Конспект по развитию речи на тему «Звук [р]»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по развитию речи на тему «Звук [р]»
Цель занятия: правильное произношение звука [р], различение слов с этим звуком в игровых упражнениях
Задачи:
Образовательные:
- Произносить звук [р] при проговаривании изолированно и в чистоговорках;
- Совершенствовать отчетливое произношение слов со звуком [р] в игровых упражнениях
Развивающие:
- Развивать артикуляционный аппарат в ходе выполнения артикуляционной гимнастики;
- Развивать фонематический слух в ходе выполнения игрового упражнения «Не ошибись» и прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете»;
- Развивать слуховое восприятие в ходе прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете»
Воспитательные:
- Воспитывать желание красиво говорить
Словарная работа: кончик языка, струя воздуха
Планируемые результаты занятия:
- Правильно произносят звук [р];
- Совершенствовали отчетливое произношение слов со звуком [р];
- Развивали артикуляционный аппарат, фонематический слух, слуховое восприятие;
- Проявили желание красиво говорить
Подготовительная работа: разучивание скороговорок и чистоговорок, артикуляционной гимнастики
Материалы и оборудование: игрушка-тигр; изображения вороны, ромашки, реки, рака, утки, розового цвета
Этапы | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный | Организовать направленное внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия Воспитывать желание красиво говорить | -Ребята, а давайте вспомним, какой звук похож на рычание? -Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Правильно, ребята,- это тигрёнок. -Здравствуйте, ребята! -А вы умеете рычать? Давайте произнесём этот звук вместе. Ого, какие вы молодцы! Если вы умеете рычать, значит и говорите вы тоже красиво. -Как вы думаете, где находится кончик языка, когда мы произносим этот звук? Язык находится за зубами. Струя воздуха заставляет наш язычок дрожать, поднесите ладошку к горлу и произнесите звук р-р-р. -Чувствуете, как дрожит наше горло? -А какие слова вы знаете с этим звуком? -Ребята, я приготовил для вас несколько заданий, что бы вы могли так же, как и я красиво проговаривать звук [р]. Поиграете со мной? (от имени игрушки-тигра) | Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом) Сюрпризный момент Внезапное появление игрушки Беседа (вопросы) Объяснение Вопрос к детям | Слушают педагога -Это звук Р -Тигренок! -Р-р-р - -Язык находится за зубами Подносят ладонь к горлу и произносят звук [р] -Да! | Заинтересовались предстоящей деятельностью Проявляют желание красиво говорить |
Этап ознакомления с материалом | Развивать артикуляционный аппарат в ходе выполнения артикуляционной гимнастики Произносить звук [р] в чистоговорках Воспитывать желание красиво говорить Совершенствовать отчетливое произношение слов со звуком [р] | -Сели все ровно, спины прямые. -Давайте мы с вами разомнем наш язычок и выполним для него гимнастику Артикуляционная гимнастика: Тянем губы мы к ушам, Улыбнемся малышам. А потом тяни вперед, Как у слоненка хоботок. Вырос гриб большой в лесу, В садик гриб я принесу. Раз, два, три, четыре, пять - Гриб мне надо удержать. Рот открою я немножко, Губы сделаю «окошком». Зубы верхние - смотри: Чищу «чашкой» изнутри. Ставят верхние зубы на нижние, растягивают губы в улыбке, показав все зубы, вытягивают губы вперед трубочкой. Выполняют 5 р. Улыбаются, показывают зубы, приоткрывают рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открывают рот. Открывают рот и кончиком языка «чистят» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. -Молодцы, ребята! -Звукоподражаний и слов, в которых есть звук [р] очень много. -Ребята, повторяйте за мной (от лица игрушки-тигра). Произносим четко и правильно. -Крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру. -Все это мы делаем для того чтобы мы могли красиво говорить. Будьте внимательны! -Посмотрите на изображение, как вы думаете, кто это? А какой звук издает ворона? Давайте мы с вами побудим воронами и покаркаем все вместе. Произносим четко и правильно. -Это кто? Какой звук издает утка? Молодцы! -А это кто? (показ оставшихся изображений) -У вас хорошо получается, ребята. Какой звук был во всех этих словах? -А сейчас закрыли все глаза, открыли, поморгали немного, а теперь снова закрыли. Зажмурили, расслабили и открыли. -Давайте мы с вами немного отдохнем. Встали на ноги Физминутка: Каждый день по утрам делаем зарядку Очень нравится нам делать по порядку: Весело шагать, Руки поднимать, Приседать и вставать, Прыгать и скакать. Шагают на месте Поднимают руки вверх Приседают Прыгают на месте -Присаживаемся на места. Спины у всех прямые, я за вами внимательно смотрю. | Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом) Артикуляционная гимнастика Показ способов артикуляции Рассматривание изображений Вопросы к детям Зрительная гимнастика Физминутка | Выполняют артикуляционную гимнастику -Крак-крак, кряк-кряк, гру-гру, тпру-тпру. -Это ворона! -Кар-р-р -Это утка -Кря-кря -Рак -Река -Ромашка -Розовый -В этих словах был звук [р]! Выполняют зрительную гимнастику Выполняют физминутку | Подготовились к проговариванию звука [р] Произносят звук [р] в чистоговорках Проявляют желание красиво говорить Совершенствовали отчетливое произношение слов со звуком [р]; Сняли зрительное напряжение Сняли эмоциональное напряжение |
Практический этап | Закреплять правильное произношение звука [р] в чистоговорках Развивать фонематический слух в ходе выполнения игрового упражнения «Не ошибись» Развивать слуховое восприятие, фоематический слух в ходе прослушивания стихотворения С. Маршака «Про все на свете» | -Ребята, а сейчас помогите мне, пожалуйста, прочитать скороговорку «Ворона» (от лица игрушки-тигра). По моему хлопку вы будете четко проговаривать кар-р-р, а я буду называть слово. Готовы? -Утром, Присев на зеленом пригорке, Учат сороки Скороговорки: (хлопок) -тошка (хлопок) -тонка (хлопок) -ета (хлопок) -туз (хлопок) -низ (хлопок) -андаш (хлопок) -амель (хлопок) -апуз. -Ребята, вы были очень внимательными и помогли прочитать мне эту скороговорку. -Я предлагаю вам выполнить ещё одно очень интересное упражнение, которое называется «Не ошибись» (от имени игрушки-тигра). -Сейчас я буду произносить слова и как только вы услышите звук [р] – хлопайте в ладоши. Радуга…радио…ремонт…саморлет…ракета…ранний…поздний…млыш…крепыш…ребенок…рисунок…аппликация. -Какие вы внимательные, не допустили ошибок и справились с этим игровым упражнением! -Ребята, послушайте, есть ли звук [р] в стихотворении С. Маршака «Про все на свете»? -Роет землю серый крот – Разоряет огород. -Есть тут звук [р]? В каких словах? А кто такой крот? Что он делает? -Слушаем ещё раз. -Роет, крот, разоряет, огород. | Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом) Создание игровой ситуации, упражнение Оценка педагога Игровое упражнение Оценка педагога Чтение стихотворения Вопросы к детям Повторное зачитывание стихотворения | Слушают педагога -Да! -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р -Кар-р-р Выполняют упражнение. Хлопают на слова, где есть звук [р] Слушают стихотворение -Да. Роет, крот… | Закрепили правильное произношении звука[р] Проявили фонематический слух Проявили слуховое восприятие, фонематический слух |
Заключительный | Подведение итогов, оценка результатов | -Ребята, кто сегодня пришел к нам в гости? Что он для нас приготовил? А ещё что мы делали? Мы с вами рассматривали картинки, и вы называли мне, что на них изображено, во всех словах был звук [р]. Выполнили игровое упражнение «Не ошибись». -Вы были сегодня внимательными, правильно выполняли все задания, а *Маше нужно не лениться и работать язычком, чтобы правильно выполнять гимнастику. | Форма организации: фронтальная (дети сидят полукругом) Обобщающая беседа Оценка педагога | -К нам в гости пришел тигренок. Он приготовил для нас задания, игры. Мы сегодня делали гимнастику для языка. А еще угадывали есть ли звук в стихотворении | Отвечают на вопросы педагога и стараются подводить итог. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по развитию речи на тему "Звук и буква Э"
Данный конспект поможет вам на занятии по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Здесь четко и ясно показаны все моменты изучения данного звука....
Конспект индивидуального занятия по развитию речи на тему: « Звуки Л-Л\' в тексте»
Конспект индивидуального занятия по развитию речи с Никитиным Даниилом на тему:« Звуки Л-Л\' в тексте»...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове....
Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"
Конспект занятия для подготовительной логопедической группы ДОУ....
Конспект интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения и развитию речи на тему "Звук Ш в словах и словосочетаниях. Одежда"
Конспект индивидуального занятия для ребёнка среднего дошкольного возраста. Цель предлагаемого занятия: автоматизировать звук Ш в словах и словосочетаниях, а также расширить словарный запас по теме "О...
Конспект НОД. По развитию речи на тему : Звуки [з-з`] и буква Зз
Упражнять детей в определении места звуков [з—з\'] в словах с одновременным присутствием звуков [с] и [з] ([с\'] и [з\'])...
Конспект интегрированного логопедического занятия (коррекция звукопроизношения и развитие речи) по теме: «Звук Зь в начале и середине слова на материале лексической темы «Зима».
(индивидуальное занятие для дошкольника старшего возраста)...