Творческий проект "Маленькие выдумщики" с применением ТРИЗ технологии
проект по развитию речи (подготовительная группа)

Магомедова Зубайдат Мусаевна

Проект по речевому развитию детей подготовительного к школе возраста "Маленькие выдумщики" с применением ТРИЗ технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 «Росинка»

Проект по речевому развитию «Маленькие выдумщики»

с применением ТРИЗ технологии

(подготовительный возраст)

Воспитатель: Магомедова Зубайдат Мусаевна

Пгт Высокий

2023г.

Актуальность:

На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем, поэтому еще на этапе становления речи детей родителям приходиться обращаться к дополнительным квалифицированным специалистам, таким как логопед, дефектолог и т.д. 

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими.

Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с детьми по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются инновационные методы и приемы развития речи у дошкольников. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – это дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми.

Цель: 

  Развитие речи, речевого общения и воображения детей  дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологии.     

 Задачи:

-  Обогащать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

-  Повышать умственную активность: мышление, память, внимание, воображение.

-  Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

-   Пополнять и расширять развивающую предметно-пространственную среду группы с привлечением родителей.

Ожидаемые результаты:

- У детей обогатился активный и пассивный словарь, усовершенствовалась монологическая и диалогическая речь.

- Повысилась умственная активность: память, внимание, мышление, воображение.

- Повысился уровень социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональная отзывчивость, сопереживание.

- С помощью родителей пополнилась необходимыми пособиями и играми предметно-пространственная среда группы.

Гипотеза: предполагается, что использование разнообразных приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

 

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: информационно-игровой

Вид проекта: групповой, индивидуальный

Участники проекта: воспитанники подготовительной группы, педагоги, родители

Планирование  работы:

Подготовительный этап:

Сентябрь

-Изучение методической литературы по теме проекта.

-Составление перспективного плана.

-Создание речевой среды по технологии ТРИЗ (картотеки, дидактические игры, учебно-дидактические пособия и т.д.)

-Консультация для родителей на тему: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»

 Основной этап:

-Проведение мероприятий по теме проекта, в том числе реализация перспективного плана.

Перспективное планирование проекта

Месяц

Тема

Содержание работы

Работа с родителями

ноябрь

-Конспект ООД «Золотая осень»

Цель: систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

-Конспект ООД «Русская матрёшка»

Цель: приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства.        

Дидактические игры:

- «Фоторобот» (метод фокальных объектов)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

- «Сделай наоборот» (метод мозгового штурма) Цель: развивать фантазирование детей, способствовать свободному общению малышей друг с другом и с воспитателем, формировать коммуникативные способности.

- «Скульптура» (игра на воображение)

Цель: дать детям почувствовать уверенность в своих силах.

- «Дразнилка» (метод мозгового штурма)

Цель: расширять словарный запас детей, учить слушать друг друга, высказывая свое мнение.

- «Фантазия» (метод фокальных объектов)

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

 

- Задача: «Надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений» (метод мозгового штурма)

Цель: научить детей генерировать идеи, смело высказывать свои идеи "на людях"; научить детей фантазировать.

-Консультация

«Использование технологии ТРИЗ в детском саду и дома»

- Памятка для родителей

«ТРИЗ- теория решения изобретательских задач.»

декабрь

- Конспект ООД «Здравствуй, сказка!»

Цель: развивать  творческое  воображение.

- Конспект ООД «Спасение царевны»

Цель: развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач.

Дидактические игры:

- "Назови одним словом" (Метод мозгового штурма)

Цель: обогащать словарный запас детей существительными, развивать речь, внимание, мышление.

-"Где живет?" (Метод каталога)

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление

- «Что это такое?» (Метод фокальных объектов.)

Цель: развивать фантазию, воображение, обогащать словарный запас детей.

- «Елочка» (метод Золотой рыбки)

Цель: активизировать словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Учить комбинировать слова, устанавливать связи, составлять рассказы.

- «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

- Памятка

«В помощь родителям – развивающие игры ТРИЗ»

-Рекомендации «Придумать с детьми загадки»

январь

- Конспект ООД   «Четыре волшебницы»

Цель: развитие познавательной активности детей и творческого воображения.

- Конспект ООД «Нам по силам волшебство»

Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.

Дидактические игры:

- «Изобретатель» (метод Робинзона)

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

- «Скажи наоборот» (Метод мозгового штурма)

Цель: учить подбирать анонимы, слова, противоположные по значению.

- «Чем был - чем стал» (Метод системного анализа)

Цель: учить детей устанавливать взаимосвязи предметов и материалов во времени.

- «Как это раньше делалось?»

(Метод системного анализа)

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции.

- "Что будет если..?" (Метод маленьких человечков)

Цель: на развитие мышления, речи, гибкости ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

- Консультация для родителей «Технология ТРИЗ в условиях ДОУ и дома»

- Конкурс на лучшую рифму

февраль

- Конспект ООД Игра «Что? Где? Когда?».

Цель: продолжать учить детей играть в интеллектуальные игры, соблюдать правила игры, отвечать на вопросы;  

развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение); развивать воображение детей.

- Конспект ООД «Головные уборы».

Цель: закрепление представлений у детей о том, как нужно обращаться с вещами (головные уборы) ; обогащение знаний детей о свойствах материалов, из которых они сделаны и их назначение.

Дидактические игры:

- «Соедини нас» (Метод системного анализа)

Цель: учить устанавливать ситуативные связи между предметами.

- "Мои друзья" (Метод мозгового штурма)

Цель: учить детей находить общие свойства, функции с объектом, развивать словарный запас детей, логическое мышление, речь.

- «Цепочки ассоциации» (Метод каталога)

Цель: активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей.

- «Продолжи предложение» (Метод системного анализа.)

Цель: научить детей определять роль и место объектов, их роль.

- «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

- Рекомендации для родителей

«Методика ТРИЗ для развития детей»

март

- Конспект ООД («Обувь») «Тапки — на лапки, Сапожки — на ножки»

Цель: расширять знания детей об обуви, упражнять в образовании прилагательных от существительных, учить выявлять и разрешать противоречия, классифицировать обувь, группировать обувь по определённому признаку.

- Конспект ООД  "Наши четвероногие друзья" Цель: расширять представления детей о домашнем животном - собаке, познакомить с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни; закреплять навыки составления развёрнутого рассказа по описательным схемам.

Дидактические игры:

- «Путаница» ( Метод каталога)

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

- «Идеальный конструктор» (Метод мозгового штурма)

Цель: развивать монологическую речь детей, память, внимание, фантазию.

- «Обобщение понятий» (Метод системного анализа)

Цель: развивать мыслительную функцию обобщения для развития творческих возможностей воображения и мышления.

- «Круглые очки» (метод каталога)

Цель: развивать воображение ребенка, его связную и образную речь.  

- «В мире животных» (Игра на воображение)

Цель: показать характерные особенности зверей, используя мимику и жесты.

- "Цепочка" (Метод мозгового штурма)

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

- Рекомендации для родителей

«Использование ТРИЗ – технологии

в повседневной жизни»

Заключительный этап:

 -Формирование папки с накопленными  методическими пособиями;

 -Оформление результата проекта в виде презентации;

 -Оформление выставки дидактических игр по технологии ТРИЗ.

Список использованной литературы

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991.

 Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008  

                                                                                                                                                    Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004

Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006

Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010

Корзун А.В. Цели, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики. Решение проблем многоуровневого образования средствами ТРИЗ-педагогики. Саратов, 2008

Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003

Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006

Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007

Сидорчук Т.А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по  развитию связной монологической речи через  обучение составлению  творческого  рассказас применением ТРИЗ  &l...

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...