Мастер-класс для педагогов «Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники»
методическая разработка по развитию речи

 Замараева Людмила Леонидовна

Мастер-класс подготовлен для педагогов с целью знакомства с технологией "Мнемотехника" при заучивании стихотворений с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx 466.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      муниципальное автономное дошкольное

                                                           образовательное учреждение                                                                                                                    

                                                                    города Новосибирска

                                                          «Детский сад № 238 «Речеёк»

                               г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

                                  ИНН 404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Мастер-класс для педагогов

«Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники»

Подготовила:

Замараева Л.Л.

Цель:

- ознакомление педагогов с мнемотехникой как способом развития речи дошкольников.

Задачи:

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;

- поиск новых рациональных средств, форм, и методов речевого развития дошкольников;

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методический приём, которые я использую в речевой работе с детьми.

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный доля закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.

Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен-это ассоциации, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы!

С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:

-развивать связную речь;

-развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;

- обучать детей правильному звукопроизношению;

-развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- развивать у детей психические процессы: мышление, память. Внимание, воображение.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы -рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом доля создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица(Приложение №1)

Мнемоквадрат-одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое изображение.

Мнемодорожка-рад картинок (3-5), которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.

Мнемотаблица-это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)

Этапы работы с мнемотаблицей.

1.Показ таблицы (мотивационный -что, зачем и т.д.).

2.Рассматривание (что нарисовано в каждой ячейке).

3.Ассоциации (что это, на что похоже).

4.Запоминание.

5.Воспроизведение.

Вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворение и любые тексты.

Этапы работы над стихотворением:

- сначала я выразительно читаю стихотворение.

-сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз читаю с опорой на мнемотаблицу.

-задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль  стихотворения.

-выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.

-читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.

-дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

А сейчас уважаемые педагоги, я предлагаю вам составить мнемотаблицу. (Приложение №2)

Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А сейчас, посмотрите на свои мнемотаблицы и прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Итак, мнемотехника:

-сокращает время запоминания;

-развивает основные психические процессы;

-устанавливает причинно-следственные связи;

-развивает умение перекодировать информацию;

-помогает делать выводы и схематизировать материал.

Приложение №1

Приложение №2

Насекомые.

Прилетела к нам вчера полосатая пчела,

А за нею шмель-шмелёк,

И весёлый мотылёк.

Два жука, и стрекоза (как фонарики глаза),

Приходили муравьи и травинку принесли,

А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.

Наши игрушки.

Много игрушек в детском саду,

Наши игрушки стоят на виду:

Кот в сапогах, длинноухие зайки,

И барабан, и балалайки.

Куклы нарядные в косах сидят,

Куклы на зайцев и мишек глядят.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий

Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...

Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"

        Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу п...

Консультация для педагогов "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"

   Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей за­учивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое ...

Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.

В работе с  дошкольниками  важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...

конспект занятия -заучивание стихотворения с использованием мнемотехники

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием мнемотехники...

конспекты занятий по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники

Представлены конспекты занятий в старшей и подгготовительной к школе группе по заучиванию стихотворений с использованием как готовых мнемотаблиц, так и "зарисованных" во время занятия детьми...