Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу
материал по развитию речи

Вагабова Саният Магомедовна

Речь – важнейший инструментарий, которым должен овладеть ребенок для успешного развития.

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни, помогает развитию речи.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия художественной литературы на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется основной принцип обучения в ДОУ – учить играя.                                                                                                            Младший дошкольник не способен в полной мере овладеть театральным искусством. Дети воспринимают игру как спектакль, доставляющий ребенку много радости от его художественного содержания и, особенно, от собственного актерства.

С младшего дошкольного возраста учим детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него. Часто обращаемся к устному народному творчеству, в том числе, например, к пестушкам. потешкам, закличкам (к малым формам УНТ), побуждающим ребенка к диалогу и речевой активности, звукоподражанию.

В группе младшего возраста начали свою работу с разыгрывания небольших детских стишков, четверостиший. Любимые игрушки детей стали не раз приходить в гости и посещать занятия, их персонажи, в качестве участника - играли с детьми, учили мыть ручки, правильно одеваться, есть...

Театрализованные пальчиковые игры способствуют развитию детской фантазии,

 

воображения, учат искренне сопереживать: радость, печаль, гнев, тревогу и др.

 

Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий

из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать

 

окружающий мир.

            Много времени провели, играя пальчиками, развивая речь через мелкую моторику используя пальчиковые игры и потешки к ним. Дети принимали активное участие в «оживлении» своих пальчиков, разговаривали с ними, пытались запоминать стишки, радовались новым героям «пальчикового» театра.

С небольшой помощью нас – педагогов, дети разыгрывали небольшие сказки, стихи таких писателей, как  С.Маршак, А.Барто. С помощью атрибутов, таких как шапочки, маски, костюмы, театральные игрушки, играли в небольшие драматизации, отгадывали загадки о животных, где предлагали детям изобразить отгадку.                                                                                                               В младших группах детского сада, на протяжении двух лет мы учили детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следили за развитием действия в сказке, учили сочувствовать положительным героям, проживать трагедии и характеры отрицательных. Оказалось, очень важным привлекать внимание детей к образному языку сказок, рассказов и стихотворений, множественные повторения при заучивании отдельных слов, выражений персонажей развивали память наших малышей. Даже если они повторяли интонацию за воспитателем, это стало основой для дальнейшего самостоятельного развития интонационной выразительности в старшем дошкольном возрасте.

В средней группе для нас стало важным, чтобы дети правильно поняли смысл художественного произведения, его содержание и вид деятельности. Так К.Д. Ушинский тоже считал необходимым сначала привести ребенка к пониманию произведения, которое предстоит прочитать, а затем уже читать его, не усложняя лишними толкованиями. С этой целью мы активизировали личный опыт детей, обогатили их представления путем организации наблюдений, экскурсий, просмотра картин при чтении и ознакомлении с художественной литературой.

Считаем, что выразительность чтения, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Для более точного восприятия художественного произведения мы задавали детям разнообразные вопросы, которые условно можно классифицировать следующим образом:

- позволяющий выяснить эмоциональное отношение к событиям и персонажам («Кто вам больше всего нравится и почему?»);

- направлен на выявление основного смысла произведения, его проблемы;

- обращать внимание на языковые средства выразительности;

- направлены на воспроизведение контента;

- подведение к выводам.

Таким образом, с детьми младшего  дошкольного возраста знакомство с художественной литературой осуществлялось на протяжении двух лет с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте мы пришли к выводам, что необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка небольшая по содержанию, можно рассказать ее 2-3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После прочтения рассказа, сказки лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембра, сказка «Маша и Медведь»). Повторяя эти строки, при театрализации, проигрывании сюжета дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова ее персонажей.

Подводя итог вышесказанного, хочется добавить, что художественная литература в виде ознакомления с устным народным творчеством и литературными произведениями детских авторов дают детям образцы ритмичной речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок – золотой гребешок, петрушка, лисичка и т. д. Повторение песен персонажами народных сказок, имен героев закрепляет в сознании детей эти образные слова, они начинают их использовать в своих играх-драматизациях, простых театрализациях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу Воспитатель: Вагабова С.М.

Слайд 2

Актуальность Детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной деятельности, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для ребенка.

Слайд 3

Задача в области речевого развития детей помощь в освоении детьми разговорной речи, что предполагает создание условия для развития таких умений, как понимание обращенной речи с опорой и без опоры на наглядность, контакт с окружающими, выражение своих мыслей, чувств, впечатлений, используя речевые средства

Слайд 4

В. А. Сухомлинский «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

Слайд 5

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Театрализованная деятельность тесно связана с литературным и художественным произведением. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста .

Слайд 7

Играем в театр (2младшая группа)

Слайд 8

Играем в театр ()

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование по Теме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Комплексно-тематическое планирование поТеме : «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитиеВоспитатель: О.А. Бобрыш         Актуальность.Развитие речи...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с произведениями художественной литературы о природе

-Описание природы и повадок животных в произведениях писателей и поэтов;-Педагогическая диагностика развития речи детей младшего возраста;-Использование художественной природоведческой литературы;-Обр...

Развитие активной речи детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы и настольно –печатных игр.

Я работаю воспитателем во второй группе раннего возраста. Большой упор в своей работе делаю в сторону развития активной речи детей. И хочу немного расказать о важности художественной литературы для ра...

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...

Проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»

Актуальность.Родная культура и речь должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Знакомство с устным народным творчеством пробуждает в детях интерес к родному языку, е...