Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.
учебно-методический материал (младшая группа)
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через художественную литературу.
Чувство патриотизма очень обширно по своему содержанию и не может быть определено, одним словом. С. Михалков писал: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, может стать подлинным патриотом».
Пробудить в ребенке любовь к Родине, чувство патриотизма; заложить важнейшие черты характера: любовь к ближнему, порядочность, способность к состраданию; приобщить к общечеловеческим нравственным ценностям - является одной из основных задач патриотического воспитания детей.
Важную роль в формировании патриотических качеств у детей играет художественная литература. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что устное народное творчество является идеальным средством для нравственно - патриотического воспитания, поскольку прививает детям любовь к родителям, родственникам, братьям, сестрам; формирует культурно-гигиенические навыки, знакомит с красотами русской природы, родного дома, малой Родины.
Произведения устного народного творчества таят в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяют с самого раннего детства побуждать к познавательной деятельности и речевой активности, удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.
В работе с детьми необходимо широко использовать все виды народного фольклора: колыбельные песни; потешки; народные праздники; народные игры; сказки, различные виды театра.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам.
Так, процесс умывания можно сопровождать такими потешками как: «Водичка, водичка, умой мое личико…»
При причесывании: «Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса…»
Во время кормления: «Умница Катенька, ешь кашу сладеньку...»
При укладывании спать « А баю, баю, баю, не ложися на краю...»
Сказки – особая фольклорная форма, призванная рассказать детям о добре и зле, воспитать в ребенке трудолюбие, уважение к самому себе и окружающим, честность, справедливость, научить смекалке.
В младшем и среднем дошкольном возрасте используем русские народные сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Заюшкина избушка» и др.
Для наилучшего восприятия сказки активно используем различные виды театра: кукольный, настольный, пальчиковый.
Патриотическое воспитание - это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. С младенчества ребёнок слышит колыбельные, потешки, сказки, сложенные русским народом. Загадки, пословицы, поговорки входят в речь ребёнка легко; сказки формируют любовь к своему народу, раскрывают их быт, воспитывают интерес к прошлому. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Русские народные сказки, полны чудесного вымысла, противостояния добра и зла, они не только радуют детей, но и закладывают основы нравственности. Это самый яркий и любимый жанр для детей. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки - уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
- дружба помогает победить зло («Зимовье»);
- добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
- зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью. В русских народных сказках раскрыты определенные социальные отношения, показаны быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, русский взгляд, русский ум - все, что делает сказку национально-самобытной и неповторимой. Идейная направленность русских сказок проявляется в отражении борьбы народа за прекрасное будущее. Русскому народу свойственно сознание того, что человек всегда встречается на своем пути с жизненными трудностями, а своими добрыми поступками он их обязательно преодолеет. Герой, наделенный такими качествами как доброта, щедрость, честность глубоко симпатичен русскому народу.
Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки, с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Чувствительность детей дошкольного возраста к художественному слову очень велика. Детская литература – это средство воспитания, формирования личности ребёнка, органическая часть общей литературы, в ней выражены чувства, переживания, эмоции людей.
Восхищение, удивление и уважение вызывают у детей рассказы о различных профессиях, особенно тех, с которыми они еще не были знакомы в своей повседневной жизни – полярники, путешественники, ученые, военные, пожарные, космонавты. Знания о различных возможностях проявить свое мужество и героизм вдохновляют детей, воспитывают в них стремление овладеть «героической» профессией, служить людям и Отечеству.
Рассказы о природе – изучаются с целью ознакомления детей с природой, что является частью формирования патриотического отношения к родному краю. Любовь к природе начинается с удивления, радости от узнавания, восхищения. В рассказах описывается красота родной природы в ее постоянном изменении, взаимодействие всех живых существ с их повседневными заботами и хлопотами. Персонажи естественны и их переживания, описанные авторами, близки детям. (К. Паустовский, В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин).
Стихи о Великой Отечественной Войне, рассказывающие о подвигах и мужестве солдат и партизан, защищавших Родину, не жалевших себя в борьбе – являются важной составляющей нравственно-патриотического воспитания. (С. Михалков, С. Васильев, А. Твардовский, А. Барто).
Рассказы о Великой Отечественной Войне, о детях и подростках, участвовавших в борьбе с захватчиками, знакомят современных детей с подвигами их прабабушек и прадедушек. Дети сопереживают персонажам, волнуются; впервые осознают жестокость и беспощадность войны к простым людям, негодуют против фашизма, нападения на мирных жителей, получают первые знания о равенстве всех рас и национальностей. (А. Гайдар, Л. Кассиль, А. Митяев).
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной детской литературы для нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Как правило, такие книги ярко проиллюстрированы, содержат подходящий для детского восприятия материал, изложенный в виде увлекательных рассказов.
Дети знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё отечество, Родину.
Но для яркого запоминания и усвоения одного лишь устного знакомства недостаточно. В этом возрасте сохраняется наглядно-образное мышление, поэтому, чтобы у детей сложилось представление о явлении (будь то понятие государственных символов, красоты родной природы, военной героики) – нужна опора на визуальные впечатления.
Для сопровождения чтения вслух сказок, былин, рассказов, необходимо использовать наглядные пособия, репродукции картин, иллюстрации в книгах, презентации, фотографии, открытки по теме.
Для закрепления впечатления от прочитанного, а также для контроля усвоения детьми материала, воспитанникам дается возможность творчески выразить впечатления с помощью изо деятельности, конструирования, лепки. Заинтересованность воспитанников или продуктивность их деятельности показывает, насколько интересно было для детей художественное произведение.
Чтобы воспитать чувство патриотизма у дошкольников, педагоги в своей работе должны использовать различные методы организации деятельности детей: целевые прогулки, экскурсии к памятникам, монументам, в краеведческий музей, спортивные развлечения, музыкальные праздники.
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является благоприятным средством, которое способствует нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста, через проектную деятельность.
Проблема воспитания у детей любви к своей малой Родине выпала из поля зрения ученных и практиков. И, как следствие - падение духовной нравственности, отсутствие у подрастающего поколения т...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя МБДОУ «Солнышко» с.Голубинка Науменко Светланы Васильевны по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой народов населяющих КРЫМ »
Актуальность темы. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач дошкольного образовательного учреждения. К концу дошкольного периода ребенок должен усвоить следующее: наш...

Статья. Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру " Ходилка-бродилка, по следам русских народных сказок".
В статье говорится о важности патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры....

Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через проектную деятельность
Патриотическое воспитание необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Проектно-исследовательская деятельность помагает нам связать в целое процесс обучения и воспитания с реальными событиями ...

Отчет по теме самообразования «Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через истоки русской народной культуры».
Уважаемые коллеги! Я хотела бы поделится опытом работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Статья "Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру «Ходилка-бродилка, по следам русских народных сказок».
В статье рассказывается, о том, как через дидактическую игру, можно прививать патриотическое воспитание дошкольников"...

Доклад представления опыта работы «Воспитание нравственно-патриотических чувств детей младшего дошкольного возраста через квест-игру «Пропавшие краски»
Доклад выступления на районном методическом объединении воспитателей ДОУ младшего дошкольного возраста...