Проект "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (средняя группа)
Цель данного проекта формировать и развивать речевые навыки через сюжетно-ролевую игру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra_kak_sredstvo_razvitiya_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Сюжетно – ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель Шаповалова Т.А.
Тема: «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Вид проекта: познавательно - игровой
Участники проекта: Дети, воспитатели средней группы и родители воспитанников.
Продолжительность: Долговременный (сентябрь 2019г. – май 2020г.)
Актуальность:
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем
В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом.
Большое значение в речевом развитии детей придается игре. В игре проявляется творческая деятельность ребенка; игра является первой ступенью трудового воспитания; игра развивает язык, а язык организует игру; и играя, ребенок учится. А ни одно учение не может без помощи основного учителя — языка. Так же, игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка.
Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому, ее и важно использовать для речевого развития ребенка. В игру вовлекаются все аспекты личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работает его воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
По утверждению К.Д. Ушинского «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни…»
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различаются по следующим основаниям - содержание, организация, правила, характер, масштаб, регламентация (количество жестких правил), охват, выраженность творчества, самостоятельности.
Одной из основных в детской игровой деятельности является сюжетно - ролевая игра. Ей присущи такие черты, как наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий, отношений, других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность, самоорганизация детей.
Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая либо воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребёнок берёт на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
В процессе накопления личного опыта ребенка, НОД, совместной деятельности с педагогами в детском саду и дома с родителями, у ребенка активно пополняется словарный запас. Во время сюжетно – ролевых игр ребенок овладевает всей системой родного языка: умением полно и последовательно излагать свои мысли, описывать произошедшие события правильно, произносить все звуки и сложные слова.
Играя в сюжетно-ролевую игру, ребенок учится формулировать и задать вопросы, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать нужную реплику, дополнить и поправить партнера по игре, рассуждать, спорить, отстаивать свое мнение.
Также в ходе сюжетно – ролевых игр ребенок упражняется в сосредоточении своей мысли на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно, развернуто.
Цель проекта:
Формирование и развитие речевых навыков через сюжетно – ролевую игруь.
Задачи проекта:
1.Расширение активного и пассивного словаря дошкольников.
2.Развитие диалогической и монологической речи дошкольников.
3.Развитие эмоционально-доброжелательного отношения к сверстникам.
4. Развитие умения детей самостоятельно создавать игровой замысел.
5.Обучение выполнять игровые действия в соответствие с общим замыслом игры, подбирать предметы и атрибуты для игры.
5.Воспитывать дружеские взаимоотношения
Предполагаемый результат проекта:
1.Насыщение развивающей предметно - пространственной среды.
2.Привлечение родителей к подготовке атрибутов для сюжетно – ролевых игр.
3.Повышение уровня речевого развития детей.
Материально-технические ресурсы:
-Методическая и художественная литература;
-Атрибуты к играм;
-Иллюстрационный материал.
Методы проекта:
-Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий, видеороликов с изображением людей разных профессий, героев сказок; наблюдения, показ способов их изображения.
-Словесные: беседы с детьми, рассказы о профессиях, семье, чтение художественной литературы, воспроизведение речевого образца, диалогов.
-Игровые: дидактические, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры, создание игровых ситуаций путем моделирования из ткани.
1 ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Создание проблемы:
Если реализовать план работы по проекту, то возможно ли развитие познавательной речевой активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение коммуникативных возможностей детей, развитие инициативности и самостоятельности.
Мотивация:
Во время наблюдения сюжетно-ролевых игр я обратила внимание на то, что дети не умеют активно сопровождать свою
деятельность речью и им не хватает словарного запаса. Это послужило поводом для разработки и реализации
данного проекта:
- определение цели и задач проекта;
- подбор и изучение необходимой методической литературы;
- разработка тематического плана для реализации проекта;
- диагностика детей.
2 ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Включение каждого ребенка в игровую деятельность для достижения
высокого уровня знаний, умений и навыков.
1 ступень «Ознакомление»
Задачи:
- Вызвать желание играть на темы наблюдений из окружающей жизни или литературных произведений.
- Учить передавать в игре действия и взаимоотношения людей (ролевое поведение).
- Знакомить с правилами взаимодействия для предупреждения конфликтов.
- Обогащать содержание игры через ознакомление с трудом взрослых.
- Учить создавать и изменять по мере необходимости окружающую среду.
- Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми.
Методы:
- Организация предметно – развивающей среды для игр.
- Внесение вариативного материала в игровую среду и знакомство детей со способами его использования.
- Систематическое наблюдение за окружающей действительностью.
- Рассказы о людях труда.
-Рассматривание иллюстраций, отражающих трудовые действия, взаимоотношения, настроение людей.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с правилами предупреждения конфликтов.
- Беседы о любимых играх. Наблюдение за играми сверстников.
2 ступень «Обучение»
Задачи:
- Обучать детей планировать игру, преобразовывать сказки, выполнять различные роли.
- Обучать использовать в игре различные средства выразительности для передачи игрового образа (речь, интонация, мимика).
- Обучать располагать атрибуты в соответствии с замыслом игры и убирать на место после игры.
- Развивать воображение, мышление, речь, чувство юмора.
- Развивать организаторские качества.
-Воспитывать дисциплинированность, умение взаимодействовать со сверстниками, не нарушая правила и хода игры.
Методы:
- Драматизации литературных произведений.
- Участие детей в деятельности взрослых.
-Совместная игра воспитателя и ребенка (обучение ролевому диалогу, ролевому взаимодействию).
- Беседы на темы «Во что хотите играть?» «Кто кем будет?» «Что нужно для игры?» «Что будете делать?» и т.д.
- Показ ролевого поведения.
-Игры-занятия с игрушкой, атрибутами для сюжетно-ролевых и театрализованных игр.
- Беседа после игры (самоанализ).
3 ступень «Самостоятельная игра»
Задачи:
- Вызвать интерес к самостоятельной игре (поощрительная оценка).
- Развитие самосознания: самооценка с точки зрения идеала игры и с точки зрения взаимоотношений с товарищами.
- Подводить детей к прогнозированию дальнейшего развития игры.
-Формировать умение словесно обозначать игровую роль, подбирать атрибуты, обсуждать правила и сюжет игры.
- Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
Методы:
- Советы.
- Помощь.
-Создание ситуации
- Беседы до и после игры.
В проекте представлены такие виды игровой деятельности как:
- дидактические игры,
- подвижные игры,
- театрализованные игры,
- сюжетно – ролевые игры.
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл
дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-
печатных, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке. В систему работы включены подвижные игры. Также включены
театрализованные игры, дети слушают сказки, инсценируют их.
Значительное место отведено сюжетно-ролевым играм
План работы по реализации проекта
Месяц | Период | Мероприятия | Участники |
Подготовительный | |||
Сентябрь | 1-2 неделя | Сбор и анализ методической педагогической литературы. | Воспитатели группы |
3- 4 неделя | Обсуждение проекта с родителями. Выяснение необходимых для проекта возможностей, средств необходимых для реализации проекта. Подготовка наглядного материала для родителей и детей. Анкета для родителей «Что вы знаете о сюжетно-ролевой игре?». Родительское собрание «Роль сюжетно-ролевой игре в развитии детей дошкольного возраста». | Воспитатели группы | |
Основной | |||
Октябрь | 1 неделя | Артикуляционная гимнастика. | Воспитатель |
3 неделя | Игра «Кто(Что) делает?» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Консультация «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни» Осенний праздник «Осеннее кафе». | Воспитатели | |
Ноябрь | 1 неделя | «Пальчиками играем, речь развиваем» (использование игр из нетрадиционного материала для развития мелкой моторики). Фонематические игры на развитие речевого дыхания, силы голоса. | Воспитатели |
3 неделя | Игры – эксперименты с водой и воздухом. Сюжетно- ролевая игра: «Парикмахерская» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Вечер общения «Играем вместе»+мастер-класс по технике «Декупаж» | Воспитатели | |
Декабрь | 1 неделя | Дидактические игры: «Назови одним словом», «Назови ласково» | Воспитатель |
3 неделя | Заучивание стихов к новогоднему празднику. | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Январь | 2 неделя | Дидактическая игра: «Какое время года», «Мой день» | Воспитатели |
3 неделя | Сюжетно - ролевая игра: «Магазин» | ||
2-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Февраль | 1 неделя | Повторение стихов, потешек, песен, чистоговорок. Сюжетно- ролевая игра: «Аптека» | Воспитатель |
3 неделя | Театр на фланелеграфе «Теремок» | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатель | |
Март | 1 неделя | Дидактическая игра: «Магазин игрушек». | Воспитатели |
3 неделя | Рассказывание русских народных сказок. Сюжетно-ролевая игра «Семья». | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Апрель | 1 неделя | Артикуляционная гимнастика. Чистоговорки. | Воспитатели |
3 неделя | Рассматривание картинок: «Времена года», «Животные» Сюжетно-ролевая игра «Поездка в автобусе». | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: | Воспитатели | |
Май | 1 неделя | Обыгрывание настольных театров «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят». | Воспитатели |
3 неделя | Сюжетно – ролевая игра по выбору детей. | ||
1-4 неделя | Совместная деятельность педагога и детей: Работа с родителями и совместная деятельность детей и родителей: | Воспитатели |
3 ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1.Период осмысления собственных результатов.
2.Диагностика детей.
3.Презентация проекта.
Список использованной литературы
1.Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников»
2.Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду»
3.Богуславская З.М, Смирнова Е.О «Развивающие игры для детей младшего
дошкольного возраста»
4. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»
5. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду»
6.Васильева М.А «Руководство играми детей в детском саду»
7.Зворыгина Е.В. «Первые сюжетные игры малышей»
8.«Игра дошкольника» под ред..Новосёловой С.Л.
9.Кольцова М «Ребёнок учится говорить»
10.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. «Развитие связной речи»;
11.Тимофеева Е.А. «Подвижные игры»
12..Швайко Г.С «Игры и игровые упражнения для развития речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация “Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста”
Одним из основных направлений работы детского сада является - социализация личности ребёнка через игру....
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра – это вид непродуктивной деятельности,мотив которой заключается не в её результате,а в самом процессе.Игра выступает как важное средство воспитания.Сюжетно – ролевая игра – это основной вид...
Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста
В данной работе показана возможность использования дидактической игры в различных ее функциях.Также в работе рассматриваются разные виды дидактических игр. Они сгруппированы с учетом возрастных особен...
Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста
Игра - это искра, заж...
Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
В работе собран материал по проблемам речи детей дошкольного возраста и приведены некоторые дидактические игры для развития речи детей. работа сопровождается презентацией и картотекой дидактических иг...
ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Значение театрализованных игр для развитие речи детей....
Консультация "Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
консультация для педагогов...