Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рамазанова Анфиса Мирзекеримовна

Конспект  по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Тема: «Мишкины помощники»

Цель: Создать условия для формирования математических представлений посредством игры. 

Задачи:

Обучающие:

-продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

-развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.

-совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Развивающие
-продолжать развивать мыслительные операции, речь, внимание, воображение, сообразительность, тренировать память.
Воспитывающие
– продолжать прививать любовь к природе, воспитывать у детей сопереживание, взаимопомощь, навыки самооценки, умение работать в коллективе.

Материал и оборудование: магнитная доска, (письмо с просьбой, музыкальное сопровождение из мультфильма «Маша и медведь), столы для сервировки.

Демонстрационный материал: письмо от Мишки, карточка-символизация заданий, плоскостное изображение торта, макеты домиков мультипликационных героев (зайка-ромб; волк- прямоугольник; тигр-квадрат; пума – трапеция; белочка-треугольник равносторонний; ежик-треугольник разносторонний; поросенок, коза, собака- треугольник равнобедренный).

Раздаточный материал: бумажные тарелки красного и зеленого цветов по 10 штук каждого; круги-торты, ножницы на каждого ребенка; геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб, треугольники- равносторонний, разносторонний, равнобедренный), эмблемы- раскраски «Маша и медведь».

Методы и приемы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям словесная.

Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественно-эстетическое», «Физическое»

Структура занятия:

Вводная часть – 3 минуты. Сюрпризный момент.

Основная часть – 20 минут. Игра

III. Заключительная часть – 2 минуты. Рефлексия.

Ход НОД

I часть. Организационный момент. 2-3 мин.

Воспитатель: 

Здравствуйте ребята, приглашаю вас в круг друзей.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево,

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Улыбнемся, подмигнем,

И опять играть начнем.

На доске появляется изображение мишки из мултфильма «Маша и медведь», а под изображением письмо-просьба. 

Воспитатель: Ребята, сегодня мишка прислал нам письмо, в котором просит о помощи. У Маши скоро день рождения, а он не успевает все подготовить. 

 Воспитатель: Поможем Мишке? 

Дети: – Да.

Воспитатель: -Вот список дел, которые нужно срочно сделать.

II часть. Основная часть.

 Задание 1. «Серверовка»

Дети делятся на две команды, становятся по обе стороны сервировочного стола. Воспитатель раздает тарелочки каждой команде. 

Воспитатель: Ребята, нужно засервировать стол, поставим с одной стороны стола 10 красных тарелочек, но ставим близко друг к другу. На противоположной стороне стола ставим 10 зеленых тарелочек, но ставим далеко друг от друга. 

Под ритмичную музыку дети сервируют стол. По окончании, проверяется правильность выполнения задания. 

Воспитатель: Сколько красных тарелочек? 

Дети: !0

Воспитатель: Сколько зеленых? 

Дети: !0

Воспитатель: Чем отличаются тарелочки? 

Дети: Разного цвета

Воспитатель: Почему красные тарелочки занимают меньше места, а зеленые больше?

Дети: Ответы.

Что можно сказать о количестве красных и зеленых тарелочек?»

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, а какое самое вкусное угощение на дне рождения?

Дети: – Торт.

Воспитатель: Торты у нас готовы, но их нужно разделить на части. Садимся за столы. Выполним следующее задание Мишки. 

Задание. «Разделить торт».

Воспитатель: Ребята, нам нужно разделить торт на четыре равные части. Воспитатель: На какую геометрическую фигуру похож торт? 

Дети: – На круг.

Воспитатель: На сколько частей мы уже умеем делить круг? 

Дети: На две части. (Предлагается вызванному ребенку сложить круг пополам и разрезать его на две равные части, объяснив, как он будет это делать.) 

Воспитатель: Сколько частей получилось?

Дети: Два.

Воспитатель: Как называется каждая часть? 

Дети: 1/2

Воспитатель: Что больше: целый круг или его часть? 

Дети: Целый круг

Воспитатель: Что меньше: часть круга или целый круг?

Дети: Часть круга

Воспитатель: Как получить четыре равные части?

Дети: Разделить на четыре части

Воспитатель: Правильно, надо каждую половину разрезать еще раз пополам».

Вызванный ребенок складывает и разрезают каждую половину пополам. Воспитатель комментирует действия детей и прикрепляет части круга на магнитную доску. Затем уточняет: 

Воспитатель: Сколько частей получилось? 

Дети: Четыре.

Воспитатель: Как можно назвать каждую часть? 

Дети: Одна четвертая. 

Воспитатель: Что больше: целый круг или одна четвертая часть?

Дети: Целый круг

Воспитатель: Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая круга? 

Дети: Одна четвертая

Воспитатель: Что больше: одна вторая круга или одна четвертая? 

Дети: Одна вторая круга

Воспитатель: Что меньше: одна четвертая круга или одна вторая?» (При выполнении каждого задания воспитатель наглядно показывает сравнение частей.)

Дети: одна четвертая

Воспитатель предлагает детям разделить торты на четыре равные части. Предварительно дети объясняют, как это сделать.

Воспитатель: Ребята, поставим торты на стол. (дети складывают целые торты из разрезных частей на приготовленном засервированном столе. А сейчас немного отдохнем и опять играть начнем.

Физкультминутка «Маша и медведь».

Задание. «Разложи торты» 

Воспитатель: Сейчас, мы разложим кусочки торта по тарелочкам. Я буду называть, сколько частей положить в тарелочку каждому гостю. 

Зайке одну четвертую часть торта.

Волку две четвертых части.

Белочке одну четвертую часть торта.

Маше три четвертых части.

Мишке четыре четвертых.  Ребята, если сложить четыре четвертых части торта, что получится?

Дети: – Целый торт.

IV часть. Подвижная игра «Отправь пригласительный билет по адресу».

В одной части групповой комнаты, расставлены макеты домиков мультипликационных героев с отмеченной геометрической фигурой.

Улица – четырехугольники:

зайка-ромб;

волк- прямоугольник;

тигр-квадрат;

пума – трапеция. 

Во второй части комнаты улица – треугольники;

белочка-треугольник равносторонний;

ежик-треугольник разносторонний;

поросенок, коза, собака- треугольник равнобедренный.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает и называет адреса (квадрат, трапеция, ромб, прямоугольник, разносторонний, равнобедренный и равносторонний треугольники).

Дети берут с разноса по одной фигуре и движутся под музыку. По окончании мелодии каждый ребенок находит свой адрес в соответствии с имеющейся у него фигурой.

Игра повторяется 2 раза. После окончания игры дети объединяются в две группы и называют улицы на которых они побывали. (треугольники и четырехугольники).

Воспитатель:

Ребята, вы с заданиями справились, Мишке помогли. Он вас благодарит и дарит вам подарки «эмблема-раскраска».

Рефлексия: Вам понравилось помогать мишке?

Что понравилось больше всего?

На сколько частей мы делили торт?

А если возьмем одну часть, как назовем?

Чем отличаются треугольники? Чем похожи?

Чем отличаются четырехугольники? Чем похожи?

Чем отличаются четырехугольники от треугольников?

Все вы знаете ребята, поэтому Мишка обратился за помощью к вам! Молодцы!

 

Используемая литература: И. А. Помораева, В. А. Позина

Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Математическое королевство"

С данным конспектом, мною было пройдено Соответствие занимаемой должности воспитателя....

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Ребенку исполнилось 5 или 6 лет,и мы задумываемся,как лучше развивать его способности.Родители уверены, что важно научить ребенка читать, считать, писать и никаких проблем с учебой не будет.Наша задач...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Данное пособие поможет уточнить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах; упражнять детей в порядковом счете; умении различать право, лево; развивать логичсекое мышление....

Конспект занятия "Формирование элементарных математических представлений в старшей группе "

Цель:- учить определять, какой день недели сегодня, какой будет завтра, какой был вчера (дни недели);- формировать пространственные представления (на, над, под);- учить последовательности расположения...

Методическая разработка Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Пузырь, соломинка и лапоть»

laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Конспект по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений  в старшей группе...