Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
статья по развитию речи (средняя группа)
Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность представляет собой актуальность, обусловленную необходимостью создания многообразной среды для формирования коммуникативных навыков у малышей.
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее — является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества — театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать — познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка — игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Проанализировав вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представленные в работах отечественных педагогов, ученых, методистов (Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой, А. П. Ершовой, В. М. Букатова и др.), остановила свой выбор на социо-игровой методике (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Для решения вышеперечисленных проблем использую программу М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которая тесно переплетается с основной программой Л. В. Венгера «Развитие», способствующей развитию не только речи, но интеллектуальных и творческих способностей детей. Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании детей объясняется тем, что это позволяет на деле повысить уровень развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Адаптация и внедрение педагогической технологии «театральной педагогики» на основе социо-игровой методики (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов). Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и делая». Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием «превращения», дает ребенку возможность превратить себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
Дети, вовлеченные в театрализованные игры, не только учатся выражать свои мысли и чувства, но и развивают воображение, знакомятся с культурными нормами и языковыми структурами.
Театр становится для них площадкой, где каждая реплика, каждое движение обогащает словарный запас и способствует обучению языковым правилам в контексте живого общения. В процессе разыгрывания сценок маленькие актеры преодолевают стеснение, открываются для диалога, учатся слушать и уважать мнение окружающих.
Кроме того, театрализованная деятельность формирует эмоциональный интеллект, развивает способность к сопереживанию и совместному творчеству. Это не только метод воспитания речи, но и мощный инструмент социальной адаптации, который подготавливает детей к дальнейшему школьному обучению и жизни в обществе. Таким образом, интеграция театра и речевых практик в дошкольное образование становится ключевым направлением для успешного развития ребенка.
Список использованной литературы
Ерёменко, С. В. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 103-110.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoe_razv_st.docx | 16.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
Речевое развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность представляет собой актуальность, обусловленную необходимостью создания многообразной среды для формирования коммуникативных навыков у малышей.
Овладение речью является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство сенситивно к усвоению речи. Своевременное овладение правильной речью, активное использование ее — является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирование полноценной личности. Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Поэтому проблема речевого развития — одна из важнейших проблем воспитания детей дошкольного возраста. Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет педагогу использовать их как сильное, но не навязчивое педагогическое средство, позволяющее решать многие актуальные проблемы педагогического и психологического плана. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества — театрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать творчески, эмоционально раскрепощает, снимает зажатость, развивает и активизирует речь. Известно, что ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечению социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития детей: чувствовать — познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка — игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии. Проанализировав вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представленные в работах отечественных педагогов, ученых, методистов (Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишовой, А. П. Ершовой, В. М. Букатова и др.), остановила свой выбор на социо-игровой методике (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов), которая предполагает качественно новый уровень взаимоотношений между ребенком и взрослым, и между детьми. Для решения вышеперечисленных проблем использую программу М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», которая тесно переплетается с основной программой Л. В. Венгера «Развитие», способствующей развитию не только речи, но интеллектуальных и творческих способностей детей. Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании детей объясняется тем, что это позволяет на деле повысить уровень развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность. Адаптация и внедрение педагогической технологии «театральной педагогики» на основе социо-игровой методики (автор А. П. Ершова и В. М. Букатов). Основные принципы используемой технологии «Обучаемся, играя и делая». Каждое занятие направлено на поиск и использование средств воплощения замысла. Например, прием «превращения», дает ребенку возможность превратить себя, других детей, любой предмет в кого или во что угодно. Эти упражнения помогают лучше понять сущность вещей, учат владеть телом и развивают воображение. Этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, с окружающим пространством развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
Дети, вовлеченные в театрализованные игры, не только учатся выражать свои мысли и чувства, но и развивают воображение, знакомятся с культурными нормами и языковыми структурами.
Театр становится для них площадкой, где каждая реплика, каждое движение обогащает словарный запас и способствует обучению языковым правилам в контексте живого общения. В процессе разыгрывания сценок маленькие актеры преодолевают стеснение, открываются для диалога, учатся слушать и уважать мнение окружающих.
Кроме того, театрализованная деятельность формирует эмоциональный интеллект, развивает способность к сопереживанию и совместному творчеству. Это не только метод воспитания речи, но и мощный инструмент социальной адаптации, который подготавливает детей к дальнейшему школьному обучению и жизни в обществе. Таким образом, интеграция театра и речевых практик в дошкольное образование становится ключевым направлением для успешного развития ребенка.
Список использованной литературы
Ерёменко, С. В. Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность / С. В. Ерёменко, Т. И. Леонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 103-110. — URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование речевого развития детей через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.В презентации представлены фотографии-о...
Речевое развитие детей через театрализованную деятельность.
В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, т.к. от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общать...
Статья на тему: Речевое развитие детей через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду, дарит ему радость и являетсяя одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проя...
Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте
Консультация для родителей-Речевое развитие детей через театрализованную деятельность в среднем дошкольном возрасте...
"Речевое развитие детей через театрализованную деятельность"
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.Театральная деятельность – это сам...
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»
Муниципальное автономное образовательное учреждение«Детский сад №92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкар...
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»
ТЕМА САМООБРАЗОВАНИЯ «Речевое развитию детей через театрализованную деятельность детей и родителей»...