самообразование "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста" средняя группа
учебно-методическое пособие по развитию речи (средняя группа)
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_plan_samoobrazovaniya.docx | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Алтан - Сэсэг»
План по самообразованию педагога
Тема: "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Выполнила: Воспитатель Цырегма Аюшеевна |
2022г
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования.Изучить способы, методы и приёмы развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Создание условий, позволяющих развертывать длительные сюжетно-ролевые игры;использовать воспитательный потенциал игры для формирования межличностных взаимоотношений детей в группе.
Задачи:
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры;
- определить наиболее эффективные приемы развития сюжетно-ролевой игры у детей;
- разработать перспективное планирование воспитательно– образовательного процесса и систему работы по разделу «Сюжетно – ролевые игры»;
- воспитывать дружеские отношения в детском коллективе, развивать эмоционально- положительное отношение ребенка к себе и окружающим посредством совместных сюжетно- ролевых игр;
- побуждать детей к общению друг с другом в процессе игровой деятельности и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- развитие у воспитанников системы социальных мотивов, навыков совместной деятельности, общения, владения своим поведением, навыков рефлексии;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы: изготовление атрибутов к играм;
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год.
Актуальность
Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Для того, чтобы способствовать умственному и, в частности, речевому развитию детей, ученые призывают уделять большое внимание игровой деятельности, содействовать ребенку в играх, обучать им.
Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли.
Значительное развитие у детей среднего возраста получает и речевая деятельность, улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей.
Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников.
Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.
Формы работы с детьми:
- совместная игроваядеятельность воспитателя с детьми
- свободнаяигровая самостоятельная деятельность детей
- ЧХЛ, художественное слово, рассматривание иллюстраций , беседы с элементами диалога, загадывание загадок;работа с пословицами и поговорками;
- совместное изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм
- просмотр презентаций и мультфильмов
Методы и приемы:
- Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание игровой обстановки до начала игры).
- Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) . Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
комплексный метод руководства игрой.
Комплексный метод руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты:
- планомерное педагогически активное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми, направленное на побуждение их к самостоятельному применению в игре.
Условия:
- содержание игр соответствует интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение игр строится с учетом постепенного развития самостоятельности и творчества ребенка;
- создаются необходимые атрибуты к игре;
- предметно-игровая среда дошкольного учреждения постоянно изменяется.
Мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры детей:
- Организовать место для игры, соответствующее возрасту и числу играющих на нем детей.
- Продумать подбор игрушек, материалов, пособий и неуклонно следить за их обновлением соответственно запросам развивающегося игрового процесса и общего развития детей.
- Руководя наблюдениями детей, содействовать отображению в игре положительных сторон социальной, трудовой жизни.
- Следовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию речи, речевым навыкам) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих детей.
- Проявлять интерес к играм детей беседами, обусловленными их содержанием, руководить игрой и в процессе такого руководства упражнять язык детей.
Формы работы с родителями:
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению РППС группы
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
- ребенок активен в играх, в тематике отражает семейные и несложные профессиональные отношения взрослых;
- ребенок охотно вступает в ролевой диалог со сверстниками, взрослым;
- ребенок проявляет интерес к игровому общению;
- ребенок бережно относится к предметному миру как результату труда взрослых;
- у детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту.
- Дети интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием).
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей
- Презентация результатов работы по теме самообразования на родительском собрании в конце учебного года.
- Презентация педагога на педсовете ДОУ по теме самообразования.
Приложение
План саморазвития воспитателя
Мероприятия с педагогами | ||||
1 | Сентябрь | Консультации для воспитателей: «Организация сюжетно - ролевой игры в средней группе» | ||
2 | Октябрь | Просмотр центров игр и атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах детского сада. | ||
3 | Ноябрь | Совместное изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Мастер-класс «Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Кафе». | ||
4 | Декабрь | Выступление на педсовете. Сообщение для воспитателей "Сюжетно – ролевая игра Значимость игры, ее видовое разнообразие в дошкольном возрасте". | ||
5 | Январь | Консультация для воспитателей "Роль сюжетно- ролевой игры в формировании коммуникативных навыков детей дошкольного возраста" | ||
6 | Февраль | Изучить опыт коллег. https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-vladimirovna-buzmakova/master-klas-dlja-pedagogov-dou-organizacija-syuzhetno-rolevoi-igry.html Провести Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование технологической карты для организации сюжетно – ролевой игры с целью формирования инициативности и самостоятельности детей» | ||
7 | Март | Взаимопросмотрорганизации сюжетно-ролевых игр детей в разных возрастных группах ДОУ. | ||
8 | Апрель | Публикация на сайте ДОУ в разделе (взаимодействие с родителями воспитанников) консультации «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» | ||
9 | Май | Итоговый анализ результатов работы (отчет по самообразованию) на итогом педсовете. | ||
Взаимодействие с родителями воспитанников по теме самообразования | ||||
№ | Сроки | Мероприятия с родителями | ||
1 | Сентябрь | Ознакомление родителей с темой самообразования на родительском собрании . Консультация для родителей по теме «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» | ||
2 | Октябрь | Индивидуальные консультации с родителями по теме самообразования: советы и рекомендации по выбору игрушек и игр в соответствии с возрастом, по организации сюжетно-ролевых игр с детьми дома. | ||
3 | Ноябрь | Папка-передвижка "Социально - коммуникативное развитие дошкольников через сюжетно-ролевые игры" | ||
4 | Декабрь | Круглый стол с родителями "В игры играем, что мы в детях развиваем?" | ||
5 | Январь | Оформление приемной фото-зоны "Мы играем" | ||
6 | Февраль | Консультация для родителей «Игра, как средство формирования коммуникативных умений и взаимоотношений у детей» | ||
7 | Март | День "Игры и игрушки". | ||
8 | Апрель | Предложить родителям оказать помощь в обновлении и ремонте атрибутов в центрах игр. | ||
9 | Май | Презентация на итогом родительском собрании "Наши успехи". | ||
В течение года | Активное взаимодействие с родителями воспитанников по обогащению РППС группы: изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и др. Просвещение родителей через публикации, сайт ДОУ, размещение информации в родительском уголке |
Список литературы:
- Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
- Воспитание детей в игре. Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 1983-211с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: 2017.
- Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования/ Е.А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. –Минск : Нац. ин-т образования, 2012.
- Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978
- Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2002 – №4-53-56.
- Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М. Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987
- Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 1989
- Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов. Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978
- Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 1982
- Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997
- Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
- Педагогическая поддержка сюжетно-ролевых игр детей : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования с русским языком обучения / О. К. Васильева. – Мозырь : Содействие, 2013.
- Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 1986
- Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошк. Учреждений / Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004. - 67 с.
- Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976
- Юшкевич, Н. С. Организация сюжетно-ролевой игры в группе «Фантазёры»/ Н.С. Юшкевич. – Мозырь: Содействие, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа самообразования воспитателя «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу дидактическая игра, как средство речевого развития в соответствии с ФГОС ДО....
ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на тему "Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста"
Целью данной работы является исследование эффективности сюжетно-ролевой игры как средства развития речи дошкольников....
Самообразование "Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи"
План по самообразованию...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
План работы по самообразованию ....
Самообразование воспитателя Юрченко О.Д. по теме «Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи, коммуникативных навыков и социализации ребёнка»
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Игра помогает решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у...
План работы по самообразованию Тема: «Дидактические игры как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Дата начала работы над темой – сентябрь 2020 годПредполагаемая дата окончания работы – май 2021 год.Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Бл...
План работы по теме самообразования: «Русские народные сказки как средство развития речи в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад № 22 «Город детства» План работы по теме самообразования: «Русские н...