Занятие по развитию речи в старшей группе Составление сюжетного рассказа по картине "Зимние развлечения"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Задачи. Обучающие: -учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления, рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные слова и выражения.
Развивающие:
- развивать связную речь; расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи; умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Оборудование: Сюжетная картина «Зимние забавы», схема-мнемотаблица пальчиковой гимнастики, мяч, картина с изображением зимы.
Методы и приемы: репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Какая, какой, какое?»,беседа, составление рассказа по картине, схема- мнемотаблица пальчиковой гимнастики,
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Снег на полях
Лед на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Д. Зимой.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года в нашем посёлке?
Дети: Зима.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что повсюду лежит снег.
Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.
Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.
2. Основная часть. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, игра называется «Какая, какой, какое?» Игра с мячом: «Какая, какой, какое?» Подбор определений к словам зима, снег, настроение
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
• Снежная, Суровая, Морозная, Веселая, Красивая, Нарядная, Холодная, Вьюжная и т. д.
СНЕГ какой?
• Пушистый, Белый, Легкий, Мягкий, Холодный, Колючий, Рассыпчатый, Липкий, Искристый, Хрустящий, Серебристый, Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
• Веселое, Радостное, Праздничное, Новогоднее, Грустное, Отличное, Хорошее, Прекрасное, Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов,
3.Физминутка Зима Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снеговика лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
4. Ребята, давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?
(Рассматривание картины «Зимние забавы» и беседа по ней.)
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И у нас с вами есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»)
Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее, где находится много картин, есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Беседа по картине:
- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?
- Мы видим детей.
- Куда вышли дети?
- Дети вышли на прогулку.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях.
-Какая погода стояла в тот зимний день? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку.
- Какие деревья вы видите на картине?
- Мы видим на картине березы.
- Что делают дети на прогулке?
- Дети лепят из снега снеговиков.
- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
- Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
- Кого вы видите слева?
- Мы видим девочку. Она катает снежный ком.
- Кого вы видите справа?
- Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.
- Какой снеговик?
- Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
- Кого вы видите сзади девочек?
- то же снеговика
- Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?
- За деревьями мы видим здание детского сада.
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
- Как можно назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?
5. Физкультурная пауза «Прогулка» по мнемотаблице
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)
Мы идём во двор гулять. («Идем по столу пальчиками.)
Бабу снежную слепили, («Лепим снежинок» ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)
А потом в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)
Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)
Молодцы!
6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.
- С чего мы начнём рассказ?
- Мы начнем рассказ с описания времени года.
- Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, снег лежит на земле и на деревьях, на улице тепло.
- О чем вы будете рассказывать дальше?
- Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.
- Чем вы закончите рассказ?
- Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.
Зимние забавы.
На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. За деревьями мы видим здание детского сада. В теплый, зимний день дети вышли на прогулку.
Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.
Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.
8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.
- О каком времени года мы говорили?
- В какие игры можно играть зимой?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
- Что больше всего вам понравилось?
- Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_zanyatiya_po_r_rechi_zim_zab_chetvertaya_gr.docx | 47.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей старшей группы.
Тема Составление сюжетного рассказа по картине «Зимние забавы».
Подготовила: воспитатель
МБДОУ Детский сад №18 «Колобок»
Лукьяненко Л.П.
Цель: развивать умение составлять описательный рассказ по сюжетной картине.
Задачи. Обучающие: -учить детей составлять рассказ о зиме по картине, используя полученные ранее знания и представления, рассказывать связно, полно и выразительно; использовать для описания времени года зимы образные слова и выражения.
Развивающие:
- развивать связную речь; расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
- воспитывать культуру речи; умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.
Оборудование: Сюжетная картина «Зимние забавы», схема-мнемотаблица пальчиковой гимнастики, мяч, картина с изображением зимы.
Методы и приемы: репродуктивные и поисковые вопросы, дидактическая игра «Какая, какой, какое?»,беседа, составление рассказа по картине, схема- мнемотаблица пальчиковой гимнастики,
Ход организованной образовательной деятельности
1. Организационный момент. Процесс вовлечения в деятельность.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудный зимний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Ребята, давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем разговаривать.
Снег на полях
Лед на водах
Вьюга гуляет
Когда это бывает?
Д. Зимой.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года в нашем посёлке?
Дети: Зима.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Потому что повсюду лежит снег.
Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Что делают дети зимой? В какие игры можно играть зимой на улице?
Дети: Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков и т. д.
Воспитатель: Правильно! Если в них играют зимой, значит они какие?
Дети: Зимние.
Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня будем говорить о зиме и о зимних забавах.
2. Основная часть. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, игра называется «Какая, какой, какое?» Игра с мячом: «Какая, какой, какое?» Подбор определений к словам зима, снег, настроение
Воспитатель: Начинаем:
ЗИМА какая?
• Снежная, Суровая, Морозная, Веселая, Красивая, Нарядная, Холодная, Вьюжная и т. д.
СНЕГ какой?
• Пушистый, Белый, Легкий, Мягкий, Холодный, Колючий, Рассыпчатый, Липкий, Искристый, Хрустящий, Серебристый, Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
• Веселое, Радостное, Праздничное, Новогоднее, Грустное, Отличное, Хорошее, Прекрасное, Плохое
Воспитатель:
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов,
3.Физминутка Зима Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снеговика лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения) Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
4. Ребята, давайте посмотрим, как проводят время зимой другие дети?
(Рассматривание картины «Зимние забавы» и беседа по ней.)
Воспитатель: Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И у нас с вами есть картина о зиме. (Воспитатель обращает внимание детей на картину «Зимние забавы»)
Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее, где находится много картин, есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
Беседа по картине:
- Давайте рассмотрим эту картину. Кого вы видите на картине?
- Мы видим детей.
- Куда вышли дети?
- Дети вышли на прогулку.
- Какое время года изображено на картине? Почему вы так думаете?
- На картине зима, потому что снег лежит на земле, на деревьях.
-Какая погода стояла в тот зимний день? Однажды в теплый зимний день дети вышли на прогулку.
- Какие деревья вы видите на картине?
- Мы видим на картине березы.
- Что делают дети на прогулке?
- Дети лепят из снега снеговиков.
- Какое настроение у детей? Почему вы так думаете?
- Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
- Кого вы видите слева?
- Мы видим девочку. Она катает снежный ком.
- Кого вы видите справа?
- Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика.
- Какой снеговик?
- Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
- Кого вы видите сзади девочек?
- то же снеговика
- Ребята, а еще за деревьями, что мы видим? Мне кажется это детский сад. Вы согласны со мной?
- За деревьями мы видим здание детского сада.
- Какое настроение вызывает у вас эта картина?
- Картина вызывает радостное настроение. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются.
- Как можно назвать картину? Какое название лучше всего подходит: «Пришла зима», «Зимние развлечения»?
5. Физкультурная пауза «Прогулка» по мнемотаблице
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики на обеих руках.)
Мы идём во двор гулять. («Идем по столу пальчиками.)
Бабу снежную слепили, («Лепим снежинок» ладонями.)
Птичек крошками кормили, («Крошим хлеб» всеми пальчиками.)
С горки мы потом катались, (Ведем правой ладонью по левой.)
А потом в снегу валялись, (Кладем ладони на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхиваем ладошки.)
Съели суп, и спать легли. («Едим» воображаемой ложкой, а потом кладем ладони под щеку.)
Молодцы!
6. Коллективное составление плана рассказа с помощью педагога.
- С чего мы начнём рассказ?
- Мы начнем рассказ с описания времени года.
- Мы расскажем о том, что на картине нарисована зима, снег лежит на земле и на деревьях, на улице тепло.
- О чем вы будете рассказывать дальше?
- Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают.
- Чем вы закончите рассказ?
- Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, они).
7. Составление рассказа по картине: сначала несколькими детьми по частям, потом 1-2 детей рассказывают полностью. Рассказы детей по картине.
Зимние забавы.
На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. За деревьями мы видим здание детского сада. В теплый, зимний день дети вышли на прогулку.
Они лепят из снега снеговиков. Детям весело, у них радостные лица, они улыбаются. Слева мы видим девочку. Она катает снежный ком. Справа на картине мы видим девочек. Девочки слепили снеговика. Снеговик большой и красивый. На голове у него ведро. Нос у снеговика сделан из моркови, глазки из пуговки, вместо рук веточка дерева. Замечательный получился снеговик.
Дети на картине веселые, у них румяные щеки. Им нравится гулять и лепить снеговиков.
Картина вызывает радостное настроение и желание играть на улице.
8. Подведение итога организованной образовательной деятельности, оценка работы детей.
- О каком времени года мы говорили?
- В какие игры можно играть зимой?
- Чей рассказ вам понравился больше? Почему?
- Что больше всего вам понравилось?
- Вы сегодня постарались, составили интересные рассказы. Мне кажется, что эти рассказы будет интересно послушать дома вашим мамам и папам.
Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы"
Программное содержание: учить детей составлять описательные рассказы о диких животных, используя при этом план - схему; продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности выск...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа зимние забавы»
обучение рассказыванию по схемам (мнемотаблицам)...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе :Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
Конспект для проведения занятия по развитию речи в старшей группе поможет научить детей составлять повествовательный рассказ по картине "Зимние забавы"...
ООД по развитию речи в старшей группе: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка»
ООД по развитию речи в старшей группе: «Составление сюжетного рассказа по картинкам «Купили щенка»...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».
Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по сюжетной картине «Ранняя весна». Художник М.Г. Пишванова».Це...
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»
Конспект занятия по «Развитию речи» в старшей группе «Составление сюжетного рассказа по картинке «Кошка с котятами»...
Конспект занятия по развитию речи в логопедической группе. Составление сюжетного рассказа по набору народных игрушек (Дымка- Водоноска, Гжель – собачка, зайка, матрешка, Хохлома – конь)
Цель: развитие у детей диалогической речи.Задачи:Обучающие:учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки);давать описание и характеристику персонажей, в...