"Книжная радуга " Программа по формированию читательской компетенции у детей дошкольного возраста
рабочая программа по развитию речи
программа по формиранию читательской грамотности у детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
knizhnaya_raduga_programma.docx | 79.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №44 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
____________________________________________________________________________
Красноярский край, город Ачинск, микрорайон 9, стр. 7а.
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
МБДОУ «Детский сад № 44»
«___» ________ 20___ г
Протокол № ___от «___» ______20___ г
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ Детский сад № 44
___________Тарасова Н.В.
«___» ________ 20___ г
Приказ № ___от «___» ________20___ г
«КНИЖНАЯ РАДУГА»
Программа
по формированию читательской компетенции
у детей дошкольного возраста
Ачинск, 2021
Оглавление
Пояснительная записка | 3 |
Раздел I . Актуальность Программы | 4 |
Раздел II . Назначение Программы | 5 |
Раздел III . Концепция Программы | 6 |
Раздел IV . Приемы формирования читательской компетенции дошкольников | 8 |
Приложения | 10 |
Пояснительная записка
Современная система российского образования предполагает новый критерий измерения результатов обучения – компетенцию. Главное место в перечне компетенций занимает читательская компетентность.
Обращаясь к Федеральному Государственному Стандарту начального общего образования, мы увидим, что читательская компетентность – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях.
Россия, самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству освоения и поддержания духовных и мировоззренческих ценностей общества. 35% населения - никогда (!) не читают, 43% - от случая к случаю, лишь 22% россиян читают каждый день. Если же и читают, то чаще всего массовую литературу или дешевые журналы, так как у населения деформировано представление о качественном тексте и правильном языке. К сожалению, читательская грамотность из разряда базовых перешла в разряд «элитарных» умений, которыми в совершенстве владеют лишь 3% россиян.
Оценивая сегодняшнее состояние чтения, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют, что «современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
Результаты исследований убедительно показывают, что России предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамотности в ее сегодняшнем понимании. Но у детей и их родителей отсутствует интерес к художественным книгам, низкий уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики, употребление ненормативной лексики.
Педагоги и родительская общественность озадачены вопросом: «Что же делать, что бы дети полюбили книги?»
В связи с этой проблемой возникла необходимость в создании Программы по формированию читательской компетенции под названием «Книжная радуга». Механизмы реализации данной Программы как раз-таки способствуют формированию читательской компетенции у детей дошкольного возраста, т.е. приобретению необходимых знаний, умений и навыков, позволяющих ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, развивать библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Программа «Книжная радуга» построена на основе анализа работы в этом направлении за прошедшие года, с учетом позитива и негатива, наблюдения, бесед с детьми и родителями, анкетирования, интересов и склонностей и возможностей детей и семьи. А также с учетом типа ДОО, ее материальной базы, приоритетными ценностями и социальным заказом, который дают родители. Успешно интегрируется в учебные планы и является компонентом основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 34».
Отличительными чертами Программы «Книжная радуга» являются:
- эффективность (диагностическая основа, адаптивный характер, гибкость,
благоприятный климат), - индивидуальность (выстроена на психологических особенностях детей),
- креативность (способность к творчеству, желание создавать лучшее),
- оперативность (способность быстро, вовремя исправить или направить ход дела, совершенствоваться),
- открытость (для всех участников образовательно-воспитательного процесса).
- Данная программа разработана для детей 2-7 лет, обучающихся по основной образовательной программе МБДОУ «Детский сад № 44», и соответствует минимальному объему социальных услуг в образовательном учреждении.
Работа по формированию читательской компетенции, читательского интереса осуществляется через чтение художественной литературы, знакомство с творчеством русских и зарубежных поэтов и писателей-классиков и современников, знакомство с произведениями устного народного творчества, театрализацию и драматизацию литературных произведений, а также сотрудничество с родителями и библиотекой.
РАЗДЕЛ I. Актуальность программы
Проблемы грамотности, образования, культуры, чтения являются особенно значимыми в наши дни и выходят на уровень проблем, от которых зависит благополучие нации. Чтение – это функциональное, базовое умение для образования и жизни в современном обществе. Однако в этом перечне особую роль, являясь фактически "ключом к веку информации», во всем мире отмечаются общие тенденции: падение престижа чтения и сокращение времени, уделяемого чтению; ухудшение навыков чтения.
Современные дети в гораздо большей степени зрители, чем читатели и слушатели.
Компьютерная эра принципиально меняет объемы, носители, форму существования, передачи и восприятия информации. Компьютеризация сама по себе не решает большинства информационно-образовательных проблем, поскольку главная преграда – низкий уровень читательской культуры, а читательская культура является фундаментом информационной культуры и общей культуры в целом. Читающая нация - нация развивающаяся. Не читающий ученик в младшем, среднем и старшем звене школы менее эрудирован, грамотен, успешен, чем его сверстник, уделяющий чтению достаточное количество времени. Словарный запас не читающих детей скуден, не выразителен. Отсюда проблемы в изучении таких предметов, как литература, история, география, биология, обществознание и т. д. Можно провести такую аналогию: не читающий ученик впоследствии не читающий родитель. Согласно исследованиям, у не читающих родителей вырастают не читающие дети.
Современное общество ушло далеко вперед в развитии технического прогресса. В средствах массовой информации уделяется большое внимание формированию IT-компетентности и взрослых, и детей; в школах повсеместно внедряется раннее обучение компьютерным технологиям. Социологи, исследующие сферу интересов и картину занятости современных детей, утверждают, что телевидение и игры на компьютере – на первом месте в системе приоритетов современных детей. Но, к сожалению, данные технические новинки современного общества не способствуют развитию интеллектуальной личности, испытывающей потребность в чтении.
Удивителен и тот факт, что большинство современных детей овладевает чтением уже в раннем возрасте (4 – 6 лет), но не проявляют достаточного интереса к книге.
Налицо противоречие в педагогической практике: огромные возможности познания нового посредством ЦОР (CD, DVD и т.п), доступный широкий выбор детской литературы, кропотливая работа педагогов над развитием интереса к чтению у детей с одной стороны, и, с другой стороны, уменьшение учебного времени на чтение и, как следствие, явное нежелание детей читать книги.
Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, целью стала разработка Программы, способствующей формированию читательской компетенции, важность решения которой объясняет актуальность выбранной темы.
РАЗДЕЛ II. Назначение Программы
Перед современным педагогом стоит цель – воспитание грамотного, квалифицированного, творческого и талантливого читателя. Умение читать, не должно сводиться лишь к овладению техникой чтения, а должно совершенствоваться на протяжении всей жизни человека в различных ситуациях жизни, деятельности.
Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской компетенции, возродить традиции домашнего чтения;
- повысить компетенцию педагогического персонала;
- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками городской библиотеки.
Планируемые результаты Программы:
- проведение целенаправленной, систематической, планомерной работы по формированию читательской компетенции у детей дошкольного возраста;
- создание материально-технической, методической, предметно-развивающей базы для полноценной и качественной работы в этом направлении;
- расширение и обогащение кругозора детей дошкольного возраста, расширение «зоны читательского общения», повышение речевого и интеллектуального уровня детей, развитие творческих способностей;
- возрождение культуры чтения в семье;
- формирование активной коммуникативной личности, способной понять, осмыслить и воспроизвести литературную мысль.
Особенностью Программы «Книжная радуга является то, что она реализуется, начиная с самых маленьких воспитанников дошкольного учреждения. Это позволяет эффективно приобщить ребенка к книге как можно раньше, привлечь внимание родительской общественности к проблеме чтения, возродить культуру семейного чтения.
РАЗДЕЛ III. Концепция Программы
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Основная образовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 44»
Читательская компетенция– это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.
Ведущие идеи концепции:
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, чтобы оно стало инструментом успешной деятельности подрастающего поколения в различных сферах жизни.
Чтение – непременное условие вхождения в культуру. Культура для подростка становится органичной средой его обозначения и проявления его собственного «Я». Его главный мотив деятельности в культуре – обнаружение себя, своих собственных смыслов в системе символов и образов.
В условиях современного образовательного учреждения повышенного уровня образования может быть создана развивающая образовательная среда, в которой культура чтения является базой, инструментом и стимулом общего развития ребенка.
Педагогические принципы:
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за событиями, действиями, словами, поступкам, предметами, человеческие отношения),
- уважение личности,
- субъективности (содействие педагога развитию способностей ребенка),
- принятие ребенка как данности, неповторимости (признание права ребенка на производимый им выбор),
- разумной требовательности,
- коллективной деятельности.
Принципы отбора содержания Программы
- системности,
- преемственности,
- перспективности.
- рефлексивности.
Образовательные технологии:
Реализация перечисленных принципов может быть обеспечена использованием следующих образовательных технологий:
- Технология личностно-ориентированного обучения
- Коллективные и групповые способы обучения
- Технология проблемного обучения
- Поисковые модели обучения
- Игровые технологии
РАЗДЕЛ IV. Приемы формирования читательской компетенции дошкольников
Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их.
Основы читательской компетенции закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской компетенции дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
- чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.
Во время формирования базовых навыков читательской компетенции, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать у детей:
- эмоциональную отзывчивость;
- активность и объективность читательского воображения;
- умение пересказывать;
- аналитическое умение (вопросы к тексту, размышления над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев;
- осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование читательских интересов у детей дошкольного возраста
Проблема развития читательского интереса представляется достаточно актуальной в педагогическом процессе. Педагогической наукой аргументирована значимость теоретической разработки данной проблемы и реа...
опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей. Формирование читательских потребностей у детей дошкольного возраста.
Формирование читательских потребностей у детей дошкольного возраста....
Методические рекомендации "Формирование читательской культуры у детей дошкольного возраста "
В методической разработке представлены рекомендации по формированию читательской культуры и развитие читательского интереса у детей дошкольного возраста, а также анкета для родителей воспи...
Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй пл...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...