Консультация для педагогов "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"
консультация по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Белая Татьяна Борисовна

Помощь педагогам в обучении дошкольников выразительному чтению и рассказыванию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons._dlya_ped._int._vyr.docx19.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение города Калининграда

детский сад № 124

Консультация для воспитателей на тему:

«Развитие интонационной выразительности речи у детей среднего — старшего дошкольного возраста».

 

                                                                                                     Воспитатель:

                                                                                                Белая Т.Б.

Калининград

2020г

   Выразительность  речи  развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей — к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста.
       
Среди педагогических мероприятий по ее развитию  указываются основные направления этой работы.

 Работа над речевым дыханием

Плавный длительный выдох в совокупности с четкой и ненапряженной артикуляцией являются одними из важнейших условий правильной речи. Процессы дыхания, голосообразования и артикуляции являются взаимообусловленными, а потому упражнения по их формированию проводятся одновременно с постепенным усложнением. Нормализации речевого дыхания и улучшению артикуляции помогают «сценки без слов».

 Куклы-бибабо

 Активная речь ребенка в значительной мере зависит от уровня развития тонких движений пальцев. Многообразные и мелкие движения пальцев руки способствуют упорядоченности и согласованности речевой моторики.

 Инсценировки

 Возможность для перевоплощения предоставляется в различных играх- драматизациях. В этих играх отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Затем инсценировки включаются в программу праздничного или заключительного концерта, где дети получают возможность выступать в более сложных условиях. Важным условиям проведения инсценировок является наличие аудитории. Они могут быть поставлены по следующему плану: подготовка к спектаклю, подбор атрибутов, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Сюжетно-ролевые игры 

В процессе игры детям предоставляется возможность уточнения своих представлений об окружающей их действительности; им удается заново пережить события, о которых они когда-либо слышали, или свидетелями которых они являлись. С детской наблюдательностью и непосредственностью, изображая мир взрослых, ребенок копирует их слова, интонацию, жесты.            

Музыкально-ритмические композиции

Музыкально-двигательные упражнения способствуют коррегированию общей моторики, а двигательные упражнения в сочетании с речью ребенка направляются на координацию движений определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса). Эти упражнения благотворно отражаются на речи ребенка. Музыкальное сопровождение всегда положительно влияет на его эмоциональное состояние и имеет серьезное значение для тренировки и коррегирования его общей и речевой моторики.

 Произнесение скороговорок с различной интонацией

      Такой тип активности позволяет не только улучшить артикуляцию, но также получить представление о влиянии просодии на смысл высказывания.

 Произнесение приветствий, обращений, имен с разными эмоциями

 В процессе произнесения могут быть проявлены такие эмоции, как радость, грусть, безразличие; могут быть задействованы такие интонации, как ласковая, требовательная, веселая и т.д.

Ознакомление с устным творчеством 

Творчество может быть как фольклорным, так и иметь конкретного автора. Среди основных требований можно выделить следующие: наличие морали, интересный сюжет, наличие богатого языка, правильная интонация оратора. Необходимо отметить, что все представленные направления по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста должны проводиться в игровой форме. Это обусловлено тем, что в дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игровая. Правильная организация работы по развитию выразительности речи позволит добиться самых высоких результатов в этом направлении, и подготовить детей к продолжению образовательной деятельности в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Консультация "Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация предназначена воспитателям ДОУ. Она познакомит их с просодическими компонентами, формирующими  интонационную выразительностьречи детей, поможет выстроить систему работы, сделать ее л...

Н Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников"

Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников" ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников»

Правильно выражать свои мысли, чувства – значит строго придерживаться норм литературной речи. Говорить точно – уметь из множества близких по смыслу слов выбирать такие, которые наиболее яр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ «Развитие интонационной выразительности речи у дошкольников» 13.12.22

КОНСУЛЬТАЦИЯ для РОДИТЕЛЕЙ«Развитие интонационной выразительности речиу дошкольников»...

Консультация для родителей «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Игры, развивающие интонационную сторону речи, в которые можно играть с ребёнком дома...

Консультация для родителей ДОУ «Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников»

Свободная, ясная, выразительная, красивая речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подгото...