Мастер-класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему
Мастер – класс "Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники"
Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу познакомить с методами и приёмами познавательно-речевого развития дошкольников, которые .использую в своей работе.
Правила мастер-класса.
-«Находи здесь и сейчас»
-«Говори, что знаешь»
-«Делай, что умеешь»
-«Позитивно относись к мнениям других»
-«Уважай время»
-«Помни, что знать и уметь никому не вредно»
Установление эмоционального контакта
— Давайте начнём нашу работу. Чтобы преодолеть вашу застенчивость, нерешительность давайте поприветствуем друг, друга.
Установление » Давайте поздороваемся«
Сейчас я попрошу вас встать и поздороваться друг с другом. Здороваться надо определённым образом.
— на хлопок — здороваемся за руки и произносите любое приветствие;
-на звук бубна — здороваемся плечиками и произносим «добрый день».
Связная речь является наиболее сложной формой речевой деятельности. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили многим современным детям живое общение. Речевой опыт у них ограничен, языковые средства несовершенны, разговорная речь бедна.
Решение этой проблемы я нашла в технологии мнемотехника.
Слайд 2 Все мы знаем, как трудно бывает ребёнку построить связный рассказ, даже просто пересказать знакомый текст. Вопрос.
Дело тут не только в уровне развития речи. Детей часто сбивают детали произведения, которые на их взгляд показались наиболее важными, и они могут повторить их неоднократно. Например: «А у волка были большие зубы», «У него была пасть страшная» и т. д., забывая о дальнейшем развитии событий. А ведь основное для рассказчика - передать сюжет произведения, быть понятым другим человеком, а не просто выразить чувства. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая: дети пропускают смысловые звенья, логическую последовательность повествования, делают ошибки в построении предложений. То есть, ребёнок…
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.
Слайд 5 Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют :…..
Слайд 6 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. , т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга), медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
Слайд7 Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте используем простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.Вся работа строится, как мы уже говорили, от простого к сложному. (Алгоритм обучения детей)
Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности , так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Слайд 8 Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. На слайде приведён пример мнемотаблицы для заучивания стихотворения. Как Вы уже успели заметить, на каждую строчку стихотворения создана своя мнемодорожка, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты.
слайд 9
Этапы работы над стихотворением:
- Взрослый выразительно читает стихотворение;
- сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть, затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
- задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
- выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
- читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу;
- ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
2. Практическая часть.
А сейчас, уважаемые коллеги, мы с Вами попробуем поработать практически с мнемотаблицами.
Педагогам предлагается пробное задание – «Разминка»:
Упражнение «Рисуем слова» (педагоги рисуют схематично называемые воспитателем слова):
ВОДА ЯБЛОКО ЯЩИК ШОКОЛАД ДУБИНКА СЛОН КУРИЦА РОДИНКА ЗАБОР ОВЦА ЛУК ЗВЕЗДА МЫШКА ТАБЛИЧКА ПОЛОТЕНЦЕ - ЛЕТ. ТАРЕЛКА - КОЛЕСО БАЛЛОНЧИК САХАРНИЦА ОГУРЕЦ СОУС ТУРНИК ДИВАН СТАКАН МИСКА
2.Основное задание :
Нарисовать мнемотаблицу к стихотворению Русская береза.. Далее можно нарисовать мнемосхемы к стихотворению Агнии Барто из цикла «Игрушки».
Задание «Наполни бочонок».
Участникам предложены жетоны желтого цвета (мед), и коричневого цвета (деготь). Ведущий держит в руках бочонок с надписью «Мед».
- Наш мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. Помогут нам в этом жетоны.
Инструкция к жетонам:
если вас заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку меда» в бочонок - положите желтый жетон.
Вас не заинтересовал предложенный материал мастер – класса, вы не будете его использовать в своей работе – «добавьте ложку дегтя» в бочонок - положите жетон коричневого цвета.
Подведение итогов мастер – класса с помощью жетонов.
Приложение №1
Строка | Вопрос | Ответы детей | Схема |
Люблю березку русскую | - Почему русскую березку? - Какое дерево нарисуем? | - Потому что она символ России. - Растет в России. | березка |
То светлую | -Как можно изобразить светлую березку? | - Солнышко нарисовать. - Как в солнечный день все светло. | солнышко |
То грустную | -Как можно изобразить грустную березку? | Солнышко за тучкой. Пасмурно, грустно. | солнышко за тучкой |
В белом сарафанчике, С платочками в кармашике, | -Что это за сарафанчик у березы? -А платочки? | -Ствол березы. -Черные полоски. | Ствол в форме сарафана с кроной и черные штрихи с веточками |
С красными застежками, С зелеными сережками | - Как можно обозначить красные застежки и зеленые сережки? | -Можно цветом обозначить | две кляксы – зеленая и красная |
Люблю ее нарядную Родную, ненаглядную | -Как мы обозначаем любовь? | - Мы рисуем сердце. - Родная и ненаглядная как мама. -Можно напечатать слово мама | Сердце и слово МАМА |
Она всегда с подружками | -Кто ее подружки? | -Это березки, которые рядом растут. | Нарисовано несколько берез |
Под ветерком склоняется Склоняясь, не ломается | -Почему склоняясь не ломается? -Как обозначить это? | - Ствол у березки гибкий. -Можно перечеркнуть – не ломается значит. | Согнутая березка перечеркнута. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_hayrush.ppt | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопрос педагогам: какие трудности и почему испытывает ребёнок при построении связного рассказа? Ребёнок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Вопрос педагогам: Где можно использовать карточки- схемы?
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете.
Вопрос педагогам: как вы думаете, из каких этапов состоит работа по использованию мнемотаблиц?
Последовательность работы с мнемотаблицами :
Этапы работы над стихотворением:
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через заучивание стихотворений с использованием мнемотехники и информационных компьютерных технологий
Не для кого не секрет, что в настоящее время дети обладают скудным словарным запасом, у них не совершенно логическое мышление, плохо развито внимание, часто нарушено звукопроизношение, дети затрудняют...
Консультация для родителей Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста
Разучивание стихотворений с использованием мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста ...
Заучивание стихотворения с использованием мнемотехники.
заучивание стихотворений...
Организация работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемотехники в старшей группе ДОУ.
В работе с дошкольниками важное место занимает работа по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворений является одним из средств умственного, нравстве...
Методика разучивания стихотворения с использованием мнемотехники.
Методика разучивания стихотворения с использованием мнемотехники....
Конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком средней группы (ОНР II уровня речевого развития) Тема «Автоматизация звука [З]. Заучивание новогоднего стихотворения с использованием мнемотехники»
Представлен конспект индивидуального логопедического занятия с ребёнком средней группы (ОНР II уровня речевого развития), в котором подбрано новогоднее стихотворение для автоматизации звука [З] ...
Технологическая карта дидактической (Интерактивной) игры «Найди по тени (разучивание стихотворения с использованием мнемотехники)».
Цель: развитие речи у дошкольников старшего дошкольного возраста, посредством разучивания стихотворения Плещеева А. Н. «Скучная картина»Задачи:Социально-коммуникативное развитие: закреплят...