Применение ТРИЗ технологии в пескотерапии
методическая разработка на тему

Суворкова Наталья Михайловна

В помощб педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystavka.docx807.04 КБ

Предварительный просмотр:

Применение ТРИЗ-технологии в песочной терапии

    ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Многие педагоги и  родители используют элементы ТРИЗ в своих занятиях с детьми, даже не подозревая об этом.
    ТРИЗ для дошкольников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того, чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
       Многие игры знакомы мамам и воспитателям, но когда обучение и развитие проходят систематически, то ребенку проще приобретать новые умения и навыки. Поэтому тем, кто заинтересован в становлении гармоничной творческой личности малыша, необходимо поближе ознакомиться с ТРИЗ для дошкольников. Это не только полезно, но еще и очень интересно
      Как известно, дети с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью... Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний. Для начала нужно узнать с ребятами, что такое песок, какой он бывает, и можно ли с песком играть и рисовать на нем???

Первым делом нужно рассмотреть разноцветный песок, потрогать его, понюхать, сравнить песок разных фракций.

Далее,с помощью электронного микроскопа рассмотреть все частички песка, и сравнить песок и манку.

Сравнив песок с манкой, ребята предпологают, что же можно делать и с тем и с другим...
(Можно рассыпать, пересыпать и рисовать и т.д.)
      Каждый из ребят сам придумал способ рисования на песке (пальчиком, палочкой, кисточкой и т.д.). Кто-то оставлял следы своих ладошек и кулачков...сыпучестью.
 Да, чуть не забыла о самом главном. В начале занятия к ребятам прилетела Песочная фея, вот она то и помогала им с исследованием песка.
       Почему же песочная терапия так популярна в настоящее время и очень часто используется в работе педагогов  в ДОУ. Дети в дошкольном возрасте, находясь в детском саду, пытаются найти выход своей творческой энергии, но зачастую можно услышать от ребенка, что он не умеет рисовать. Ребенок испытывает тревожность по поводу того, что он может испортить свой шедевр, что у него не все получится, а на листе бумаги исправить нарисованное красками или цветными карандашами невозможно, именно поэтому очень часто в своей работе с  дошкольниками я использую техники рисования сухим песком. Сначала дети оставляют отпечатки разными предметами на песке, далее они рисуют  каляки-маляки, а со временем начинают рисовать картины, сюжеты к разным сказкам, оживляют музыкальные произведения рисуя на песке всплывающие в голове образы.
      Трогая руками песчинки, ребенок развивает мелкую моторику рук, тактильные ощущения и координацию движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти.  Песок так же развивает творческие способности ребёнка и фантазию, помогает справиться с негативными эмоциями.


Таким образом, рисование на  песке позволяет:
• Стабилизировать психоэмоциональное состояние
• Совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику
• Стимулировать развитие сенсорики, тактильно-кинестетической чувствительности
• Развивать навыки общения и речь, пространственную ориентацию
• Стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор
• Разнообразить способы сотрудничества.
 
• Развивать воображение, творчество использую некоторые элементы технологии ТРИЗ
         
Не подсказывайте готового решения, покажите ребенку разные варианты, обсудите с ним правильные и ложные шаги к цели.

Игра «Путешествие в страну А» 

Цель: развивать фонематический слух, способствовать мануальному осознанию ребёнком абстрактных символов букв (зрительное запоминание буквы подкрепляется телесной памятью), коррекция звукопроизношения, обучение слоговому чтению.

Материал: пластмассовые буквы, фигурки людей, зверей и др., в названиях которых будут встречаться необходимые звуки.

 Есть прекрасная страна,
Где принцессу зовут А, (Взрослый ставит в песочницу фигурку, на которой прикреплена буква А.)
В море плещутся а-кулы, (Дети в песочнице создают море и помещают акул, на которых тоже наклеен звук [А].)
И а-исты в садах живут, (Дети создают сад из деревьев, населяют его птицами с наклеенными буквами А.)
А-пельсины и а-рбузы
И а-кации цветут, (В песочнице появляется растение с буквой А.)
Чтобы здесь нам поиграть,
Надо много слов назвать.
Привести сюда друзей,
В чьих названьях — А.
— Смелей!
     Отобрать несколько игрушек, в названиях которых есть звук [А], прикрепить на них букву А. Фигурки поставить рядом для выбора детей. Приготовить букву А на карточке.
      Для формирования положительной мотивации речь следует сопрягать с действием — вместе строить сказочную страну.
       Для того, чтобы поиграть в песочнице с фигурками, ребёнок должен назвать .не менее трёх слов (слова, содержащие звук [А] в начале, середине, конце слова). Можно помочь ребёнку: «Ты знаешь, у принцессы есть друзья, которых зовут Аня, Антон ... ?»
      Затем воспитатель рассказывает о том, что он получил ключ от страны принцессы А и является её почётным гостем (при этом нужно вручить карточку с изображением буквы А).

 По этому принципу можно сочинять, придумывать и разыгрывать игры-сказки о буквах и словах, постепенно усложняя и расширяя речевой материал, использовать подобные сказки для введения понятий «слог-слияние» и «слог-примыкание». Это один из элементов аналитико-синтетического способа обучения грамоте.

Игра-сказка «Злой Кощей».

 Для игры понадобятся составляющие слова буквы. Вместе с воспитателем дети складывают слова и читают их. Потом ребёнок закрывают глаза, а воспитатель перемешивает буквы, частично закапывая их в песок. Ребёнок должен сложить первоначальные слова, отыскав недостающие буквы в песке запоминается не только звучание слова, но и правильный образ.

Познавательные игры

1. Игры, направленные на знакомство с окружающим миром.

 Через них мы познаём то, что рядом с нами: животных (диких, домашних), насекомых, леса, поля, реки, озёра, моря, острова и пр. При использовании технологии ТРИЗ, можно придумывать совершенно новые и виды техники, и животных, и птиц и т.д.

 2. Географические.

 Знакомят с жизнью людей в разных уголках планеты. Можно моделировать в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.  (Можно поставить фигурки экзотических деревьев по ярусам, использовать природные материалы, обвить деревья верёвочками — лианами, устроить тропический ливень, разместить фигурки зверей. Например, для северного полюса пригодится соль, пенопласт, вата). Только все эти задания и материалы дети должны  предложить сами или может придумать свои, совершенно оригинальные.

 3. Исторические игры.

 Разыгрывание исторических событий (даже профессиональные военные используют игры на песке, изучая стратегию боевых действий).

 4. Игры-экскурсии по родному городу.

 Можно создать на песке улицы,  площади,  свой двор.  При этом воспитатель пусть расскажет о них что-то интересное.

Материал: здания, транспорт, растения, постройки (мосты, ограды, ворота), природный материал (шишки, мох, веточки, камни, ракушки, кораллы, кости и др.), бросовый материал (вата, пластиковые крышки, пенопласт, пробки и т.д.).

     Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "это неправильно". ТРИЗ-технология в детском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.
        Не забывайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной. Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи.
    Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации

C:\Users\Samsung\Desktop\8cf9cccfba23601dc5efc960f308fc3f.jpg

C:\Users\Samsung\Desktop\3-.jpg

C:\Users\Samsung\Desktop\6.JPG

C:\Users\Samsung\Desktop\1-pesochnaya-terapiya-dlya-detok-ot-3-let.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях

Применение ТРИЗ технологии в образовательных областях....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

Применение ТРИЗ - технологии в детском саду

Применение ТРИЗ технологий для обучения детей....

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...