Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко…» (4-5 лет)
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» направлена на освоение фонетической стороны речи и развитие у детей способности, ориентироваться в звуковой стороне языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz_slovechko_dva_slovechko._kruzhok.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4
Принята: Утверждена:
педагогическим советом _____________________
Протокол решения
от _____________г. № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Раз словечко, два словечко…»
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 1 год
Составила:
воспитатель Копкина Т.В.
г. Саров
2019 г.
Содержание
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ……………………………………………………………………...стр.3
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Актуальность ………………………………………………………………………………стр.4
1.2. Нормативно-правовая основа Программы ……………………………………………...стр. 4
1.3. Цели и задачи Программы ……………………………………………………………….стр. 5
1.4. Принципы построения и реализации Программы …………………………... ………...стр. 5
1.5. Планируемые результаты освоения Программы ……………………………. ………...стр. 5
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Структура и основные направления реализации программы ………………..стр. 6 - 11
2.2. Методы, используемые при реализации Программы …………………. …………...стр. 11
2.3. Учебный план …………………………………………………………….. ………стр. 12 - 15
2.4. Тематический план ………………………………………………………. ………..стр. 16 -21
2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников ……………………….. .. ……………стр. 21
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Формы организации образовательного процесса ………………………………. … стр. 21
3.2. Методическое обеспечение Программы ……………………………….......................стр. 22
3.3. Дидактическое оснащение Программы…………………………………. ……………стр. 22
3.4. Расходуемый материал ………………………………………………………………….стр. 22
3.5. Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения…. стр. 22
4. Список используемой литературы………………………………………………………. стр. 23
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ:
Наименование программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (ДООП) «Раз словечко, два словечко» |
Направленность ДООП | Социально-педагогическая |
Возраст воспитанников | 4-5 лет |
Нормативно-правовая основа для разработки ДООП | Дополнительная образовательная общеразвивающая программа является нормативным документом, регламентирующим содержание дополнительного образования, деятельность педагогического работника и разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Концепцией развития дополнительного образования детей. Утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». |
Аннотация содержания ДООП | Дополнительная общеразвивающая программа «Раз словечко, два словечко» направлена на освоение фонетической стороны речи и развитие у детей способности, ориентироваться в звуковой стороне языка. |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.1. Актуальность Программы.
Сегодня довольно распространенной является мысль о том, что обучить детей чтению можно и без опоры на фонетику, поэтому некоторые методики, буквари отводят весьма скромное место фонетической работе.
Недооценка значения фонетики, недостаточная фонетическая подготовка дошкольников на начальном этапе обучения - одна из существенных причин орфографических ошибок младших школьников. Почему первоклассники часто пропускают и переставляют буквы? Почему в дальнейшем они не замечают многих орфограмм? Да потому, что не слышат звучащее слово, не умеют легко устанавливать последовательность звуков, быстро ориентироваться в «соседях» и т.д. Чтобы решить эти проблемы письменной речи, нужно в период обучения грамоте заложить хороший фонетический фундамент - от его качества в значительной степени будет зависть успешное обучение письму, в том числе и последующего обучения орфографии.
Отсюда и вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до их знакомства с буквенной символикой).
Средний возраст – пора совершенствования слухового восприятия, фонематического слуха. Это своеобразная подготовка ребенка к предстоящему овладению звуковым анализом слов, что, в свою очередь, готовит ребенка к усвоению грамоты и письменной речи. Чтобы добиться положительной динамики в работе с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо начинать работу по подготовке к обучению грамоте в средней группе детского сада.
Новизна программы.
Новизна программы заключается в использовании элементов различных современных методик, в том числе логопедических, для детей дошкольного возраста, цель которых – предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и формы работы с детьми, используемые в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности.
1.2. Нормативно-правовая основа Программы:
- Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей. Утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13» санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
1.3. Цель: освоение фонетической стороны речи и развитие у детей способности ориентироваться в звуковой стороне языка.
Задачи:
- познакомить с понятием «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- учить проведению звукового анализа коротких слов;
- учить различать и называть гласные, согласные звуки;
- учить различать твердые и мягкие согласные звуки;
- учить делить слова на слоги;
- развитие некоторых графических умений (обведение предмета по контуру, штриховка предмета внутри контура, копирование простейшего рисунка, дорисовывание фигуры, рисование отдельных элементов печатных букв).
1.4. Принципы построения и реализации Программы:
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Системность в отборе и предоставлении образовательного материала.
- Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.
- Сочетание наглядных и эмоционально-образовательных технологий обучения.
- Открытость Программы для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями.
- Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка, его личностных качеств.
- Принцип разнообразия форм, видов и способов организации детской деятельности.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы.
К концу года дети должны уметь:
- называть и различать звук, слог, слово, предложение;
- делить слова на слоги;
- находить слова с определённым звуком;
- определять место звука в слове (начало, середина, конец);
- проводить звуковой анализ коротких слов;
- различать звуки по их качественной характеристике (гласные-согласные, твёрдые - мягкие);
- понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение по картинке;
- проявлять активность, самостоятельность, умение взаимодействовать в коллективе.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
2.1. Структура и основные направления реализации Программы.
В средней группе продолжается работа по развитию фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению действием звукового анализа слов и развитию возможности управления своими руками и пальцами для элементарной подготовки руки к письму.
Впервые для дошкольников речь из средства общения превращается в объекты познания (изучения) и анализа, когда смысловая ее сторона «отделяется» от формальной, на которой концентрируется внимание детей.
Они получают знания об основных законах речи:
- Речь состоит из слов;
- Слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;
- Слова имеют протяженность (бывают длинные и короткие);
- Они звучат (состоят из звуков);
- Слово линейно (звуки идут в нем друг за другом);
- Звуки в словах произносятся по-разному.
В средней группе на занятиях по развитию ориентировки звуковой стороне речи использовался комплект листов (на каждого ребенка) по развитию фонематического слуха у дошкольников 4-5 лет.
В связи с этим занятия строятся таким образом:
I часть - это развитие фонематического слуха:
- Управление своей артикуляцией;
- Звукоподражательные упражнения;
- Интонационные выделения звука в слове и т.п.
II часть - это развитие зрительных функций и овладение произвольными движениями рук:
- Нахождение заданного предмета;
- Его фиксация;
- Цветоразличение;
- Координация движений глаза и руки.
Первая и вторая часть соединяются между собой материалом-связкой - стихами, потешками, играми, тематически связанными с частями занятия.
Работа детей на листах создает условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, что достигается через систему действий, включающих не только словесно-зрительное, но и двигательное ознакомление со словами, звуками.
В процессе выполнения самостоятельных работ на листах, сравнивая собственные результаты с заданными образцами, дети начинают овладевать навыками самоконтроля и самооценки.
Знакомство со звучащим словом.
При формировании представлений о слове выделяем два основных момента:
- вычленение слова из потока речи.
- раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.
С термином «слово» дети знакомятся в процессе общения, при выполнении разнообразных речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря.
С целью выделения слов из потока речи используются разнообразные игровые упражнения, в которых дети словами называют разные предметы и игрушки, их свойства и качества.
Представление о слове закрепляется и в словарных упражнениях, и в упражнениях на словообразование. Одновременно они помогают обратить внимание детей на смысловую сторону слова.
Понятием «слово» знакомим детей и средствами художественной литературы.
Все это помогает воспитывать у детей внимание к слову; они практическим путем усваивают значение слова «слово», воспринимают его как самостоятельную единицу речи, начинают правильно использовать в своей речи.
Сравнение слов по звучанию
В средней группе дети узнают, что слова звучат по-разному: одно и тоже слово можно произнести громко и тихо. У детей закрепляются знания о том, что слова могут звучать быстро и медленно, что они бывают разные и похожие по звучанию. Воспитатель дает образец произнесения, а дети пробуют произнести слова: с разной силой голоса, в разном темпе.
Для закрепления этих знаний используются тексты стихов, чистоговорки, пословицы, скороговорки (по выбору воспитателя), игры.
Знакомство с протяженностью слова (одно-двух и трехсложной слоговой структуры)
В этом возрасте дети получают представления еще об одной речевой единице - о слоге. Умея выделять гласные звуки, они свободно делят слова на части, прохлопывая, прошагивая, пропрыгивая и т.п. ритмико-слоговую структуру (одно-двух- и трехсложных) слов. При этом используются в качестве заместителей мелкие фишки-игрушки, чтобы ребенок наглядно видел, много или мало слогов, короткое или длинное слово получилось. Пересчитывать не обязательно, но и не запрещается. Для решения данной задачи можно проводить дидактическую игру «Телеграф», позволяющую на доступном детям уровне понять принцип работы. Заместители, выставляемые взрослым и ребенком соответственно прохлопыванию слогов слова, являются прообразом будущей графической записи слогов.
Игры:
- «Чье слово длиннее»;
- «Самое короткое слово»;
- «Звуковые часы».
Рассматривание картин, н/р «Лесная полянка» и др., определение коротких, а
затем длинных слов.
При выполнении практических заданий в тетрадях детям предлагаются,
следующие упражнения: - начертить прямоугольник и разделить его на столько частей, из скольких состоит слово;
- Соотнесение картинки – слова с заданными схемами;
Овладение способом и/в звука в слове. Определение первого звука в слове. Называние слов на заданный звук.
В средней группе для решения задачи подготовки детей к звуковому анализу необходимо научить их воспринимать слово не как единый звуковой комплекс, а как некое структурное образование, состоящее из отдельных звуков, то есть научить слышать в слове отдельные звуки. Способом выделения звука в слове является особое произнесение слова - с интонационным, особо подчеркнутым выделением в нем одного звука. При нормальном произнесении слов в повседневном общении такая задача не ставится. Поэтому ребенка нужно специально научить особому протяжному произнесению звука, интонационному выделению (и/в) его (ммак, жжжук), так как это поможет ребенку анализировать звуковой состав слов. А умение анализировать звуковой состав слова будет способствовать предупреждению пропусков букв при письме.
При интонировании звука в слове артикуляция ребенка изменяется и становится управляемой. Именно это делает возможным выделить звук внутри слова.
Единственным образцом такого произнесения является образец воспитателя. Воспитатель фиксирует внимание ребенка на том звуке, на котором надо сконцентрироваться.
Правила. способствующие формированию у детей полноценного действия интонационного выделения звука в слове:
- звук выделяется на фоне слитного произнесения всего слова (не разрушается образ слова).
- после того, как звук выделен, его нужно назвать изолированно так, как он не слышится в слове (мяч - 1-й звук [м'], мак - 1-й звук [м], ель - 1-й звук [й']).
- И\В гласных звуков не рекомендуется, так как при их длительном
произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова.
словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных протягивать, но:
- звуков, которые не тянутся, не так уж и много: б-п, д-т, г-к и их мягкие пары;
- если звук не тянется, его следует интонационно подчеркнуть силой голоса.
повторами и т.п.: кот на [к] как бы нажимая на него, чтобы его услышать ясно. - начинать формировать умение и/в звука в слове лучше всего на односложных словах, в которых тянутся хорошо все согласные звуки. Например: сыр, шар, нос.
- кроме того, для каждой группы звуков есть положение, в котором
соответствующие звуки отделяются от остальных легче всего. Например: согласный взрывной на конце слова, то есть работу с «нетянущимися» согласными следует начинать не со слова «кот», а со слова «мак».
Чтобы сделать занятия более привлекательными, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс и/в звука в слове, предлагаю сравнивать звуки слова с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни (образное восприятие).
Звуки называются «песенками»:
[р] - песенка большого мотора,
[р’] - песенка маленького мотора,
[с] - песенка насоса,
[ж] - песенка жука,
[ш] - песенка ветра,
[з] - песенка комара.
Например, детям предлагается называть предметы и в словах - названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак, тор-рт, шар-р и т.п.).
Введение игровой ситуации облегчает детям выполнение задания.
Для разнообразия можно проводить и звукоподражательные игры.
Хорошие детские стихи, чистоговорки так же способствуют тому, чтобы приучить ребенка к трудному и непривычному протяжению отдельных звуков в словах.
В результате всей этой работы смысловая сторона постепенно переходит в звуковую сторону речи.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (акустическая).
Почти параллельно проводится работа по дифференциации (расчленению) на слух твердых и мягких согласных звуков. Дети умеют сравнивать слова по звучанию и им не трудно установить, что «большой мотор» звучит твердо - р-р-р, а «маленький» - мягко: рь-рь-рь, «большой комар поет - з-з-з, а «маленький» - зь-зь-зь и т.п. При этом дети различают пары звуков, но называют их соответственно «старшими» и «младшими братцами», а не твердыми и мягкими согласными. Кроме заданных игровых ситуаций дети свободно оперируют предметными картинками для решения этой задачи («Выбери и подари картинки братцам»)
В рабочих листах по развитию фонематического слуха дошкольники выполняют следующие задания:
- обвести синим и зеленым карандашом (фломастером) картинки для «братцев»;
- купить продукты для старшего и младшего братца;
- раскрасить картинки определенным (зеленым, синим) цветом;
- расселить картинки для Бима и Бома по домикам (синий дом и зеленый).
Развитие произвольных движений пальцев рук.
Задачи те же, что и для II младшей группы: развитие движений, способствующих управлению своими руками и пальцами, что создает основу произвольности движений у ребенка в целом. Отличие программы средней группы заключается в некотором усложнении самих упражнений и увеличении количества занятий (II младшая группа - 10 занятий, средняя группа - 16 занятий).
Линия усложнения предполагает сначала управление руками, потом координированность движений обеих рук, развитие гибкости и мелкой мускулатуры кисти и пальцев. В средней группе мы не придерживаемся условного деления движений на две группы: для рук и для пальцев. Предлагаемые детям движения сочетают и ту, и другую задачу, так как они усложняются по образцу выполнения и по образному контексту, в который включается. Если в младшей группе они являлись примером яркого копирования движений взрослого, то в средней группе главное место занимает образный контекст движения, вхождение в него, словесное сопровождение и эмоциональное отношение ребенка к тому, что он изображает.
Освоение действия звукового анализа трех звуковых слов.
Решение всех перечисленных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов (ЗАС), то есть последовательному вычленению всех звуков в слове по порядку, моделированию на картинках-схемах звукового состава слов различной структуры с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей.
Для анализа слов используется специально разработанный авторами программы наглядный материал. Он представляет собой картинку-схему (изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам) с последовательным рядом клеточек, равных количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки.
Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется. Схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию: если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Модель слова, которая получается в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность.
При обучении детей ЗАС им предлагаются средства для его проведения и, педагоги обучают этими средствами пользоваться:
- схема звукового состава слова;
- фишки;
- интонационное выделение звуков в слове.
ЗАС проводится воспитателем только на первом занятии, когда дети знакомятся со всеми средствами его проведения. В дальнейшем дошкольники делают это сами с помощью педагога.
С первых же занятий учим ребенка вести указкой по клеточкам схемы в таком же темпе и ритме, как произносится разбираемое слово. Сначала это сделать нелегко, поэтому объясняю правило доступным детям языком: «В каждом домике (клеточке) живет один звук (у каждого звука есть свой домик (клеточка))».
Если согласные звуки можно немного тянуть голосом (н, л, м, р и т.п.), то указкой двигаю медленно, по мере произнесения звука, а если их можно только интонационно подчеркивать голосом, то указкой двигаю быстрее. Детям объясняется это так: «Звук произносим быстро, не тянем, мы не можем задерживаться в этом домике и переходим в другой». В таких случаях берём руку ребенка (с указкой) и двигаем ее вместе е ним, придерживая и направляя.
Начинается работа со слов, состоящих из 3 звуков (мак, дом, дым, лук, лес, кит).
Этапы работы над ЗАС:
- этап: произнесение слова с интонационным выделением первого звука,
называние звука изолированно.
- этап: обозначение этого звука фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек).
- этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется второй звук слова, указка задерживается под второй клеточкой и синхронно с этим произносится второй звук.
- этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова третий звук слова — указка задерживается под третьей клеточкой и синхронно с этим звук произносится громче, четче всех других звуков.
Это аналитико-синтетический звуковой (фонемный) анализ слов.
Несколько примечаний относительно средств для проведения ЗАС.
- Картинка-схема должна быть проста. Изображение может быть выполнено в черно-белом сочетании линий. Цветовая гамма не обязательна.
- Не должно быть тонирования фона картин.
- На картинке-схеме не рекомендуется рисовать рамки, виньетки вокруг изображения.
- Изображение слова-названия должно быть предельно просто и четко (дом, а не избушка; мак, а не букет; луна, а не месяц).
- Основные методы, используемые при реализации программы:
- Методы организации и осуществления детской деятельности (словесные; наглядные; практические; продуктивные; проблемные ситуации; исследовательская деятельность; самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
- Методы стимулирования и мотивации (развивающие игры; проблемные ситуации; наводящие вопросы; вопросы поискового характера; обучающие дискуссии; создание ситуаций успеха, признания и поддержки; насыщение деятельности впечатлениями и открытиями; введение системы стимулирования).
- Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
2.3. Учебный план по развивающему занятию «Раз словечко, два словечко» для детей 4-5 лет.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля |
Слово. | 2 | ||
1. | Слово. Предмет. | 1 | Дети узнают, что такое слово. Научатся называть разные слова. |
2. | Короткое и длинное слово. | 1 | Определяют длинные и короткие слова по звучанию. Подбирают противоположные слова к заданным словам. |
Звуки | 19 | ||
3 | Звук «Ш». | 1 | Выделяют звук «Ш» в словах. Определяют место звука «Ш» в словах. Придумывают слова на заданный звук. |
4. | Звук «Ж». | 1 | Выделяют звук «Ж» в словах. Определяют место звука «Ж» в словах. Придумывают слова на заданный звук. Различают звуки «Ш» и «Ж». |
5. | Твердые и мягкие согласные звуки. Звуки «М», «М'». | 1 | Различают на слух твердые и мягкие согласные звуки. Интонационно выделяют в словах звуки «М» и «М'». |
6. | Звуки «П», «П'». | 1 | Научатся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Произносить слова с интонационным выделением звуков «П» и «П'»; соотносить их со знаковым изображением. Называть слова с этими звуками. |
7. | Звуки «С», «Ш». | 1 | Определяют первый звук в слове. Дифференцируют звуки «С» и «Ш» на уровне слова и слога, артикуляции. |
8 | Предложение. Звуки «С», «З». | 1 | Дифференцируют звуки «С» и «З» на уровне слова и слога. Составляют предложение. Делят слова на слоги. |
9 | Звуки «Н» и «М». | 1 | Дифференцируют звуки «Н» и «М» на уровне слова и слога, артикуляции. Составляют распространенные предложения. |
10 | Звуки «В», «В'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «В» и «В'»; соотносят их со знаковым изображением. Называют слова с этими звуками. Составляют распространенные предложения. |
11 | Звуки «Б», «Б'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «Б» и «Б'». Называют слова с этими звуками. Дифференцируют звуки «Б» и «П». Составляют распространенные предложения. |
12 | Звуки «Т», «Т'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «Т» и «Т'», соотносят их со знаковым изображением. Определяют звук в середине и в конце слова с помощью модели слова. |
13 | Звуки «Ф», «Ф'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «Ф» и «Ф'»; называют слова с этими звуками. Умеют различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. |
14 | Звук «Ц». | 1 | Выделяют первый звук в слове.. Произносят слова с интонационным выделением звука «Ц»; называют слова с этими звуками. Умеют «дочитывать» предложения по картинке. |
15 | Звуки «С», «З», «Ц». | 1 | Дифференцируют звуки «С», «Ц», «З» на уровне слова и слога. |
16 | Звуки «Л», «Л'». | 1 | Называют первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Произносят слова с интонационным выделением звуков «Л» и «Л'»; соотносят их со знаковым изображением.. Дифференцируют твердые и мягкие согласные звуки и сравнивают звуки по этому признаку. Составляют предложение по сюжетной картинке по знаковой схеме. |
17 | Звуки «К», «К'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «К» и «К'»; соотносить их со знаковым изображением. Называют слова с этими звуками. Называют парные согласные звуки – твердые и мягкие. Составляют предложения по сюжетной картинке по знаковой схеме. |
18 | Звуки «Г», «Г'». | 1 | Произносят слова с интонационным выделением звуков «Г» и «Г'»; соотносят их со знаковым изображением. Называют слова с этими звуками. Называют первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Называют парные согласные звуки – твердые и мягкие. |
19 | Звуки «К» и «Г». | 1 | Дифференцируют звуки «К» и «Г» на уровне слова и слога. Распространяют предложения. Составляют предложения по сюжетной картинке без схемы. |
20 | Звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И». | 1 | Дифференцируют на слух гласные звуки, соотносят их со знаковым изображением. Называют парные согласные звуки – твердые и мягкие. Произносят слитно несколько гласных звуков (ИА, АУ, УА). Составляют предложение по сюжетной картинке без схемы. Производят анализ коротких слов (АУ, УА). |
21 | Звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И». | 1 | Дифференцируют на слух гласные звуки. Называют парные согласные звуки – твердые и мягкие. Произносят вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки (МУ, БИ, ПИ, АМ…). Анализируют слова КОТ. |
Анализ слов | 3 | ||
22 | Анализ слов. | 1 | Делят слова на слоги. Произносят вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки. Составляют предложение с заданным количеством слов по сюжетной картинке. |
23 | Анализ слов. | 1 | Произносят вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки. Составляют и распространяют предложения. Составляют предложение с заданным количеством слов по сюжетной картинке. Производят анализ слова ДОМ. |
24 | Анализ слов. | 1 | Производят анализ слов. Подбирают прилагательные к заданным существительным. |
- Тематический план развивающих занятий «Раз словечко, два словечко» для детей 4-5 лет.
№ п/п | Дата проведения | Программное содержание | Методы и приемы | Разное | |
ОКТЯБРЬ | |||||
1. | 4 неделя. Слово. Предмет. | Познакомить с термином «слово», с разнообразием слов. Развивать слуховое внимание. Регулировать громкость голоса, темп произнесения слова. Воспитывать внимание, интерес к занятиям, развивать фонематический слух. | Д/и «Длинные и короткие слова». Д/И «Определи первый звук в слове». Д/и «Тихо – громко». | ||
2. | 5 неделя. Короткое и длинное слово. | Познакомить с линейностью и протяженностью слов. Учить детей называть слова противоположные по значению. Развивать фонематический слух, звуковое восприятие речи. | Д/и «Наоборот», Д/и «Определи первый звук». Д/ и «Назови слово на заданный звук». | ||
НОЯБРЬ | |||||
3. | 1 неделя. Звуки. Звук «Ш» | Познакомить детей с устройством артикуляционного аппарата при проведении артикуляционной гимнастики. Учить интонационному выделению звука «Ш»; учить называть слова со звуком «Ш», соотносить его со знаковым изображением. Развивать фонематический слух, связную речь. | Упр. «Собачка», «Воротики», «Накажем непослушный язычок». Д/и «Назови слова с заданным звуком». Д/и «Определи первый звук». | ||
4. | 2 неделя. Звук «Ж» | Продолжать ознакомление с линейностью и протяженностью слов. Учить интонационному выделению звука «Ж»; соотносить его со знаковым изображением. Учить называть слова со звуком «Ж». Учить различать звуки «Ш» и «Ж». | Д/и «Где находится звук Ж?». Д/и «Веселый счет». | ||
5. | 3 неделя Твердые и мягкие согласные звуки. Звуки «М», «М'» | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «М» и «М'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и Наоборот», Д/и «Придумай слова на мягкий звук». Д/и «Придумай слова на твердый звук». | ||
6. | 4 неделя Звуки «П», «П'» | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «П» и «П'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и «Назови слово на заданный звук». Д/и «Кто, что делает?». Д/и «Наоборот». | ||
ДЕКАБРЬ | |||||
7. | 1 неделя Звуки «С», «Ш» | Учить различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Учить определять первый звук в слове. Учить дифференцировать звуки «С» и «Ш» на уровне слова и слога, артикуляции. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и» «Определи первый звук в слове». Д/и «Определи последний звук в слове». Д/и «Придумай слова на заданный звук». | ||
8. | 2неделя Предложение. Звуки «С», «З» | Учить дифференцировать звуки «С» и «З» на уровне слова и слога. Учить составлять предложение. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и «Составь предложение». Д/И «Сколько слов в предложении?». «Определи место звука в словах». | ||
ЯНВАРЬ | |||||
9. | 3 неделя Звуки «Н» и «М» | Учить дифференцировать звуки «Н» и «М» на уровне слова и слога, артикуляции. Учить составлять и распространять предложение. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и «Назови ласково по звукам», Задание «Произнеси и опиши звук». Упражнение «Где живет звук?» | ||
10. | 4 неделя Звуки «В», «В'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «В» и «В'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Учить составлять и распространять предложение. | Д/и «Назови ласково по звукам», Задание «Произнеси и опиши звук». Упражнение «Где живет звук?». «Составь предложение». | ||
ФЕВРАЛЬ | |||||
11. | 1 неделя Звуки «Б», «Б'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «Б» и «Б'»; учить называть слова с этими звуками. Учить дифференцировать звуки «Б» и «П». Учить распространять предложение. | Чем отличаются слова БАНКА. ПАНКА. Д/и «Наоборот». | ||
12. | 2 неделя Звуки «Т», «Т'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «Т» и «Т'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Учить определять звук в середине и в конце слова с помощью модели слова. | Д/и «Определи место звука в словах». Д/и «Какой, какая, какое?». Д/и «Придумай слова на заданный звук». | ||
13. | 3 неделя Звуки «Ф», «Ф'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «Ф» и «Ф'»; учить называть слова с этими звуками. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить называть звуки, противоположные по твердости-мягкости. Учить «дочитывать» предложения по картинке. | Составь предложение по картинкам. Определение мягких и твердых звуков. Д/и «Определи место звука в словах». | ||
14. | 4 неделя Звук «Ц», | Учить называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Учить произносить слова с интонационным выделением звука «Ц»; учить называть слова с этими звуками. Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные и соотносить их со знаковым изображением. Учить «дочитывать» предложения по картинке. | Анализ слова ДЫНЯ. Д/и «Найди слово». Придумай предложение, сколько слов в предложении. Запиши предложение в виде схемы | ||
МАРТ | |||||
15. | 1 неделя Звуки «С», «З», «Ц» | Учить дифференцировать звуки «С», «Ц», «З» на уровне слова и слога. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. | Д/и «Найди слово по звукам». Повторение изученных букв и звуков. Задание «Поймай звук». Упражнение «Волшебный карандаш» | ||
16. | 2 неделя Звуки «Л», «Л'» | Учить называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «Л» и «Л'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Обучать дифференциации твердых и мягких согласных звуков и сравнению звуков по этому признаку. Учить составлять предложение по сюжетной картинке по знаковой схеме. | Составление предложений по сюжетной картине. Д/и «Определи место звука в словах». Д/и «Назови первый и последний звук в слове». | ||
17. | 3 неделя Звуки «К», «К'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «К» и «К'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Учить называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Учить называть парные согласные звуки – твердые и мягкие. Учить составлять предложение по сюжетной картинке по знаковой схеме. | Д/и «Придумай слова на заданный звук». Игры на определение мягких и твердых звуков. Д/и «Назови пару». | ||
18. | 4 неделя Звуки «Г», «Г'» | Учить произносить слова с интонационным выделением звуков «Г» и «Г'»; соотносить их со знаковым изображением. Учить называть слова с этими звуками. Учить называть первый звук в слове без предварительного интонационного выделения. Учить называть парные согласные звуки – твердые и мягкие. Учить составлять предложение по сюжетной картинке по знаковой схеме. | Д/и «Найди слово по звукам». Д/И «Придумай слово на заданный звук». Д/и «Потерянный звук». Д/и «Раздели на части». Составить предложение. | ||
АПРЕЛЬ | |||||
19. | 1 неделя Звуки «К» и «Г» | Учить дифференцировать звуки «К» и «Г» на уровне слова и слога. Учить распространять предложение. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить составлять предложение по сюжетной картинке без схемы. | Д/и «Раздели слово на части». Придумать предложение. Д/и «Определи место звука в слове». | ||
20. | 2 неделя Звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» | Учить дифференцировать на слух гласные звуки, соотносить их со знаковым изображением. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить называть парные согласные звуки – твердые и мягкие. Учить произносить слитно несколько гласных звуков (ИА, АУ, УА) Учить составлять предложение по сюжетной картинке без схемы. Анализ коротких слов (АУ, УА). | Д/и «Найди пару». Д/и «Назови звук». Составь предложение. Д/и «Наоборот». | ||
21. | 3 неделя Звуки «А», «О», «У», «Ы», «Э», «И» Слоги. | Учить дифференцировать на слух гласные звуки. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить называть парные согласные звуки – твердые и мягкие. Учить произносить вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки (МУ, БИ, ПИ, АМ…). Анализ слова КОТ. Учить распространять предложение по двум сюжетным картинкам | Д/и «Назови слово по звукам». Повторение изученных звуков, придумывание слов с заданными звуками. | ||
22. | 4 неделя Анализ слов | Учить детей делить слова на слоги. Учить произносить вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки. Учить составлять предложение с заданным количеством слов по сюжетной картинке. | Упр. «Раздели слова на слоги». Упражнение «Придумай предложение и сделай схему». Д/и «Найди короткое слово». | ||
МАЙ | |||||
23. | 1 неделя Анализ слов | Учить произносить вместе гласные и согласные звуки (слоги)- песенки. Учить составлять и распространять предложение. Воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Учить составлять предложение с заданным количеством слов по сюжетной картинке. Анализ слова ДОМ. | Д/и «Найди короткое слово». Упр. «Раздели слова на слоги». Д/и «Назови слово по звукам». Повторение изученных звуков и букв. | ||
24. | 3 неделя Анализ слов. | Закреплять умение проводить звуковой анализ слов; учить различать гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки; учить подбирать слова с заданным звуком. Учить подбирать прилагательные к заданным существительным. Развивать фонематический слух. | Анализ слова МАК, РАК. Д/и «Назови ласково». Д/и Какой, какая, какое?». Составление предложений. Сделать схему предложения. |
2.5. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для всестороннего развития и успешного воспитания детей взаимодействие семьи и дошкольного учреждения просто необходимо. Поэтому необходимо в группе установить деловой доверительный контакт с родителями, привлекая их к воспитанию, развитию своих детей и к активному участию в жизни группы.
- Знакомство родителей с программными задачами на учебный год (полугодие) на родительских собраниях;
- Беседы с родителями об индивидуальном развитии их ребенка по этому
разделу; - Проведение консультаций по определенной развивающей задаче (н/р, «Интонационное выделение звука» и т.п.);
- Тематические материалы в папках-передвижках (иногда по желанию родителей (н/р, «Пальчиковые игры», «Словесные игры» и т.п.);
- Выставки книг по подготовке детей к грамоте;
- Выставки дидактических игр по грамоте;
- Просмотры открытой непосредственно образовательной деятельности по грамоте в рамках Дней открытых дверей и фрагментов совместной образовательной деятельности педагога и детей на родительских собраниях;
- Участие родителей в подготовке дидактического материала непосредственно образовательной деятельности (НОД);
- Консультации по подбору развивающих дидактических игр для детей дошкольного возраста по грамоте (развитие фонематического слуха, закрепление букв русского алфавита и т.п.).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
3.1. Формы организации образовательного процесса:
- специально – организованная деятельность педагога с детьми;
- самостоятельная деятельность детей;
- использование новых технологий;
- беседы;
- поисково-исследовательская деятельность;
- дидактические игры.
3.2. Методическое обеспечение Программы:
- методическое пособие Колесниковой Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий» – М.: ГНОМ и Д, 2001 г.
- методическое пособие Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В.Дуровой, Л.Н.Невской «Обучение дошкольников грамоте».- М. Школьная Пресса, 2004 г.
3.3. Дидактическое оснащение Программы:
- наборное полотно, маркерная доска;
- интерактивная доска;
- ноутбук;
- предметные картинки для изучения звуков, названия которых включают изучаемые звуки в различных позициях;
- полоски и кружки для определения места звука в слове, кружки для звукового анализа;
- музыкальные инструменты;
- игрушки, стихи, картотеки чистоговорок, потешек;
- дидактический игрой материал;
- карточки-схемы (для звукового анализа слова: по звукам, по слогам).
- Расходуемый материал.
- цветные карандаши;
- маркеры;
- цветная бумага:
- цветной картон;
- тетради в клетку;
- простые карандаши.
- Особенности реализации программы в условиях образовательного учреждения:
- Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет).
- Сроки реализации: программа рассчитана на один год обучения, 24 занятия.
- Регулярность занятий: 1 раз в неделю.
- Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и нормами СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (20 минут).
- Основная форма организации работы с детьми: организованная деятельность с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Деятельность строятся в занимательной, игровой форме.
- Количество детей в группе 25 человек. 1 подгруппа – 12 человек, 2 подгруппа – 13 человек.
4. Список используемой литературы.
1. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Л.Н. Невская Методическое пособие «Обучение дошкольников грамоте». М.: Школьная Пресса, 2004 г.
2. Жукова О. «Игры со сказками». С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005 г.
3. Иванкова В.Н. «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок». М.: Аквариум, 2007 г
4. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. М.: Гном и Д., 2011 г.
5. Колесникова Е.В. Методическое пособие «Развитие фонематического слуха у детей 4 – 5 лет. Сценарии учебно-игровых занятий». М.: ГНОМ и Д., 2001 г.
6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
7. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. М.: Творческий центр «Сфера», 2010 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко..."
На современном этапе развития системы дошкольного образования особенно актуальны вопросы предупреждения, диагностики и коррекции речевых нарушений у детей раннего возраста. Представленная ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".
Программу реализует МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 7» п. Ширинский. В основу программы положены общедидактические и специальные ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Раз словечко, два словечко".
В програмее "Раз словечко, два словечко" представлены методики, приемы и формы работы с детьми средней группы. Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, ...
Дополнительная образовательная программа по развитию речи детей "Раз словечко, два словечко".
Дополнительная развивающая программа содержит материал по лексическим темам, который направлен на развитие лексико-грамматического строя речи дошкольников 4-5 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Раз – словечко, два – словечко».
Дошкольный возраст-важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. ...
Дополнительная общеобразовательная программа по речевому развитию «Словечко» в средней группе
Цель программы развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологический речи, обогащение активного словаря....
Дополнительная образовательная программа "Раз - словечко, два - словечко"
Направленность программы «Раз - словечко, два - словечко» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – учебно...