Конспект НОД по развитию речи «Здравствуй зимушка!» для детей старшей группы с 5 до 6 лет
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Горностаева Марина Витальевна
Конспект НОД по развитию речи «Здравствуй зимушка!» для детей старшей группы с 5 до 6 лет с ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rr_ikt.docx26.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи «Здравствуй зимушка!»

для детей старшей группы с 5 до 6 лет

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах;

- Формировать и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия;

- Формировать звуковую культуру речи.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес, любознательность;

- Развивать внимание, память, мышление, речевое дыхание;

- Развивать способность формировать положительных эмоций;

Воспитывающие:

- Воспитывать интерес и любовь к природе, интерес к процессу занятия;

- Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников и давать ответ полным предложением.

Методы и приемы:

Игровой, словесной, наглядный, повторение, показ и объяснение воспитателя, анализ работ, поощрение, физкультминутка, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, самомассаж.

Оборудование:

ИКТ, снежок для игры, музыка, снежинки на ниточках, корзинка с печеньем, картон, клей, манка, салфетки, клеенка.

Предварительная работа:

Беседа о зиме, рассматривание зимнего пейзажа, зимние забавы, наблюдение за погодой на прогулке, дидактическая игра «Когда это бывает».

Ход занятия:

Звучит музыка дети входят в зал.

 Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся.

Соберемся в дружный круг: (Все собираются в круг).

Справа – друг, и слева – друг!

В нашем зале все друзья!

Да –Да – Да! (Хлопаем в ладоши)

Вы и мы, и ты, и я! Да – Да – Да!

Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо, поклон головой).

Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево, поклон головой).

Вместе мы друзья!

Улыбнись тому, кто справа! (Повернулись вправо, улыбнулись).

Улыбнись тому, кто слева! (Повернулись влево, улыбнулись).

Мы – одна семья! (Берутся за руки)

(На экране появляется картинка «Зима»)

Воспитатель: Белым снегом все покрыто и деревья, и дома,

Что случилось, что случилось?

В гости к нам пришла…

Дети: Зима.

Воспитатель: Вот сейчас мы и побеседуем с вами о зиме, как о прекрасном времени года, но в начале поиграем с язычком.

(На экране слайд с картинками язычка)

Артикуляционная гимнастика «Сказка про язычка»

- Жил- был язычок. Проснулся он как-то утром и выглянул в окошко вот так ( показ

артикуляционного упражнения «Иголочка») дети повторяют за воспитателем.

- И увидел, как много снега намело и захотелось ему погулять, но перед прогулкой нужно

подкрепиться и решил язычок попить чаю с вареньем, а варенье было такое вкусное и он облизнулся, вот так (показ артикуляционного упражнения.

«Вкусное варенье»).

- Потом язычок снова выглянул в окошко и посмотрел по сторонам вот так (показ артикуляционного упражнения «Часики»).

- Увидел большую снежную горку и захотел прокатиться на саночках вот так (показ артикуляционного упражнения «Качели»).

Воспитатель: Язычками мы поиграли, а наши пальчики тоже хотят поиграть.

(На экране слайд с картинками пальчиков)

Пальчиковая гимнастика-развитие мелкой моторики.

На дворе мороз и ветер

Во дворе гуляют дети.

Носик – носик потирают,

Щечки-щечки растирают

Ушки ушки потирают

Ручки, ручки согревают.

Чтобы не мерзли ручки-крошки,

Мы похлопаем в ладошки.

Вот как хлопать мы умеем,

Вот как ручки мы согреем.

(На экране слайд с зимними картинками)

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, зима.

Скажите, мне, какая – зима?

Дети: Холодная, снежная.

Воспитатель: Ребята, а как вы узнали, что наступила зима?

Дети: Выпал снег, стало холодно.

Воспитатель: Скажите, какие зимние месяцы вы знаете?

Дети: Декабрь, Январь, Февраль.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской и узнать, как же рисуются снежинки?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда отправляемся в путь!

Звучит волшебная музыка. Дети выполняют движения за воспитателем.

Повертелись-покружились у зимы в гостях мы очутились.

(На слайде появляется зимний лес)

Воспитатель: Ребята, вот мы и очутились у зимы в гостях. Посмотрите, какая тут красота! Очень много снега, большие сугробы вокруг. И очень холодно. Посмотрите, ребята, вот под тем деревом целый сугроб. Давайте слепим снежки и поиграем немного.

Воспитатель: Я буду читать стихотворение, и по очереди каждому из вас бросать снежок, а вы будете добавлять пропущенные слова.

Звучит фоновая музыка.

Дидактическая игра «Доскажи словечко»

На поселки, на лужок – Выпал беленький … (снежок).

Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в … (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю

украсил… (снег).

Воспитатель: Молодцы! Вот мы свами немного поиграли в снежки. Но что бы нам добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и надо выполнить все задания. Вы готовы?

Дети: Да!

Воспитатель:  Пока мы с вами в снежки играли, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?

(На экране видеоролик летящих снежинок)

Дыхательная гимнастика «Снежинка»

(Упражнение на дыхание – развитие длительного,

плавного выдоха – на нитке прикреплена снежинка,

нужно дуть на снежинку, щеки не раздувать).

Раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.

Воспитатель: Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух

через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Упражнение повторяется 3-5 раз)

Воспитатель читает стихотворение, а дети дуют на

снежинки:

Ветер песенку поет,

На лесной опушке,

Танцевать меня зовет,

В хоровод к подружкам.

Ветер, ветер, дуй сильней,

Чтоб плясалось веселей

Ледяной подружке –

Маленькой снежинке.

Воспитатель: Молодцы! А мы идем дальше. На улице голодно, давайте мы свами немного согреемся.

(На экране появляется снеговик)

Упражнение «Снеговик» Самомассаж.

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:                                              

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну что согрелись?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда у меня для вас следующее задание !

Игра «Назови ласково»

Звучит фоновая музыка.

Воспитатель: Ребята, а вы любите, когда вас называют ласково?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте мы подберем ласковые слова к зимним приметам и явлениям. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково.

Снег-снежок                 Сосулька — сосулечка

Мороз- морозец           Дерево- деревце

Ветер- ветерок            Горка — горочка

Лёд- ледок                   Холод- холодок

Зима- зимушка            Санки- саночки

Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребята, справились с заданием, но у нас есть еще одно. Послушайте меня.

(На экране появляются картинки – снежинки, сосулька, снег, санки).

 Дидактическая игра «Угадай слово»

Воспитатель: Ребята, назовите слова, которые начинаются со звука «с». Попробуйте отгадать эти слова. А отгадки нарисованы на картинке (на слайде).

Дети: Снежинка, сосулька, снег, санки.

Воспитатель Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова про снег, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

(На экране видеоролик летящих снежинок).

Физкультминутка «Снег – снежок»

Снег - снежок, снег – снежок

По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз).
Снег - снежок, снег – снежок белая метелица.
Снег - снежок, снег – снежок замело дорожки.  (Плавно качают руками вправо - влево).
Снег - снежок, снег – снежок тает на ладошке.  (Поочередно вытягивают вперёд то правую, то левую руку).
Мы налепим снежков, вместе поиграем.  («Лепят снежки»).
И друг в друга снежки весело бросаем.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

 Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас. Ребята, проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? 

Дети: Листочки.

Воспитатель: Посмотрите внимательно на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками.

(Перед детьми стоит соль, клей).

Воспитатель: Только вот чем? У нас с вами нет кисточек.

Дети: С помощью клея и соли.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Но прежде, чем, приступить к работе, Давайте послушаем задание.

(На экране появляется видеоролик с показом задания)

Воспитатель: А теперь давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого.)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят     одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И... сломаем.                                  (Топают.)

(Показ выполнения работы педагогом).

Самостоятельная деятельность детей.  

(Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой)

(Во время работы звучит музыка).

Воспитатель: - Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. И за это вам Зима оставила не большие подарочки, мы их заберем с собой в группу. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: Повертелись-покружились в группе мы очутились.

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Какое у вас настроение после путешествия?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, зимушка-зима!»

Уточнить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека....

Конспект НОД по развитию речи и рисованию для детей старшей группы Тема: «Путешествие по произведениям

конспект занятия по развитию речи . Закрепление знаний детей призведений К Чуковского...

Конспект занятия по развитию речи и аппликации для детей старшей группы «Путешествие по временам года»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи и художественно-эстетическому развитию-аппликации....

21.05.2020 г Конспект НОД по развитию речи «Моя семья» для детей старшей группы

Цель: Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге....

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР.

Конспект занятия по развитию речи «Времена года» для детей старшей группы детей с ЗПР. В предлагаемом конспекте занятия используются приемы Технологии развития критического мышления (...

Конспект занятия Развитие речи "Здравствуй, Зимушка-зима" (2 младшая группа)

Развитие речи.Тема: «Здравствуй, Зимушка-зима».Цель: создание условий для формирования представлений о зиме, как времени года; активизации словаря: снег, зима, мороз, холодно, новогодний п...

Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе

Познавательное занятие по развитию речи "Здравствуй Зимушка - Зима" в старшей группе...