Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рахматулина Альбина Куандыковна

Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе  «Составление сюжетного рассказа по картинке  «Кошка с котятами»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.odt32.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Развитию речи»

в старшей группе (5 - 6 лет)

Тема: «Составление сюжетного рассказа по картинке

«Кошка с котятами»

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Деятельность детей: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная,  восприятие художественной литературы и фольклора

Цель: учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине

Программное содержание:  учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных; уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

Предварительная работа: игра «Назови животных и их детенышей», игра «Кто как делает?»

Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами», игрушка котенок.

Планируемые результаты: составляют небольшой сюжетный рассказ по картине

                                                   

                                                      Структура занятия

I

Вводная часть

Организационный момент

1 мин

II

Основная часть

22 мин

1

Рассматривание картины

«Кошка с котятами»

3 мин

2

Составление рассказа по картине

6 мин

3

Физкультминутка

«Котята»

3 мин

4

Игра

«Почему так называют»

5 мин

5

Игра

«Что вы видите вокруг»

5 мин

III

Заключительная часть

Итог

2 мин

Длительность 25 минут

                                                                   Ход занятия

I. Вводная часть

Организационный момент:

Дети собираются полукругом около воспитателя.

Здравствуй, солнышко родное!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, матушка-земля!

Здравствуй ты, и здравствуй Я!

II. Основная часть

1. Рассматривание картины

На стенде картина «Кошка с котятами». Воспитатель обращается к детям с вопросами.

- Как называется эта картина?

Если дети затрудняются ответить или отвечают неполно, воспитатель дает точное название картины — «Кошка с котятами».

- Расскажите о кошке. Какая она?

- Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?

- Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?

- Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? - Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?

- Чем похожи все котята?

Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

Котенок... (называет кличку) играет. Котенок... (называет кличку) спит. А этот котенок... (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось?

Дети  отвечают.

2. Составление рассказа

- А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.

Примерный вариант рассказа.

«Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал молоко, а самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала».

3. Физкультминутка

Воспитатель:

- К нам в гости пришел котенок. Догадайтесь, как его зовут.

Дети отвечают.

- Котенок поиграет с вами. Как мы позовем к себе котенка?

Дети: Кис-кис.

Воспитатель: Какой звук слышится в конце?

Дети: Звук [с].

Появляется игрушечный котенок. Воспитатель говорит от его лица.

Котенок: Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произносит: с-с-с.) 

- Какой звук я сказал?

Дети отвечают.

- Скажите так же все вместе и по одному.

Дети выполняют.

- Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произносит: з-з-з.) Какой звук я сказал?

Дети отвечают.

Повторите так же хором и по одному.

Дети выполняют.

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Комары и осы». Комары звенят — з-з-з, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку — с-с-с. Итак, комары звенят з-з-з, а осы поют с-с-с. Когда услышите песенку комара — звук [з], помашите крылышками, а когда услышите песенку осы — звук [с], покажите, как она ползает. (Перебирает пальцами, имитируя движения осы.)

- Закройте глаза и послушайте, чья это песенка. (Сначала произносит звуки протяжно, потом в обычном темпе.)

Дети выполняют действия в зависимости от услышанного звука.

- Вы хорошо различаете звуки [з] и [с].

- А теперь поиграем в игру «Эхо». Слушайте внимательно, какой звук и как я произнесу, а тот, на кого я укажу, будет «эхо». Он должен повторить звук точно так, только чуть-чуть потише, как настоящее эхо.

Котенок предлагает детям встать в круг. Воспитатель дает задание.

Котенок: Каждый должен вспомнить какое-нибудь слово и назвать его громко, ясно, «передать» рядом стоящему вместе с котенком: тот назовет свое слово и тоже передаст стоящему рядом с ним. Нельзя повторять слова, которые уже были названы. Кто не сумеет быстро назвать слово или повторить уже названное, выйдет из круга.

Во время выполнения детьми задания воспитатель следит, чтобы они называли разные слова, произносили их ясно, громко и отчетливо. Некоторые слова он предлагает повторить так, чтобы хорошо слышались все звуки. Подчеркивает, что можно называть не только предметы, но и разные действия, качества (бегать, прыгать, шустрый, быстрый, смелый).

4. Игра «Почему так называют».

- Послушайте слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка. Что они обозначают?

Дети отвечают.

- Из этих слов понятно, для чего они нужны. У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы вы знаете?

Дети отвечают.

- Чем буква отличается от звука?

Дети: Буква пишется и читается. Звук произносится. Воспитатель. Из букв мы складываем слоги и слова. Подойдите ко мне дети, у которых имя начинается на гласный звук [а].

Дети подходят.

- А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна?

Дети отвечают.

- Подойдите ко мне дети, у которых имя начинается на твердый согласный.

Дети подходят.

- На мягкий согласный.

Дети подходят.

Мы будем с вами играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

5. Игра «Что вы видите вокруг?»

Воспитатель: Назовите предметы, которые вы видите вокруг.

Дети отвечают.

- Как мы отличаем один предмет от другого?

Дети: За столом сидят, занимаются, едят. На стуле сидят.

Воспитатель: Перед вами две девочки, они обе в красных платьях, с белыми бантиками. Как мы их различаем?

Дети: По именам.

Воспитатель: Что значит слово... мяч? Кукла? Ручка?

Дети отвечают.

- У меня в руке... ручка. Что ею делают?

Дети: Пишут.

Воспитатель: У двери тоже есть ручка. Почему эти предметы называют одним и тем же словом?

Дети:  Их держат руками.

Воспитатель: Что значит слово «ручка», обозначающая этот предмет?

Дети: Ею пишут.

Воспитатель: А что обозначает слово «ручка» (показывает на дверную ручку).

Дети:  С ее помощью открывают и закрывают дверь.

Воспитатель: Можете ли вы назвать слова, которые ничего не обозначают?

Дети отвечают.

Послушайте стихотворение И. Токмаковой.

Плим

Ложка — это ложка.

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка.

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка.

Оделся — и пошел.

А я придумал слово.

Смешное слово — плим.

Я повторяю снова —

Плим, плим, плим.

Вот прыгает и скачет —

Плим, плим, плим,

И ничего не значит Плим, плим, плим.

Придумайте и вы такие слова, которые ничего на значат (трам- татам, ту-туру).

III. Заключительная часть

-Ребята, что мы сегодня делали на занятии?

-Про кого мы составляли рассказ?

-Понравилось составлять рассказ?

-Молодцы, ребята!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"

Программное содержание:  учить детей составлять описательные рассказы о   диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

обучение детей составить небольшой рассказ по картине с опорой на схему...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

Конспект для проведения занятия по развитию речи  в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».

Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь ...

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»

Цель: Создание условий для развития связной речи у детей (обучение рассказыванию по восприятию)....

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок» 4.04.23

Конспект занятия по развитию речи детей старшей группы. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Клубок»...