Мастер-класс для педагогов «Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники»
методическая разработка по развитию речи
Мастер-класс подготовлен для педагогов с целью знакомства с технологией "Мнемотехника" при заучивании стихотворений с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.docx | 466.54 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 238 «Речеёк»
г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30
ИНН 404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604
Мастер-класс для педагогов
«Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники»
Подготовила:
Замараева Л.Л.
Цель:
- ознакомление педагогов с мнемотехникой как способом развития речи дошкольников.
Задачи:
- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии речи детей дошкольного возраста;
- поиск новых рациональных средств, форм, и методов речевого развития дошкольников;
- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.
Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать методический приём, которые я использую в речевой работе с детьми.
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования, где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольный возраст самый благоприятный доля закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приём мнемотехники.
Основной «секрет» мнемотехники прост и всем известен-это ассоциации, т.е. связь нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), дошкольник вспоминает и все остальные образы!
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
-развивать связную речь;
-развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи;
- обучать детей правильному звукопроизношению;
-развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- развивать у детей психические процессы: мышление, память. Внимание, воображение.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы -рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом доля создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица(Приложение №1)
Мнемоквадрат-одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое изображение.
Мнемодорожка-рад картинок (3-5), которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.
Мнемотаблица-это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.)
Этапы работы с мнемотаблицей.
1.Показ таблицы (мотивационный -что, зачем и т.д.).
2.Рассматривание (что нарисовано в каждой ячейке).
3.Ассоциации (что это, на что похоже).
4.Запоминание.
5.Воспроизведение.
Вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворение и любые тексты.
Этапы работы над стихотворением:
- сначала я выразительно читаю стихотворение.
-сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем ещё раз читаю с опорой на мнемотаблицу.
-задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль стихотворения.
-выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме.
-читаю отдельно каждую строчку стихотворения. Дети повторяют её с опорой на мнемотаблицу.
-дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
А сейчас уважаемые педагоги, я предлагаю вам составить мнемотаблицу. (Приложение №2)
Для этого перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующая строка и т.д. Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А сейчас, посмотрите на свои мнемотаблицы и прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатляется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.
Итак, мнемотехника:
-сокращает время запоминания;
-развивает основные психические процессы;
-устанавливает причинно-следственные связи;
-развивает умение перекодировать информацию;
-помогает делать выводы и схематизировать материал.
Приложение №1
Приложение №2
Насекомые.
Прилетела к нам вчера полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелёк,
И весёлый мотылёк.
Два жука, и стрекоза (как фонарики глаза),
Приходили муравьи и травинку принесли,
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.
Наши игрушки.
Много игрушек в детском саду,
Наши игрушки стоят на виду:
Кот в сапогах, длинноухие зайки,
И барабан, и балалайки.
Куклы нарядные в косах сидят,
Куклы на зайцев и мишек глядят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий
Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...
Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"
Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу п...
Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники.
заучивание стихотворений...
Консультация для педагогов "Заучивание стихотворений с использованием приемов мнемотехники"
Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать. Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое ...
Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.
В работе с дошкольниками важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...
конспект занятия -заучивание стихотворения с использованием мнемотехники
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием мнемотехники...
конспекты занятий по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники
Представлены конспекты занятий в старшей и подгготовительной к школе группе по заучиванию стихотворений с использованием как готовых мнемотаблиц, так и "зарисованных" во время занятия детьми...