Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Дифференциация звуков [С] - [З]. Буквы С, З."
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елена Александровна Марченко

Цель: дифференциация звуков [С]  -  [З].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С]  -  [З];
  • учить звуковому и слоговому синтезу слов;
  • формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать умение детей координировать речь и движения;
  • развивать  общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_zvuki_s_-_z._bukvy_s_z.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности (ТНР)

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Звуки [С]  -  [З]. Буквы С, З».

Цель: дифференциация звуков [С]  -  [З].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • учить слухо - произносительной дифференциации звуков [С]  -  [З];
  • учить звуковому и слоговому синтезу слов;
  • формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное и слуховое внимание, память;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать умение детей координировать речь и движения;
  • развивать  общую, мелкую и артикуляционную  моторику.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию в ходе образовательной деятельности;
  • формировать самоконтроль за речью;
  • формировать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация, предметные картинки со звуками [С]-[З], подносы с цветным песком, коктейльные трубочки, подносы с кинетическим песком, мяч, плоскостное «Чудо-дерево» с листочками, коврограф «Ларчик».

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент

1.1. Приветствие

Здравствуй друг

Как ты тут

Где ты был?

Я скучал

Ты пришел?

Хорошо!

1.2. Развитие слухового внимания

Логопед: Прежде чем приступить к нашему занятию, давайте «настроим» наши ушки.

Игра «УХО –НОС-ПОЛ-ПОТОЛОК» (взрослый предлагает детям выполнять только то, что он им скажет, а не покажет)

1.3. Развитие мимических мышц.

Педагог (предлагает детям):- Улыбнулись!

                                                - Огорчились!

                                                - Удивились!

                                               - Рассердились!

                                               - Улыбнулись!  

 Логопед: А теперь сядет тот, кто назовёт свое имя нежно, ласково. (Ответы детей)  

(Дети садятся на стульчики)

2. Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации

Логопед: Ребята, послушайте интересную историю, которая произошла с девочкой Зоей, а потом скажите, что было не так.

Однажды, у меня заболел суп. Я пришла к врачу и говорю: «Доктор, у меня очень сильно болит суп. А он мне отвечает: «Я суп не лечу». Тогда я удивилась: «Как же так? Вы же врач!»

- Почему врач не смог помочь Зое?

- Какие звуки не различает Зоя?

- Что необходимо делать, чтобы научиться их различать?

- А вы умеете их различать? (ответы детей)

- Давайте покажем Зое, как научиться это делать. А для начала, произнесем и сравним эти звуки.

2.2. Акустико-артикуляционный образ звуков 

- У насоса длинный нос, он свистит, как пылесос. (Символ звука, произнесение звука [С]-хором)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [С] (согласный, твёрдый, глухой)

- Звенит в лесу комар, как буд-то он – лесной звонарь! (Символ звука, произнесение звука[З] хором)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука [З] (согласный, твёрдый, звонкий)

2.3. Развитие фонематического слуха

  • Упражнение «Хлопни – топни»

 С, З, С, З… ;       СА, ЗА, ЗО, СО…;      

Упражнение «Скажи  наоборот»

 СА – ЗА, СО – ЗО…; ЗО – СО, ЗУ – СУ…;

  • Проговаривание слогов под музыку (Body percussion/ Развитие чувства ритма для детей. Физминутка. РИТМ-ИГРА Елена MUSICWAY)

Удар по коленям – СА, в ладоши – ЗА, по груди – СЫ.

2.4. Дифференциация звуков в словах.

  • Упражнение «Найди и назови»

Перед детьми небольшие подносы с цветным песком. У одной подгруппы синий песок, в котором спрятаны картинки со звуком «С», у другой – зеленый с картинками со звуком «З», коктейльные трубочки.

Логопед: Перед вами подносы с песком и коктейльные трубочки. Напоминаю правила:

- Вдох делаем через нос, выдох через рот.

- Выдох должен быть плавным, чтобы песок не сыпался на стол.

- Трубочки близко к песку не приближаем.

С помощью коктейльных трубочек найдите картинки, которые спрятаны в песке и назовите предметы, которые на них нарисованы.

Дети: У меня под синим (зеленым) песком …. . Какой первый звук в этих словах? (С (З)).

  • Упражнение «Телеграф» Дети по очереди прохлопывают свои слова и выходят к педагогу.
  • Упражнение «Рассели животных по домикам» 

Два домика: один со звуком «З», другой – «С». Дети определяют, какой звук в слове и заселяют животных по своим домикам. (собака, лиса, слон, заяц, коза, зубр)

2.5. Подвижное упражнение на развитие общей моторики.

Встал зайчонок на пенек

(Встают на месте)

Стал показывать зарядку

Раз! Шагают все на месте!

(Шагают, высоко поднимая колени)

Два! Руками машут вместе!
(Взмахивают руками в стороны)

Три! Присели, дружно встали

(Приседают, встают)

Все за ушком почесали.

На «четыре» - потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали дружно в ряд.

Зашагали как отряд.

2.6. Дифференциация звуков в предложениях

  • Упражнение «Деформированная фраза» (с мячом)

- Заяц, лес, прыгать, по.

- Слон, жить, зоопарк.

- Кость, собака, есть.

- Лиса, бегать, заяц, за.

- Коза, стоять, забор, за.

- Свинья, лежать, грязь, в.

  • «Адреса» - коврограф «Ларчик». На нем расположены по горизонтали в верхнем ряду цветные квадраты, по вертикали цифры от 1 до 5. В клетках картинки с предметами на звуки «З», «С» в разной позиции. Педагог называет «адрес», например, 1 желтый, ребенок называет предмет и определяет место звука в слове.

2.7. Буквы С, З.

  • Конструирование букв из кинетического песка.

Поднос разделен полосой на две части. Слева выложить из песка букву «С», справа – «З».

  • Упражнение «Запиши и посчитай»

Детям предлагается определить первый звук в слове, записать соответствующую букву, посчитать количество букв и записать соответствующую цифру под буквой.

3. Рефлексия «Дерево успехов».

Педагог: Каким звукам было посвящено наше занятие? Для чего нам необходимо уметь их различать?  Кому из вас требовалась помощь при выполнении задания? Кто без ошибок справился со всеми заданиями? Прикрепите на Дерево успехов свой листик – красный всё получилось, желтый не всё.

(Дети украшают листиками Дерево успехов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи

Тема: "Как дети помогли птицам, а птицы помогли саду"Цель: Обучение рассказыванию текста цепной структуры с опорой на наглядно-графический план. Задачи: ОбразовательныеУчить совершенствовать связ...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Асташенковой Натальи Валентиновны учителя-логопеда ГБОУшколы № 297(дошкольного отделения) Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»

Тема: «МОЯ СЕМЬЯ»Цель: создание условий для ознакомления воспитанников с понятием семьи и семейных ценностейЗадачи:     Формировать представление о семье.·...

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"

Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР " Прогулка в апрельский лес"...

Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ с речевыми нарушениями «Котёнок Том и его друзья»

Конспект занятия по теме "Домашние животные" с использование элементов театрализованной игры. С целью повышения познавательного интереса на занятии использована интерактивная игра «Звуковая путан...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. ТЕМА: «В ГОСТИ К ОСЕНИ».

Формирование знаний детей об изменениях в живой и неживой природе осенью, обогащение словаря, развитие фонематических процессов, совершенствование грамматического строя речи и связной речи....