Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи
Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2024_-_2029.docx | 36.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида»
Авиастроительного района города Казани
ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2024 – 2029 учебный год
На тему:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Кашина А. Е.
Работа начата: г.
Предполагается закончить: г.
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В это же самое время, он работает на развитие маленького ребенка. И одной из главных задач детского сада является создание условий, при которых детям интересно, и они развиваются, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.
Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом.
В науке психологии основной деятельностью называется та, при которой наблюдаются положительные изменения в психике детей дошкольного возраста. Основная деятельность оказывает центральное влияние на образование и развитие основных психических процессов и свойств личности, на появление психических новообразований, характерных именно для данного дошкольного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра
Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности
Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.
Актуальность опыта
Статистика свидетельствует, что уровень речевого развития большей массы детей находится на неудовлетворительном уровне развития.
В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования.
К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.
проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной. Что же делать? Как помочь нашим детям?
Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.
Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Учитывая важность проблемы по развитию речи, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.
Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, а именно в этом возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Целью моей педагогической работы является повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Для достижения цели были обозначены задачи:
- Совершенствовать систему работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
- Развивать связную диалогическую речь детей.
- Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр;
- Побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
- Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм.
Объект: дети 3 - 7 лет.
Предмет: сюжетно-ролевая игра как средства речевого развития детей дошкольного возраста.
Гипотеза: Создание условий для сюжетно-ролевых игр дают большие возможности детям для умственного развития, позволяют активизировать словарный запас детей.
Формы работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- консультативная работа с родителями.
Методы и приемы работы:
- Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
- Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
- Комплексный метод руководства игрой.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
План работы:
- Изучить литературу по данной теме.
- Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
- Составить картотеку сюжетно-ролевых игр..
- Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания.
- Оформить консультации для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи и обогащения словарного запаса детей младшего школьного возраста ».
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2004 г.)
- составление плана работы по самообразованию;
- составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
- оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментов.
Ноябрь – декабрь (2024 г.)
- изучение научно-методической литературы;
- создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр;
- подбор и анализ Сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста;
- проведение диагностики выявление уровня развития диалогической речи;
- осваивать c детьми диалогическую речь: c охотой вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.
Январь - февраль (2025 г.)
- изучение опыта педагогов МДОУ
- обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
- сбор дополнительного материала по сюжетно-ролевым играм у детей дошкольного возраста из Интернет – ресурсов.
Март – апрель (2025 г.)
- изготовление атрибутики к новым сюжетно-ролевым играм;
- итоговое мероприятие по кружковой деятельности;
- консультация для родителей: «Наши любимые игры»
- Показ НОД
Май (2025 г.)
- проведение диагностического обследования детей с целью выявления умения организовывать сюжетно-ролевые игры;
- отчет о проделанной работе
- заполнение мониторинга индивидуального уровня развития речи детей на конец учебного года
- Выступление на итоговом педагогическом совете
Изучение методической литературы по данной проблеме:
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
- Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
- Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
- Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
- Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
- Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
Интернет- ресурсы.
Работа с родителями
Сентябрь
- Консультация родителей на тему «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»
Октябрь
- Индивидуальные консультация для родителей «советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом»
Ноябрь
- Буклет «Развитие социальной коммуникации посредством сюжетно-ролевой игры»
Декабрь
- Конкурс для родителей по изготовлению стенгазеты «Мы играем»
Январь
- Консультация для родителей «Игры дома»
Февраль
- Выставка творческих детско-родительских работ «Игрушки своими руками»
Март
- Круглый стол с родителями «Что мы развиваем, играя в игры?»
Апрель
- Консультация «Могут ли дети выбирать себе роль сами»
Май
- Презентация по итогам на родительском собрании «Наши успехи»
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2025 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Обогащение развивающей среды;
- Включить диалоги в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, в свободную деятельность детей.
Ноябрь – декабрь (2025 г.)
- Анкетирование родителей по диалогической речи. Анализ анкетирования;
- Определить степень осведомленности родителей о том, какие сюжетно-ролевые игры подходят детям данного возраста.
Январь – февраль (2026 г.)
- Создание разнообразного «Пальчикового театра»
- Продолжать учить детей играть вместе, умению распределять роли
- Консультация для родителей «Совместные игры»
- Оформление папки-передвижки «Сюжетно-ролевые игры»
- Повысить компетентность родителей в значимости умении договариваться для детей дошкольного возраста
Март – апрель (2026 г.)
- Доклад для воспитателей на тему «Умение распределять роли на примере Сюжетно – ролевой игры «Семья»
Май (2026 г.)
- Мониторинг по выявлению уровня развития речи;
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2026 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.);
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
- Включить диалоги, взаимодействие детей в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки в свободную деятельность детей.
Ноябрь (2026 г.)
- Обогащение развивающей среды в группе;
- Создание картотеки сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций согласно возрасту детей;
Декабрь (2026 г.)
- Побуждать детей к взаимодействию, посредством обновления сюжетно-ролевых игр;
- Анкетирование родителей по теме любимые игры; Определить степень осведомленности родителей о том, в какие игры предпочитают играть дети;
- Анализ анкетирования.
Январь – февраль (2027 г.)
- Оформление уголка для игры «Почта»
- Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей
Март – апрель (2027 г.)
- Консультация «Развитие связной речи»
- Дополнить и улучшить игровую среду «Строительный уголок»
Май (2027 г.)
- Выставка для родителей «Советы родителям по развитию связной речи детей»;
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2027 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи;
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
- Включить взаимодействие детей в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, в свободную деятельность детей.
Ноябрь – декабрь (2027 г.)
- Тематическая подборка и составление картотеки сюжетно-ролевых игр.
- Выступление на педсовете по теме самообразования.
- Обогащение развивающей среды в группе;
Январь (2028 г.)
- Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые игры как способ обогащения речи дошкольников»
- Выставка для родителей и педагогов «Наши любимые сюжетно-ролевые игры»
Февраль (2028 г.)
- Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем умение играть вместе – развиваем речь»
Цель: Повышение профессионализма по развитию речи и взаимодействия детей в сюжетно-ролевых играх.
- Анкета для воспитателей по проблеме «Распределения ролей в сюжетно-ролевых играх»
Март – апрель (2028 г.)
- Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
- Консультация с учителем-логопедом;
- Консультация для родителей: «Формируем умение ребенка общаться»
- Разработка конспектов НОД с использованием диалогической речи и сюжетно-ролевых игр.
Май (2028 г.)
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Перспективный план самообразования с г. по г.
Сентябрь – октябрь (2028 г.)
- Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
- Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи дошкольников;
- Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.
Ноябрь – декабрь (2028 г.)
- Выставка для родителей и педагогов сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников.
Цель: Показать при помощи каких сюжетно-ролевых игр можно развивать речь.
- Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
- Разработка конспектов НОД с использованием диалогической и монологической речи;
Январь (2029 г.)
- Консультация для родителей «Развитие умения брать на себя ведущую роль посредством настольных игр»
- Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
Февраль (2029 г.)
- Мастер-класс «Делаем костюм повара»;
- Разработка конспектов НОД с использованием диалогической речи;
Март – апрель (2029 г.)
- Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо играть дома в сюжетно-ролевые игры?», «Как проводить с ребенком игры дома».
- Обогатить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.
Май (2029 г.)
- Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
- Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.
ЛИТЕРАТУРА
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
- Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
- Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
- Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008
- социальная сеть работников образования.
- Международный образовательный портал.
- #1089;айт «Развитие ребёнка»
- Сайт для воспитателей детских садов.
- Сайт для детей и взрослых.
- Всё для детского сада.
- Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта: познавательно - игровойУчастники проекта: Дети, воспитатели группы №7 и ро...
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....
Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру....
План по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
План...
Отчёт по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2017 - 2018 уч.г.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись ...
самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...