Формирование глагольного словаря
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)
Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Именно глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете. В работе представлены этапы формирования глагольной лексики, а также различные дидактические игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_glagolnogo_slovarya.docx | 26.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Именно глаголы несут в себе наиболее важную информацию о предмете.
Глаголы обладают большей степенью абстракции, поэтому их появление в речи детей происходит позднее по сравнению с существительными. Особенно большие различия между детьми с нормальным и нарушенным речевым развитием наблюдаются при актуализации предикативного словаря. Все реально существующие предметы наделены определенными свойствами, и в силу этого с ними могут производиться те или иные действия, их состояние может подвергаться каким-либо воздействиям. Это действия или состояния, будучи отвлечены от предметов, в речи выражаются чаще всего с помощью глаголов. Воспитанникам с нарушениями речевого развития на начальном этапе бывает трудно отделить предмет от связанных с ним действий, поэтому в их речи нередко встречаются предложения, содержащие лишь обозначения предметов.
Для детей с общим недоразвитием речи хотелось бы отметить следующее:
1. Словарный запас детей не соответствует возрастному развитию.
2. Наблюдаются расхождения в объеме активного и пассивного словаря. Если глагол имеется у ребенка в пассивном словаре, то он не всегда его использует в активном словаре или же заменяет другим, более понятным для него самого.
3. В глагольном словаре дошкольников с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает. Значительно труднее усваиваются слова обобщенного, отвлеченного значения, слова, обозначающие состояние, оценку, качества, признаки и др.
4. Воспитанники не владеют близкими по смыслу глаголами, т.е. наблюдается смешение названий действий, сходных по назначению.
5. Иногда дети прибегают к пространным объяснениям вместо того, чтобы назвать предмет или действие.
6. Наблюдаются и замены слов на основе других семантических признаков: замены слов, обозначающих действия или предметы, словами-существительными, или наоборот, замена существительных глаголом.
7. Название действий заменяют словами близкими по ситуации и внешним признакам.
8. Употребление глагола в переносном значении затруднено.
10. Дети частично овладели грамматическими формами словоизменения, способами словообразования, но неумение их правильно использовать в речи приводит к многочисленным ошибкам.
Формирование глагольной лексики у детей с ОНР необходимо проводить с учетом факторов формирования лексики по следующим направлениям:
– расширение объема словаря глаголов параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности;
– уточнение значений слов-действий;
– активизация словаря действий, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь;
– развитие навыков словообразования и словоизменения глаголов;
– развитие синонимии и антонимии глаголов;
В коррекционную работу по формированию глагольного словаря включили следующие этапы:
1. Подготовительный этап – уточнение значений глаголов в пассивном словаре.
2. Этап формирования лексических (языковых) умений и навыков:
– формирование синтагматических отношений глаголов (точное употребление глагола в потоке речи);
– формирование парадигматических отношений глаголов (словообразование, словоизменение).
3. Заключительный этап – введение изученных детьми слов во фразовую речь.
1. Уточнение значений глаголов в пассивном словаре.
На начальном этапе проводится работа по формированию пассивного словаря. Пассивный глагольный словарь детей состоит из названий действий, которые ребенок совершает сам (одевается, гуляет, играет, купается, падает и т. д.). Дети знают названия действий, которые совершают близкие им люди, но этот словарь ограничен названием только тех действий, которые они много раз наблюдали. В связи с этим в работе большое внимание уделяем играм и упражнениям, направленным на расширение пассивного глагольного словаря. Обогащение глагольного словаря провожу в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляю глагольный словарь по темам.
Для этого можно использовать задания: «Что происходит в природе?»(солнце что делает? Ручей что делает?), «Кто что умеет делать?», «Кто как голос подает?», «Кто как передвигается», «Кто как ест», «Что какие звуки издает?».
При обогащении речи глаголами используем прием группировки глаголов по различным тематическим группам, например: глаголы говорения (думания); глаголы движения; процессуальные глаголы; глаголы эмоционального состояния; глаголы состояния. При этом простейшие диалоги с воспитанниками строю на основе наводящих вопросов к изучаемым глаголам, например, «собака бежит» («что еще собака может делать?»); «дети разговаривают» («как можно сказать по-другому?») и т.д.
Использовали сюжетные картинки, на которых изображен субъект, совершающий разные действия. Учим детей понимать названия действий, которые совершаются одним и тем же лицом, ориентироваться в названиях действий хорошо знакомых предметов, лиц, животных. Можно использовать прием различения слов близких по значению (шьет, вышивает, пришивает), близкие по звучанию, но разные по смыслу (кусается – купается) и многие другие.
2. Активизация словаря действий, перевод слов из пассивного в активный словарь
Особое внимание уделяем переводу слов из пассивного словаря в активный. В работу включаем уточнение значения слов, имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи, овладение новыми словами, с учетом программы развития и воспитания. В процессе различных видов деятельности слова закрепляются в речи детей.
Наиболее эффективно использовать это при выполнении различных упражнений и в игре: «Назови лишнее слово», «Когда человек ест?», «Подбери нужное слово», «Называние других действий, которые входят с состав исходного или называние действий, которые «помогают» этому действию», игра в лото «Кто что делает?»
Игра «Крокодил» (одному ребенку дается карточка с действием, ребенок показывает, а второй отгадывает).
«Бесконечная цепочка» (глагол – сущ – глагол – сущ, при этом каждое последующее действие относится к предыдущему).
При овладении каждым новым словом оно вводится в определенное семантическое поле, уточняются его связи с другими словами данного семантического поля, обращается внимание на то, почему это слово объединялось с другими словами.
Лупа «Кто что делает?» (пиктограмма действия, выбрать на заготовленном поле предметы, которые могут совершать это действие; подобраны одушевленные и неодушевленные предметы)
В качестве приемов можно использовать задание «Выбрать из трех слов два слова – «приятеля»; «Объясни, чем отличаются слова», «Добавление одного общего слова к двум словам».
Используется в работе альбом «Различение действий», в котором подобрано 37 пар глаголов (близких по значению, возвратные глаголы). Рассматривая сюжетные картинки в альбоме, обращается внимание ребенка на разницу значений. Несколько вариантов работы с альбомом: закрыть фишкой глагол, который называет педагог, закрыть разные действия фишками разного цвета, открывать картинку (использовался «Магнитный жезл») и называть действия.
3. Формирование парадигматических отношений глаголов
Дифференциация словообразовательных форм глаголов является достаточно трудной задачей для дошкольников с ОНР. В отличие от существительных, которые имеют конкретное значение, глагол обладает отвлеченной семантикой. Поэтому коррекционно-логопедическое обучение детей базируется преимущественно на закреплении наиболее простых по значению словообразовательных моделей с использованием наиболее продуктивных аффиксов.
Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе.
Формирование словообразования глаголов:
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; образование глаголов совершенного вида с помощью приставок, несовершенного вида с помощью суффиксов.
- Образование приставочных глаголов; анализируется смена значения выполняемого действия в зависимости от используемой приставки.
Ребенок подбирает подходящее слово к глаголу с приставкой (Что можно вырезать? (Картину, узор.) Что можно перерезать? (Веревку, нитку.) Что можно срезать? (Шляпку гриба, капусту.) Что означает надрезать? (Разрезать не до конца.) Что означает дорезать? (Разрезать, например, до конца ткань.)
Формирование словоизменения глаголов:
- Согласование глаголов настоящего времени и существительных в числе;
2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица (изменение по лицам):
Игра с лупами я/мы - ты/вы - он/она/они. Ребенок называет изображенное действие на сюжетной картинке(Девочка рисует), затем подносит лупу и изменяет лицо глагола в зависимости от изображенной картинки (Я рисую, ты рисуешь, он рисует). Отрабатывается в единственном и во множественном числе.
- Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Также используются лупы – он/она и сюжетные картинки с завершенными действиями. Измени предложение по образцу: она читала – он ... , они ... .
5) Понимание возвратных глаголов (альбом «Различение действий»)
4. Развитие синонимии и антонимии глаголов.
В процессе формирования глагольной лексики проводим работу по формированию антонимических отношений, в основе которой лежит знакомство со смысловой стороной слова. Данную работу начинаем с простых антонимов, затем постепенно переходим к более сложным моделям.
В работе над антонимией учим детей подбирать слова, наиболее подходящие к определенной ситуации, что осуществляется путем сравнения семантических признаков слов. Конечным этапом работы над антонимами является работа над двусмысленностью фраз. Например, «Я просмотрел мультфильм» (внимательно смотрел или не увидел). Работу над антонимами проводим при помощи специальных упражнений, которые строятся на материале отдельных слов, словосочетаний, предложений, связных текстов, что помогает формировать умение пользоваться антонимами в обиходной речи. На занятиях для расширения антонимии глаголов можно выполнять следующие упражнения:
а) группировка глаголов-антонимов по парам (возможно комментирование-рассуждение по образцу);
б) замена антонимов в предложении;
в) дополнение незаконченного предложения словами с противоположным значением.
Основная цель упражнений с глаголами-антонимами – использование их в устной речи. Антонимы употребляются воспитанниками нечасто, применение их зависит от содержания высказывания.
В качестве приемов можно использовать следующие задания и игры: «Скажи наоборот», «Выбери картинку», «Что хорошо, а что плохо». В процессе работы над антонимами широко используем игровые приемы, такие как: подбор антонимов с перебрасыванием мяча, стихотворные диалоги (игра «Наоборот»).
В структуре коррекционной работы над лексикой антонимам отводим значительное место, так как данный вид деятельности требует от детей применения таких логических операций, как анализ, сравнение, противопоставление и тем самым способствует развитию мыслительных способностей детей.
Особое внимание в работе над синонимами уделяем развитию понимания у детей отличительных признаков синонимов. С этой целью проводим работу по уточнению лексического значения этих слов. На начальных этапах работа ведется на примере синонимов с более выраженной степенью семантической близости (торопиться – спешить; глядеть – смотреть), в последующем – над синонимами с менее выраженной семантической близостью (смеяться – хохотать).
Таким образом, проводимая планомерная и целенаправленная работа по формированию предикативного словаря, подбор специальных дидактических игр, пособий и наглядных средств способствовали обогащению словаря детей, развитию умения составлять предложения и рассказы. Речь детей стала более правильной и точной, детям легче выражать свои мысли, рассказывать интересные моменты из своей жизни.
Список литературы:
1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников / Р.И. Лалаева, Н.В Серебрякова — СПб: Союз, 1999. — 160 с.
2. Милютина Л.В. Особенности глагольной лексики и навыка образования глаголов у дошкольников с общим недоразвитием речи / Л.В. Милютина, О.Д. Михайлова // Логопед в детском саду. — 2009. — № 8 (43) — С. 22—27.
3. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-Пресс, 2008. — 224 с.
4. Чистякова И.А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. – Спб.: КАРО, 2005 – 96 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
В данной разработке представлен проект по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...
Статья "Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"
Накопление и активизация предикативного словаря являтся основой развития фразовой речи. В статье кратко обозначены периоды формирования глагольного словаря у ребенка-дошкольника, определены труд...
Формирование глагольного словаря с помощью системы символов у детей с общим недоразвитием речи.
В презентации представлены : задачи занятия, игры с символами для развития, закрепления и повторения глагольного словаря....
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
Консультация для воспитателей «Формирование глагольного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»...
Употребление трудных глаголов ( особенности формирования глагольного словаря у детей подготовительной группы)
ull;Развитие речи становится актуальной проблемой в современном обществе.•В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей дошкольного возраста.•Овладение родным...
Консультация для родителей на тему: "Раннее речевое развитие. Формирование глагольного словаря".
Глагольный словарь - это основа фразовой речи....
Формирование глагольного словаря у старших дошкольников
Консультация для педагогов о работе по развитию словаря у детей старшего дошкольного возраста...