занятие по развитию лексико грамматическому строю речи по теме овощи.
план-конспект урока по развитию речи (старшая группа)
уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Овощи»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_ovoshchi.docx | 518.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ОВОЩИ»
Цель: уточнять, расширять и активизировать предметный, глагольный словарь и словарь признаков по теме «Овощи»;
- учить определять овощи-вершки и овощи-корешки;
- учить детей правильно образовывать имена прилагательные и согласовывать их с именами существительными в роде;
- учить детей правильно образовывать форму множественного числа именительного падежа имен существительных;
- учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением;
- учить детей составлять рассказы-описания овощей, с опорой на картинный план;
- развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление.
Оборудование: карточки с цветными изображениями одного и нескольких овощей, картинки с изображением маленьких и больших овощей, магнитно-маркерная доска, овощи, картинный план для рассказа – описания.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Интеллектуальная разминка.
Предложит детям быстро ответить на вопросы:
- Какое время года? - Какой день надели?
- Какой месяц? - Что бывает перед осенью, а что за ней?
- Сколько осенних месяцев? - Назвать их.
2. Д/у подружим все слова.
Нужно со слов составить предложение: пришла, нам, к, осень. Овощи, огород, в, выросли. Овощи, полезно, это, витамины.
3. Сообщение темы.
Как вы думаете ребята о чем мы сегодня будем говорить?
Поздним летом в огород
Собирается народ.
Зрел все лето урожай.
Что собрали? Отгадай!
Здесь весною было пусто,
Летом выросла... (капуста)
Собираем мы в лукошко
Очень крупную... (картошку)
От дождя земля намокла —
Вылезай, толстушка... (морковка)
Надо поклониться низко,
Чтобы вытащить... (редиска)
Помогает деду внук —
Собирает с грядок... (лук)
Вот зеленый молодец,
Сочный, длинный... (огурец)
Вот и все! Хоть и устали,
Урожай мы весь собрали
4. Физкультминутка «Вершки и корешки».
Покажи овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй, - «вершки», и овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле, - «корешки».
Логопед называет овощи, а дети показывают
Вершки дети срывают руками и кладут в корзинку (выполняют движения руками)
Корешки выкапывают из под земли и слаживают (показывают как выкапывают)
Вершки - помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй
Корешки - морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки)
5. Игра «Жадина»: Представь, что это твои овощи. Ответь на вопросы: Чей это огурец? (Мой огурец.)
Чей это помидор? Чья это капуста?
Чья это морковь? Чей картофель?
6. Д/у «Послушай, запомни и назови»: Послушай стихотворение. Запомни и назови, какие овощи росли в огороде.
Посадила баба Фёкла в огороде лук да свеклу.
А любимый внук Антошка посадил чеснок с картошкой,
И морковку, и капусту, чтобы борщ был летом вкусный.
Не забыл про помидоры: посадил их вдоль забора,
Огурцы, укроп, петрушку — чтоб любили все друг дружку.
Витаминный огород требует больших хлопот.
Баба Фекла в борщ кладет все, что у нее растет.
7. Игра «Готовим борщ».
Положим в кастрюлю те овощи, из которых варится борщ.
8. Игра «Один — много».
Измени слова по образцу.
Образец. Один огурец. Пять огурцов.
Один помидор. Пять _ (помидоров).
Одна луковица. Пять _ (луковиц).
Один баклажан. Пять _ (баклажанов).
Одна свекла. Пять_ (свекл).
Один кочан капусты. Пять (кочанов капусты)
9. Игра «Большой — маленький».
Поиграй с мамой в игру. Пусть мама назовёт тебе большой овощ, а ты скажи, как он будет называться, если станет маленьким.
Образец. Картошка - картошечка.
Свёкла -_ (свеколочка),
баклажан -_(баклажанчик),
луковица - (луковичка),
морковь - (морковочка),
капуста - (капусточка),
огурец -(огурчик),
помидор - (помидорчик).
10. Игра «Собираем урожай».
Назови действия, которые нужно выполнить, чтобы собрать овощи на огороде. (Я дёргаю морковь. Я срезаю капусту. Я срываю горох. Я копаю картошку)
11. Фозкультминутка
ОВОЩИ
Как-то вечером на грядке Репа, свекла, редька, лук Поиграть решили в прятки, Но сначала встали в круг. Рассчитались четко тут же: Раз, два, три, четыре, пять. Прячься лучше, прячься глубже, Ну а ты иди искать. | Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами. Останавливаются, крутят водящего. Разбегаются, приседают, водящий их ищет. |
12. Д/упражнение «Расскажи-ка!»: Составь рассказы об овощах по предложенному плану.
План рассказа
1. Что это (овощ, фрукт или ягода)?
2. Где растёт?
3. Какой на вкус?
4. Какой формы?
5. Какого цвета?
6. Какой он на ощупь?
7. Что можно из него приготовить?
13. Итог. Игра с мячом
Словарь по теме.
Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища.
Признаки: красный, оранжевый, коричневый, зелёный, белый, фиолетовый, жёлтый, чёрный, бордовый (цвет); кислый, сладкий, горький (на вкус); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, ровная, неровная (поверхность); овощной (-ая, -ое), картофельный (-ая, -ое) и т.д.
Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Фрукты"
Занятие по уточнению и расширению словаря по теме, развитию грамматического строя речи в играх (для детей старшего дошкольного возраста)...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему «Транспорт» для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности
Возраст детей: 6 -7 летВиды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно- исследовательская.Образовательные области: речевой развитие, познавательное развитие.Цель:...
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе на тему "Овощи"
Конспект подгруппового логопедического занятия...
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Мебель"
У Маши и Оли много мебели в комнате. Однажды у них сломался стульчик.......
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
Представлен полный конспект занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию лексико - грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития. Тема: «Гости из Простоквашино»
Лексическая тема "Домашние животные"...
Конспект индивидуального занятия по развитию лексико –грамматического строя речи. Тема «Овощи»
Конспект индивидуального занятия...