Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Посуда".
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи по теме "Посуда".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posuda_1.0.docx | 24.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Декабрь, 3-я неделя
Лексическая тема: «Посуда, виды посуды. Материалы, из которых сделана посуда»
Занятие 1 Дата проведения:
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи:
Образовательные:
- обобщение представлений детей о посуде, материалах, из которых она сделана;
- уточнение и активизация словаря по теме «Посуда»;
- совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие:
- развитие общей моторики;
- развитие дыхания;
- развитие мышления, восприятия, внимания;
Воспитательные задачи:
- формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки продуктов, разрезные картинки
Предварительная работа: беседа по теме.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Приветствие «Здравствуйте!» (1 минута).
Логопед: повторяйте движения за мной:
- Здравствуйте, ладошки!
Хлоп – хлоп – хлоп. - хлопки в ладоши
- Здравствуйте, ножки!
Топ – топ – топ. - топают ножками
- Здравствуйте, щечки!
Плюх – плюх – плюх. - гладят ладонями щечки
- Пухленькие щечки!
Плюх – плюх – плюх. - легкие хлопки по щекам
- Здравствуйте, губки!
Чмок – чмок – чмок. - 3 раза чмокают губами
- Здравствуйте, зубки!
Щелк – щелк – щелк. - 3 раза щелкают зубами
- Здравствуй мой носик!
Бип – бип – бип. - 3 раза нажимают на нос пальцем
- Здравствуйте, дети! - машут рукой наверху
Здравствуйте!
- Основная часть.
- Сообщение темы занятия (1 минута).
- Загадки (1 минута).
Логопед: чтобы отгадать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадки.
Среди ложек я полковник.
И зовут меня… Половник!
Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)
А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)
На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)
По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюля).
Будет вкусная еда
С золотою коркою
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!
Логопед: как мы можем все это назвать одним словом?
Дети: посуда.
Логопед: верно, сегодня поговорим о посуде. Что такое посуда? Для чего она нужна?
Ответы детей.
Логопед: посуда – это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу.
- Игра «Поймай слово» (2 минуты).
Логопед: а сейчас вам нужно поймать слово, обозначающее посуду.
Слова: чашка, чайник, ручка, миска, сахар, вилка, повар, кастрюля, стол, парта, стакан, окно.
- Игра «Для чего нужно?» (2 минуты).
Логопед: сейчас нужно объяснить, чего нужны предметы посуды.
Слова: нож, тарелка, сковородка, бокал, кастрюля, половник.
- Физминутка (1 минута).
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу (дети поднимают плечи)
Больше греться не хочу (поворот головы из стороны в сторону)
Крышечка запрыгает, будто кто-то двигает (дети прыгают на месте)
Вот уже кипит вода, значит чай нам пить пора (повороты вокруг и руки вперед).
- Игра «Скажи наоборот» (2 минуты).
Слова:
Большая ложка – маленькая ложка
Глубокая тарелка – плоская тарелка
Полная кастрюля – пустая кастрюля
Легкая сковородка – тяжелая сковородка
Чистая посуда – грязная посуда
Нож старый – нож новый
Кружка белая – кружка черная
- «Из чего делают посуду?» (2 минуты).
Логопед: а теперь поговорим о материалах, из которых делают посуду. Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Здесь изображены материалы, из которых делают посуду.
Слова:
Если вилка из пластика, то она пластиковая
Если ложка из дерева, то она деревянная
Если нож из стали, то он стальной
Если кастрюля из металла, то она металлическая
Если кувшин из глины, то он глиняный
Если чашка из фарфора, то она фарфоровая
Если блюдце из стекла, то оно стеклянное
Если бокал из хрусталя, то он хрустальный
Если сковорода из чугуна, то она чугунная
Если вилка из алюминия, то она алюминиевая
- Пальчиковая гимнастика (1 минута).
Раз, два, три, четыре, (чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (загибать пальчики по одному, начиная с большого) Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали! (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
- Игра «Назови ласково» (3 минуты).
Слова:
Тарелка – тарелочка
Чашка – чашечка
Кастрюля – кастрюлька
Блюдце – блюдечко
Кружка – кружечка
Ложка – ложечка
Нож – ножичек
Сковорода – сковородочка
Солонка – солоночка
Стакан – стаканчик
Бокал – бокальчик
Графин – графинчик
- «Посчитай до 5» (3 минуты).
Слова: ложка, чайник, кружка, нож, самовар, блюдце.
- Игра «Один-много» (2 минуты).
Слова:
Ложка – много ложек
Чашка – много чашек
Кастрюля – много кастрюль
Кофейник – много кофейников
Кувшин – много кувшинов
Блюдце – много блюдец
Бокал – много бокалов
Вилка – много вилок
Терка – много терок
Миска – много мисок
Крышка – много крышек
- Игра «Как называется?» (2 минуты).
Слова:
Посуда для сахара – сахарница
Для хлеба – хлебница
Для соли – солонка
Для супа – супница
Для салата – салатница
Для масла – маслёнка
Для селедки – селедочница
Для перца – перечница
Для соуса – соусница
Для кофе – кофейница
- «Что куда кладут?» (2 минуты).
Куда кладут хлеб? Хлеб кладут в хлебницу.
Что кладут в салатницу (селедочницу, солонку, масленку, сахарницу)?
Что наливают в супницу, молочник, соусницу, кофейник, чайник.
- Игра «Подбери действие» (1 минута).
В кастрюле (что делают?) – варят
На сковороде – жарят
В чайнике – кипятят
Ложкой – едят
Ножом – режут
В тарелку – наливают, кладут
В чашку – наливают
- Разрезные картинки по теме занятия (3 минуты).
III. Итог занятия (3 минуты).
- Рефлексия (2 минуты).
Логопед: итак, дети, о чем мы сегодня говорили на занятии?
Дети: мы говорили о посуде.
Логопед: какое задание мы делали сначала? А потом?
Оценка деятельности (1 минута).
Логопед: все сегодня старались, молодцы, вы получаете наклейки. На этом наше занятие закончилось. Я буду ждать вас на следующем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя и связной речи на тему: «Посуда»
В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексической темы «Посу...
Конспект занятия по развитию лексико - грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.
Конспект занятия по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной к школе группе для детей с речевыми нарушениями.Задачи:Коррекционно – образовательные:Повторить и закре...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей ОНР
Обогащение словарного запаса по теме «Наш дом». Уточнение и расширение представлений о профессии строителя, материалах, из которых строят дома. Совершенствование грамматического строя речи...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда» «Федорино горе»
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе с ОНР по теме «Посуда»....
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи в подготовительной к школе группе по теме «Посуда»
Цель:Расширение и активизация словаря по теме. Задачи:Коррекционно-образовательные:1. Уточнять и расширять представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит; материа...