Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_k_g_kh.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять в выделении первого согласного звука в слове.
Оборудование: Индивидуальные зеркала, игрушка кот, книга с картинками или папка с файлами, в которые вставлены картинки.
Ход занятия
В: Вспомните, какие гласные звуки мы с вами знаем?
Д: (А, О, У, Ы, Э, И)
В: А какие звуки называются гласными?
Д: Те, которые можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути.
В: Верно. Гласные тянутся в песенке звонкой:
Могут заплакать о - о - о и закричать а - а- а-а
Громкий гудок паровозу подать: у -у- у- у
Нежно лошадкой могут заржать: и- и- и- и
Даже медведем могут рычать: ы- ы- ы- ы
Эхом далеким в лесу отвечать. Э - э- э- э
Сегодня к нам на занятие пришел гость – кот – мурлыка. Как вы думаете, что значит слово мурлыка? (Дети отвечают)
В: Правильно, все время поет, мурлычет песни. Вот и сегодня у него хорошее настроение, и решил он с вами поиграть. Котик будет петь песни из разных звуков. Если вы услышите гласный звук, ловите его в ладошки (хлопок). Если какой-то другой, не ловите.
Кот поет: а-а, и-и-и, к-к-к, о-о-о, у-у-у, г-г-г, ы-ы-ы, х-х-х, э-э-э.
Эти песни гласные,
Ты поешь прекрасно их.
А вот сможешь ли ты, котик,
Так раскрыть свой милый ротик,
Чтобы звук мы не слыхали,
Только по губам узнали?
(Котик отрицательно мотает головой)
В: Ребята, давайте покажем коту, как мы умеем определять по губам звук.
Вызывается ребенок, который демонстрирует беззвучную артикуляцию. Дети озвучивают показанный губами образ звука.
В: Котик, запомнил ли ты те песенки, которые у тебя не получились и которые дети не выбрали?
(Котик отвечает, а самые внимательные дети ему помогают.)
Д: Звуки К, Г, Х.
В: Сегодня будем знакомиться с этими звуками. (Сравнение артикуляции звуков.)
Возьмите зеркала, посмотрите и поочередно произнесите звуки К, Г, Х.
Обратите внимание на положение языка: при произнесении звуков (К) и (Г) спинка языка (середина) высоко приподнята; при произнесении звука (Х) спинка языка немного приподнята. Кончик языка во всех трех случаях находится за нижними зубами.
Попробуйте пропеть, прокричать эти звуки. Получается?
Д: Не получается пропеть, прокричать.
В: Почему это происходит? (Ответы детей)
На пути воздушной струи все время встает преграда – в данном случае спинка языка, зубы, губы и воздуху приходится с силой пробиваться наружу.
Вывод: Этот звук нельзя пропеть, прокричать; на пути воздушной струи встает преграда. Значит это не гласный звук. Такой звук называется согласным. Звуки (К), (Г), (Х) – согласные звуки.
В: А согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
Физминутка.
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
В: Отдохнули, вот и славно. Поговорим теперь о главном.
Котик пришел к нам в гости с книгой, а в книге интересные картинки. Я расскажу по этим картинкам рассказ. Слушайте.
Жила на хуторе девочка Галя. И был у неё кот Катаська и собака Хомка. Катаська целый день лежал на крылечке, а Хомка сторожил кур и гусей, которые жили около дома. Если куры и гуси разбегались в разные стороны, Хомка громко гавкал на них: гав-гав; гуси и куры возвращались во двор, недовольно ворча: га-га-га, ко -ко- ко.
Ребята, что такое хутор? (ответы детей)
Эта маленькая деревушка, в которой несколько домиков. А с какого звука начинается слово хутор?
Д: Со звука (Х)
В: Какой первый звук в словах Галя, Катаська, Хомка?
Д: Звуки (Г), (К), (Х)
В: Какие слова в этом рассказе начинались с согласного звука (К)?
Д: Куры, кот, ко - ко, крылечко
В: С согласного звука (Г)?
Д: Гуси, га - га, гавкал
В: Ребята! А ещё котик принес нам песенки, которые он услышал на хуторе.
Подумайте, кто их мог петь.
Ку-ка-ре-ку. (Петух)
Ква-ква. (Лягушка)
Ку-ку. (Кукушка)
Ха-ха. (Дети)
В: Вы когда - нибудь видели петуха? Ч то он делает?
Д: Кукарекает, гуляет, дерется, ищет, ухаживает, кричит, сидит.
А лягушка? Прыгает, квакает, сидит, охотится, ищет, плавает.
А кукушка? Летает, поет, прыгает, стучит.
В: А теперь давайте вспомним, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Д: К, Г, Х
В: Какие это звуки?
Д: согласные
В: Чем согласные звуки отличаются от гласных?
Д: Гласные можно пропеть, при их произнесении воздушная струя не встречает преграды на своем пути. Согласные нельзя пропеть, при их произнесении воздушная струя встречает преграду в виде зубов, губ, языка.
В: Игра «Доскажи словечко»
Михаил играл в футбол
И забил в ворота … (гол).
Лодки по морю плывут,
Люди веслами … (гребут).
Кто альбом раскрасит наш,
Ну конечно …(карандаш).
Не хотел котёнок мыться,
Убежал он из …(корытца).
Хлоп - и конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно: это …(хлопушка).
В: Ребята, а пойдемте искать по группе слова, которые начинаются на согласные звуки «К, Г, Х».
Д: (Ответы детей)
В: Вспомните имена наших детей, которые начинаются на звук “К”.
Д: Катя, Кирилл, Коля, Карина, Костя ….
В: Имена, которые начинаются со звука "Г".
Д: Геля, Галя.
Имена, которые начинаются со звука Х: Харитон
В: Бисерография «Укрась хвост петуха». Бисер (бусины) — маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку или проволоку.
(Заранее вылепленные петухи из пластилина)
В: Пока вы будете украшать хвосты петухам, я вам расскажу про хвосты.
Хвосты есть почти у всех животных. С помощью хвоста рыбы плавают. Рак ползает по дну, правда, задом наперед. Кенгуру отталкивается от земли и прыгает дальше всех. А потом сядет на хвост, как на стул и отдыхает. У птиц хвост вместо руля. Без него не смогли бы летать ни вверх, ни вниз, ни влево, ни вправо. Белка, перепрыгивая с ветки на ветку, рулит своим хвостом. А у лошадей и коров хвост – мухобойка. А в хвосте у гремучей змеи погремушка, которой она пугает врагов.
Но для чего петуху такой красивый хвост? Наверное, чтобы куры думали, что он генерал, и слушались его.
В: (Похвалить детей, подвести итог.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия по развитию речи на тему: « Звуки Л-Л\' в тексте»
Конспект индивидуального занятия по развитию речи с Никитиным Даниилом на тему:« Звуки Л-Л\' в тексте»...
Конспект занятия по развитию речи по теме : " Звук и буква Е"
Конспект занятия для подготовительной логопедической группы ДОУ....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки «Л» и «Ль»
Автоматизировать звуки «л» и «ль» в слогах, словах, предложениях и спонтанной речи....
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звук [Й] буква й»
Тема: «Звук [Й] буква й»Цель: расширение представлений о букве й и звуке [Й]Задачи:развитие умения выделять звук [Й] в словах.Совершенствование умения производить звуковой и слоговой...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуки [А, О, У, И, Ы, Э]. Одежда»
Педагогическая целесообразность методической разработки состоит в решении проблем речевого развития детей дошкольного возраста, так как этот возраст является наиболее сензитивным для разви...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: звуки щ-ч»
Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ-ч. Развивать фонетический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на заданный звук и содержащие в себе ...
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»
Конспект занятия по развитию речи на тему «Звуки К, Г, Х»Цель: Знакомить детей со звуками К, Г, Х, учить выделять их в словах и фразах, дать понятие «согласный звук»; упражнять...