Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи

Самообразование на тему: «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2024_-_2029.docx36.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида»

Авиастроительного района города Казани

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2024 – 2029 учебный год

На тему:

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Кашина А. Е.

Работа начата: г.

Предполагается закончить: г.

«Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста»

«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В это же самое время, он работает на развитие маленького ребенка. И одной из главных задач детского сада является создание условий, при которых детям интересно, и они развиваются, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развитым и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Развитие речи является одной из самых важных задач современного дошкольного образования. Исследования показывают, что современные дети говорят неправильно, у них скудный словарный запас. При этом педагоги и психологи утверждают, что речь – это важный инструмент мышления, сознания, интеллекта. Речевое развитие ребёнка непосредственно влияет на формирование интеллекта ребёнка его характера, эмоций, да и вообще личности в целом.

В науке психологии основной деятельностью называется та, при которой наблюдаются положительные изменения в психике детей дошкольного возраста. Основная деятельность оказывает центральное влияние на образование и развитие основных психических процессов и свойств личности, на появление психических новообразований, характерных именно для данного дошкольного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно - ролевая игра

Основой сюжетно – ролевой игры как основного вида деятельности заключается в том, что дети реализуют в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности

Очень важно, что сюжетно-ролевая игра имеет большое значение и для речевого развития ребенка. Дошкольники, находясь в игровой среде, общаются друг с другом, совместно решают поставленные речевые задачи. Поэтому использование сюжетно-ролевых игр в педагогическом процессе значительно упрощает решение задач по речевому развитию ребенка.

Актуальность опыта

Статистика свидетельствует, что уровень речевого развития большей массы детей находится на неудовлетворительном уровне развития.

В наше время проблема речевого развития приобретает особую актуальность, так как формирование речевого развития имеет важнейшее значение в системе дошкольного образования.

К сожалению, «технологизация» приводит к тому, что зачастую дети успешно взаимодействуют с телефоном, планшетом и тому подобными гаджетами, но при этом оказывается совершенно неподготовленным к социальному взаимодействию, испытают трудности при общении со сверстниками и взрослыми.

проблема речевого развития день ото дня становится все более актуальной. Что же делать? Как помочь нашим детям?

Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.

Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.

Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.

Учитывая важность проблемы по развитию речи, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.

Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста, а именно в этом возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.

Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.

Целью моей педагогической работы является повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры; использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.

Для достижения цели были обозначены задачи:

  1. Совершенствовать систему работы по формированию связной речи детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
  2. Развивать связную диалогическую речь детей.
  3. Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально-положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно-ролевых игр;
  4. Побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
  5. Привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм.

Объект: дети 3 - 7 лет.

Предмет: сюжетно-ролевая игра как средства речевого развития детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Создание условий для сюжетно-ролевых игр дают большие возможности детям для умственного развития, позволяют активизировать словарный запас детей.

Формы работы:

  • совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • индивидуальная работа с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность самих детей;
  • консультативная работа с родителями.

Методы и приемы работы:

  • Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
  • Прямые приемынепосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.). Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы, и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
  • Комплексный метод руководства игрой.

Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.

План работы:

  1. Изучить литературу по данной теме.
  2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.
  3. Составить картотеку сюжетно-ролевых игр..
  4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания.
  5. Оформить консультации для воспитателей «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи и обогащения словарного запаса детей младшего школьного возраста ».

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2004 г.)

  • составление плана работы по самообразованию;
  • составление программы дополнительного образования художественно-эстетической направленности;
  • оформить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментов.

Ноябрь – декабрь (2024 г.)

  • изучение научно-методической литературы;
  • создание предметно-развивающей среды для сюжетно-ролевых игр;
  • подбор и анализ Сюжетно-ролевых игр для детей среднего дошкольного возраста;
  • проведение диагностики выявление уровня развития диалогической речи;
  • осваивать c детьми диалогическую речь: c охотой вступать в диалог со взрослыми и сверстниками.

Январь - февраль (2025 г.)

  • изучение опыта педагогов МДОУ
  • обзор информации по исследуемой теме, подбор материала по темам
  • сбор дополнительного материала по сюжетно-ролевым играм у детей дошкольного возраста из Интернет – ресурсов.

Март – апрель (2025 г.)

  • изготовление атрибутики к новым сюжетно-ролевым играм;
  • итоговое мероприятие по кружковой деятельности;
  • консультация для родителей: «Наши любимые игры»
  • Показ НОД

Май (2025 г.)

  • проведение диагностического обследования детей с целью выявления умения организовывать сюжетно-ролевые игры;
  • отчет о проделанной работе
  • заполнение мониторинга индивидуального уровня развития речи детей на конец учебного года
  • Выступление на итоговом педагогическом совете

Изучение методической литературы по данной проблеме:

  1. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
  2. Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
  3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
  4. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
  5. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
  6. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
  7. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
  8. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
  9. Изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание»,
    Интернет- ресурсы.

Работа с родителями

Сентябрь

  • Консультация родителей на тему «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

Октябрь

  • Индивидуальные консультация для родителей «советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом»

Ноябрь

  • Буклет «Развитие социальной коммуникации посредством сюжетно-ролевой игры»

Декабрь

  • Конкурс для родителей по изготовлению стенгазеты «Мы играем»

Январь

  • Консультация для родителей «Игры дома»

Февраль

  • Выставка творческих детско-родительских работ «Игрушки своими руками»

Март

  • Круглый стол с родителями «Что мы развиваем, играя в игры?»

Апрель

  • Консультация «Могут ли дети выбирать себе роль сами»

Май

  • Презентация по итогам на родительском собрании «Наши успехи»

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2025 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Обогащение развивающей среды;
  • Включить диалоги в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, в свободную деятельность детей.

Ноябрь – декабрь (2025 г.)

  • Анкетирование родителей по диалогической речи. Анализ анкетирования;
  • Определить степень осведомленности родителей о том, какие сюжетно-ролевые игры подходят детям данного возраста.

Январь – февраль (2026 г.)

  • Создание разнообразного «Пальчикового театра»
  • Продолжать учить детей играть вместе, умению распределять роли
  • Консультация для родителей «Совместные игры»
  • Оформление папки-передвижки «Сюжетно-ролевые игры»
  • Повысить компетентность родителей в значимости умении договариваться для детей дошкольного возраста

Март – апрель (2026 г.)

  • Доклад для воспитателей на тему «Умение распределять роли на примере Сюжетно – ролевой игры «Семья»

Май (2026 г.)

  • Мониторинг по выявлению уровня развития речи;

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2026 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.);
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
  • Включить диалоги, взаимодействие детей в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки в свободную деятельность детей.

Ноябрь (2026 г.)

  • Обогащение развивающей среды в группе;
  • Создание картотеки сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций согласно возрасту детей;

Декабрь (2026 г.)

  • Побуждать детей к взаимодействию, посредством обновления сюжетно-ролевых игр;
  • Анкетирование родителей по теме любимые игры; Определить степень осведомленности родителей о том, в какие игры предпочитают играть дети;
  • Анализ анкетирования.

Январь – февраль (2027 г.)

  • Оформление уголка для игры «Почта»
  • Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей

Март – апрель (2027 г.)

  • Консультация «Развитие связной речи»
  • Дополнить и улучшить игровую среду «Строительный уголок»

Май (2027 г.)

  • Выставка для родителей «Советы родителям по развитию связной речи детей»;
  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2027 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи;
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний;
  • Включить взаимодействие детей в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультурные минутки, в свободную деятельность детей.

Ноябрь – декабрь (2027 г.)

  • Тематическая подборка и составление картотеки сюжетно-ролевых игр.
  • Выступление на педсовете по теме самообразования.
  • Обогащение развивающей среды в группе;

Январь (2028 г.)

  • Семинар-практикум для родителей на тему «Сюжетно-ролевые игры как способ обогащения речи дошкольников»
  • Выставка для родителей и педагогов «Наши любимые сюжетно-ролевые игры»

Февраль (2028 г.)

  • Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем умение играть вместе – развиваем речь»

Цель: Повышение профессионализма по развитию речи и взаимодействия детей в сюжетно-ролевых играх.

  • Анкета для воспитателей по проблеме «Распределения ролей в сюжетно-ролевых играх»

Март – апрель (2028 г.)

  • Изучение литературы по теме, поиск эффективных технологий;
  • Консультация с учителем-логопедом;
  • Консультация для родителей: «Формируем умение ребенка общаться»
  • Разработка конспектов НОД с использованием диалогической речи и сюжетно-ролевых игр.

Май (2028 г.)

  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

Перспективный план самообразования с г. по г.

Сентябрь – октябрь (2028 г.)

  • Продолжить изучение учебной, справочной, научно-методической литературы по плану самообразования;
  • Проведение диагностического исследования на начало учебного года; Выявление уровня развития речи дошкольников;
  • Продолжить изучение литературы и опыта работы по данной теме; Повышение своего уровня знаний.

Ноябрь – декабрь (2028 г.)

  • Выставка для родителей и педагогов сюжетно-ролевых игр на развитие речи дошкольников.

Цель: Показать при помощи каких сюжетно-ролевых игр можно развивать речь.

  • Пополнение атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • Разработка конспектов НОД с использованием диалогической и монологической речи;

Январь (2029 г.)

  • Консультация для родителей «Развитие умения брать на себя ведущую роль посредством настольных игр»
  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

Февраль (2029 г.)

  • Мастер-класс «Делаем костюм повара»;
  • Разработка конспектов НОД с использованием диалогической речи;

Март – апрель (2029 г.)

  • Консультация на стенде информации «Почему с детьми надо играть дома в сюжетно-ролевые игры?», «Как проводить с ребенком игры дома».
  • Обогатить развивающую среду, для самостоятельного использования материала детьми во время всех режимных моментах.

Май (2029 г.)

  • Проведение диагностического исследования на конец учебного года; Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
  • Родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» - акцентировать внимание родителей на значимости их помощи; отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
  2. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
  3. Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
  4. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
  5. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
  6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
  7. Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008
  8. социальная сеть работников образования.
  9. Международный образовательный портал.
  10. #1089;айт «Развитие ребёнка»
  11. Сайт для воспитателей детских садов.
  12. Сайт для детей и взрослых.
  13. Всё для детского сада.
  14. Международный образовательный сайт "Учебно-методический кабинет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста

Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...

Познавательно-игровой проект «Сюжетно -ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста», средняя группа

Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»Вид проекта:   познавательно - игровойУчастники проекта:  Дети, воспитатели группы №7 и ро...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....

Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру....

Отчёт по самообразованию «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста» 2017 - 2018 уч.г.

  Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись ...

самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, форми...