Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
презентация к уроку (средняя группа)

Сумина Анна Петровна

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное» К. Д. Ушинский Выполнила: Сумина А.П. в оспитатель МДОУ Ухтуйский детский сад «Тополек» с. Ухтуй , 2021г .

Слайд 2

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений .

Слайд 4

Чтение как вид человеческой деятельности знаково-словесная форма передачи информации, обладающая большими возможностями; опосредованный текстом характер сообщений, допускающий его фиксацию, хранение, распространение, тиражирование; индивидуальное регулирование потока получаемой информации, в зависимости от уровня образования и потребностей человека.

Слайд 5

Особенности чтения детей, подростков и юношества: - 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни, - 50% к четырем годам, - 80% к восьми годам, - 92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Слайд 6

Национальная программа поддержки и развития чтения в России. 2006г. Цель реализации программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня читательской компетентности.

Слайд 7

СОВЕТЫ. КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЕМ Когда читать? - как только ребенок родится; - выделять несколько минут, но каждый день; - выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа; - приучать ребенка «ждать» время для чтения; - читать в любом месте; - утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает. Как читать? - выбирать удобное и уютное место; - читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства; - находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках; - рассматривать книжки и картинки; - читать с «выражением»; - давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу; - перечитывать любимые книги.

Слайд 8

Когда начинать знакомство с книгой? Первая книга ребенка - мягкая книжка-раскладушка. Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д. Примерно в четырёхлетнем возрасте юные создания начинают активнее интересоваться буквами, надписями. Они уже физиологически готовы запоминать новое, складывать слоги и слова, воспроизводить написанное.

Слайд 9

1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ. 2. ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ. 3. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ. 4. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ. 5. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ. 6. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА. 7. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА. 8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ. 9. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Ухтуйский детский сад "Тополек"

Доклад

На тему: "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

Выполнила

Сумина А.П.

Ухтуй, 2021г.

Культура чтения неоспоримо относится к достижениям человеческого разума. Чтение и «читательская грамотность» сегодня высоко ценятся и осознаются мировым сообществом.

О необходимости приобщения детей к красоте родного слова указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флёрина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев и др.). Работа над словом начиналась с раннего возраста детей. Всеми любимые песенки, колыбельные, прибаутки, потешки широко использовались с самого рождения малыша. На них воспитывали, развивали, приобщали к культуре, учили говорить.

В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Воспитание грамотного читателя – процесс длительный. дошкольное детство связано с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «читательская грамотность» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.

Думается этих аргументов достаточно

Ни для кого не секрет, что жизненные условия меняются постоянно. С раннего детства каждый знает сказку о Буратино, которого обманули лиса Алиса и кот Базилио. Им удалось это сделать, потому что он вовремя не получил образование — не воспользовался своей «Азбукой».

Точно так же угрозы подстерегают и современного человека, не получившего необходимые знания, — например, в интернете, когда мошенники просят назвать номер кредитной карты, или при совершении покупок, когда переплачиваешь за товары и услуги из-за нежелания получить о них исчерпывающую информацию. Люди подписывают банковский договор не читая, а потом удивляются, откуда берутся высокие проценты и иные неприятные условия.

Все это происходит, потому что мы живем в информационном мире, и количество информации, поступающей через разные каналы, растет. Необходимо учиться с этой информацией работать, структурировать ее, сортировать, относиться с известной долей критики и выбирать ту, которая нужна.

Великий психолог и лингвист А.А.Леонтьев писал, что функциональная грамотность — это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Это означает, что функциональная грамотность не может быть «привязана» к какому-то одному предмету. Все, что человек узнает в течение жизни, способствует расширению его функциональной грамотности. Все, что помогает решать жизненные задачи, все, что можно применить как рабочий инструмент, делает его сильнее.

Существуют разновидности функциональной грамотности, в числе которых — читательская, математическая, естественнонаучная, компьютерная, юридическая, экономическая. 

Среди этих разновидностей читательская грамотность занимает самое особое место. Речь идет о способности человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей; расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Наш мир есть текст, вся получаемая информация — так или иначе организованный текст.

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Читательскую грамотность можно сравнить с мышцами, которые необходимо накачивать, а успех зависит от вложенного времени и усилий. Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Чтение как вид человеческой деятельности

В Словаре библиотечных терминов чтение определяется как «вид коммуникативно-познавательной деятельности, направленной на удовлетворение различных потребностей человека: учебных, профессиональных, культурных, досуговых и др.»  В отличие от других видов коммуникативной деятельности чтение имеет свои особенности:

- знаково-словесная форма передачи информации, обладающая большими возможностями;

- опосредованный текстом характер сообщений, допускающий его фиксацию, хранение, распространение, тиражирование;

- индивидуальное регулирование потока получаемой информации, в зависимости от уровня образования и потребностей человека.

Известны четыре вида коммуникативной деятельности: слушание и говорение, чтение и письмо.

Говорение и слушание являются первичными видами коммуникационной деятельности.

Чтение и письмо как виды коммуникационной деятельности появились много позднее, тогда, когда наряду с иконическим изображением (рисунком) люди стали пользоваться абстрактными символами, выражающими звук речи.

Эти символы легли в основу человеческих языков и позволили фиксировать речь на материальных носителях: глине, папирусе, пергаменте и др.

Чтение это сложный вид коммуникационной деятельности. В нем задействованы многие психические процессы: внимание, воображение, мышление, внутренняя речь, мышление, память и др. Как вид коммуникационной деятельности имеет ряд специфических черт:

  • чтение может быть аудиальным (звучащим, его обычно называют чтение вслух) и чтением про себя, то есть скрытым для окружающих, когда его сопровождающие процессы скрыты для окружающих;
  • чтение является средством познания и коммуникации;
  • чтение близко умственному труду и творческой деятельности личности. Его можно также сравнить с обеспечивающими интеллектуальную и творческую деятельность человека средствами и нескончаемыми ресурсами;
  • в современных условиях письменная информация с визуальной и аудиальной, образует  мультимедиа, которые воспринимаются человеком одновременно, как новый информационный текст и новый мультимедийный канал информации.

Как всякий вид человеческой деятельности читательская деятельность длится во времени. Под читательской деятельностью понимается форма активного отношения личности к произведению печати, обусловленная читательскими потребностями и целью чтения. Чаще всего читающий человек осознает, с какой целью он берется за чтение, предполагает получить от чтения тот или иной результат. Источником активности личности по отношению к произведениям печати выступают читательские потребности. 

Потребность в чтении – это отношение социального субъекта (личности, группы, общества) к чтению как к жизненно необходимой деятельности, посредством которой специфическим образом удовлетворяются коммуникативные, познавательные, житейские ,нравственные и другие потребности. Потребности в чтении можно определить еще следующим образом: осознание социальным субъектом противоречия между наличествующим и необходимым, разрешить которое можно только посредством чтения

Новые социально-политические, экономические и культурные реалии, новая компьютерная техника и стремительное развитие информационных технологий существенно изменили читательскую потребностно-мотивационную сферу, читательское сознание и поведение.

Первое десятилетие нового XXI века ознаменовалось следующим состоянием читательской и книжной культуры: доля постоянных читателей газет, журналов, книг заметно сократилась. Так, по данным социологического аналитического центра Юрия Левады («Левада-Центр») 37 % населения вообще не читают, 40 % читают время от времени и лишь 23 % читают практически каждый день. Художественную литературу за последние два года покупала только треть россиян. Если в конце 80-х годов прошлого века к художественной литературе регулярно обращались более 90 % населения, то в настоящее время около 80 %. (20,с.30) Заметим, что печатная информация на традиционных бумажных носителях составляет сегодня лишь один из каналов, обеспечивающих доступ к содержанию текстов, будь они газетными, журнальными или книжными. Еще одним таким каналом выступает Интернет как форма трансляции текстов. В настоящее время возможности электронной сети как источника текстов используют не более 15 % взрослых россиян. Лидерами обращения к Интернет-каналам как источникам печатной информации являются самые молодые россияне: 18 % из них читают через Интернет учебную литературу, 12 % специальную, каждый десятый – художественную. (20,с.33)

Несмотря на то, что в 1980-е годы прошлого века практически всех жителей страны можно было назвать читателями, социологи чтения уже тогда заметили отток читателей из библиотек и падение читательской активности по отношению к отдельным типам и видам литературы. Так в 1980-е годы регулярно пользовались библиотеками немногим более половины населения. В настоящее время число читателей библиотек еще сократилось: более 77 % взрослого населения России не пользуются никакими муниципальными и государственными библиотеками. Больше всего не пользуются библиотеками самые пожилые и наименее благополучные слои населения, те, кому не хватает денег даже на продукты, а также много среди них жителей Москвы - более 80 % москвичей не пользуются библиотеками вообще. (20,с.65)

Таким образом, чтению в современной России присущи следующие тенденции:

- разрушилась бытовавшая всегда культурная норма читать, люди перестали стыдиться того, что они не читают;

- количество не читающих или обращающихся к чтению от случая к случаю увеличивается;

- произошел дальнейший отток читателей из библиотек, современные ее абоненты – люди периода обучения и пенсионеры;

- среди читающей публики все более выражено расслоение на множественные фрагментарные группы не похожие между собой как по характеру, так и по содержанию чтения. Полюсами этого явления становится массовый читатель жанровой литературы и элитарные читательские группы с различными литературными ориентациями;

- в объеме чтения россиян превалирует доля развлекательного чтения. Деловые, профессиональные и досуговые мотивы обращения к чтению преобладают над общекультурными мотивами;

- издательства все более ориентируются на невзыскательного читателя;

- наблюдается массовизация и медиатизация книжной культуры;

- растет расхождение между читательским спросом и библиотечным предложением, особенно в селах и небольших городах;

- произошли глубокие деформации в чтении детей и подростков. Дети стали меньше читать, упал интерес к чтению учебной и высокохудожественной литературы

Особенности чтения детей, подростков и юношества:

Развитие детей, их психики происходит через деятельность. Ведущий вид деятельности в том или ином возрасте определяет и периоды детства.

 Ребенок развивается в обществе и представляет собой хотя и маленькое, но существо социальное, растущее и развивающееся в определенном социуме. Расширение контактов ребенка с миром (родители, родственники, детский сад, школа, внешкольные учреждения) обеспечивают социальное развитие. Это явление – развитие в обществе - получило название « социальная ситуация развития» и обозначает своеобразное для каждого периода детства взаимодействие развивающейся личности и среды. Заметим, что

- 20% будущего интеллекта ребенок приобретает к концу первого года жизни,

- 50% к четырем годам,

- 80% к восьми годам,        

- 92% закладывается до 13 лет. Уже в этом возрасте возможна высокая предсказуемость «потолка» будущих достижений человека.

Раннее детство является самой благодатной порой приобщения ребенка к книжной культуре, поэтическому слову. Ребенок в возрасте до трех лет еще слабо улавливает смысл прочитанного, но хорошо чувствует поэтику устной речи, улавливает ритм и рифму слова, правильно реагирует на рисунок, цвет и через них опосредовано постигает окружающий мир. Чем больше ребенку этого возраста будет прочитано, тем лучше будет его последующее читательское развитие.

Познание мира через книгу и чтение продолжается в средний период раннего детства от 3 до 6 лет. Общение ребенка с книжной культурой в этом возрасте, по-прежнему, осуществляется через посредничество взрослого. Расширяется тематика чтения, ребенок осваивает разные литературные жанры: рассказы, сказки, стихи, охотно фантазирует сам, сочиняя свои тексты по аналогии со знакомым жанром. Характер познания в этом возрасте свободный, наивно – игровой, неутилитарный. Это определяет и отношение ребенка к книге как особое, наивное, эмоционально-эстетическое. Именно в этом возрасте у ребенка развиваются важнейшие психические свойства, которые лежат в основе восприятия художественного слова: эмоциональная сфера, мышление, воображение.

К шести годам многие дети обучаются самостоятельному чтению, посещают с родителями детскую библиотеку. Однако есть и отстающие в развитии дети, как правило, из неблагополучной социальной среды. Столкнувшись с таким явлением, воспитатель, библиотекарь должен подойти индивидуально к сопровождению читательского развития такого ребенка, по возможности выравнивая его заметное отставание от других детей средствами усиленной индивидуальной работы.

Значительно уменьшилась читательская аудитория литературно-художественных журналов и газет, однако выросло число потребителей журнального глянца. Классическая литература, всегда запрашиваемая в библиотеках, почти перешла в разряд только учебного спроса, большой и стабильный интерес вызвала детективная и другая жанровая литература (любовный и исторический роман, ироническая проза, фэнтези и другие.) Заметим также, что растет невзыскательность вкуса и предпочтений в области чтения, ухудшается владение родным языком: в разговорной практике родная речь становится все более примитивной, а в молодежной, профессиональной и деловой средах нарастает использование англоязычных слов, заменяющих в ряде случаев даже устоявшиеся русскоязычные аналоги.

Снижение интереса к чтению – это сегодня общемировая тенденция. Она обусловлена глобализацией средств массовой информации и Интернет технологий, интенсивным развитием индустрии развлечений, которые вытесняют чтение на периферию использования свободного времени. Ответом библиотек на вызовы времени должно стать сохранение книжной культуры, продвижение чтения как интересного и полезного, развивающего занятия.

В 2006 году Федеральным агенством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом была подписана и принята Национальная программа поддержки и развития чтения в России. Цель реализации программы заключается в повышении культурной компетентности членов общества за счет повышения уровня читательской компетентности

Повышение культурной компетентности невозможно без традиционного чтения.

Советы. Как заинтересовать детей чтением.

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и практически невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей, которые, в идеале, должны опираться в этой работе на помощь детских библиотек. Ведь все родители мечтают видеть своих детей здоровыми, счастливыми. И все они, без исключения, хотят научить своего ребенка тому, как добиться успеха. А для этого, прежде всего, он должен научиться писать и читать.

И процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – лишь обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой и невозможности существовать без нее. И это –не прерогатива школы, а абсолютно «семейное» дело. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему?» Только родители проводят со своим ребенком дождливое утро в библиотеке, вместе с ним рассматривая и выбирая книги.

«Я хочу мороженое (шоколадку, игрушку т.д.), – говорит ваш ребенок именно ВАМ, когда вы идете с ним за покупками. То есть именно к родителям, как самым близким и авторитетным (пока еще) для них людям, обращаются малыши за советом, помощью, с просьбой. Поэтому ранний возраст – самое благодатное время для того, чтобы развить в своем ребенке любовь к книге и чтению. Как это сделать? Вот несколько полезных и интересных идей.

Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.

А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ.
Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребенок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить все слова, услышанные тогда, когда (как казалось вам) он еще ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ним обо всех простых для вас, но очень важных для ребенка, делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «Моем ручки», «садимся на стул», описывайте то, что видите – так вы готовите внимательного слушателя.

2. ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ
Начинать читать надо с первых месяцев жизни. Читая малышу, вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями! Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Приходите в библиотеку, где ему могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ваш малыш мог с ними возиться.

3. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того, профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.

Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребенка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг, и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.

4. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Какие? Прежде всего, те, в которых он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много, и они для сугубо индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами. Вы можете помочь ребенку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.

5. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Будьте актерами, (вспомните о нереализованных мечтах стать « Звездой экрана»!) Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему малышу это понравится! Читайте, перебивая чтение разговорными, паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то, что он слышит, «переварить» прочитанное, понять события и характеры героев.

Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учебе.

6. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. А на ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом. Что делать в таком случае? Посмотрите в заголовок этого совета! Да- да! Читайте именно то, что он просит. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги. Вам тяжело по двадцатому разу перечитывать «Машеньку и медведя»? Привлеките к процессу всех членов семьи. Дайте самому ребенку возможность погордиться собой и изобразить, что он сам эту книжку «читает». Припоминаю, как моя старшая дочь (учившаяся позже в физико-математическом классе) доставала всех книгой «Приключения Кубарика и Томатика, или Веселая математика», а младшая – «Золушкой». Причем, реакция на пропущенный (в целях экономии времени) отрывок, была мгновенной. Так что, если книга вызывает удовольствие ребенка, и он обращается к ней постоянно, читайте ему ее столько раз, сколько ребенку этого хочется.

7. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, бутылочками и сосками обязательно лежит книга.
Когда ваш ребенок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок,

8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ
Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению и книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребенок, школьник, читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.

Когда ваш ребенок научится читать сам, просите его почитать вам. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы что-то делаете руками, на кухне, например. Если ребенок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста – не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлеченности историей, которую ОН, преисполненный важности, читает ВАМ. Можно вернуться и прочитать слово правильно и позже.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журнала, истории, сказки. Вам некогда почитать, и он это делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное, удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

Приемы мотивации чтения у детей

Маховская О. И.

Как приучить ребенка к чтению, если литература у многих детей ассоциируется с чтением толстых занудных книжек. Но и не изучать литературу нельзя. Многие дети, а особенно во время каникул не любят читать.

Эффективные способы приучения ребенка к чтению.

Не стоит сразу подолгу читать ребенку. Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно. Чтобы привить ребенку любовь к чтению, его необходимо заинтересовать. Выбирайте наиболее интересные книги и читайте их ребенку на ночь. Обычно дети с интересом слушают и ждут следующего вечера, чтобы узнать продолжение. Через какое-то время ребенок, не дожидаясь вас, сам берет в руки книгу и начинает читать.

Не стоит сразу подолгу читать ребенку. Время чтения увеличивайте постепенно, обращая внимание на степень заинтересованности ребенка. Не старайтесь прочитать всю книгу целиком за раз. Пусть ребенок с нетерпением ждет следующего дня, чтобы узнать окончание истории. Это побудит его взять книгу, когда вы заняты выполнением домашних дел и, начать читать самостоятельно.

Действенный способ привить любовь к чтению - читать вместе с ребенком . Известно, что многие дети не любят читать. Родители любыми способами пытаются приучить ребенка к книжке. Однако у них ничего не получается. Обычно родители, кладут на стол ребенку интересные на их взгляд книжки, в надежде, что ребенок сам возьмет и прочитает их, напоминают постоянно, требуют прочтения. Но ребенок вместо того, чтобы читать, убегает играть на улицу.

Сегодня продается множество компакт дисков с записями текста классических произведений. Включая диск ребенку перед сном или в поездке, вы поможете ему с большей эффективностью усвоить содержание произведения. Читать текст, зная характеры героев и их интонации, гораздо интереснее и легче. К тому же, воспринимая текст на слух, ребенок развивает аудиальное восприятие.

Привить ребенку любовь к чтению, к литературе поможет спектакль, поставленный на основе классического произведения. Чаще ходите с ребенком на спектакли, а после обсуждайте развитие событий и характеры героев.

Еще одним эффективным способом приучения ребенка к чтению и изучения классических произведений является фильм. Нужно заметить, что сюжет фильма может отличаться от оригинала классического произведения. Взрослым необходимо знать содержание фильма, чтобы вовремя откорректировать поведение главных героев и развитие событий. В процессе просмотра фильма можно заметить, что сюжет фильма несколько отличается от произведения, и что в книге гораздо всё интереснее и содержательнее.

Многие литературные произведения показывают жизнь такой, какая она есть на самом деле. Проводите аналогии между литературным эпизодом и жизнью - и ребенок поймет, что литература - это не абстрактный вымысел.

Я люблю читать своим детям книги, а они меня слушать, почти каждый день перед сном я читаю им сказку. Читать вслух я стала, когда еще была в положении (считаю, что ребенок, чем больше слышит материнский голос, тем больше к нему привязывается и его запоминает). И моя система работает, мои детки могут подолгу слушать мое чтение, увлеченно входить в беседу по прочитанному, когда другие детки не могут усидеть на месте и пяти минут. Посмотрим, что будет дальше, время покажет…

Если вам не очень нравится читать книги или вы считаете, что продолжать чтение книги после первых ее нескольких глав - рутина, то вы просто можете упустить возможность разобраться в том, почему книги так важны. Чтение является одним из удовольствий в жизни, которое уводит от действительности и реальных проблем, это способ узнать о том, о чем вы никогда не знали ранее, и познакомиться с умами других людей, с которыми вы никогда не общались. Зачем отказываться от этих замечательных возможностей только потому, что вы убедили себя в том, что чтение - тяжелый труд? Для того, чтобы приступить к чтению книг, сделать это правильно и довести дело до конца - воспользуйтесь следующими подсказками.

Часть 1

Приступая к работе

Выберите себе такую книгу, которая будет вам интересна. У вас еще будет достаточно времени для того, чтобы заставить себя прочитать те темы, которые вам не очень нравятся. Сейчас просто выберите книги по таким темам, которые будут актуальны для вас и которые способны вас увлечь. Например, любителя спорта могут заинтересовать книги про футбол, спортивные гоночные автомобили или бег. Человек, увлеченный каким-то хобби, может прочесть книгу о коллекционировании, восстановлении или создании каких-то предметов. Поклонник моды может заинтересоваться чтением книг об одежде, истории моды или советах по макияжу. Выбирайте себе книгу в соответствии со своим увлечением!

Осознайте преимущества, получаемые от чтения. Благодаря чтению вы можете поступить в хороший колледж. Образование, полученное в хорошем колледже, может помочь вам лучше понять мир. Благодаря знанию многих вещей вы можете попасть в хорошее место с достойным заработком, найти интересную работу, предложить свое мастерство широкому кругу людей. Умение самостоятельно учиться и исследовать те области, в которых вы не являетесь специалистом, может помочь вам пережить трудные времена, посредством не традиционного решения проблем и гибкого использования своих навыков. У того, кто мало читает меньше шансов на то, чтобы преуспеть в этом в связи с отсутствием доступа к более широким знаниям, которые открываются благодаря книгам.

  • Если задача получения большого количества денег не является для вас первоочередной (а именно так оно и должно быть), то чтение также способно расширить ваши знания об окружающем мире. Развитие грамотной литературной речи и способность передавать свои идеи, вероятно, являются одними из самых важных составляющих частей человеческого развития. Способность записывать идеи или мысли для того, чтобы дать возможность другим людям визуализировать их, либо при помощи слов, либо изображений, просто поразительна, она является одним из величайших столпов цивилизации.
  • Возможность получать доступ к мыслям, идеям, рассуждениям, как своих современников, так и людей, которых уже давно нет, является одной из самых удивительных и поразительных свойств книг и чтения. Вы можете узнавать, полагаться и даже "подружиться" с людьми, чьи знания вы впитываете из книг.
  1. Обогатите себя чтением книг и правильной манерой письма. Умение писать и особенно читать, даст вам возможность понять и осмыслить почти все идеи, которые когда-либо передавались на вашем родном языке. Это умение расширит ваши права и возможности, оно является одной из форм свободы, которая бесценна.

Внимательно выбирайте то, что читаете. Не все то, что вы можете прочесть, действительно стоит читать. Быть проницательным читателем – означает уметь выбирать книги с осторожностью, избегая книг, которые наполнят вашу голову тревогой или раздражением. В некоторых случаях, если слишком много читать такие жанры, которые заставляют вас чувствовать себя опустошенным и несчастным, то это может привести к появлению ненависти к чтению в целом, что в свою очередь может иметь просто ужасные последствия! Вместо этого, всегда выбирайте только хорошо написанные книги с хорошим содержимым, которое не расстроит вас. Для этого:

  • Развивайте в себе внутреннего критика. Подходите к чтению критично –– верите ли вы во все, во что автор просит вас поверить? Как вы считаете, обосновал ли автор свои утверждения?
  • Научитесь дистанцироваться от тех, сообщаемых автором аспектов, с которыми вы не согласны, но не отрицайте всю книгу целиком. Иногда вы будете сходиться с автором во взглядах относительно одних вопросов, но будете расходиться с ним в других. Это хорошо, так как это означает, что вы думаете критически и не соглашаетесь абсолютно со всем тем, о чем говорит автор. Кроме того, вы должны научиться отличать собственный опыт (мнение) автора, который может преподноситься в качестве универсального опыта. Когда вы заметите, что это происходит (а этот промах автора часто можно заметить), то относитесь к этому всего лишь как к опыту автора и не чувствуете себя обязанным применять его по отношению к себе.
  • Читайте книги, в которых предлагается мнение, с которым вы не согласны. Постарайтесь потратить немного времени на то, чтобы больше разобраться в том, с чем вы не согласны. Это поможет вам узнать о существовании альтернативных точек зрения и расширит ваше понимание. Не думайте об этом как о личной угрозе, думайте об этом как о возможности лучше подготовиться к спору со сторонниками альтернативной точки зрения, таким образом вы сможете продемонстрировать, что хорошо осведомлены об их позиции, но просто по-прежнему не согласны с ней!
  • Избавьтесь от своего внутреннего беспокойства. Многие из нас читают для того, чтобы найти способы привести жизнь в порядок, обращаясь к жанру самопомощи. К сожалению, многие из книг этого жанра предлагают улучшать свою жизни посредством увеличения заработка, как будто богатство – это единственный путь к счастью. Такой тип мышления может заставить вас почувствовать себя неудовлетворенным и несчастным. Подвергайте сомнению любую книгу, которая заставляет вас чувствовать менее достойным человеком или будет настраивать вас на то, что бы вы основали свое счастье на стремлении к нереалистичным вещам.

Часть 2

Наслаждайтесь чтением

  1. Посвятите себя чтению. Одна из основных причин отказа от продолжения чтения - блуждание вашего ума где-то в другом месте во время чтения книги. Не позволяете своему уму делать этого. Отложите в сторону все свои мысли о невыполненных рутинных делах, о делах, которым вы могли бы сейчас себя посвятить или о людях, с которыми вы еще не переписывались или не общались на этой неделе. Для этого вам потребуется:
  • Выделяйте определенное время для чтение. Вы можете прекратить чтение по истечении этого времени, но в течение этого времени – посвятите себя книге.
  • Если вы ловите себя на мысли, что замечтались во время беглого просмотра текста, то мягко напомните себе, что вы должны вернуться в настоящее и погрузиться обратно в книгу.
  • Не настраивайте себя на то, что вам надо прочитать "так много глав прежде чем книга закончится". Гораздо легче судить о книге по затраченному на ее прочтение времени. Так, что не относитесь к книге как к рутине, состоящей из глав, которые надо прочитать “для галочки”.
  1. Позвольте себе уделять чтению больше времени, если вам это начинает нравиться. Нет никакой необходимости в том, чтобы откладывать на потом наслаждение от прочтения хорошей книги.

Представляйте себе то, о чем вы читаете. Воспользуйтесь своим воображением для того, чтобы представить себе места, людей и действия, о которых вы читаете. Это поможет вам легче понять, что там происходит. Многое вам удастся представить себе совершенно естественным образом, благодаря тому, что ваш ум попытается воссоздать места, людей и ситуации, о которых вы читаете, основываясь на том, что вы уже знаете. Если вы пока еще чего-то не знаете, то ваше воображение подберет для этого различные фантастические образы. Позвольте этому произойти и далее - наслаждайтесь процессом, ведь очень интересно наблюдать за тем, как ваш собственный внутренний мир сходит со страниц во всем своем колорите.

  • Стоит остерегаться книг, по мотивам которых сняты фильмы. Ваше воображение будет воссоздавать некоторый аспект, в то время как фильм будет полностью переворачивать его с ног на голову. Это может привести к замешательству и является одной из причин, почему многие люди, которые любят читать книги, предпочитают не смотреть фильмы, снятые по их мотивам.
  1. Делайте заметки. Воспользуйтесь ноутбуком. Записывайте свои собственные мысли, свои реакции и идеи, которые у вас возникают во время чтения. Вы получите удивительный опыт от прочтения своих заметок и повторного осмысления того, что значило для вас так много спустя месяцы или годы после прочтения книги. Вполне вероятно, что вы обнаружите, что каждая книга, о которой вы написали заметки, повлияла на ваше мышление больше, чем вы об этом думали. Это возможность расширить свой ум и сохранить его восприимчивым к новым идеям и способам видения мира.

Пробуйте предсказывать что произойдет дальше. Это замечательный способ для того, чтобы сохранять заинтересованность. Вы можете быть правы, или же вы можете ошибаться. Всегда интересно позволить автору подвести вас к некоторому захватывающему событию только для того, чтобы там произошел очень неожиданный поворот в тот момент, когда вы будете уверены в ином исходе.

Соотносите себя с содержимым. Поместите себя "в книгу". Что бы вы сделали в тех же или подобных ситуациях? Хотели бы вы быть похожим на персонажа? Хотели бы вы делать то, что рассматривается в книге или то чему она учит вас? Видите ли вы себя на том же месте или в том же положении в качестве биографа в ближайшие годы? Поставив себя на место героев или автора, или представив себя во время выполнения действий, предложенных в книге, вы можете извлечь больше пользы от прочтения книги.

Не торопитесь. Современная культура концентрирует внимание на конечных результатах (или быстро достигнутых результатах). Но, что касается чтения, то ориентируясь на конечный результат, вы ничего не добьетесь. Вы читаете не просто для того, чтобы "закончить книгу" и вычеркнуть ее. Этот процесс гораздо больше касается опыта (переживаний), прогресса (развития) и сам по себе является путешествием. Сделайте паузу и представьте себе происходящие сцены, позвольте себе увлекаться и разочаровываться в персонажах! Поразмышляйте о сюжете (или об его отсутствии), о том, какие чувства это у вас вызывает. Когда вы дочитываете до конца, то потратьте некоторое время на размышления о том, куда бы вы завели историю и ее персонажей дальше, если бы сами были автором сиквела.

  1. Читайте с энтузиазмом. Все то, что может быть в книге интересно, часто выносится виде отдельной информационной части (аннотации на обратной стороне обложки). Попробуйте иногда почитать вслух, сделайте это выразительно.
  • То место, где вы читаете может оказывать влияние на ваш энтузиазм. Найдите спокойное, тихое и удобное для хорошего чтения место. Лучше всего было бы найти такое место, где вы не будете отвлекаться. Если у вас есть домашнее животное, которое любит близко находиться рядом с вами, то вы можете прекрасно провести время вместе.
  • Ведение учета прочитанных книг может помочь поддержать ваш энтузиазм. Есть много интернет-сайтов, где вы можете "похвастаться" тем, что прочли или поделиться хорошими книгами с другими людьми. Возможно, вы даже захотите завести специальную доску с кнопками только для тех книг, которые вам понравилось читать, и вы желаете, чтобы другие смогли открыть их для себя.
  • Если вам трудно читать из-за особенностей вашего здоровья, влияющих на процесс чтения, то обратитесь за помощью - поговорите с врачом, консультантом или специалистом по решению проблем, вызываемых у вас чтением. В некоторых случаях, вам могут понадобиться очки, или более мощные линзы – если проблема связана с расстройством зрения, особенно если у вас появляются головные боли или устают от чтения глаза.
  • Если у вас есть привычка, прочитав несколько страниц или глав, откладывать книгу, то всегда помещайте закладку на то место, где вы остановились для того, чтобы позднее легко вернуться к чтению книги. Это гораздо удобнее, чем снова перечитывать страницы, которые вы уже прочли.
  • Приобретите аудио-версию книги. Это может помочь вам получить более полное представление о книге, которую вы пытаетесь прочесть.
  • Если вам трудно читать мелкий шрифт, то обратитесь в местную библиотеку за более крупной печатной версией. Многие электронные устройства для чтения книг также позволяют увеличивать размер шрифта.
  • Попросите взрослых почитать для вас, если вам менее восьми лет. Если вы старше, то воспользуйтесь поиском в Google или найдите видеоматериалы к книге.

Предупреждения

  • Если книга расстраивает вас или имеет оскорбительное содержание, то прекратите читать ее. Однако, не позволяйте этому негативному опыту победить ваше желание читать другие книги, в том числе книги по той же самой теме. Представления одного автора могут не подойти вам, в то время как другой автор может написать об этом в гораздо более умелой и вдумчивой манере. Обратитесь за помощью к библиотекарю, если вы не знаете, как подобрать лучшую книгу по определенной теме.
  • Чтение книг по принуждению не даст вам столько знаний, как чтение по доброй воле и с энтузиазмом. Попробуйте побороть свое нежелание читать, напоминая себе о том влиянии, которое чтение оказывает на ваше самосовершенствование, являясь при этом источником удовольствия.

Обычно детки знакомятся с книгами в очень раннем возрасте. Сначала мама рассказывает сказку «О сороке-вороне», затем играет с малышом в «Ладушки», чуть позже показывает яркие картинки из специальных книжек для маленьких, сопровождая их стишками знаменитых детских поэтов. Такие экземпляры очень привлекательны внешне, они имеют твёрдые плотные страницы или очень мягкие, даже клеёнчатые.Малыши любят полистать такую книжку, пощупать объёмные или рельефные рисунки, поиграть шнуровкой.
Постоянный просмотр одной и той же книги развивает у ребёнка память, он запоминает картинки, образы и проговариваемый мамой текст, привязанный к каждой странице. Родители, общаясь таким образом с крохой, даже не замечают, что развивают у неё познавательный интерес.

Когда начинать знакомство с книгой?

Первая книга ребенка - мягкая книжка-раскладушка

Покупаемые книги должны подходить малышу по возрасту. На первом году жизни это могут быть предметные и тематические рисунки, рассказы (сказки) в картинках о том, как кто-то играет, проводит свой день: умывается, одевается, кушает и т.д.

Кроме народных сказок можно почитать, например, «Тараканище» Корнея Чуковского. Не опасайтесь, что что-то из этих сказок напугает малыша. Чувства детей отличаются от взрослых. Они хоть и яркие, но более спонтанные. Ребёнок не боится того, что Колобок оказывается съеденным, а заяц выгнан из дому лисой. Придуманная мамой новая концовка сказки его всегда удовлетворяет и восхищает. Все подтексты, видимые для взрослого, остаются незамеченными. Малыши всегда уверены в победе доброты над злом.

Примерно в четырёхлетнем возрасте юные создания начинают активнее интересоваться буквами, надписями. Они уже физиологически готовы запоминать новое, складывать слоги и слова, воспроизводить написанное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста....

Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"

 Современные дети — это больше «зрители»,  которые хотят  воспринимать    «красивую картинку». Чтение уходит на второй  пл...

«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...

Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста

Читательская (литературная) грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать. тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с соц...