Программа дополнительного образования по развитию связной речи дошкольников «Раз словечко, два словечко». 2023 -2024 уч.год
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_raz_slovechko_dva_slovechko_na_2023-2024g.docx | 46.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка – детский сад № 19 «Василек»»
Программа дополнительного образования
по развитию связной речи дошкольников
«Раз словечко, два словечко»
Составитель:
воспитатель
Касирова Л.О.
2022 – 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы
2. Актуальность программы
3. Цель и задачи
II. Сроки и этапы реализации программы
III. Перспективный план
IV. Особенности организации педагогической диагностики
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы
Рабочая программа кружка «Раз словечко, два словечко» разработана на основе образовательной программы ДОО, а также основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Программа «Раз словечко, два словечко» - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.
Актуальность программы
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети порой умеют пользоваться сложной, современной техникой, а связно изложить свои мысли не могут. Стоит отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные речевые нарушения. Родители с детьми стали реже посещать библиотеки, читать книги, рассматривать иллюстрации и рассуждать о прочитанном.
При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык, поэтому необходимо специальное обучение. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение связной речи.
Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности и является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.
Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная функция языка и речи. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом, формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Цель программы : Создать условия для развития речи детей средствами литературного творчества
Задачи программы:
Обучающие:
1. Обучать детей правилам передачи текста, учить понимать суть стихотворения, видеть первоначальный замысел поэта
2. Формировать умение передавать игровые образы в действиях
3. Формировать умение искать выразительные движения, тембром голоса передавать отличительные особенности героев сказок, пьес, рассказов, стихов
Развивающие:
1. Развивать связную и выразительную речь детей: чтение стихотворений наизусть, пересказ произведений, творческое рассказывание (на тему предложенную воспитателем, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему), составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин)
2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей
3. Расширять кругозор, развивать память, наблюдательность, воображение, познавательные процессы
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к стихотворному искусству, творческой деятельности
2. Воспитывать нравственные качества личности: доброту, отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие
3. Воспитывать любовь к творческой деятельности, желание участвовать в выступлениях
4. Воспитывать эстетический, художественный вкус
2. Сроки и этапы реализации программы
Возраст, на который рассчитана программа:
Подготовительная группа – 6-7 лет
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий: подгрупповые
Режим занятий:
Проводится занятие один раз в неделю, во второй половине дня. В год проводится 36 занятий.
Продолжительность занятий:
-подготовительная группа – 30 минут
Дни занятий выбираются в соответствии с расписанием основной образовательной деятельности и в соответствии с требованиями СанПиН.
Основные формы организации образовательной деятельности: игровые образовательные ситуации, беседы, чтение книг, наблюдения, дидактические игры и упражнения, посещение выставок, рассматривание репродукций картин, слушание музыкальных произведений и т.д.
Методы:
- традиционные: наглядные (наблюдения, просмотр иллюстраций, репродукций картин); словесные (рассказ воспитателя, рассказ ребенка, чтение литературы и фольклора, беседа); игровые (дидактические игры и упражнения, музыкальные произведения);
- инновационные: проблемно-поисковый (активные действия по обследованию объектов); использование элементов ТРИЗ; метод наглядного моделирования (мнемотехники, мнемотаблицы, схемы); создание игровой проблемной ситуации, направленной на самостоятельный поиск решения проблемы.
Срок реализации каждого этапа один год.
3. Содержания рабочей программы
4. Диагностическая карта по развитию речи
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Имеет предпочтение в литературных произведениях, называет некоторых писателей. Может выразительно, связано и последовательно рассказать небольшую сказку, может выучить небольшое стихотворение | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворение. | Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по серии картин, относительно точно пересказывает литературные произведения | Определяет место звука в слове. Сравнивает слова по длительности. Находит слова с заданным звуком. | Поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения, согласие/несогласие, использует все части речи. Подбирает к существительному прилагательные, умеет подбирать синонимы | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
1. | |||||||||||||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Ответы оцениваются по трехбалльной системе, полученные баллы суммируются.
1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
3 балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Уровень знаний:
- высокий уровень: 13 - 15 баллов;
- средний уровень: 8 - 12 баллов;
- низкий уровень: 7 и меньше баллов.
Перспективно – тематическое планирование
На 2023 – 2024 год
Сроки | Формы работы с детьми | Работа с родителями | Литература |
Сентябрь «Я – будущий первоклассник» | 1.Отгадывание загадок о школе, об осени 2. а)Беседа «Кто нас учит в школе?». «Чем школа отличается от детского сада?» Б) Рассказывание по картине «В школу» 3. Чтение стих-й: А.Пушкин, А.Плещеев, А.Барто, И.Бунин, К.Бальмонт, Н.Огарёв, А.Фет, И.Токмакова, Е.Благинина, С.Есенин и др. 4. Заучивание стих-й наизусть: 5. Словесная игра «Что мне нужно в школе». Рассматривание школьных принадлежностей. 6. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов 7. Театрализованные игры: кукольный театр «Красная Шапочка» 8.Чтение рассказов Л.Толстого «Два товарища», «Косточка» 9. Чтение сказок С.Михалкова «Как старик корову продавал» 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Чтение и пересказ рассказов 3. Закрепление материала дома по данной теме (пункт 3,5) | 1.Картотека загадок, стихотворений 2. Ушакова, Е.М.Струнина «Развитие речи детей 6-6 лет», стр.44, зан.№ 2 3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.26, 28 4. Наглядный дид.материал 5. Рассказы Л.Толстого 6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.394 |
Октябрь | 1. Чтение стих-й об осени 2. Заучивание стихотворений: Е.Трутнев «Осень», А.Твардовский «Лес осень», Л.Разводова «Озорники» 3.Чтение и пересказ: К.Ушинский «Четыре желания» 4. Д/и и упражнения: «Подбери рифму», «Когда это бывает?», «Придумай сам», Кто где живет?» 5. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика 6. Пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания» 7. Участие в конкурсе чтецов 8. Театрализованные игры: театр настольный «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят» 9. Чтение сказок С.Михалкова 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика | 1. Совместно с ребёнком: рисование «Золотая осень» 2. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми 3. Пересказ с детьми дома рассказа К.Д.ушинского | 1. Картотека стихотворений 2. Хрестоматия для детей 3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.7,8) 3. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.35,36 4. Картотека: пословицы и поговорки о временах года 5. Рассказы К.Д.Ушинского 6.С.Михалков «Все самые любимые стихи и сказки», с.404 |
Ноябрь | 1. Чтение стих-й об осени русских поэтов 2. Заучивание стихотворения З.Александрова «Родина», А.Фет «Первый снег» 3. Чтение сказки «Золушка» 4. Д/игра Петрушка угадай мою игрушку» 5. Рассматривание пейзажной живописи, составление описательных рассказов 6. Театрализованные игры: театр настольный «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» 7. Чтение и пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат» 8. Речевая гимнастика «Едем, летим, плывем» 8. Чтение сказки Пузырь, соломинка и лапоть» 9. Рассказывание по картине «Собака с щенятами» 10. Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика 12. Участие в конкурсах чтецов (республиканские, всероссийские) | 1. Чтение с ребёнком произведения, пересказ, разучивание стихов с детьми - учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова | 1. Картотека стихотворений 2. Хрестоматия для детей 3. Книга для чтения в детском саду и дома, с.101 4. Наглядный дид. материал 5. Русские народные сказки 6.В.Бианки «Все самые любимые стихи и сказки» |
Декабрь «Зимушка – зима!» | 1. Чтение и разучивание : стихотворение И.Суриков «Зима», С.Маршак «Тает месяц молодой», «В декабре, в декабре…», З.Орлова «Скоро, скоро Новый год» 2. П. Соловьева. «Подснежник»; Ф. Тютчев. «Зима недаром злится» отрывки) 3. Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза» 4. Чтение сказок «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотой рыбке», «У лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 5.Отгадывание загадок о зиме. Работа с пословицами, поговорками: 6.Рассказывание по картине «Таня не боится мороза»» 7. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, пальчиковая гимнастика 8. Театрализованные игры: театр настольный «Двенадцать месяцев» 9. Импровизация русской народной сказки «Теремок». Показ сказки «Теремок» в младшей группе 10. Д. Мамин – Сибиряк – знакомство с творчеством. «Медведко» -чтение рассказа. 11. Речевая гимнастика «Что вы видите вокруг?» 12. Чтение сказок С.Михалкова «Волшебное слово», «Белые перчатки» 13. Пальчиковые игры 14. Артикуляционная гимнастика 15. Участие в конкурсе чтецов (республиканские, всероссийские) | 1. Совместно с ребёнком: рисунок (аппликация) на тему «Зимушка-зима» 2. Разучивание стихов с детьми 2.Пересказ сказок - уточнить представления детей о названии предметов | 1. О.С. Ушакова с. 99; В.Ю. Дьяченко с. 207. 2. Картотека стих-й Н.В.Нищева «Система коррекционной работы…», с. 295 3.Картотека: загадки о временах года, пословицы и поговорки о временах года 4. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.5) 5. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.39, 40 |
Январь | 1.Чтение: Чтение сказки «Волшебный посох Деда Мороза» 2. Заучивание стихотворений: К.Бальмонт «Снежинка», В.Черняева «Мы слепили снежный ком», С.Есенин «Береза» 3. Д/и и упражнения: «Закончи предложение» 4. Речевая гимнастика (дифференциация звуков с-з) 5. Театрализованные игры: Показ пьесы «Колобок» 6. «Стрекоза и муравей» -чтение басни И.А. Крылова. 7. «Семь Симеонов – семь работников», обр. И. Карнаухова - чтение русской народной сказки. 8. Г. Скребицкий «Как галчонок есть научился» -пересказ произведения 9.Речевая гимнастика «Скажи, какое» 10.Пальчиковые игры 11. Артикуляционная гимнастика 12. Участие в конкурсах чтецов (городские, республиканские, всероссийские) | 1. Разучивание стихов с детьми 2.Пересказ сказки «Волшебный посох Деда Мороза» -Называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу | 1.Книга для чтения в детском саду и дома, с.195 2.Картотека стих-й 3.Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.6) 4. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.145 5.Басни Крылова 6.Русские народные сказки |
Февраль «Защитники Отечества» | 1. П. Воронько «Лучше нет родного края» : Я. Аким. «Апрель»; П. Воронько «Лучше нет родного края», пер. с укр. С. Маршака; 2.Чтение: «Гуси – лебеди» - рассказывание русской народной сказки. 3.Рассматривание иллюстраций «Жизнь животных зимой», «Лес зимой», беседа по содержанию 4.Д/и и упражнения: «К нам пришёл волшебник: я могу только слышать» 5. Л. Фадеев «Зеркало в витрине» чтение стихотворения 6.С. Алесеев «Первый ночной таран» - пересказ рассказа. 7. Е. Воробьев. «Обрывок провода»; М. Зощенко. «Великие путешественники»; 8. Речевая гимнастика «Найди точное слов» 9. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок 10. Театрализованные игры: театр настольный «Три медведя» 11. Заучивание стих-й наизусть: С.Маршак «Дуют ветры в феврале», В.Берестов «Богатыри» 12. Пальчиковые игры 13. Артикуляционная гимнастика 14. Г. Х. Андерсена. «Гадкий утенок» -чтение сказки. | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Пересказ рассказов, сказок - учить детей точно называть предмет, его качества, действия | 1. Хрестоматия для детей 2. Наглядный дид. материал 3. Картотека д/игр, «Раз словечко, два словечко» (с.11) 4. Картотека стих-й 5. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.152 6. Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.41, 42 7. Картотека стих-й |
Март «Весна, весна, как воздух свеж!» | 1.Чтение и разучивание стихотворений: Г.Виеру «Мамин день»; Я.Аким «Весна», Е. Благинина «Посидим в тишине»; Л. Квитко«Бабушкины руки». Е.Серова «Подснежники» 2. «Айога» - чтение нанайской сказки. 3.Чтение рассказов, стихотворений о весне. Рассматривание иллюстраций. 4. Речевая гимнастика (дифференциация звук 5. И. Крылов «Ворона и лиса» - чтение басни. 6. Проговаривание чистоговорок (отработка звука р), скороговорок, 7. Инсценировка знакомых сказок (репетиция) 8. Рассматривание пейзажной живописи 9. Пальчиковые игры 10. Артикуляционная гимнастика 11. Участие в конкурсе чтецов (городские, республиканские, всероссийские) | 1. Разучивание стихов и песен с детьми 2.Пересказ сказок -учить сопоставлять предметы и находить слова, противоположные по смыслу 3. Обсуждение басни | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.156 4.Трясорукова Т.П. «Игры, загадки, стихи и чистоговорки для развития речи», с.42, 43 5. Басни Крылова 6. Картотека чистоговорок, скороговорок |
Апрель Наша Родина Россия | 1. Чтение и разучивание :Ф. Тютчев. «Весенние воды»; А. Фет.«Уж верба вся пушистая» (отрывок); М.Бебина «Российский триколор»; В.Степанов «Космонавт»; С.Маршак «Апрель»
2. Рассказ В. Бианки «Три весны», пересказ 3. В. Орлов «Ты лети к нам, скворушка…» - чтение стихотворения. А. Прокофьев «Родина», З. Александрова «Родина», М.Ю. Лермонтов «Родина», С.Баруздин «За Родину» 4. Речевая гимнастика «Картина – корзина» 5. К. Ушинский. «Слепая лошадь». К. Драгунская. «Лекарство от послушности»; 6. Инсценировка знакомых сказок (показ для младшей группы) 7. Пальчиковые игры 8. Артикуляционная гимнастика 9. Участие в конкурсах чтецов. | 1. Разучивание стихов с детьми 2. Пересказ рассказов 3. Чтение стихотворений - находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию 4. Чтение рассказов | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.159 |
Май | 1. Чтение стих-й о весне, заучивание : А.Усачев «Что такое День Победы?»; Е.Серова «Ландыш»; С.Питиримов «Детский сад»; А.Барто «Здравствуй, лето!» 2.Чтение сказок Бажова 3. Речевая гимнастика (подведение итогов) 4. Чтение и пересказ «Сынко-Филипко», Е. Поленовой 4. Инсценировка сказки (показ для родителей на собрании) 5. Работа с пословицами и поговорками 6. Пальчиковые игры 7. Артикуляционная гимнастика 8. Участие в конкурсах чтецов 8. Диагностика | 1. Разучивание стихов с детьми 2.Рисование по сказкам Бажова 3. Пересказ рассказов | 1. Картотека стих-й 2. Хрестоматия для детей 3. Н.Комратова «Учимся говорить правильно», с.163 4. Картотека пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. - М.: Сфера, 2008. - 128 с.
АрушановаА.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1974. – 96
Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»; Спб., 2004
КартушинаМ.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
Трясорукова Т.П. Игры,загадки, стихи и чистоговорки для развития речи. – Ростов-на-Дону «Феникс», 2015
КомратоваН.Г. Учимся говорить правильно. Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, Творческий центр, Москва, 2004
Книга для чтения в детском саду и дома для детей 5-7 лет, Москва Оникс
Картотека стихотворений, дидактических игр и упражнений
Интернет - ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Волшебные пальчики» (для детей 3-4 лет)
Настоящая программа является авторской программой, социально-психологической направленности и реализуется в детском саду с учётом образовательной программы дошкольного образования.Для реализации...
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики дошкольников «Умелые пальчики» (для детей 4-5 лет)
Пояснительная записка Данная Программа разработана на основе следующих нормативныхдокументов:Ø Конституция РФ ст. 43, 72.Ø Конвенция о правах ребенка (1989г)Ø Федеральный закон «Об образова...
программа дополнительного образования по развитию речи для дошкольников (5-6лет)" ОТ ЗВУКА К БУКВЕ"
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с детьми с 5 - 7 лет в дошкольно -образовательных учреждениях. Она обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении 2...
Проектпо развитию связной речи детей «Раз – словечко, два - словечко» в младшей группе
Дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а также развитие связной речи. Речь пом...
Образовательная программа дополнительного образования по развитию познавательной активности дошкольников посредством песочной анимации "Хочу всё знать"
Обеспечение достижения уровня развития ребенка с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств у детей младшего дошкольного возраста...
ПРОГРАММА дополнительного образования по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз-словечко, два-словечко» на 2022-2023 учебный год
Работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством имеет огромное значение в формировании целостного представления о мире, развитии связной речи и становлении личности ребенка.Значение фолькло...
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей 6-7 лет (включительно) на 2023-2024 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования «Школа мяча» для детей 6-7 лет (включительно) на 2023-2024 учебный год...