опыт работы. Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
статья по художественной литературе (старшая группа)
материал о работе, котрая проводилась в группе по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 21.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы. «Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
воспитатель СП ГБОУ ООШ п. Пензено Смарская область. Хаджарова С.П.
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
В связи с этим, было решено привлечь детей к чтению художественной литературы, и поставила перед собой задачи по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста:
- изучить педагогическую литературу, интернет-ресурсы по теме;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя и сельской библиотекой.
В своей работе по данному направлению использовала традиционные - (литературные викторины, досуги, праздники, конкурсы чтецов, книжные выставки) и нетрадиционные (тематический клубный час, Совместные театрализованные постановки) формы работы. Литературные викторины — форма интеллектуальной работы с дошкольниками, которая требует определенных знаний, представлений у детей по определенной теме. Веселые и познавательные задания в литературных викторинах, позволяют детям совершать увлекательные путешествия по страницам произведений, составляющих золотой фонд детской литературы, а педагогам определить степень развития кругозора своих воспитанников. Викторины - это не только любимейшее развлечение детей, но и взрослых, и значит, общий интерес даст в совместном развлечении только положительный результат. С детьми были проведены викторины «В Лукоморье», «Путешествуем по сказкам», «Что за гости к нам пришли?» и др. Особое место занимают литературные досуги и праздники, которые являются кульминационными событиям после знакомства детей с определенными литературными произведениями и обобщают многообразные художественные впечатления детей. Они включают в себя различные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Наиболее востребованными в нашей группе были: - театрализованные постановки и драматизации произведений для детей («Кошкин дом», «Лиса и заяц», «Спасение волшебной капельки» и др.)
- различные виды театра (теневой, бибабо, кукольный, настольный и др.)
- тематические досуги по произведениям детских писателей (А. Барто, С. Маршак, К. Чуковский и др.)
Конкурсы чтецов позволяют воспитывать положительное эмоциональное отношение к литературным поэтическим произведениям, формировать выразительную часть речи у детей старшего дошкольного возраста посредством художественно - поэтического слова. Такие мероприятия способствуют социализации детей, расширяют границы общения, а также доставляют радость от участия в общем деле.
Конкурсы чтецов и являются красочным моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. В группе проводились конкурсы: «Осенняя пора! Очей очарованье!», «Зимушка хрустальная», «Эхо войны», «стихи Пушкина читаем».
В работе по данному направлению практикуем тематические клубные часы: «В гостях у сказки», «Сказки Пушкина», «Книги наши друзья», «Наша дружная семейка», где дети более подробно знакомятся с книгами, их героями, могут самостоятельно изготовить костюм, маску, перевоплотиться в любимого персонажа, побывать в волшебной стране, поучаствовать в викторине, придумать свою сказку и т.д. Главное — инициатива ребенка, его желание, творчество и воображение. В легкой непринужденной форме происходит процесс раскрытия личности, ее потенциала.
Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьёй. В нашей работе используем конкурс «Книжек своими руками», где дети совместно с родителями изготовляют книги на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Осень, осень, где ты ходишь?», «Мои любимые игрушки». Родителям совместно с детьми придумывали сказки и иллюстраций к ним. Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников. Совместные театрализованные постановки детей с участием родителей, начиная с младшей группы, также являются значимым элементом, способствующим повышению общей культуры ребенка и формированию предпосылок грамотного читателя, правильной модели его поведения в современном мире.
Для родителей были проведены консультации: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем вместе с ребенком», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку».
В группе создан уголки для родителей «Читаем дома», где родители могут взять книги для домашнего семейного чтения, получить консультацию воспитателя по литературным произведениям.
Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать о книге и помогать при анализе произведения.
«Читайте! И пусть в вашей жизни
не будет ни одного дня, когда бы
вы не прочли хоть одной новой
страницы из книги!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста"
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй пл...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьюте...
«Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст самый активный для включения ребенка в читательскую деятельность. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей среде, вырабатываются навыки, привычки, характер...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста...
Формирование читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Читательская (литературная) грамотность дошкольника – способность понимать смысл текстов, размышлять и обсуждать. тексты, чтобы расширять свои представления и возможности взаимодействовать с соц...