утренник Шагаа
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Монгуш  Анай -Хаак Александровна

утренник Шагаа в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий на утренник Шагаа

Дети заходят в группу под музыку и садятся на стулья.

Ведущий: Праздник Шагаа в Туву приходит!

Доброту в сердцах находит!

Праздник Шагаа в Туву спешит!

К нам на крылях он летит!

Светлый добрый праздник Шагаа!

Сверкает снег, блестит Тайга.

В Туве родной нет праздника милей,

Тувинский Новый год -приди скорей!

Ведущий: Приветственный танец девочек (аяк шай)

Ведущий: По нашим обычаям на праздник шагаа принято ходить в гости друг к другу и всю ночь играть, петь, веселится. Давайте и мы с вами сегодня отправимся в гости к Оскус-оолу. Как же нам добраться к юрте Оскус-оола? Нынче выпало много снега, вокруг глубокие сугробы. Если пойдём пешком то можем провалиться в снег, на машине тоже не получиться можем застрять в снегу. У Тувинцев есть верный друг который всегда верен своему хозяину это лошадь. Будем добираться на лошадях.

Танец: Аъдым (мальчики)

Ведущий: Вот мы и прискакали к юрте Оскус-оола.

Ведущий: амыргын-на бе?

Оскус-оол: Амыргын-на амыр. Здравствуйте, заходите в гости, присаживайтесь.

Ведущий: Как у вас дела? Как зимовка скота проходит, все ли хорошо?

Оскус-оол: Все хорошо.

Ведущий: Все ли здоровы?

Оскус-оол: Да все хорошо со здоровьем. Но вчера за табуном своим пошёл в лес и там встретил Чылбыга-кадай.

Ведущий: Что случилось? Почему плачешь?

Оскус-оол: Чылбыга -Кадай сказала что сегодня она придёт и съест меня. Поэтому и грустно мне и плачу.

Ведущий: Не плачь, сегодня в предверии Шагаа мы тебе поможем. Ребята сегодня Чылбыга-Кадай придет и хочет съесть Оскус-оол. Давайте поможем ему, найдём решение как спасти Оскус-оола.

Дети: Мы можем устроить состязание и победить ее.

(под музыку заходит Чылбыга-Кадай и стучится, Оскус-оол испуган ещё больше)

Оскус-оол: Сейчас меня съест.

Чылбыга-кадай: Оскус-оол здесь живёт? Я пришла к его юрте? Хотела вчера съесть его, но он сказал что хочет: поесть то что ещё не ел, одеть те вещи которые не носил. Поэтому и отпустила. То что так называемая юрта это просто избушка старенькая. (заходит в юрту)

Чылбыга-Кадай: Куда это я попала? Где это я? Что так много детей? (прячет лицо, держится за голову)

Ведущий: Проходите, садитесь. Мы в гости пришли к Оскус-оолу. На празднования Шагаа так принято ходить в гости друг к другу и играть и веселиться. Оскус-оол сказал нам что вы хотите его съесть поэтому он в печали сидит угрюмый. У нас к вам предложение. Давайте по состязаемся. Если вы победите нас 3раза то победа за вами. А если мы победим вас 3 раза то победа за нами. В шагаа всегда пели и танцевали.

Оскус-оол:Я не знаю что такое ваше Шагаа.

Ведушая: Дети Оскус-оол не знает что такое Шагаа. Давайте расскажем ей.

Редята читают стихи: Буяна

  Шагаа дээрге тыва чоннун

  Чаагай сузук чанчылы дыр

Айнын чаазын хуннун эртезин

Алгап йорээр чанчылы дыр.

Шагаа дээрге бурун шагдан      Селена

Чанчылывыс сузуувус -дур

Шагаа дээрге эрги чылды удээри дыр

Шагаа дээрге чаа-чылды уткууру -дур.

Шагаа дээрге чемзиг чемнин дээжизи            Амыр-Санаа

Шагаа дээрге уруг дарыг ойнап хоглээр чаагай хуну

Шагаа дээрге улуг биче чолукшужар найыр дыр ол

Шагаа дээрге арбын малды кышты хур       Алдын-Сай

Ашканынын демдээ ол дур

Аккыр суттен кылган чемнин

Арбын апаар уези -дир.

Шагаа найыр уезинде                Намзырай

Чаламага агын баглаар

Чажыг чажып ак сут оргуур

Чалбарыглар, йорээлдерде

Чаагай кежик курайлап аар.

Шагаа дээрге сурээ -бокта          Энерел

Арыгланып чарлыры-дыр

Сагыш-сеткил чуден артык

Арыг-чаагай болуру -дур

Амыр- чыргал буян синген

Чаагай -ыдык сузуглел -дыр.

Чылбыга- Кадай: Оо теперь я знаю что такое шагаа. Хорошо я буду состязаться с вами, все ровно вы мне проиграете. Я буду победителем ха-ха-хааа! Сначала я буду соревноваться с Оскус-оол.

Оскус-оол: Хорошо так и быть по соревнуемся кто больше слов скажет на одном дыхании. Я начну: Бир бала.....

Чылбыга-Кадай: Оо ты в этом хорош. Теперь моя очередь. Бир бала ...все больше не могу.дыхание не хватает. Ладно так и быть это ваша победа.

Ведущий: Первая победа наша а теперь давайте скороговорки.

Ойназа ойназын                   Найдан

Оолдар шупту ойназын!

Оолдар шупту ойнааштын

Ойнараан ойнатсын!

Ырлаза ырлазын,                      Вика

Ындыналдыр ырлазын!

Ындыналдыр ырлааштын

Ынак черин ырлазын!

Чылбыга-Кадай: Оо, какие талантливые дети, я так говорить не умею. Пусть вторая победа будет за вами.

Ведущий: Тогда вторая победа тоже наша. Третье состязание песни.

Песня Койгунак.

Чылбыгы-Кадай: Оой как поют прям душа вместе свами поет, так и быть третяя победа тоже за вами.

Ведущий: Тогда и третяя победа за нами. Вот мы и победили.

Чылбыга-Кадай: подождите, подождите. Мы по вашим условиям соревновались. У меня тоже есть любимая игра. Давайте поиграем и посмотрим победите ли вы меня в этот раз. Если победите я так и быть оставлю Оскус-оол. А если проиграете я уйду.

Ведущий: Хорошо мы согласны какую игру будем играть.

Чылбыга-Кадай: Игра называется Аскак кадай.

Чылбыга-Кадай: Какие же вы шустрые за вами не угнаться. Так и быть ваша взяла, вы победили. Я ухожу досвидание.

Ведущий: Молодцы дети, с вашими талантами Чылбыга-Кадай не смогла нас победить и поэтому ушла. А теперь давайте споем нашу песню «Шагаа».

Ведущий: Вот и пришла пора прощаться.

Оскус-оол: свами не соскучится спасибо что меня спасли ребята. В знак благодарности даю вам угощение. Досвидание до новых встреч.

Ведущий: Спасибо, досвидание. Дети давайте вернемся на наших лошадей. Вот мы и вернулись в детский сад.

Досвидание.

Сценарий утренника «Шагаа»

«В гостях у Оскус-оола»

Выполнила: Монгуш А.А.



Предварительный просмотр:

НОД

Образовательная область: Развитие речи

Тема: Путешествие в сказку «Колобок»

Цель занятия:·Развивать у детей разговорную речь.

Задачи занятия:

Обучающая задача: Формировать у детей навыков учебной деятельности.  Довести до понимания детей основной мысли сказки.  

Развивающая задача: Развитие пространственного воображения через  сказку. Развитие у воспитанников познавательного интереса, творческих способностей, познавательных способностей – речь, память, внимание, воображение, восприятие. Развивать диалогическую речь.

Воспитательная задача: Формировать у детей личностные качества: доброжелательность, целеустремленность. Формирование у воспитанников нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Словарная работа: заяц-заяйчик, зайченок, волк-волчок, волченок, медведь-медвежонок, лиса -лисенька

Планируемый результат занятия:Освоение детьми навыков учебной деятельности

Подготовительная работа: Чтение сказки, обсуждение, практика в диалогической речи.

Материалы и оборудование: суджоку, ноутбук, маски героев сказки, дорожка.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности.

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

Организацион-ный этап,

0,5 мин

Воспитывать умение доброжелательно общаться друг с другом.

Приветствие.

Воспитатель с детьми приветствуют гостей.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Здравствуйте ребята, сегодня к нам пришли гости давайте поздороваемся с ними.

Дети берутся за руки. Улыбаются и здороваются с гостями.

Мотивационно-побудительный, 1,5 мин

Обучать умению вести диалог с педагогом.

Пальчиковая игра

Ребята, а вы любите слушать сказки? А какие сказки вам читают родители перед сном. Молодцы. Недавно мы свами читали сказку, кто помнит какую сказку мы читали?молодцы, я тоже очень люблю читать и слушать сказки. А теперь давайте пойдёмте в гости в  сказку.

По дорожке мы пойдем,

Прямо в сказку попадем.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем в сказку мы играть.

 А в какую сказку мы будем играть надо отгадать загадку:  На тарелочке лежал Как остыл и убежал. Встретил он зверей в лесу, На беду свою -лису, Ейпопался на зубок, Круглый вкусный ...(колобок)

Дети сидят на ковре

Ответ детей: «колобок», дедушка, бабушка

Актуализация,

0,5 мин

Актуализация имеющихся знаний, представлений.

Сюрпризный момент.

Да.

Дети садятся на стульчики.

-нет.

-Покажем.

-Научим.

Расширение

имеющихся

представлений,  

4 мин

Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение). 

Воспитывать у детей умение правильно и последовательно мыть руки.

Дети моют руки кукле Кате.

-Что мы делаем сначала?

-Правильно! Надо засучить рукава.

-Что будем делать дальше?

-Намочим Кате ручки.

-Что теперь будем делать?

-Правильно,

                Кусочек мыла я возьму,

                И ладошки им потру.

-А теперь?

Правильно поласкаем руки.

Проговаривая потешку «Водичка, водичка»:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

- Что будем делать дальше?

-Отжимаем воду.

-Вытираем руки.

Дети сидят на стульчиках.

-Засучиваем рукава.

-Намочим Кате ручки.

-Брать мыло.

-Мылить руки.

-Смываем мыло.

-Отжимаем воду.

-Вытираем руки.

Динамическая

пауза, 1 мин

Развивать выразительные движения, мимику, жесты.

Подвижная игра «А где же наши ручки?»

-  Давайте покажем  кукле-Кате, как мы играем в игру : «А где же наши ручки?»

- Да.

Дети участвуют в игре, выполняют  действия.

Расширение

имеющихся

представлений.  

2 мин

Развивать мыслительные операции .

Учить раскладывать алгоритм процесса мытья рук.

Закреплять умение выделять признаки объектов: влажность, температура, цвет.

Дидактическая игра: «Разложи            правильно картинки, что с начала, что потом».

 Посмотрите, что это у нас на столе?

 Расскажи нам …, что на этих картинках?

Кто-то все картинки перепутал, Давайте разложим            правильно картинки, что с начала, что потом».

Молодцы!

Ребята, посмотрите  у нас есть  и  значки-признаки.  Принеси, …, признак температуры.

 Молодец!  

-Давайте спросим у водички, водичка – водичка, ты какая по температуре?

А найди, …, признак влажность.

Кран, какой ты по влажности?

Мыло, мыло, какое ты по влажности?

Значок пошёл к полотенцу.

-Полотенце, ты какое по влажности?

Молодцы, ребята.

-Катя теперь чистая и опрятная и мы тебя приглашаем к столу пить вкусный и полезный компот.

Дети подходят к столу, на котором лежат картинки .

Ответы детей.

Дети действуют и  называют раковина, кран и т.д.

Вода.

Дети раскладывают картинки в правильной последовательности.

Приготовлена ёлочка с признаками.

Дети берут нужный признак.

Холодная, горячая, тёплая.

 

Мокрый. Сухой.

Молодцы!

Сухой, мокрый.

Мокрое, сухое.

Мокрое, сухое.

Дети хлопают в ладошки.

Да. Будем.

Заключительный этап. Рефлексия, 0.5 мин

Подведение итогов занятия .

 Обсуждение.

- Кто к нам в гости приходила?

- Чему мы научили куклу Катю?

-Спасибо вам , ребята, что вы меня  научили мыть руки. Теперь я всегда буду чистой и опрятной.

Дети отвечают на вопросы.

Научили Катюшу мыть руки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к национальному утреннику "Шагаа -биле"

У тренник "Шагаа -биле", составлен для детей старших групп. В нем учитывается этнокультурная составляющая. Включены тувинские национальные песни, танцы, игры. Колорит и музыкальное сопровождение...

Справка о проведении утренника «Шагаа келди-ле!»

18 февраля 2016 года был проведен утренник к национальному празднику «Шагаа». Вся группа участвовала 100%, все родители присутствовали. И участвовали в различных играх:1.    Часту...

Утренник Шагаа-2017 в старшей разновозрастной группе

в 2017 году проводила утренник "Шагаа" в старшей разновозрастной группе...

Разработка Утренника Шагаа «Шаг чаагай, Шагаа чаагай!»

Сценарий ортумак  болук «Шаг чаагай, Шагаа чаагай!»(Тыва улустуң байырлалы)Сорулгазы: 1. Оюннарның болгаш айтырыгларның  дузазы-биле Шагааны канчаар эртирип чораанын билиндирер....

Сценарий утренника "Шагаа"

Дерилгези: Тыва ог иштиКиржикчилери: Ак-Сал ирей - Ак-Кыс кадай -Оору аалдын уруглары,Алдыы аалдын уруглары....

Сценарий утренника "Шагаа, шагаа часты чала, Чаштар, чаштар самнап хоглээл"

Сценарий тувинского национального Нового года "Шагаа" в тувинском языке....

Сценарий утренника "Шагаа!" в старшей группе

Сценарий утренника "Шагаа!" в старшей группе...