Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (средняя группа)
Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Сюжетно – ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Шаповалова Т.А.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, воспитатели средней группы и родители воспитанников.
Продолжительность: Долговременный (сентябрь 2019г. – май 2020г.)
Актуальность:
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. В игре проявляется творческая деятельность ребенка; игра является первой ступенью трудового воспитания; игра развивает язык, а язык организует игру; и играя, ребенок учится. А ни одно учение не может без помощи основного учителя — языка. Так же, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому, ее и важно использовать для речевого развития ребенка. В игру вовлекаются все аспекты личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
По утверждению К.Д. Ушинского «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различаются по следующим основаниям - содержание, организация, правила, характер, масштаб, регламентация (количество жестких правил), охват, выраженность творчества, самостоятельности.
Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ей присущи такие черты, как наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий, отношений, других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность, самоорганизация детей.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
В процессе накопления личного опыта ребенка, НОД, совместной деятельности с педагогами в детском саду и дома с родителями, у ребенка активно пополняется словарный запас. Во время сюжетно – ролевых игр ребенок овладевает всей системой родного языка: умением полно и последовательно излагать свои мысли, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова.
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребенок учится формулировать и задать вопросы, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить партнера по игре, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.
Также в ходе сюжетно – ролевых игр ребенок упражняется в сосредоточении своей мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно, развернуто.
Цель проекта:
Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игруь.
Задачи проекта:
1.Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
2.Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.
3.Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
4. Развитие умения детей самостоятельно создавать игровой замысел.
5.Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
5.Воспитывать дружеские взаимоотношения
Предполагаемый результат проекта:
1.Насыщение развивающей предметно - пространственной среды.
2.Привлечение родителей к подготовке атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
3.Повышение уровня речевого развития детей.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:
-Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
-Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, воспроизведение речевого образца, диалогов.
-Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной речевой активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение коммуникативных возможностей детей, развитие инициативности и самостоятельности.
Мотивация:
Во время наблюдения сюжетно-ролевых игр я обратила внимание на то, что дети не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью и им не хватает словарного запаса. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта:
- определение цели и задач проекта;
- подбор и изучение необходимой методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.
1 ступень «Ознакомление»
Задачи:
- Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.
- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).
- Знакомить с правилами взаимодействия для предупреждения конфликтов.
- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.
- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игр.
- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
- Рассказы о людях труда.
-Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
2 ступень «Обучение»
Задачи:
- Обучать детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли.
- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).
- Обучать располагать атрибуты в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.
- Развивать организаторские качества.
-Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая правила и хода игры.
Методы:
- Драматизации литературных произведений.
- Участие детей в деятельности взрослых.
-Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Беседы на темы «Во что хотите играть?» «Кто кем будет?» «Что нужно для игры?» «Что будете делать?» и т.д.
- Показ ролевого поведения.
-Игры-занятия с игрушкой, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
- Беседа после игры (самоанализ).
3 ступень «Самостоятельная игра»
Задачи:
- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.
- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
-Формировать умение словесно обозначать игровую роль, подбирать атрибуты, обсуждать правила и сюжет игры.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
-Создание ситуации
- Беседы до и после игры.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
План работы по реализации проекта
Месяц | Период | Мероприятия | Участники |
Подготовительный | |||
Сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. | Воспитатели группы |
3- 4 неделя | Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей, средств необходимых для реализации проекта. Подготовка наглядного материала для родителей и детей. Анкета для родителей «Что вы знаете о сюжетно-ролевой игре?». Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игре в развитии детей дошкольного возраста». | Воспитатели группы | |
Основной | |||
Октябрь | 1 неделя | Артикуляционная гимнастика. | Воспитатель |
3 неделя | Игра «Кто(Что) делает?» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Консультация «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни» Осенний праздник «Осеннее кафе». | Воспитатели | |
Ноябрь | 1 неделя | «Пальчиками играем, речь развиваем» (использование игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики). Фонематические игры на развитие речевого дыхания, силы голоса. | Воспитатели |
3 неделя | Игры – эксперименты с водой и воздухом. Сюжетно- ролевая игра: «Парикмахерская» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Вечер общения «Играем вместе»+мастер-класс по технике «Декупаж» | Воспитатели | |
Декабрь | 1 неделя | Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови ласково» | Воспитатель |
3 неделя | Заучивание стихов к новогоднему празднику. | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Январь | 2 неделя | Дидактическая игра: «Какое время года», «Мой день» | Воспитатели |
3 неделя | Сюжетно - ролевая игра: «Магазин» | ||
2-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Февраль | 1 неделя | Повторение стихов, потешек, песен, чистоговорок. Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» | Воспитатель |
3 неделя | Театр на фланелеграфе «Теремок» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатель | |
Март | 1 неделя | Дидактическая игра: «Магазин игрушек». | Воспитатели |
3 неделя | Рассказывание русских народных сказок. Сюжетно-ролевая игра «Семья». | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Апрель | 1 неделя | Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. | Воспитатели |
3 неделя | Рассматривание картинок: «Времена года», «Животные» Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе». | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Май | 1 неделя | Обыгрывание настольных театров «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». | Воспитатели |
3 неделя | Сюжетно – ролевая игра по выбору детей. | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: | Воспитатели |
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1.Период осмысления собственных результатов.
2.Диагностика детей.
3.Презентация проекта.
Список использованной литературы
1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
2.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»
3.Богуславская З.М, Смирнова Е.О «Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста»
4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»
5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»
6.Васильева М.А «Руководство играми детей в детском саду»
7.Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей»
8.«Игра дошкольника» под ред..Новосёловой С.Л.
9.Кольцова М «Ребёнок учится говорить»
10.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи»;
11.Тимофеева Е.А. «Подвижные игры»
12..Швайко Г.С «Игры и игровые упражнения для развития речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/27/picture-189534-1359291583.jpg)
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/13/picture-424342-1397380046.jpg)
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-18292-1407175709.jpg)
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-134538-1353248827.jpg)
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/11/picture-591341-1423647318.jpg)
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...