Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Троицкая Юлия Валерьевна

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.98 КБ
Файл opyt_raboty.pptx82.64 КБ

Предварительный просмотр:

(Слайд 1)

;РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДИКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ».

В первые годы жизни детей происходят очень существенные изменения в их развитии. Уже на первом году жизни ребёнок в состоянии брать и удерживать предметы, а позднее производить ряд разнообразных действий: держать чашку и пить из неё, есть ложкой, закрывать и открывать коробки, нанизывать на стержень кольца и многое другое.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достоянием человечества - речью. На втором году он понимает обращённую к нему речь, сам начинает говорить и к трём годам довольно свободно объясняется с окружающими.

Работая по « Программе воспитания в детском саду», воспитатель заботится о всестороннем развитии ребёнка. Но все задачи развития и воспитания детей он сможет полноценно решить только при условии правильного обучения речи.

(Слайд 2)

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей. Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребёнку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия, игровые и организационные отношения.

Родителей волнует вопрос - как правильно разговаривать с ребёнком, что необходимо знать при общении с детьми? Кого-то волнует вопрос - ребёнку уже три года, а слов - всего ничего. Что предпринять, чтобы сформировать у ребёнка правильную и грамотную речь, чтобы в будущем он мог точно и ясно излагать свои мысли, суждения?

Эта проблема и легла в основу моей работы: «Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры».

(Слайд 3)

Актуальность

Игра - один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. Умение играть возникает не путем автоматического переноса, в игру усвоенного в повседневной жизни. Проблема повышения речевой активности остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. (Слайд 4)

Цель исследования - изучение особенностей развития речи детей младшего возраста посредством дидактической игры. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а что бы речь была внятна, понятна и интересна другим необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

(Слайд 5)

Объект исследования - процесс развития речи детей младшего возраста с применением дидактической игры. Игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка.

(Слайд 6)

Предмет исследования - развитие речи детей младшего возраста в игровой деятельности.

(Слайд 7)

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

· развитие связной речи и мелкой моторики пальцев рук;

·развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом;

· расширение и активизация словарного запаса;

· развитие навыков ведения диалога;

·развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

·способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников, развивать познавательную активность, мышление, фантазию.

(Слайд 8)

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей младшего возраста.

Основополагающим направлением педагогического проекта является помочь дошкольнику в ощущении себя свободной полноценной личностью, равноправно со взрослыми, включенной в систему коммуникации общения.

(Слайд 9)

Для реализации цели выдвигаются следующие задачи:

-разработать содержание работы;

-составить перспективный план на учебный год;

-составить диагностический пакет для определения уровня развития детей;

- развитие связной диалогической речи;

- расширение и активизация словарного запаса;

- закрепление навыков ведения диалога;

- способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников.

-развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе;

- создать условия для развития речи детей средствами дидактических игр.

(Слайд 10)

Задача воспитателя — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

2. Практическое обоснование формирования методики развития речи, посредством дидактической игры у детей раннего возраста.

Для реализации целей и задач данного проекта я изучила возрастные особенности детей младшего возраста, была проведена работа с родителями: беседы, в результате которых узнала индивидуальные особенности их ребёнка, мною было предложено анкетирование, с целью лучше узнать ребёнка, как организован режим дома, какая любимая игрушка. Проводились экскурсии групповой комнаты, родительские собрания.

В начале учебного года, наблюдая за детьми, во время занятий, во время игр, констатировала, что многие дети говорят только отдельные слова, некоторые дети как будто стеснялись разговаривать, хотя дома охотно рассказывали, в какие игры они играли. Почти все дети уже владели навыками самообслуживания.

На занятиях по развитию речи старалась брать подгруппу детей с разным уровнем развития, дети неуверенные и дети, более активные. Мною было замечено, что это даёт положительные результаты. Все занятия проводились в игровой форме, обязательно был сюрпризный момент, детям очень нравилось заниматься с персонажами сказки «Репка», « Колобок», «Теремок».

Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребёнка, так как в ряде случаев оно является основным методом исследования в младшем возрасте.

Свободная игра позволяет установить контакт с ребёнком, особенно, когда он боится обследования.

Помимо наблюдения за свободной игровой деятельностью ребёнка, проводила специальное обследование с помощью игрушек индивидуально, с каждым ребёнком. Чтобы диагностировать речевую сферу детей, я задействовала соответствующие тесты.

Проанализировав всю проделанную работу, пришла к выводу, что являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах младшего возраста - основной формой организации учебного процесса.

Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития правильной речи у детей младшего возраста очень актуальны, т. к. развитие речи является одной из важнейших задач воспитания детей.

Благодаря речи происходит познание окружающего мира, накапливаются знания, расширяется круг представлений о предметах. При помощи речи выражаются потребности, высказываются чувства и переживания.

В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.

Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения. Вне игры не может быть достигнуто полноценное нравственное и волевое развитие ребенка, вне игры нет воспитания личности.

3. Закончить свое выступление я хотела бы таким стихотворением:

Я не швея, не парикмахер.

Я – воспитатель, педагог.

И за года моей работы,

Усвоила такой урок:

Себе работу выбирала

Не просто так, а по любви

И это званье педагога

Должна по жизни пронести.

Нелёгкая моя работа,

Дорогой трудною иду,

Все свои знанья и уменья

Я юным душам отдаю.

Ребёнок – человек, ребёнок – личность,

И эту личность надо уважать!

Не поднимать себя над нею выше.

Советоваться с ней и понимать.

Стоять с ребёнком на одной ступени.

Его проблемы вместе с ним решать,

Помочь ему добиться цели

И помогать решенья принимать.

Я – педагог и званье это свято,

И марку я свою должна держать!

А мастер я в работе, иль не мастер?

Так это окружающим решать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Развитие речи детей младшего возраста посредством дидактической игры».

Слайд 2

Все задачи развития и воспитания детей можно полноценно решить только при условии правильного обучения речи. «Учиться играя!»- эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей.

Слайд 3

Актуальность: игровая деятельность и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребенка .

Слайд 4

Цель исследования - изучение особенностей развития речи детей младшего возраста посредством дидактической игры .

Слайд 5

Объект исследования - процесс развития речи детей младшего возраста с применением дидактической игры .

Слайд 6

Предмет исследования - развитие речи детей младшего возраста в дидактической игре.

Слайд 7

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие: · развитие связной речи и мелкой моторики пальцев рук; · развитие коммуникативности и личного взаимодействия детей друг с другом; · расширение и активизация словарного запаса; · развитие навыков ведения диалога; ·развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе; ·способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников, развивать познавательную активность, мышление, фантазию.

Слайд 8

Основной целью моей работы я ставлю: изучить эффективность дидактической игры на занятиях по развитию речи у детей младшего возраста.

Слайд 9

Для реализации цели выдвигаются следующие задачи: -разработать содержание работы; -составить перспективный план на учебный год; -составить диагностический пакет для определения уровня развития детей; - развитие связной диалогической речи; - расширение и активизация словарного запаса; - закрепление навыков ведения диалога; - способствовать творческому и социальному самовыражению дошкольников. -развитие умения слушать собеседника и общаться в паре, в группе, в коллективе; - создать условия для развития речи детей средствами дидактических игр.

Слайд 10

Наша задача — помочь детям развивать речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры

Предлагаю свою работу тем педагогам,кто работает с маленькими детьми,знаю,как это сложно.Здесь есть некоторые игры,консультации для родителей,диагностики....

Педагогический проект "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь.   Се­годня вопросы развития правильной речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. развитие р...

консультация для родителей: "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры"

Данный материал содержит дидактические игры способствующие развитию речи детей раннего возраста...

Педагогический проект «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры с предметами»

Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в дидактические игры с предметами, а так же управлять поведением детей с помощью дидактической игры....

Обобщённый педагогический опыт Тема: «Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»

Обобщённый педагогический опыт  Тема:«Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры»...

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры в младшей группе.

Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а также при помощи игры. ...