Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Направленность программы «Раз - словечко, два - словечко» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

      «Раз - словечко, два – словечко» помогает  владеть  речью как средством общения и культуры. Проговаривание  отдельных звуков и скороговорок, разучивание  потешек, закличек, стихов, пальчиковых игр и упражнений,  перессказывание  сказок  способствуют обогащению словаря, развитию мелкой моторики, созданию интереса к речевой активности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka.docx58.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Центр развития ребенка - детский сад №3 корпус 2» г.о. Саранск

Принято

на заседании педагогического

Совета №    от «__» ____________2022 г.

Протокол №    от «__» __________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МАДОУ

«Центр развития ребенка –детский сад № 3     корпус 2 »                                                 ______________ _________И.Г. Иванова

«___» _________________________ 2022г.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Развитие речи

«Раз – словечко, два - словечко»                              


 Возраст детей: 3-4 лет
 Срок реализации: 1 год


                                                                 Составитель: воспитатель
                                                                  Рубцова Ю.А.                      

        

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Учебно-тематический план

9

4.

Содержание изучаемого курса

11

5.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

17

6.

Список литературы

19

 7.

Приложения

20

 

                                 

   

                              ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

Дополнительная образовательная программа «Раз – словечко, два - словечко» (далее – Программа)

Руководитель программы

Рубцова Юлия Александровна

Организация-исполнитель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад №3»  г.о. Саранск

Адрес организации исполнителя

г.о. Саранск, проспект Российской Армии, д.8

Цель программы

Развитие и совершенствование речи у детей  в возрасте от 3 до 4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями

Направленность программы

Срок реализации программы  

1 год

Вид программы

Уровень реализации программы

адаптированная    

дошкольное  образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения;

практическую         работу осуществляет педагогический коллектив

Ожидаемые         конечные результаты программы

3-4 года

Знать: Пальчиковые игры и упражнения на развитие речевого дыхания; потешки, скороговорки, сказки.

Уметь: Слушать и понимать речь. Уметь пересказывать короткие рассказы, сказки, стихи и потешки

Владеть: простыми предложениями и более сложными предложениями в речи

                                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Направленность программы.  

        Направленность программы «Раз - словечко, два - словечко» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой, по времени реализации – годичной.

      «Раз - словечко, два – словечко» помогает  владеть  речью как средством общения и культуры. Проговаривание  отдельных звуков и скороговорок, разучивание  потешек, закличек, стихов, пальчиковых игр и упражнений,  перессказывание  сказок  способствуют обогащению словаря, развитию мелкой моторики, созданию интереса к речевой активности детей.

 Новизна программы

      Рабочая программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой (МАДОУ «ЦРР – д/с № 3 ), в соответствии с в ФГОС дошкольного образования, Примерной основной образовательной программой дошкольного образования «Детство» Т.И.Бабаевой, и программой О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».   Рабочая программа построена на основе учета конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста.

 Новизна программы состоит в том, что   регулярные игры и упражнения для пальчиков, помогают развить интеллект, внимание и память, творческие и аналитические способности детей, способствуют  освоению речи.

 

Актуальность

 Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речиРазвитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности, варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой.

Отличительной  особенностью  данной  программы является то, что в основе занятий лежит игра. Игры и упражнения расположены с постепенным усложнением программных задач.

Педагогическая целесообразность программы состоит в создании благоприятных условий, обеспечивающих, полноценное овладение лексико-грамматическими категориями языка, развитием связной речи, формированием словарного запаса, развитием словарного запаса, развитием слухового восприятия.

Цель программы: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения. 

 Задачи программы:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры.

 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6.Учить подражать движениям взрослых.

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

Планируемые результаты освоения содержания рабочей программы

1.Cовершенствование  работы периферического артикуляционного аппарата дошкольников;

2.Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха;

3.Возрастание речевой активности ребенка (младший возраст);

4.Улучшение дикции и интонационной выразительности речи;

5.Развитие мелкой моторики в дидактических играх, игровых упражнениях и пальчиковых гимнастиках.

                             

                 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

.

Транспорт водный

Артикуляционная гимнастика («Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка плывет»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Кораблики»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Лодочка плыви»). Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай - мне рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»). Развитие навыков словообразования; развитие и пополнение словарного запаса; развивать воображение, зрительное восприятие и логическое мышление детей; развивать связную речь детей, посредством требования полных ответов на поставленные вопросы; общую моторику.

Город, в котором я живу

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Дует ветерок»). Развитие связной речи (закрепление понятия «Мой адрес», напомнить название города, в котором живут дети. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы). Пальчиковая гимнастика (упр. «Это мой дом»). Развитие ЛГК (упр. «Скажи правильно»), учить детей отвечать на поставленные вопросы; обогащать и активизировать словарь детей за счёт прилагательных и глаголов

 Космос

Артикуляционная гимнастика. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Повтори за мной»). Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Планеты», «Путь планеты»). Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом В, НА). Развитие ЛГК (упр. «Какой, какая?»). Закрепление словаря по теме (считалочка «Планеты»). Хлеб - всему голова Артикуляционная гимнастика. Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» И. Токмаковой). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Мышки»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Крошки для мошки»). Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай и рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»).

День Победы

Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Праздник», дорисуй воздушные шары). Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом НА, глаголом 1-го лица единственного числа).

 Рыбы

Артикуляционная гимнастика. Развитие связной речи (рассматривание иллюстрации с рыбками, отметить их особенности (имеет хвостик, глазки, рот, живёт в воде). Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Развитие речевого дыхания (упр. «Водоросли»). Развитие ЛГК (упр. «Сосчитай-ка»). Пальчиковая гимнастика (упр. «Три сардинки»).

Насекомые

Развитие речи (чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», обучение слушанию сказки и развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них). Формирование обобщающего понятия по теме. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания («Сдуй пушинку»). Развитие фонематического слуха (упр. «Где стрекочет кузнечик?»). Развитие мелкой моторики (упр. «Комарик»). Развитие ЛГК (образование мн. числа им. сущ-х., упр. «Один-много»). Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: НА, В, ПОД, ИЗ и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева (упр. «Сыщики»). Сказка В. Сутеева «Кораблик» (обучение слушанию сказки и развитие умения понимать простые вопросы и отвечать на них).

Цветы

 Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). Развитие связной речи (составление предложений по сюжетной картине, объединение их в рассказ. Н.В. Нищева). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие ЛГК (учить согласовывать прилагательные (основные цвета) с им. сущ-ми в числе и падеже).

Лето

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). Уточнить и расширить словарь детей по теме «Лето». Закрепить знания детей о временах года, их признаках. Формировать фонематическое восприятие и правильное звукопроизношение. Развивать мышление, память, наблюдательность. Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать любознательность, умение слушать друг друга, интерес к изобразительной деятельности. ЛЕКСИЧЕСКИ Е ТЕМЫ 34 (по 1 теме в неделю)

Месяц

№ занятия

      Наименование

разделов

и тем

Количество

занятий

Содержание

Октябрь

Фрукты

 

Артикуляционная гимнастика

 (упр. «Птенчики», «Окошко», «Змейка», «Вкусное варенье»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик…», «Поварята»)

Упражнение  «Угадай, что звучит» (погремушки), «Где позвонили»

(«Подуй на пушинку»). Потешка «Ой, лады, лады, лады» 

 

1

Расширение и активизация словаря. Учить образовывать от существительных прилагательные. Учить согласовывать существительные с прилагательными. Учить согласовывать числительные с существительными. Развивать связную речь, учить составлять описательные рассказы о фруктах. Развивать фонематическое восприятие, мышление. Развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи. Развивать мелкую моторику. Развивать плавный речевой выдох.

.

Овощи

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Шарик», «Бублик»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Однажды хозяйка…»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, на чём играю»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Загоним мяч в ворота», «Посадим бабочку на цветок»). Развитие силы голоса (Упр. «Иди с нами играть»). 

Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

 

Познакомить детей с овощами. Развивать активный словарь детей по теме «Овощи». Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы. Продолжать учить детей различать и называть цвета (красный, зеленый), понятия «один-много», «большой-маленький». Развивать память, чувство ритма, мелкую моторику кистей рук, координацию движений. Учить детей согласовывать движения с текстом, понимать и выполнять словесную инструкцию.

 

Осень

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Слоник», «Трубочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик»). Развитие фонематического слуха (Игра «Солнце или дождик?»).

Упражнение на развитие речевого дыхания («Ветер дует»).

 Развитие силы голоса («Дует ветер тихо-громко»).

Е. Железнова («Ветер дует, задувает..)

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка) Пальчиковая игра «Засолка капусты»

 

Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень». Развивать связную речь; развивать умения классифицировать предметы по отдельным признакам; развивать мышление, внимание; развивать мелкую моторику рук.

Ягоды и грибы

 

 Артикуляционная гимнастика (Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «По малину в сад пойдем»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, что делают»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Часики», «Футбол»). Развитие силы голоса (Упр. «Громко-тихо»).

Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются), уточнение условий необходимых для роста и развития грибов, ягод, польза и значение в жизни человека и животных, обогащение словарного запаса. Развитие лексико-грамматического строя речи («Один-много», «Скажи ласково», «Угадай-ка»).

 

Домашние животные (лошадь с жеребенком, корова с теленком)

 

Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Змейка», «Лошадка»). Пальчиковая гимнастика («Кошка ниточки мотала», «Лошадки»). Развитие речевого дыхания («Дует ветерок»). Потешка «Варись-варись, кашка»

 

Уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах (внешний вид, пища; польза, приносимая людям); о том, как заботится человек о домашних животных; совершенствовать умение узнавать предмет по описанию; расширять активный словарь детей, развивать умение видеть признаки сходства и различия на основе сравнения; воспитывать желание познавать окружающий мир, бережное отношение к животным.  

Домашние животные (кошка с котятами, собака со щенятами)

Артикуляционная гимнастика («Лакаем молочко», «Корова жуёт», «Лошадь фыркает»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Пять поросят»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Ребята заблудились»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Тише, мыши»). Развитие ЛГК (Игра «Угадай, кто кричит», «Чей детеныш?»). Беседа по картине («Собака со щенятами» Н. В. Нищева). Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»
Тили-бом! Тили-бом!

 

Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова. Закрепить представление о величине. Познакомить детей с жизнью кошек и собак, закрепить знания о домашних животных; развивать познавательную активность; воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.

 

Домашние птицы

 

Артикуляционная гимнастика («Спрячь язык», «Пароход гудит», «Мостик»).

Пальчиковая гимнастика (Упр. «Уточка»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Кто как кричит?»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Птицеферма»). (Игра «Птичий двор», «Найди маму»). Чтение сказки В. Сутеева («Цыпленок и утенок. Пальчиковая игра «Кролик»

 

 

Уточнение и расширение представлений о домашних птицах (петушиное семейство). Уточнение понятий «большой»- «маленький», «один» - «много». Формирование лексико-грамматического строя речи . Закреплять знания о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, названия детенышей); учить использовать в речи слова: цыплята, перышки, крылышки; побуждать внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы по его содержанию.

 

Дикие животные

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Зайчик», «Сердитый волк», «Мишка слизывает мёд»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Мальчик с пальчик…», «Мама мишек будит рано…»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, кто кричит»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Зайка скачет»). Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Дует ветер.  Потешка «Зайка серенький сидит»

 

Способствовать закреплению знаний детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания. Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия; уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года.

 

Птицы (дикие)

 Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха (упр. «Кто поет?», «Где поет?»). Развитие речевого дыхания (упр. «Подуй на перышко»). Закрепление и уточнение словаря по теме (закрепление понятий «маленький» - «побольше» - «большой»; «большой»- «поменьше»- «маленький»). Развитие связной речи. Развитие ЛГК (согласование местоимений МОЙ, МОЯ с существительными, упр. «Жадина»). Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко». Формирование умения отвечать на вопросы по прочитанной сказке с опорой на картинку. Пальчиковая гимнастика (упр. «Скворечник»). Формировать представление об одинаковых частях тела у разных птиц; Дать представление о местах обитания диких птиц; Дифференцировать диких и домашних. Развивать общую и мелкую моторику.

 

Зима

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Сосулька», «Санки-ледянки»). Пальчиковая гимнастика (Игра «Мы во двор пошли гулять» Н. Нищевой). Упражнение на развитие фонематического слуха, интонационной выразительности «Ох и Ах». Упражнение на развитие речевого дыхания (упр. «Согреем ручки»). Ритмопластика (Упр. «Идём по глубокому снегу», «Лыжники», «Катаемся на коньках», «Погреемся

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Варежка»

 

Уточнение и расширение словаря по теме. Чтением коротких стихотворений. Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зиме, как о времени года; упражнять в подборе прилагательных и глаголов к определенному слову; учить детей слушать вопросов взрослого и отвечать на него; закреплять знание: признаков зимы (снег белый, пушистый; снежинки легкие, пушистые) возможных действий со снегом (лепить, катать, играть, кататься)

 

Дом

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Моем окна», «Красим крыльцо», «Красим потолок»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Строим дом»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Дятел»). Составление предложений по образцу логопеда (Игра «Что нужно домику (Игра «Что есть в домике?»). Ритмика (Железновой «Домик»). 4. Пальчиковая игра «Дом»

 

Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Рассказать, что дома бывают разные. Воспитывать любовь к родному дому. Обогащать словарь детей. Работа над анонимами.

 

Игрушки

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Улыбка», «Заборчик», «Иголочка»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Танины игрушки»). Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, что делают»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Часики», «Футбол»). Развитие силы голоса (Упр. «Громко-тихо

Формирование лексико-грамматического строя речи . Расширять словарный запас детей, развивать связную речь. Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

 

Семья

 

 Артикуляционная гимнастика (Упр. «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик», считалка «Мяч»). Упражнения на развитие фонематического слуха («Голосок», «Колыбельная Любе»). Упражнение на развитие речевого дыхания («Стирка»). Пальчиковая игра «Блины». Пальчиковая игра «Моя семья»

 

 

Создание условий для речевой активности детей, формирование представления о семье, всех её членах живущих дружно в одном доме. Закрепить знания о семье, ее членах и тех социальных ролях, которые выполняют в семье: отец, мать, бабушка, дедушка и ребенок. Расширять и пополнять словарный запас детей новыми прилагательными и глаголами, закреплять использование их в речи. Закрепить умение образовывать в своей речи прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Расширять кругозор детей. Воспитывать доброе, доброжелательное отношение к окружающим, вызвать хорошее настроение, эмоционально -положительный фон.

 

Деревья: ель и сосна

 

 Развитие связной речи. Уточнение и обобщение знаний и представлений о деревьях. Познакомить с ёлкой, признаками отличия ели от других деревьев. Воспитывать интерес к хвойным деревьям. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика (упр. «1, 2 ,3 ,4 ,5 мы ворон пошли считать»).

Вводить в словарь детей понятия: быстро-медленно, сейчас – потом. Познакомить с обобщающим понятием «Деревья»; Закрепить понятия «высокий – низкий»; Научить выделять части деревьев, называть их. Развивать общую и мелкую моторику.

 

Новый год на пороге

 Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). Упр. «Бусы на елку», «Обведи гирлянды по точкам.

 Разучивание заклички «Весна, весна красна».

3. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

4.Пальчиковая игра «Моя семья»

 

Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом НА, глаголом 1-го лица единственного числа). Учить детей отчётливо проговаривать слова, составлять предложения из двух, трёх слов. Развивать звукопроизношение, мышление, умение отгадывать загадки; упражнять в различении слов похожих по звучанию. Активизировать словарь (елочные, бумажные, стеклянные). Воспитывать интерес к праздникам, традициям, к умению радоваться. Развитие мелкой моторики.

 

Посуда и продукты питания

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Чашечка», «Пирожок»). Пальчиковая гимнастика («Посуда» Н. Нищевой). Упр. «Чайник пыхтит». Чение с выражением стихотворения К. Чуковского «Федорино горе» (отрывок). (Игра «Назови предметы». Игра «Назови предметы».

 

Упражнения на развитие фонематического слуха. Упражнения на развитие речевого дыхания. Уточнение и расширение словаря по теме. Формирование  лексико-грамматического строя речи (Игра «Назови предметы»). Составление предложений с союзом и. Практическое употребление в речи предлога на. (Игра «Найди посуду»). Учить детей правильно согласовывать слова в предложении; соотносить названия посуды с названиями продуктов, для которых она предназначена. Развивать плавное речевое дыхание; развитие игровой деятельности детей. Воспитывать навыки культуры общения (приветствие, прощание, гостеприимство, доброжелательность, умение действовать совместно). Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей

Одежда

 

Артикуляционная гимнастика (Упр. «Пулемёт», «Накажем непослушный язычок», «Швейная машинка»). Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие фонематического слуха (Упражнение «Игра с язычком», «Постучи карандашом»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Ветер качает бельё»).

Закрепление обобщающего понятия «одежда», учить дифференцировать виды одежды по временам года, называя одежду, развитие диалогической речи, развивать умение внимательно слушать педагога.

 

Обувь

Артикуляционная гимнастика (упр. «Окошко», «Почистим зубки»). Уточнение и расширение словаря по теме. Пальчиковая гимнастика («Тапки» Н.В. Нищева). Развитие речевого дыхания (упр. «Сдуй снежную тучку»). Развитие ЛГК (упр. «скажи ласково», «Скажи наоборот»). Ритмика (Железнова «Сапожник Енот»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Игра «Звуки окружающего мира»). Развитие внимания, мышления (упр. «Найди пару»).

 

Побуждать детей выполнять игровые действия (продавец – продает, покупатель – покупает); учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать согласно принятой на себя роли; учить детей называть и различать схожие виды предметов обуви: туфли – сандалии, босоножки; закреплять умение выделять и называть части предметов обуви: задник, каблук, подошва, носок, ремешок и функции: обуваем.

 

Мебель

 

 Ччтение сказка «Про кроватку». Н.В. Нищева. Пальчиковая гимнастика («Стул», «Стол», «Кроватка»). Развитие общей моторики (подвижная игра «Мебельный магазин»).  Упр. «Один-много»). Артикуляционная гимнастика.

»

 

Уточнение и расширение словаря по теме, введение обобщающего слова.  Закрепление представлений о мебели и её назначении. Совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Развитие логического мышления, зрительного внимания, речевого слуха. Закрепление умения выполнять инструкцию взрослого. Развитие мелкой моторики.

 

Наши защитники

 

Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»). Подвижная игра «Помощники». Пальчиковая гимнастика (упр. «На границе». Темпо-ритмическая организация речи (упр. «Папа может»).

Уточнение и расширение качественного словаря по теме. Развитие связной речи (формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, составление фразы с прямым дополнением, расширение глагольного словаря).  Формирование элементарных представлений об армии; о празднике 23 февраля; обучение ответам по содержанию рассказа. Познакомить детей с военными профессиями (моряк, танкист, летчик).

Весна

 Пальчиковая гимнастика («Алые цветки»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Игра «Звуки окружающего мира», повторить слова со звуком Н. Упр. «Ответь правильно»). Упражнения на развитие речевого дыхания (Упражнение «Ныряльщики»). Развитие силы и высоты голоса, выразительности речи. Формирование представлений о смене времен года («Пришла весна» беседа по теме). Формирование лексико-грамматического строя речи (упр. «Какой, какая, какое?»).

Закрепить знания детей о времени года «весна»; закрепить умение выделять признаки весны; совершенствовать умение подбирать определения к именам существительным; продолжать развивать связную речь детей, двигательную активность, мышление, память; воспитывать интерес к окружающему миру и изменениям, происходящим в нем; учить детей правильно составлять изображение из готовых деталей

 

Мамин праздник

 

Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»). Уточнение и расширение качественного словаря по теме. Развитие связной речи (формирование умения отвечать на вопросы полным предложением, составление фразы с прямым дополнением, расширение глагольного словаря). Подвижная игра «Помощники». Пальчиковая гимнастика («Мамины помощники», «Пирог для мамочки»).

Продолжать знакомить детей с понятием «семья», знать, что делает дома мама; учить составлять описательные рассказы, побуждать детей к составлению полных предложений; развивать различные виды памяти (слуховую, зрительную, двигательную); воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.

 

Город, в котором я живу

 

Город, в котором я живу

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Дует ветерок»). Развитие связной речи (закрепление понятия «Мой адрес», напомнить название города, в котором живут дети. Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации города, отвечать на вопросы). Пальчиковая гимнастика (упр. «Это мой дом»). Развитие ЛГК (упр. «Скажи правильно»), учить детей отвечать на поставленные вопросы; обогащать и активизировать словарь детей за счёт прилагательных и глаголов Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом В, НА). Развитие ЛГК (упр. «Какой, какая?»). Закрепление словаря по теме (считалочка «Планеты»). Хлеб - всему голова Артикуляционная гимнастика. Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» И. Токмаковой). Упражнения на развитие фонематического слуха (Упр. «Мышки»). Упражнения на развитие речевого дыхания (упр. «Крошки для мошки

Учить детей определять пространственное расположение частей предмета («Пальчиком показывай и рассказывай»). Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на (упр. «Едем в гости»).

День Победы

 

Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). Упр. «Праздник», дорисуй воздушные шары).

Развитие мелкой моторики.  Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом  НА, глаголом 1-го лица единственного числа).

 

Рыбы

 

 Артикуляционная гимнастика. Развитие связной речи (рассматривание иллюстрации с рыбками, отметить их особенности (имеет хвостик, глазки, рот, живёт в воде). Воспитывать бережное отношение к рыбкам. Развитие речевого дыхания (упр. «Водоросли»). Развитие ЛГК (упр. «Сосчитай-ка»). Пальчиковая гимнастика (упр. «Три сардинки»).

Учить слушать сказки и развивать  умения понимать простые вопросы и отвечать на них. Формирование обобщающего понятия по теме.

Насекомые

Чтение сказки В. Сутеева «Кораблик». Артикуляционная гимнастика. Упр.  («Сдуй пушинку»). Упр. «Где стрекочет кузнечик»  (упр. «Комарик»).

Развитие речевого дыхания и фонематического  слуха. Развивать мелкую моторику. Обучение пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: НА, В, ПОД, ИЗ и наречиями: вверху, внизу, высоко, низко, справа, слева.

Цветы

 

Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). Развитие связной речи (составление предложений по сюжетной картине, объединение их в рассказ. Н.В. Нищева). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие ЛГК (учить согласовывать прилагательные (основные цвета) с им. сущ-ми в числе и падеже).

 

Лето

 Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). Уточнить и расширить словарь детей по теме

 

Средства, методы и приёмы работы с детьми младшего дошкольного возраста.

Формы:

 1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

 3. Артикуляционная гимнастика;

 4. Речевые игры;

 5. Подвижные игры.

2.1. Пути и методы реализации программы:

1. Правильный образец педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

4. Правильный подбор мебели, освещения.

5. Гимнастика для глаз.

 6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

7. Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы:

  1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр)

2. Наглядный - показ действий.

 3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

 

2

 

План работы с родителями

Тема консультаций

Месяц проведения

1

Анкетирование родителей на тему: «Пластилин в жизни ребенка».

октябрь

2

Рекомендации: «Лепим вместе с детьми»

Индивидуальные беседы

ноябрь

3

Консультация на тему:

«Развитие творческих способностей через лепку»

Индивидуальные беседы

декабрь

4

Выставка совместных работ детей и родителей «Мастерская Дедушки Мороза»

Индивидуальные  беседы

январь

5

Памятка «Пластилиновые секреты. Полезные советы»

Индивидуальные  беседы

февраль

6

Консультация на тему:

«Пластилин, как средство развития мелкой моторики рук»

Индивидуальные  беседы.

март

7

Оформление выставки детских работ.

Индивидуальные беседы.

апрель

8

 «День открытых дверей»

Итоговые рекомендации.

май

 

Планирование образовательной деятельности

Продолжительность занятия

Периодичность

в неделю

Всего занятий в год

Количество часов в год

15

1 раз

31

31

Расписание занятий

День недели

Время проведения

Вторник

1 подгруппа 15.45 – 16.00

2 подгруппа 16.10 - 16.25

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 Техническое оснащение занятий

 Список   литературы

 

 

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал

3. Природный материал (семена, крупы)

1. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

2. Красненкова С. В. Пальчиковые игры. Авторское пособие для воспитателей. - г. Липецк 2012г.

3. Шмелева. Пальчиковые игры. Пособие по развитию мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста. -М. : Ювента, 2013г.

4. Бардышева Т. Ю. Учебное пособие. Вышли пальчики гулять. М. : Карапуз, 2013г.

5. Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей Издательство: Учитель М. : 2015г.

6. «Методика развития речи детей»- Е. И. Тихеева, Ф. А. Сохина, А. М. Бородич;

7. «Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

8. «Словесные игры в детском саду» - А. К. Бондаренко;

9. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К. М. Скопцов;

10. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

11. «Учите детей отгадывать загадки» - Ю. Г. Илларионова

12. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е. А. Савельева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."

На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений  у детей раннего возраста. Представленная ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".

Программу реализует МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7» п. Ширинский.         В основу программы положены общедидактические и специальные ...

Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".

В програмее "Раз словечко, два словечко" представлены методики, приемы и формы работы с детьми средней группы. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко…» (4-5 лет)

Дополнительная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» направлена на освоение фонетической стороны речи и развитие у детей способности, ориентироваться  в звуковой стор...

Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей "Раз словечко, два словечко".

Дополнительная развивающая программа содержит материал по лексическим темам, который направлен на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет....

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Раз – словечко, два – словечко».

Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.  ...

Программа дополнительного образования по развитию связной речи дошкольников «Раз словечко, два словечко». 2023 -2024 уч.год

    Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой...