Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Серова Татьяна Ильинична

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе  с элементами театрализации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_1.docx33.54 КБ
Файл otchet_2.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации

«Путешествие по русским народным сказкам »

Тема: «Путешествие по русским народным сказкам »

Образовательная область: речевое развитие.

Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.

Возраст:6-7 лет.

Цель:

Закрепление знаний детей о русских народных сказках и умение ихинсценировать.

Задачи:

Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей обыгрывать сказку.

Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, книга сказок с заклеенными листами, конверты с заданиями, письмо.

Методы и приемы:

Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.

Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка, гимнастика для глаз).

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Снегурочка», «Морозко» и др.; рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».

Предполагаемый результат:

- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.

- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.

- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.

- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.

Продолжительность занятия: 30 мин

1. Организационный момент:

Дети заходят, становятся в круг.

Игра психологического здоровья.

Воспитатель:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева – друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся.

И друг другу улыбнёмся.

2. Основная часть:

Воспитатель:

- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

- Почему вы их любите? (Ответы детей)

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

-А почему сказки называются авторские?

Воспитатель:

- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что некоторые страницы исчезли).

- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).

- Ребята, а давайте сосчитаем, сколько у нас пустых страниц?

- Вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Ха-ха-ха! Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по всему

белому свету! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»

Воспитатель:

- Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить и пакость какую-нибудь не сделать. Да, ребята, сложное у нас с вами задание: нам необходимо найти страницы нашей книги, чтобы мы могли узнать, какая сказка потерялась, и смогли ее прочесть. Страницы разлетелись по всему белому свету и, где они находятся, мы не знаем. Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)

Воспитатель:

 -Ребята, я вспомнила! Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Подумайте, что это за предмет? (Подсказка - Загадка)

В старых сказках 

Он, как компас!

С ним никто не пропадёт,

Бросишь сразу на тропинку,

И беги за ним вперёд! (Волшебный клубочек)

Воспитатель: 

- Это - волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном сундучке. (Открываю сундучок, нахожу там размотанный клубок).

- Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ - делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.

Игра «Назови сказки»:

(Дети называют сказки, воспитатель наматывает нить на клубок).

Воспитатель:

- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).

- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, где страницы укажи!»).

Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все - таки нашли. Только сильно не радуйтесь! А лучше выполните задание, если справитесь с заданием конверт откроется!)

- Ребята, здесь для нас задание.  Называется «Сказка путаница» Сейчас я Вам прочту необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.

Сказка «Катя и три волка»

Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.

(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)

(Дополнительное задание: Игра - «Путаница»: Необходимо вспомнить и сказать правильно названия сказок. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; «Иван-Царевич и зеленый волк»; «По собачьему веленью»; «Волк и семеро тигрят»; «Пашенька и Медведь»; «Гуси-вороны». «Царевна-Индюшка» «Петушок – золотой пастушок»»; «Гуси – утки» «Заюшкина нора»)

Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Пойдем искать дальше. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, где страницы укажи!») Клубок приводит детей к книжному уголку, в котором лежит письмо от Бабы Яги  « Молодцы, детишки, справились с заданием, нашли одну страницу, а вот со следующим заданием точно не справитесь! (на столе находится иллюстрации к сказкам и они все разрезаны). Нужно составить иллюстрацию и определить, к какой сказке они относится!

Воспитатель:

- Какие вы молодцы! Справились с заданием и конверт открылся.

- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся части страницы?

Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. - Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного отдохнуть, и клубок наш пусть отдохнет!

Физминутка «Баба Яга»

В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)

Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)

А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)

Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)

Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)

Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)

И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)

Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)

И всего одна нога (стоим на одной ноге)

Не простая, костяная (хлопаем по коленям)

Вот так Бабушка Яга! (разводим руки в стороны)

Воспитатель:

- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)

- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!

1.Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей.

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)

2.В небесах и на земле скачет баба на метле,

Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)

3.Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?

4.Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило

Колобка за хвастовство? (Лиса)

5.В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)

6.Кто исполнял все желания Емели? (Щука)

Воспитатель:

-Молодцы, дети, все загадки отгадали! Но что такое, конверт не открывается. Ребята,  здесь еще что-то написано «Ха-ха! Думали все! А вот и нет! Еще одно задание выполните!

-Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.

Игра: «Ты мне – я тебе»

 (Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». (Коза – «Волк и 7 козлят»; Медведь – «Теремок»,; Волк -Колобок…; Гуси -…; Лиса –Зайкина избушка; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!)

Воспитатель:

- Вот и последняя  страница нашлась! Давайте все конверты откроем и узнаем какая сказка потерялась! (Дети открывают конверты, рассматривают иллюстрации  и выясняют, что на страницах русская народная сказка «Репка»)

- Вот теперь ребята, мы можем сказку прочесть, а лучше мы ее даже не прочтем и не  расскажем, а покажем!

«Покажи сказку»

Воспитатель: Всем на удивление ждет Вас представление!

Инсценировка сказки «Репка» (на новый лад).

Ведущий: Жил в одной деревне дед вместе с бабкой много лет.

Дед: Приготовь - ка, бабка, деду репы пареной к обеду!

        Зря ты мне не прикословь, побыстрее приготовь.

Бабка: Рассердил меня ты крепко, кашу ешь, ну, нету репки.

             Хочешь репки, так пойди, в огороде посади.

Дед: Что ж, пожалуй, я пойду да и репку посажу.

Ведущий: Репка выросла на славу, не видал такой я, право

                  Вот так чудо из чудес, репка чуть не до небес! 

                  Дернуть вздумал дед, не тут-то было, одному не хватит силы,

                  кликнул бабку, что есть силы.

Дед: Бабка, бабушка, беги, репку дергать помоги. 

Бабка: Прожила я лет немало, но такого не видала.

             Репка чуть не до небес! 

              Ухвачусь - ка я за дедку, мы тебя осилим, репка! 

Ведущий:    Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.

Бабка: Знать мои ослабли ручки, позову на помощь внучку.

             Маша, Машенька, беги, репку дергать помоги!

Внучка: Я бегу, спешу на помощь, где он - непослушный овощ?  

               Мои ручки не слабы, ухвачусь за кофту бабы.

Ведущий: Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.

Внучка: Да, без Жучки нам нельзя, нет, не справится, друзья!

                Жучка, Жученька, беги, репку дергать помоги!

Жучка: Гав! Слыхала деду репы хочется к обеду,

               Гав, помочь я рада, уцеплюсь - ка я за внучку.

Ведущий: Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.

Жучка: Что ж без Мурки нам нельзя, нам не справится, друзья!

               Мурка, кисонька, беги, репку дергать помоги.

Мурка: Мяу, мур, как это мило, помогу коль хватит силы. Поняла, ответ

              тут прост, ухвачусь за жучкин хвост.

Ведущий: Раз, вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.

Мурка: Ты меня не бойся, крошка, я твоя соседка кошка.

               Сделай милось, прибеги, репку дергать помоги.

Мышка: Пи-пи-пи, как это мило, помогу, коль хватит силы, коли так,

                не побоюсь и за хвостик уцеплюсь.

Ведущий: Раз вот этак, раз вот так. Вот и вытянули репку, что в земле

                   Сидела крепко.

Дед: Велика ль у мышки сила, только дружба победила! 

Ведущий:

Сказки любят все на свете,

Любят взрослые и дети!

Сказки учат нас добру

И прилежному труду,

Говорят, как надо жить,

Чтобы всем вокруг дружить!

- Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!!!

Рефлексия: 

Игра «Неоконченное предложение».

1) «Сегодня я узнал…»

2) «Я запомнил…»

3) «Я научился…»

4) «Меня удивило…»

5) «Моё настроение…»

6) «Мне понравилось…»

Воспитатель:

- Давайте заглянем в наш сундучок! (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Ребята, вам нужно самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку с этим героем. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям.

Список используемой литературы:

1.Волшебный мир сказок: Сказки / Художн. О.И.Коминарец, В.П.Коркин, Г.Н.Кравец, Ю.Н.Кравец, Д.М.Лемко, Е.Д.Петрова.-М :Дрофа-Плюс; Полиграф – Проэкт, 2011.- 320. 

2.Золотая книга сказок. - ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-160с.

3.Книга для детского сада: стихи, сказки, рассказы / З.Александрова, Я.Аким, В.Осеева, В.Драгунский и др. – М.: РОСМЭН,2017. -128с

4.Теремок сказок.- ООО «Омега», 2008.

5.Ушакова О.С Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. – М.:ТЦ Сфера,2021.-336 с.

6.100 любимых маленьких сказок.- ООО Издательство Астрель, 2007.- 160с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация - отчет занятия «Путешествие по русским народным сказкам с театрализацией» Составила и реализовала: Воспитатель Серова Татьяна Ильинична

Слайд 2

Игра психологического здоровья «Колокольчик озорной»

Слайд 3

Нахождение и чтение письма от Бабы Яги

Слайд 4

Прохождение первого испытания: сказка «Катя и три волка»

Слайд 5

Физминутка «Баба Яга»

Слайд 6

Прохождение испытания «Разрезные иллюстрации

Слайд 7

Инсцинировка сказки «Репка» (на новый лад)

Слайд 10

Рефлексия

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами квест-игры Тема: «Дифференциация «Л» - «Ль». «Неизменяемое слово».

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами квест-игры предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.Цель: формирование навыка дифференциации твердых...

План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)

Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии «В гости к сказкам»

Конспект НОД по развитьию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии:" В гости к сказкам"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации

Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства...