Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_1.docx | 33.54 КБ |
otchet_2.pptx | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации
«Путешествие по русским народным сказкам »
Тема: «Путешествие по русским народным сказкам »
Образовательная область: речевое развитие.
Участники: Воспитатель и дети подготовительной группы.
Возраст:6-7 лет.
Цель:
Закрепление знаний детей о русских народных сказках и умение ихинсценировать.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить навыки детей обыгрывать сказку.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные: Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, книга сказок с заклеенными листами, конверты с заданиями, письмо.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические: решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (физминутка, гимнастика для глаз).
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок («Маша и медведь», «Три медведя», «Колобок», «Лиса и заяц», «Репка», «Снегурочка», «Морозко» и др.; рассматривание иллюстраций к ним; пересказывание сказок; дидактическая игра «Узнай, из какой сказки герой».
Предполагаемый результат:
- Ребенок имеет представление о сказках, знает названия и узнает героев сказок.
- Овладевает способностью рассуждать, высказываться.
- Использование полученных знаний в самостоятельной деятельности.
- Формирование у ребенка практических навыков работы с различными материалами.
Продолжительность занятия: 30 мин
1. Организационный момент:
Дети заходят, становятся в круг.
Игра психологического здоровья.
Воспитатель:
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева – друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся.
И друг другу улыбнёмся.
2. Основная часть:
Воспитатель:
- Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)
- Почему вы их любите? (Ответы детей)
- А какие бывают сказки? (народные, авторские).
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (ответы детей) (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
-А почему сказки называются авторские?
Воспитатель:
- Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что некоторые страницы исчезли).
- Ребята, как вы думаете, куда исчезли страницы книги? (дети рассуждают, высказывают свои предположения).
- Ребята, а давайте сосчитаем, сколько у нас пустых страниц?
- Вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Ха-ха-ха! Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по всему
белому свету! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»
Воспитатель:
- Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить и пакость какую-нибудь не сделать. Да, ребята, сложное у нас с вами задание: нам необходимо найти страницы нашей книги, чтобы мы могли узнать, какая сказка потерялась, и смогли ее прочесть. Страницы разлетелись по всему белому свету и, где они находятся, мы не знаем. Кто нам укажет путь? (высказывания детей.)
Воспитатель:
-Ребята, я вспомнила! Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Подумайте, что это за предмет? (Подсказка - Загадка)
В старых сказках
Он, как компас!
С ним никто не пропадёт,
Бросишь сразу на тропинку,
И беги за ним вперёд! (Волшебный клубочек)
Воспитатель:
- Это - волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном сундучке. (Открываю сундучок, нахожу там размотанный клубок).
- Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ - делаю один моток, а вы при этом называете русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»:
(Дети называют сказки, воспитатель наматывает нить на клубок).
Воспитатель:
- Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (ответы детей).
- Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, где страницы укажи!»).
Клубок приводит детей к столу, на котором письмо от Бабы Яги: «Ну, молодцы, детишки! Дорогу все - таки нашли. Только сильно не радуйтесь! А лучше выполните задание, если справитесь с заданием конверт откроется!)
- Ребята, здесь для нас задание. Называется «Сказка путаница» Сейчас я Вам прочту необычную сказку, вы послушайте меня и скажите, какие ошибки допущены в сказке.
Сказка «Катя и три волка»
Жила-была семья: мама, папа и дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жила семья волков, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из тарелок, посидела на стульях, а потом легла спать на самую маленькую раскладушку. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать.)
(Дополнительное задание: Игра - «Путаница»: Необходимо вспомнить и сказать правильно названия сказок. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»; «Иван-Царевич и зеленый волк»; «По собачьему веленью»; «Волк и семеро тигрят»; «Пашенька и Медведь»; «Гуси-вороны». «Царевна-Индюшка» «Петушок – золотой пастушок»»; «Гуси – утки» «Заюшкина нора»)
Воспитатель: Вот и нашлась одна страница! Пойдем искать дальше. (Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, где страницы укажи!») Клубок приводит детей к книжному уголку, в котором лежит письмо от Бабы Яги « Молодцы, детишки, справились с заданием, нашли одну страницу, а вот со следующим заданием точно не справитесь! (на столе находится иллюстрации к сказкам и они все разрезаны). Нужно составить иллюстрацию и определить, к какой сказке они относится!
Воспитатель:
- Какие вы молодцы! Справились с заданием и конверт открылся.
- Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся части страницы?
Гимнастика для глаз: «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок».
Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. - Прежде чем продолжить путь, предлагаю немного отдохнуть, и клубок наш пусть отдохнет!
Физминутка «Баба Яга»
В одном лесу стоит избушка (соединяем руки над головой – крыша)
Стоит задом наперед, (повороты вправо и влево)
А в избушке той старушка Бабушка Яга живет (как будто повязываем платок)
Нос крючком (прикладываем руку к носу и выставляем палец, как крючок)
Глаза, как плошки (пальцы обеих рук складываем в колечки и прикладываем к глазам)
Словно угольки горят (не убирая рук, повороты вправо и влево)
И сердитая и злая (показываем злость, машем кулаком)
Дыбом волосы стоят (растопыренные пальцы сделать на голову)
И всего одна нога (стоим на одной ноге)
Не простая, костяная (хлопаем по коленям)
Вот так Бабушка Яга! (разводим руки в стороны)
Воспитатель:
- Отдохнул наш клубок и готов дальше катиться! Давайте посмотрим, куда он покатится. А клубок ведет нас дальше. (Дети вместе с воспитателем подходят к столу с загадками)
- Любите отгадывать загадки? Если отгадаем все загадки, Баба Яга вернет нам еще одну страницу!
1.Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна – лягушка)
2.В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? ( Баба-Яга)
3.Какое животное пришло жить вторым в сказочный Теремок?
4.Какое сказочное животное не смогло пообедать у журавля и проучило
Колобка за хвастовство? (Лиса)
5.В какой сказке есть слова: "Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красавица? (Морозко)
6.Кто исполнял все желания Емели? (Щука)
Воспитатель:
-Молодцы, дети, все загадки отгадали! Но что такое, конверт не открывается. Ребята, здесь еще что-то написано «Ха-ха! Думали все! А вот и нет! Еще одно задание выполните!
-Встаньте в кружок, предлагаю вам поиграть.
Игра: «Ты мне – я тебе»
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка». (Коза – «Волк и 7 козлят»; Медведь – «Теремок»,; Волк -Колобок…; Гуси -…; Лиса –Зайкина избушка; Курица -…; Заяц-…; Лошадь… - ; Молодцы!)
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Давайте все конверты откроем и узнаем какая сказка потерялась! (Дети открывают конверты, рассматривают иллюстрации и выясняют, что на страницах русская народная сказка «Репка»)
- Вот теперь ребята, мы можем сказку прочесть, а лучше мы ее даже не прочтем и не расскажем, а покажем!
«Покажи сказку»
Воспитатель: Всем на удивление ждет Вас представление!
Инсценировка сказки «Репка» (на новый лад).
Ведущий: Жил в одной деревне дед вместе с бабкой много лет.
Дед: Приготовь - ка, бабка, деду репы пареной к обеду!
Зря ты мне не прикословь, побыстрее приготовь.
Бабка: Рассердил меня ты крепко, кашу ешь, ну, нету репки.
Хочешь репки, так пойди, в огороде посади.
Дед: Что ж, пожалуй, я пойду да и репку посажу.
Ведущий: Репка выросла на славу, не видал такой я, право
Вот так чудо из чудес, репка чуть не до небес!
Дернуть вздумал дед, не тут-то было, одному не хватит силы,
кликнул бабку, что есть силы.
Дед: Бабка, бабушка, беги, репку дергать помоги.
Бабка: Прожила я лет немало, но такого не видала.
Репка чуть не до небес!
Ухвачусь - ка я за дедку, мы тебя осилим, репка!
Ведущий: Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.
Бабка: Знать мои ослабли ручки, позову на помощь внучку.
Маша, Машенька, беги, репку дергать помоги!
Внучка: Я бегу, спешу на помощь, где он - непослушный овощ?
Мои ручки не слабы, ухвачусь за кофту бабы.
Ведущий: Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.
Внучка: Да, без Жучки нам нельзя, нет, не справится, друзья!
Жучка, Жученька, беги, репку дергать помоги!
Жучка: Гав! Слыхала деду репы хочется к обеду,
Гав, помочь я рада, уцеплюсь - ка я за внучку.
Ведущий: Раз вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.
Жучка: Что ж без Мурки нам нельзя, нам не справится, друзья!
Мурка, кисонька, беги, репку дергать помоги.
Мурка: Мяу, мур, как это мило, помогу коль хватит силы. Поняла, ответ
тут прост, ухвачусь за жучкин хвост.
Ведущий: Раз, вот этак, раз вот так, нет, не вытянуть никак.
Мурка: Ты меня не бойся, крошка, я твоя соседка кошка.
Сделай милось, прибеги, репку дергать помоги.
Мышка: Пи-пи-пи, как это мило, помогу, коль хватит силы, коли так,
не побоюсь и за хвостик уцеплюсь.
Ведущий: Раз вот этак, раз вот так. Вот и вытянули репку, что в земле
Сидела крепко.
Дед: Велика ль у мышки сила, только дружба победила!
Ведущий:
Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети!
Сказки учат нас добру
И прилежному труду,
Говорят, как надо жить,
Чтобы всем вокруг дружить!
- Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!!!
Рефлексия:
Игра «Неоконченное предложение».
1) «Сегодня я узнал…»
2) «Я запомнил…»
3) «Я научился…»
4) «Меня удивило…»
5) «Моё настроение…»
6) «Мне понравилось…»
Воспитатель:
- Давайте заглянем в наш сундучок! (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к русским народным сказкам. Ребята, вам нужно самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку с этим героем. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям.
Список используемой литературы:
1.Волшебный мир сказок: Сказки / Художн. О.И.Коминарец, В.П.Коркин, Г.Н.Кравец, Ю.Н.Кравец, Д.М.Лемко, Е.Д.Петрова.-М :Дрофа-Плюс; Полиграф – Проэкт, 2011.- 320.
2.Золотая книга сказок. - ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-160с.
3.Книга для детского сада: стихи, сказки, рассказы / З.Александрова, Я.Аким, В.Осеева, В.Драгунский и др. – М.: РОСМЭН,2017. -128с
4.Теремок сказок.- ООО «Омега», 2008.
5.Ушакова О.С Развитие речи детей 6-7 лет. Подготовительная к школе группа. – М.:ТЦ Сфера,2021.-336 с.
6.100 любимых маленьких сказок.- ООО Издательство Астрель, 2007.- 160с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра психологического здоровья «Колокольчик озорной»
Нахождение и чтение письма от Бабы Яги
Прохождение первого испытания: сказка «Катя и три волка»
Физминутка «Баба Яга»
Прохождение испытания «Разрезные иллюстрации
Инсцинировка сказки «Репка» (на новый лад)
Рефлексия
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»
Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Поможем Незнайке пойти учиться в школу»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами квест-игры Тема: «Дифференциация «Л» - «Ль». «Неизменяемое слово».
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами квест-игры предназначен для воспитателей дошкольных образовательных организаций.Цель: формирование навыка дифференциации твердых...
План-конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебная страна сказок» (развитие речи с элементами сказкотерапии)
Разработка будет полезна воспитателям , работающим в старших группах. Целью данной разработки является: развитие связной речи детей через соприкосновение со сказками при взаимодействии со сверстниками...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии «В гости к сказкам»
Конспект НОД по развитьию речи в подготовительной к школе группе с элементами ТРИЗ и социо- игровой технологии:" В гости к сказкам"...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной к школе группе с элементами театрализации
Дошкольный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства...