменения картинок на мольберте. Дети которые сидят на стульчиках или ковре, следят за правильностью исполнения задания;
- для рефлексии занятия дети встают в круг вместе с воспитателем.
Предметно-пространственная среда: стульчики на каждого ребенка, стол для показа игрушек, народные игрушки: Дымка - Водоноска, Гжель - собачка, зайка, матрешка, Хохлома - конь, деревянный домик, деревья. Музыкальное сопровождение: «Народные напевы»; предметные картинки (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка) для дифференциации звуков [с]— [с*], [щ*]; мольберт переносной; силуэт «Матрешки» на каждого ребенка.
Среда взаимодействия:
ребенок-ребенок:
- составление описательного рассказа;
- игра «Живые слова»;
- игра на внимание.
ребенок-взрослый:
- упражнение на дыхание «Пузырь»;
-рассматривание игрушек;
- рефлексия занятия.
1. Мотивационный этап. Игра за развитие правильного дыхания «Пузырь».
Дети берутся за руки и встают в круг. На слова: «Раздувайся пузырь!». Дети делают круг шире произнося при этом звук «Ш-ш-ш». На слова: «Лопнул Пузырь!». Дети медленно идут в центр круга произнося звук «С-с». Повторить 2-3 раза.
2. Основной этап. Ребята, сегодня приглашаю Вас, оправиться в гости к игрушкам. Не к простым игрушкам, которыми вы сейчас играете, а к игрушкам народным, которыми раньше играли наши предки. Посмотрите, у меня в руках есть волшебный сундучок. В этом сундучке спрятались игрушки, я открою вам небольшой секрет эти игрушки не простые они волшебные, они умеют разговаривать. (Звучит волшебная музыка и воспитатель достает из сундучка по одной игрушке и ставит их на стол перед детьми).
Воспитатель. Давайте с вами вместе рассмотрим каждую игрушку и придумаем им имена и клички.
(Воспитатель про каждую игрушку спрашивает. Например - игрушка «Водоноска». «Что это за игрушка? Кого она символизирует? Какая она по характеру? Как ее зовут?»
Воспитатель. Теперь составьте рассказ про водоноску. Водоноска (имя которое придумали дети) пошла за водой. Кого она встретила?
Дети. Собачку, зайчика, коня и т.д.
Воспитатель. Что произошло дальше, вы расскажете сами.
Воспитатель. Когда будете рассказывать, берите эти игрушки и показывайте то, что вы про них придумали. Подумайте, о чем разговаривала Водоноска со зверятами, какой был день.
Воспитатель предлагает, чтобы несколько детей объединились для рассказывания в группу.
О чем вам надо договориться? Кто о чем будет рассказывать, кто начнет рассказ.
Каждый ребенок берет себе игрушку, дети договариваются, о чем они будут рассказывать. Остальные выслушивают рассказ, придумывают для него название и дают оценку. Готовый рассказ можно записать на видео или со слов детей на бумагу.
Воспитатель. Молодцы ребята, интересный рассказ у нас свами получился. Давайте, попрощаемся с нашими игрушка и уберем их в волшебный сундучок. Если вы захотите с ними поиграть, то в любой момент можете их взять. А пока давайте с вами немного поиграем.
Проводится физкультминутка.
ИГРУШКИ
Вот большая пирамидка
(потянуться вверх)
И веселый мячик звонкий
(прыжки на месте)
Мягкий мишка косолапый
(шаги на месте, на внешней стороне стопы)
Все живут в большой коробке
(показать большой квадрат)
Но когда ложусь я спать
(руки под щеку, закрыть глаза)
Начинают все играть
(изобразить любое движение)
Воспитатель. Давайте поиграем в игру «Живые слова». Пусть ко мне подойдут сейчас шесть детей. Они будут разными словами.
(Воспитатель говорит каждому ребенку, каким словом он будет. После этого проверяет, как запомнили слова. Набор слов: собачка, лошадка, весело, быстро, бежит, прыгает).
Из этих слов можно составить различные предложения про собачку и лошадку. Предложение должно состоять из двух-трех слов. Кто придумает предложение, поднимет руку. Заранее говорить, какое предложение, не следует — нужно выстроить слова по порядку, а потом уже «прочитать».
Ребенок подходит к «живым словам» и, не называя слов, составляет предложение. Теперь скажи, какое предложение ты придумал.
Ребенок называет предложение.
Проверим, правильно ли ты поставил слова. Слова, называйте себя по порядку. (Проверяется соответствие названного ребенком предложения тому, которое он составил из «живых слов».)
Воспитатель спрашивает, кто придумал другие предложения из этих слов, приглашает поднявшего руку составить другое предложение и т.д.
Подводя итог этой части занятия, воспитатель обращает внимание детей на то, как много предложений можно придумать из этих слов: Собачка бежит. Лошадка бежит быстро. Собачка весело прыгает. Весело прыгает собачка и лошадка и др.
Игра на внимание.
Воспитатель. Посмотрите на картинки. (Имя ребенка), назови, что на них нарисовано (сова, поросенок, слоненок, щенок, щегол, щетка). Подойдите ко мне, (Имена детей),. …будет водить, а …. прятать картинки. …. должен сказать, кого или чего не стало.
Один ребенок прячет картинку, другой ее называет.
Не стало щегла. Послушайте, как звучит это слово: щ-щ-щегол. Какой звук слышится в этом слове?
Дети отвечают.
……, скажи слово щегол так, чтобы слышался звук [щ’].
Ребенок выполняет.
Посмотрите на картинки еще раз, скажите, какой звук — [с] или [щ’] — слышится в словах?
Дети отвечают по каждому слову.
3. Рефлексивный этап.
Воспитатель. Что интересного было сегодня на нашем занятии?
Что вам понравилось делать?
Ответы детей.
Чтобы наше занятие вам, особенно запомнилось, каждому из вас я приготовила небольшой сюрприз. Это силуэт «Матрешки», вы можете ее раскрасить по своему желанию.
Методическая литература:
Развитие речи детей 5—7 лет. 2-е изд., перераб. и дополн. / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2012. — 272 с. — (Развиваем речь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"
Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по иллюстрациям русских художников по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требований ФГОС
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Составление краткого рассказа по иллюстрациям русских художников по мотивам волшебных русских народных сказок» с учетом требова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа зимние забавы»
обучение рассказыванию по схемам (мнемотаблицам)...
конспект занятия по развитию речи в средней группе "Составление описательного рассказа по теме "Мебель"
Занятие по ФГОС...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
Конспект для проведения занятия по развитию речи в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...
Занятие по развитию речи в старшей группе Составление сюжетного рассказа по картине "Зимние развлечения"
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.Задачи. ...
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»...